TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


30.04.2015
21:33

Гюстав Доре.

    Я не понимаю, почему Гюстав Доре, иллюстрируя “Потерянный рай” Мильтона, не одел Адама и Еву, как то сделал Сын Божий перед отлётом на небо к Отцу по Мильтону?

     

    Так Суд вершил Небесный Судия

    И Он же – наш Спаситель, отдалив

    Удар смертельный, возвещенный днесь;

    И, сжалившись при виде их, нагих,

    Открытых воздуху, что должен был

    Большие измененья претерпеть,

    Не пренебрег от сей поры слугой

    Предстать пред ними. Как поздней своим

    Он слугам ноги умывал, теперь

    Покрыл, подобно нежному отцу,

    Их наготу и кожами одел

    С животных умерщвленных или с тех,

    Кто, словно гады, сбрасывают кожи,

    Дабы на молодые заменить.

    Не преминув одеть Своих врагов,

    Не только внешнюю их наготу

    Он кожами прикрыл, но во сто крат

    Постыднейшую наготу их душ

    Греховных Правды ризами облек

    И заслонил от Своего Отца;

    Затем, к Нему мгновенно вознесясь…

    Гюстав Доре. Иллюстрация к "Потерянному раю". 1865- 1866.

    Теперь попробуем понять непонятное.

    Мильтон свой “Потерянный рай” написал через 19 лет после Вестфальского мира, положившего конец войнам Реформации с Контрреформацией и переполовинившего Западную Европу. И вдохновлялся Мильтон барочным идеалом соединения несоединимого. Поэтому он нарушил Священное Писание и наказание проштрафившимся Адаму и Еве отдал не Богу-Отцу, а Его Сыну, осуществившему это вожделённое соединение несоединимого. И человек наказан смертью – по велению экстремиста Бога-Отца, и эта смерть отсрочена Сыном Божьим для жизни вне рая (всё-таки охранявшегося как-то от Сатаны) с лишь последующей смертью, а пока – живите, мол, в грехе и старайтесь, сколько можете, избегать греха.

    Это была некая гармония.

    И она, видно, не устраивала Доре через 200 лет. Может, сказывалось его мелкобуржуазное происхождение. А мелкая буржуазия весь XIX век подымала революции, так как победители в предыдущих революциях (из крупной буржуазии) мелкую обходили при делёжке приза победы. Поэтому, хоть положение мелкой буржуазии непрерывно улучшалось, и революционность Западной Европы падала, но капитализм тогда был достаточно плох для очень многих, чтоб и Доре был чем-то недоволен.

    Недовольных в искусстве тогда называли романтиками. Так они были оптимисты и пессимисты. Оптимисты хотели мир улучшить, а пессимисты считали, что это безнадёжно.

    Доре, видно, был оптимист. По крайней мере – до франко-прусской войны и Парижской Коммуны. Видно – по отходу от мильтоновского одевания Спасителем Адама и Евы в кожи. Ведь это было со стороны людей актом какого-то всё же приятия нового мира (вне рая), данного Богом. Бунтарство этого не позволяло. Вот Доре от Мильтона и отступил. Его Адаму и Еве предстояло самим изобрести одежду. И вообще много чего предстояло.

    Как вы думаете, что есть источник света в мире гравюры Доре? Сын Божий?

    Нет. Он, - да, светлый, - достаточно определённо отграничен от окружающего пространства. Если б свет исходил от Него, этого отграничения не было бы. Как бывает размыт диск солнца в тумане или в очень влажной атмосфере, переполненной парами, как это бывает на юге, или кристалликами льда, как это бывает на севере.

    Может, светится “инверсионный” след от полёта Спасителя?

    Такое могло б быть, если б след постепенно истаивал бы по интенсивности, чем он дальше от Спасителя. Мы же видим иное: перед нами солнце в утреннем тумане, очень сильном. И оно находится на середине куска неба между макушками древесных кущ и Спасителем. Клоки тумана светятся, пусть слабее, и по бокам трассы полёта Спасителя.

    Я это к чему? – К тому, что перед Адамом и Евой утро их новой, героической жизни.

    Мы, - совершенно в романтическом духе, - неотделяемые от единого главного героя, человечества, видим это прямо волшебное (из-за тумана) утро. Всё – светится! Это восторг, а не отчаяние, какое можно было б ожидать от изгнанных из рая. Это – счастье Свободы.

    А Свобода – это отблеск лозунга Великой Французской революции, который жил в сердцах многих и многих через десятилетия после этой революции в качестве мечты о свободе предпринимательства. (И продлилось это в оптимистическом качестве вплоть до перехода капитализма в империализм. Оставались в 1866 году считанные годы.)

    Не потому ли Гюстав Доре стал ТАК популярен во всём мире?

    30 апреля 2015 г.

26.04.2015
08:19

Уничтоженная картина художника Ге.

    Вам случалось, читатель, растрогаться, не понятно почему? Мне только что случилось. Вот от этого изображения. И я попробую себя понять. Это отвергнутая публикой и . . .

18.04.2015
16:46

Цепляет?

    Уже много лет (я старый), когда я начинаю читать произведение, считающееся художественным, мне через несколько строчек становится скучно. Если я вознамерился его . . .

11.04.2015
11:03

Понимаете ли вы Маканина?

    Недавно я был удивлён верностью объяснения психологом, почему маленьким детям не скучно повторять одно и то же простое действие: потому что они восхищены своей . . .

09.04.2015
09:45

Блохины.

    Их два: Николай и Валерий. И я решил, отступая от своего принципа, разбираться с ними, отправляясь от мнения живописца о них. (Принцип состоит в том, что живописец же . . .

24.03.2015
16:35

Надо не писать, когда не пишется.

    Но если ТАК разрекламировали… Фильм Лунгина “Родина” (2015)… А он оставляет меня совершенно бесчувственным… Досадно. Раз (см. тут) он, Лунгин, было, меня пронял. – . . .

19.03.2015
11:14

Вопрос на засыпку.

    …объясняла ему [Пьеру] то, зачем все эти люди спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти. Л. Толстой. Война и мир. Мне ясно, что катарсис, как кресало . . .

09.03.2015
20:24

Мыслимо ли...

    По одной детали произведения определить, каким идеалом был движим его автор? Я говорю о Тимофее Кулябине и его опере “Тангейзер” (2014). Одной деталью является . . .

02.03.2015
11:15

Есть ли сейчас соцзаказ?

    Речь о фильме “Батальонъ” (2015). Не смог смотреть где-то у середины кино. Из-за начавшейся череды фальши. С книгами как-то проще. Не нравится – закрываю, и всё. Привык . . .

25.02.2015
15:48

Эксперимент и его результат.

    Эксперимент состоял в следующем. Я послал в США знакомому репродукцию такой картины. Косолапов. Ленин. 1989. И попросил показать её каким-нибудь американцам, . . .

10.02.2015
16:44

"Не виноватая я..."

    (Перепечатка из журнала “ТОПОС” с добавлениями) Меня попросили, а я не отказал… Меня попросили высказать своё мнение о “Левиафане” (2014) Звягинцева… Попросил . . .

05.02.2015
15:40

Что, если это иллюстрация?

    Я хочу говорить о вот этой картине Коржева. Беседа. 1980 -1985. Мог ли Коржев в 1980 году прочесть в том же году вышедшую во Франции на русском языке книгу Бажанова . . .

30.01.2015
12:39

Пожалейте меня, люди!

    Я загнал себя в угол. Пытаясь объяснить себе и другим, что хотел сказать автор своим произведением (что само по себе трудно), я ещё приказал себе сделать это путём . . .

29.01.2015
21:40

Это и значит - вчитывать?

    У меня есть некие убеждения. С ними я подхожу к неоконченной картине Давида “Клятва в зале для игры в мяч” (1791). Быстро становится известно, что это именно . . .

26.01.2015
16:00

Я попал?

    Рассказ Буйды “Повесть о князе Алёшеньке” (2014). Стои`т в книге перед уже разобранным мною (тут) рассказом “Новый Дон Жуан” (2014). Надо решить, можно ли один . . .

26.01.2015
11:47

Хорошо, когда сходится.

    По уже начавшейся вырабатываться привычке я начинаю с себя. У меня есть заимствованная догма, что большие стили, каждый, имеют свою идейную формулу. То есть . . .

21.01.2015
11:15

История и Бунин, изнасилованные Михалковым.

    Мне легче всего начинать с себя… Ну и всё же я – инструмент познания… Так я, кажется, виноват перед Буниным. Дело давнее… Я назвал его реалистом в “Солнечном . . .

19.01.2015
17:30

Получится ли?

    Взять предложенное стихотворение: Среди миров, в мерцании светил Одной Звезды я повторяю имя... Не потому, чтоб я Ее любил, А потому, что я томлюсь с другими. И если . . .

08.01.2015
10:56

Заметка зануды.

    Зануда эта – я. Я часто начинаю с себя, потому что иначе меня могут вообще не понять. Есть разные жанры критики. Я представляю тот, когда критик ищет идеал, которым . . .

07.01.2015
14:14

С рыжим дружбы не води...

    Может ли кто согласиться со мною, что это неприятно, если ты читаешь роман или смотришь на живописное полотно и тебе понятны движущие автором силы? И наоборот, если . . .

<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100