TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


28.10.2018
10:44

В связи с юбилеем Марка Захарова.

    Для меня, человека не театрального, Захаров существует как антисоветчик, сжёгший перед телекамерой свой партбилет, когда это было уже не страшно сделать. (Его фильмы меня по какой-то причине не взволновали, ни один, - это, чтоб было понятно, почему я так политизировано к нему отношусь. Впрочем, есть подозрение, что фильмы его мне показались сделанными не от тайного и непонятного зова души, а вполне осознано – скрытые такие сатиры на СССР. А сатира для моего вкуса – это наиболее нехудожественный род искусства. После лирики, драмы и эпоса. В чём у меня есть даже теоретическая поддержка – в виде статьи “Сатира” в “Словаре литературоведческих терминов” 1974 года издания.)

    И вот – юбилей. И показывают и показывают по центральному ТВ бешеный танец из “Формулы любви” (1984). И мне подумалось…Поскольку в стране налицо длящаяся реакция на катастройку и дерьмократию, можно бездоказательно приписать Захарову мнение о русской истории такое же, на какое набросился Михалков и выраженное в знаменитом ролике из Ельцин-центра. Уничижительное. Лично я от Захарова слышал только очень затушёванное мнение о россиянах вообще в сравнении с украинцами: россияне, мол, угрюмые. Или что-то такое. Негативное. А российская история – это ж свидетельство о том, как – как сейчас говорят – Россия всегда живёт вопреки. И – героически. – Такая, мол, судьба. Удивлять народы и государства, как написал Гоголь. – Позитивное.

    Вот, подумалось, в этом танце балетной группы Куломзина – образ насмешки над такой судьбой России. Любовной, но насмешки (и в том – художественность: потому что не осознаётся, наверно, – это чувствуется и потому всем нравится ПОЧЕМУ-ТО). (Гоголь своего Хлестакова тоже любил.)

    Для того же Захаровым выбрано и время действия – век наибольшей славы России, XVIII. Екатерининский. (Победу над Наполеоном вполне можно относить к тому же веку, как непосредственное его продолжение.)

    В отклонении судьбы страны – по мнению её либеральных критиков – от нормы (движения к капитализму к наибольшей выгоде) пару России долгое время составляла Италия. (Потому так подолгу там жил тот же Гоголь.) И для насмешки над Италией вполне годился горе-прогрессист Калиостро. И потому такая одежда балетной группы:

    "Танцоры выступают в красно-чёрных “карнавально-итальянских” (мужская часть) и русских народных (женская часть) костюмах” (http://www.cultin.ru/films-formula-lyubvi-p3).

    Крестьяне ж, в качестве солдат, были главным инструментом стремительного расширения территории Российской империи при Екатерине. А либералы ж считают колоссальное расширение территории отрицательным фактом, ведущим к социальной отсталости:

    "…использовать новые для данного субъекта, общества территории теми же способами, методами, что и старые, ранее сложившиеся” (http://www.strana-oz.ru/2002/6/rossiyskoe-prostranstvo-kak-predmet-osmysleniya).

    Правда, Италия отставала на пути в капитализм как раз наоборот – из-за своей раздробленности (нужен же национальный рынок). Но. Что особо задумываться? Отстали обе – так смеяться над обеими. Тужатся, мол, а не туда. Бешеный бег-танец, а какой-то дёрганный.

    Ещё и в направлении справа налево, образе затруднённого движения для всех народов с письменностью, наоборот, слева направо. А этот темп скороговорки, сопровождающий суетливую (насмешническую) музыку…

    Казалось бы, слова песни "Тема Калиостро" (Юлия Кима, всегда – см. http://art-otkrytie.narod.ru/kim2.htm – бывшего правым диссидентом), - слова против капиталистической ни перед чем не останавливающейся наживы.

     

    Чего таки не думают

    Чего таки не пробуют

    Чего таки не делают

    Из чего хотите

    Закидывайте неводы

    Угадывайте поводы

    Загадывайте выводы

    Только не сидите

    Засиживаться нечего

    Фортуна переменчива

    У стада человечьего

    Помыслы одни

    Вытягивайте золото

    Из меди и из олова

    Из невода, из омута

    Из старого, из малого

    Изнова и заново

    Умело и без опыта

    Вытягивайте золото

    Вытягивайте золото

    Золото, золото

    Золото тяни

    Но. Поспешать надо умеючи. Да здравствует рационализм! А он – против авантюризма. Против жизни вопреки. Вот и мельтешение такое в песне – насмешка. – Как и с танцем.

    Захарову, знающему, каков Юлий Ким, достаточно было просто пригласить к себе в фильм этого автора, и всё, что Захарову нужно было от музыки, получалось уже само собой. А вот как с этими дикими танцами?

    Написано в титрах: “Хореография Светланы Воскресенской”.

    Я посмотрел её “Новогодний детектив” (1989).

    Риск – благородное дело…

     

    Я был (да и есть) идеалистичный субъект. Еле дождался, когда мне стукнет 14 лет, чтоб написать заявление в комсомол. Раньше было нельзя. В нашем классе в райкоме застукали незадолго перед тем одну, написавшую заявление до 14 лет. Завернули. Так что я решил не рисковать. И был просто счастлив, когда меня приняли. А через год умер Сталин. И, зная, как массово вступили в партию люди, когда умер Ленин, повалили в комсомол те, кто ещё в него не вступил. И двоечники. Один из них, ко мне до того никак не относившийся, меня как-то, видно, выделил, и попросил меня дать ему рекомендацию. Рассчитывал, что с ТАКОЙ рекомендацией ему простят, что он двоечник. (Я уж и не помню, чем я заслужил такую репутацию. Наверно, я кому-то за год пребывания в комсомоле успел отказать в рекомендации как недостойному комсомола.) И я помню (даже место, где это было – в спортзале, возле брусьев {а я был последний человек по физкультуре}), - помню, что с большой серьёзностью отнёсся к его порыву и надежде на меня. И взял в обмен с него слово, что двоечником он быть перестанет. Он поклялся. Я рекомендацию дал. И он был принят. Но вообще жизнь его пошла под откос. Он после десятилетки поступил в школу милиции. Милиция его морально сломила. Он бросил работу, жену, дочь, запил, затаскался. Нас, одноклассников, мало осталось в городе, и я с ним виделся. Он меня по-прежнему уважал. Но однажды – с горечи? – поиздевался. По-особому. Он здорово играл на рояле. (Он был генеральский сын, и именно рояль стоял у них в квартире.) И раз, когда я был у него, спросил меня, какая опера мне больше всего нравится. “Травиата”, - ответил я. Он стал играть арии из неё. Я млел. А он вдруг сделал попурри из по-разному играемых этих арий: то маршеобразно играл, то вальсообрзно, то как похоронный марш. Он знал, что я чуток на музыку. Я, не выдерживая такого издевательства над Верди, в голос выл и взмолился перестать. Он ещё надо мной поиздевался немного и перестал.

     

    Вот нечто подобное сделала Светлана Воскресенская в “Новогоднем детективе” по отношению к Чайковскому. К его “Шестой симфонии”, в частности, которую я сам себе годами запрещал слушать, чтоб… не оскорблять композитора и самого себя. Ибо, когда я иногда, будучи обязательно один, её слушал – я рыдал, просто рыдал. И боялся, что, если я стану часто её слушать, она перестанет так сильно на меня действовать… И я оскорблю Чайковского. (Ну вот такой я идеалист.) А у Воскресенской под патетическое звучание балетом идёт комедия: капризные дети бросились на пол и колотят кулаками по полу… Хоть вой. И вся музыка синкопирована – под популярную. И насмешливость-то Визбора даёт минус на минус – плюс – от того, что поёт забулдыга в подпитии: “И перекрыли Енисей, / А также в области балету / Мы впереди, говорю, планеты всей”… В общем, и Светлана Воскресенская, получается, подстать Киму и Захарову по антисоветскости. Под музыку симфонии Чайковского о смерти танцоры пьют из бутылки с надписью “Яд” и… музыка изменяется, и они весело пляшут.

     

    Гений Захарова сделал из фильма комедию. И я, кажется, смеялся. Но восторгался ли? Не помню, чтоб. И я смею думать, что это не реализм: "чтобы человечество весело расставалось со своим прошлым” (К. Маркс). Ибо реализм я понимаю, как открытие художником в социуме того, что ещё никому другому не открылось. И, да, в 1984, мне, провинциалу, не виден был крах лжесоциализма, хоть я говорил своим филонящим подчинённым конструкторшам, которых нельзя было ни уволить, ни даже приструнить, что нас выгонят из рая, как Адама с Евой. Но само обилие творцов-единомышленников в этом фильме “Формула любви” говорит мне теперь, что этот скорый крах уже был секретом полишинеля. То есть это была скрытая сатира. “Хотелось пошалить”, - как идёт теперь рефреном вокруг юбилея Марка Захарова.

    Всё от ума там было, а не от подсознательного идеала. И… я не могу назвать это художественностью. Оно имеет ценность всего-навсего эстетическую.

    15 октября 2018 г.

27.10.2018
12:36

Стыдно.

    Сегодня я впервые получил возражение по сути своего, если можно так выразиться, творчества. Суть – это что я объявил себя вправе считать неожиданность чего-то в . . .

26.10.2018
10:10

Настырье.

    Такого слова, может, и нет, но “Настырность” я уже применял для названия статьи. Я запомнил, как передо мной раскололась дама, сидевшая при книге отзывов о . . .

22.10.2018
10:31

Что теперь патриарх Константинопольский Варфоломей так спешит с новым расколом?

    В моей жизни было по крайней мере одно видение. На Украине. Я не считаю случай миража. (Я его ребёнком увидел, будучи в Средней Азии, на горизонте в виде цепи облаков . . .

20.10.2018
13:17

Снова и снова

    Каждый про себя знает, что, если что забыл и хочешь вспомнить, надо думать о чём-то около, и – вспомнится забытое. Представляется, что что-то подобное происходит с . . .

19.10.2018
14:12

Шаргунов со мной, наверно, не согласится.

    Уж не помню, к каким выборам это было… Коммунисты Зюганова собрались на съезд. Его транслировало ТВ в прямом эфире. Я слушал и возмущался. Ну к революции призывают . . .

16.10.2018
09:14

Вопрос на засыпку.

    Ко дню рождения С. Г. Люблю себя ставить в трудные положения с толкованием живописных произведений. Ну вот, например, с какой стати такая жизнерадостная . . .

12.10.2018
19:54

Мазохизм Жилинской.

    Плохая у меня память… Я помню, когда и где я обнаружил, что я слишком оригинальный, и что это плохо. Это было на первом курсе института. На выходе из зала, который . . .

11.10.2018
10:23

Тошно. (Что хотел сказать своим фильмом Серебренников)

    Мне хочется начать, как часто со мною бывает, с себя. Вспомнилось, как мне стало тошно от пресыщения. Вспомнилось от песни Науменко “Лето” (песня для Цоя 1982, . . .

09.10.2018
22:32

Ой, я, кажется, попал!

    Я, наверно, сначала расскажу, как я попал… Мне понадобилось получить образование, кто такой Лентулов. Я стал читать и прочёл: "Возникновение подобной живописи . . .

04.10.2018
21:11

Не спится.

    Быстро заснул, вскоре проснулся и не спится. К окну. Луна в небе. Небо всё в сиянии от неё – влажность большая. – Ох уж этот рационализм… Прочёл на днях соображение . . .

03.10.2018
15:50

Имею ли я право?

    Имею ли я право писать, если у меня нет развёрнутого толкования музыкального произведения (плюс у меня нет музыкального образования)? Мне, видите ли, хочется . . .

30.09.2018
11:29

Нерастраченная сила, неразгаданная грусть.

    Какой-то юбилей (или не знаю, что) Татьяны Дорониной. Смотрю какую-то о ней передачу по ТВ. И поражаюсь. Насколько никто не может высветить, чем её игра отличалась от . . .

29.09.2018
12:36

Не можешь - садись в лужу!

    Я раздираем надвое: думаю, что о любом произведении искусства или околоискусства могу сказать что-то дельное (раз сотни статей написал), и что я только то и могу, . . .

28.09.2018
11:19

Что меня гложет?

    Толковать живопись я начал стихийно, со спора с одним однокурсником, считавшимся знатоком живописи (мы же на инженеров учились) и имевшим у себя, хоть он жил в . . .

27.09.2018
15:47

Стоит ли иное у Сорокина читать.

    Я считаю субъектную организацию важнейшим критерием авторского намерения. О. Меерсон Начну издалека и признаюсь, что я уже проверил ту мысль, которая у меня . . .

24.09.2018
12:08

Накрутил себя.

    Александров, помню, его фамилия. Председатель научной Пушкинской комиссии при Одесском Доме учёных… Я пришёл на заседание этой комиссии рановато. Он пришёл ещё . . .

23.09.2018
09:36

Есть шанс...

    Есть шанс как-то доказать, что у Эдуарда Мане идеал абы какой жизни (то есть – импрессионистский) был подсознателен. Мане. Гражданская война. 1871. Самым чётким . . .

21.09.2018
18:28

Над чем смеётся Рубин.

    Вначале я предложу читателю посмеяться надо мной. Я с произведениями искусства похож на кота из известной басни. Во всеоружьи юный кот На первую охоту вышел И . . .

19.09.2018
22:50

Николай Чоччасов

    Я не раз отступал от своего правила – открывать скрытый художественный смысл произведения неприкладного искусства. И обращался к произведениям и неискусства . . .

<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100