TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


30.10.2015
17:05

Ай да Гоголь!

      "Положительный”, “светлый”, “высокий” смех Гоголя, выросший на почве народной смеховой культуры, не был понят (во многом он не понят и до сих пор). Этот смех, . . .

12.10.2015
12:16

Лезу в подсознание Некрасова.

    От “некрасив” его фамилия? Мне неуютно от такой своей находчивости. Я похож на выскочку. Но здорово интересно, проводя некий принцип, которого никто не . . .

03.10.2015
15:03

Аниш Капур и Высоцкий.

    Если лапидарно, - как подытоживал мои ему разглагольствования один мой товарищ, фантастически здорово не понимавший искусство, - искусство – это то, что не . . .

27.09.2015
17:11

Соврис.

    Не от слова “соври”, но что-то в такой ассоциации есть… Это я так сократил “современное искусство”… Уже треть жизни, как я живу, можно сказать, на берегу . . .

12.09.2015
18:40

На что именно подняла руку "Божья воля".

    Похоже, на это в числе прочих 4-х линогравюр Сидура. http://tsarev-alexey.livejournal.com/1228670.html Что могу думать я, обыкновенный зритель? Что Сидур рассуждает о Христе (раз крест . . .

10.09.2015
11:40

Отрывок

    из книги “Против В. Новикова”. "Могилу Марины тогда, в сорок первом, потеряли, потом через двадцать с лишним лет памятник поставили там, куда по интуиции указала . . .

04.09.2015
09:29

Письмо не Лисинкеру.

    Вы, Лисинкер, меня 2.09.2015 очень раздосадовали. Своим прямым (а не по противоположности) соотнесением “Христа в пустыне” Крамского со стихотворением Ахматовой . . .

25.08.2015
07:59

И я против.

    Кто читал мои статьи, заметил, что для меня деталью художественного произведения является дата его создания. Я считаю, что события так художника распаляют, что он . . .

10.08.2015
09:46

Тыняновская заноза.

    Вот у вас, читатель, нет проблем с общением с искусством. Вам произведение имярек или нравится, или нет. И всё. Вы отметили себе то или то – больше у вас с ним дел нет. . . .

05.08.2015
13:26

Бедный-пребедный Высоцкий.

    Я получил для ознакомления запись концерта в Тбилиси, посвященного 75-летию В. Высоцкого (https://www.youtube.com/watch?v=ezMuqpJpJSY). И хочу излить свою, если хотите, предвзятость . . .

03.08.2015
15:36

Как ни скажешь - всё не так.

    Я вот ношусь теперь с идеей-фикс, что искусство есть то, что имеет в тексте что-то родом из подсознания. И договорился, что какая-то непонятность есть признак . . .

02.08.2015
09:06

Против Максима Солохина.

    Против Максима Солохина. Я мыслил эту таблицу исподволь накапливать, но воинствующий Максим Солохин заставил меня её опубликовать прямо какую есть сейчас. Я . . .

31.07.2015
15:43

Рою землю.

    Объявляю: у меня новая мания. Дескать, искусство (неприкладное) есть то и только то, что несёт в своём тексте хоть что-то, рождённое подсознанием непосредственно . . .

30.07.2015
15:51

Сытый голодного не понимает.

    Мой молодой друг на жалобу, что не о чём писать, прислал мне текст о картине Жерико “Плот “Медузы”” (1819), Жерико. Плот "Медузы". 1819. в котором были подробности, . . .

27.07.2015
08:25

Найти подсознательное у Бальзака.

    Я, грешен, раза три, кажется, не больше, публиковал один и тот же текст под разными названиями. Вообще же каждая статья претендует на новизну. Сколько б я ни . . .

22.07.2015
20:54

Польза от акцента на подсознательном.

    Простите меня, читатель, я чувствую, что заметка моя будет намного объёмней повода к её написанию, к рассказу Игоря Михайлова “Обида" (2012). Простите и за то (если . . .

19.07.2015
18:02

Я - всем враг.

    Я – всем враг. Потому, что считаю, что для более глубоко взаимоотношения с искусством (не для более страстного; девицы, увивавшиеся за битлами, уверен, недосягаемо . . .

15.07.2015
16:21

Глаголева.

    Я столкнулся с массированным неприятием моей деятельности самого последнего времени. До того я специализировался на открытии обязательно скрытого художественного смысла произведения какого-нибудь очередного. Но их, художественных, с загадкой какой-то неформулируемой, стало как-то очень мало в моём поле зрения. И, воленс-неволенс, я перешёл к незагадочным вещам. Это сразу снизило востребованность моих писаний. Ну что за проблемы с незагадочными я мог надыбать? (Если без проблем и попыток их решать, то я не понимаю, зачем вообще писать.) Ну, проблему я тоже выискал: определять, к искусству или к неискусству относится незагадочная вещь. – Это оказалось ненужным тем, с кем у меня есть обратная связь по поводу написанного мною. Им как-то ясно, что искусство, что нет, а мои соображения – излишни.

    А я, наоборот, в гоне. У меня новая идея-фикс. Мне кажется, что я понял, почему Выготский, автор “Психологии искусства” (1925), при жизни не издал это исследование. Мне кажется, что я нашёл, как расширить понятие художественности так, чтоб расширение включало его понимание художественности.

    Расширение это простое: художественно то произведение, что содержит в себе детали, происшедшие из подсознания художника.

    Однако замах…

    Но плевать на него моим читателям, которые сами с усами, и, что художественно, знают, неведомо как, сами. То есть, я зря стараюсь.

    Ну что ж? Придётся писать для будущих людей. А будущих я представляю с моими интересами (я ж предполагаю, что в будущем люди будут жить искусством, т.е. жизнью условной; она не требует материального прогресса; материальный же прогресс, неограниченный, человечество погубил бы – материальным перепроизводством и перепотреблением). – Так что – вперёд и без стеснения!

    Вчера я посмотрел фильм Глаголевой “Две женщины” (2014). – Ни-че-го непонятного. И я б не стал о нём писать, если б сегодня не наткнулся на собственные слова из ещё неопубликованной вещи о ницшеанстве: “А Зло Мира неуничтожимо – сами эти неизменно несчастные любови проще простого это доказывают”.

    Неужели и Тургенев, по пьесе которого поставлен фильм, тоже подбирался к ницшеанству?!.

    Фильм кончается фейерверком вечером в помещичьей усадьбе, на который через окно смотрит супружеская пара, супружество которой уже давно чисто формальное. Фейерверком было появление в имении студента, нанятого в учителя сыну супругов. Фейерверк отгорел, и наступила всегдашняя скука. – Это резюме фильма.

    Нет, я и вчера задумался было, зачем вдруг вставлена сцена сватовства доктора к гувернантке (или кто там она). У Тургенева эта интрига, наверно, показана как не такая неожиданная. А тут… С таким напором эта неожиданность… - Как антитеза пошлости – непошлости запретной любви?.. На конюшне сцена сделана… И у этой пары никакого, даже скотского, влечения нет друг к другу. Ясно: для авторского “фэ” этой пошлости – брака по расчёту (оба – без особого положения в обществе, значит, они – пара).

    Или другие вопросы напрашивались: зачем эта ультрапорядочность так реет всюду…

    Но я отмахнулся, задавленный своей ненужностью рыть там, где людям всё и без меня понятно: бывает, мол, внезапная гроза среди благодати летнего дня; бывает…

    А сегодня вдруг мелькнуло: да не бывает, а ВСЕГДА ЕСТЬ. Зло Мира человеческого.

    Для того и такая благодать вне человека. Все эти роскошные картины природы вокруг помещичьей усадьбы, сама усадьба…

    Для того сама физическая красота действующих лиц. Для того их непритворная порядочность.

    Суть, как всегда в художественных произведениях, - идёт путём наибольшего сопротивления.

    Я где-то мельком недавно читал, что Тургеневу пришлось увидеть революцию во Франции вблизи, он ужаснулся крови, и навсегда его отвернуло от революции. А из России он так надолго уезжал из-за непереносимости реакции (на декабристскую революцию)… - Ну всё – плохо! Ну всё!

    Для того и так идиллически у Глаголевой показан контакт крестьян с господами. – Для Глаголевой тоже, наверно, всё в России теперешней в конец плохо. Да что в России – в мире! Для того, может, и фильм – русско-латвийско-французский.

    А ведь ничто не производило впечатления какой-то непонятности… Оказывается же, как и полагается художественному произведению, что оно не о том, о чём текст, в который можно ткнуть. Название “Две женщины”, а кино – мечта об иномирии каком-то, где всё не так, как в ЭТОМ мире, раз этот ТАК скучен своей обычностью.

    Никакой непонятности… Кроме вдруг отвратительности вдруг-сватания доктора. Глянуло мурло мещанина…

    А чем, собственно, не мещане все господа тут? Многое – устроено рационально. Муж так и остаётся в неведении, что тут на самом деле произошло. Его друг берёт на себя вину доведения Натальей Петровной себя до нервического состояния: он, друг, мол, её любит (что правда, да любит без взаимности). И – уезжает, мол, из благородства. Проблема для обоих решена. Для Верочки, воспитанницы, с благородным убытием студента (её, оказалось, не любившего) проблема тоже решена – она (не оставаться же жить с соперницей, Натальей Петровной) принимает предложение посватавшегося старика. И Наталья Петровна со студентом по-мещански удовлетворены (будет что вспомнить: фейерверк чувства). Тургенев – от скрытой ярости, наверно – назвал свою пьесу комедией. А тут, кроме доктора с его пассией, у всех тихая трагедия. Для ницшеанского (категорического) неприятия ни этой тихости, ни этой трагичности как раз и дано это вдруг “счастье” двух явных мещан на фоне остальных мещан, неявных, но действующих во имя Пользы и Порядочности. (Ницшеанство ж с Пользой, Порядочностью, да и со всем человеческим в контрах; оно – для сверхчеловеков.)

    Наверно, столкновение авторского отвращения к явному мещанству с авторским почтением к дворянскому благородству, оказывающимся объективно тоже мещанским, - это столкновение и даёт идеал свехчеловека и иномирия.

    Имели ль такой идеал в подсознании Тургенев и Глаголева – вопрос.

    Мне хочется ответить на него положительно. Ответить на том основании, что до меня идея ницшеанства только назавтра дошла.

    Слабый довод, конечно. Я могу быть просто достаточно глупым человеком.

    Но. У меня большой опыт переведения подсознательного автора в сознательное восприемника. Если мне потребовалась подсказка, упомянутая выше, то…

    15 июля 2015 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
325671  2015-07-15 16:32:25
-

10.07.2015
13:21

Нос по ветру.

    Вспомню ли хронологию? Сперва я подумал, что словосочетание “Юнна Мориц” слишком слышанное, и что вполне может быть, что когда-то это была поэтесса, здорово . . .

08.07.2015
08:31

Я в провале?

    Меня занесло абсолютизировать, что от древней повторяемости, лежащей в основе музыки и поэзии, в настоящее время в стихах, рождённых вдохновением, сохранилась . . .

<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100