Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
25.12.2017 |
Правота и неправота Шкловского.
|
||||||||||
24.12.2017 |
|
||||||||||
22.12.2017 |
|
||||||||||
20.12.2017 |
|
||||||||||
19.12.2017 |
Почему так мягко отвергнута советская власть.
|
||||||||||
16.12.2017 |
|
||||||||||
12.12.2017 |
|
||||||||||
06.12.2017 |
Отчего бывает не сразу понятно.
|
||||||||||
05.12.2017 |
|
||||||||||
04.12.2017 |
|
||||||||||
27.11.2017 |
|
||||||||||
23.11.2017 |
|
||||||||||
19.11.2017 |
|
||||||||||
10.11.2017 |
|
||||||||||
09.11.2017 |
|
||||||||||
08.11.2017 |
Утрилло. Я могу быть собою доволен. – Я мельком увидел кусочек картины… Нет не так. Картину-то мельком я увидел всю. Но врезался в память глухой забор. И я себе сказал, что надо вернуться к этой репродукции. Я вернулся. Увидел. Утрилло. Маризи-Сент-Женевьев. Ок. 1910. Разыскал, чей это пейзаж. Полез смотреть, кто такой Утрилло. И обнаружил, что это очень известный художник. Могу, повторяю, быть собой доволен – мой вкус меня не подвёл. Более того, сайт, где я узнал о его известности (я уж не помню, что это был за сайт), сообщал, что Утрилло импрессионист. Но у меня в душе что-то взбунтовалось. Импрессионисты, по-моему, оптимисты. А тут оптимизма не чувствовалось. И только потом, в других местах, я прочёл, что он постимпрессионист. – О. Это другое дело. Постимпрессионисты, по-моему, пессимисты. Резче – ницшеанцы. А я, извиняюсь, вычитав всё у Шалыгиной (только она боялась договаривать до конца… или я не знаю почему), считаю за ницшеанство то, что у других не вычитываю, но замечаю у всех ницшеанцев: идеал иномирия (антихристианского), принципиально недостижимого, ибо он лишь мыслим и до крайности нерационален (Алогизм, Апричинность, Вневременье и тому подобная метафизика, несуществующее). И всё – из-за крайнего неприятия Скуки Этого мира и всех-всех-всех утопий о Добре. В картине же Утрилло – какое-то приятие Скуки… Особенно – в этом глухом заборе. – Я б не удивился, если б наткнулся на какое-то доказательство, что художник с натуры срисовывал трещины на штукатурке этого забора. А подробность для меня всегда (кроме как в гиперреализме) признак приятия. Нет, это не чистое ницшеанство у Утрилло. Ницшеанство – оно как бы активное. А тут – пассивное, некий пробуддизм. Идеал – бесчувствие. Это безлюдье… Всепроникающее Ничто какое-то. Что там на небе – не поймёшь. Облака или туман. Окна домов на улицу не выходят. Зелень – нерасчленённость некая. Даже мостовая – не поймёшь: булыжная, не булыжная. Неужели грунтовая? Асфальта в 1910 году ещё не было. Такая же нерасчленённость и с черепицей. А тем не менее – впечатление подробнейшего живописания. Вкусного. Какая-то французская нирвана. Городская пустыня…
Читатель, вы согласитесь, что я не сразу нашёл слова, чтоб описать картину (я предлагаю мне поверить, что почти всегда пишу, не зная, к чему меня писанина приведёт; если к нелогичности, я, да, стираю (и то не всегда, ибо ошибки – учат, а я для обучения-то и пишу). Я как бы стенографирую свои мысли (в старину это называли, наверно, общением с богами). Вот это “не сразу” для меня и является одним из показателей того, что художник творил под влиянием подсознательного идеала, а я, зритель, сперва тоже лишь подсознанием воспринял выраженный художником его подсознательный идеал (и мне хватило доли секунды). И вот это-то я и называю в произведении – художественностью, а в зрителе – вкусом. Оба – подсознательного происхождения. Работой критика я считаю перевод подсознательного идеала автора в слова. – Такое вот химерическое занятие. Я, правда, тем лишаю своих читателей собственного их озарения. И резко понижаю действенность на вас самой репродукции. Но те, кто сам на озарение не способен, бывают мне благодарны. И потом… Есть же ещё у Утрилло картины. Попробуйте там найти образы (типа пустоты), выражающие пробуддизм автора. – У вас может произойти что-то, близкое к озарению. А не исключено, что я ошибся. И он не побуддист. Тогда вы мне напишите свой довод. 22 октября 2017 г.
|
||||||||||
07.11.2017 |
|
||||||||||
03.11.2017 |
|
||||||||||
02.11.2017 |
|
||||||||||
31.10.2017 |
|
<< 71|72|73|74|75|76|77|78|79|80 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"