TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


30.04.2015
21:33

Гюстав Доре.

    Я не понимаю, почему Гюстав Доре, иллюстрируя “Потерянный рай” Мильтона, не одел Адама и Еву, как то сделал Сын Божий перед отлётом на небо к Отцу по Мильтону? . . .

26.04.2015
08:19

Уничтоженная картина художника Ге.

    Вам случалось, читатель, растрогаться, не понятно почему? Мне только что случилось. Вот от этого изображения. И я попробую себя понять. Это отвергнутая публикой и . . .

18.04.2015
16:46

Цепляет?

    Уже много лет (я старый), когда я начинаю читать произведение, считающееся художественным, мне через несколько строчек становится скучно. Если я вознамерился его . . .

11.04.2015
11:03

Понимаете ли вы Маканина?

    Недавно я был удивлён верностью объяснения психологом, почему маленьким детям не скучно повторять одно и то же простое действие: потому что они восхищены своей . . .

09.04.2015
09:45

Блохины.

    Их два: Николай и Валерий. И я решил, отступая от своего принципа, разбираться с ними, отправляясь от мнения живописца о них. (Принцип состоит в том, что живописец же . . .

24.03.2015
16:35

Надо не писать, когда не пишется.

    Но если ТАК разрекламировали… Фильм Лунгина “Родина” (2015)… А он оставляет меня совершенно бесчувственным… Досадно. Раз (см. тут) он, Лунгин, было, меня пронял. – . . .

19.03.2015
11:14

Вопрос на засыпку.

    …объясняла ему [Пьеру] то, зачем все эти люди спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти. Л. Толстой. Война и мир. Мне ясно, что катарсис, как кресало . . .

09.03.2015
20:24

Мыслимо ли...

    По одной детали произведения определить, каким идеалом был движим его автор? Я говорю о Тимофее Кулябине и его опере “Тангейзер” (2014). Одной деталью является . . .

02.03.2015
11:15

Есть ли сейчас соцзаказ?

    Речь о фильме “Батальонъ” (2015). Не смог смотреть где-то у середины кино. Из-за начавшейся череды фальши. С книгами как-то проще. Не нравится – закрываю, и всё. Привык . . .

25.02.2015
15:48

Эксперимент и его результат.

    Эксперимент состоял в следующем. Я послал в США знакомому репродукцию такой картины.

    Косолапов. Ленин. 1989.

    И попросил показать её каким-нибудь американцам, которые не знают русских букв. И спросить, видят ли они насмешку, и, если видят, то над кем или чем.

    Он мне ответил, что местные аборигены шутки не поняли и видят только Микки Мауса.

    Ну в самом деле, не могли ж они заметить серп и молот внизу. По нему, и не зная русских букв, можно было б заподозрить тут что-то советское.

    Эксперимент подтвердил моё подозрение, что хотя бы частично не права Тупицына:

    "Для Косолапова роль привнесенного элемента (социалистического происхождения) состоит в том, чтобы разрушить обстановку, в которую он помещен (обстановка, состоящая из заимствованных культурных стереотипов). Ленин и Микки Маус становятся взаимозаменяемыми, как продукты массовой культуры. Создавая этот радикальный коллаж, художник подразумевает, что, несмотря на конфликтные отношения между двумя системами, отличительными признаками которых являются используемые им символы, их основная цель – убедить население в подлинности и искренности их товаров – несомненно, совпадает” (http://www.gif.ru/people/kosolapov).

    В чём её неправота?

    Я исхожу из даты и обстановки создания вещи. Это через 14 лет после эмиграции Косолапова в США.

    Эмиграция из СССР часто связана с отрицательными эмоциями к советскому и социалистическому (так называемому). И продукция эмигрировавшего художника вполне может быть адресована другим эмигрантам из СССР, питающим такие же эмоции, а не местному населению. Уезжали зачастую по политическим мотивам, и, значит, это были не мещане. А местное население – я так думаю – в большинстве своём мещане. И художники попадали с огня да в полымя. С тем только отличием, что американцы любые художественные новации мгновенно превращают в товар. И художник с горечью должен принимать свою популярность (если она случится) у мещан, если движим он не мещанским идеалом. Поэтому обращается он, вероятнее всего, к соотечественникам-немещанам. И если насмехается над убогостью массовой культуры, поразившей обе противоборствующие системы (как правильно заметила Тупицына), то с большим ядом насмехается всё же над советскостью, а не над западностью, так сказать. А у Тупицыной я чувствую, будто насмешка равна.

    Это не насмешка, если знаешь, что тот, над кем смеёшься, не поймёт.

    Так бывший-то гражданин СССР Косолапова, он это знает, поймёт и положительно оценит. А американец – нет.

    И так как советскость (из-за коллективизма, гражданской пассивности, бесхозяйственности и т.д. как черт менталитета) сохранилась и при реставрации капитализма, то по политическим причинам эмигрировавшие художники в Россию и не возвращаются, и продолжают издеваться над умершей советскостью. Что мы и наблюдаем в случае с Косолаповым.

    Микки-Ленин. 2003. Броза.

    Бывший советский гражданин сразу по когда-то своему городу вспоминает знакомые очертания и брюк, и жилетки… Да, Ленин был объект масскультовый. Идеал масс вне критики и сомнений.

    Только Косолапов не только масскультовую другой страны голову ему приделывает, но и жест руки изменяет. То есть дело не только в плохой эстетике масскульта, как пишет Тупицына, но и в плохой идее, с ним связанной.

    Более того, если - пусть и плохую идею - выражал художник прошлого гениально (Мухина, например), то и Мухина таким вот недругом, как Косолапов, осмеивается. И наскучившим уже способом (а он и не замечает).

    Минни и Микки — Рабочий и Колхозница. 2003 — 2004.

    А если - чем там? - внушают народу гордиться: "Газпром - наше достояние!" - то и над этим признаком отсталости (сырьевая экономика) надо (плевать, что так же) посмеяться.

    Газпром. 2006. Бронза.

    Или всё-таки обидно человеку, что так низменно американизируется Россия (надписи: "Marlboro", товарный знак Макдональдса, "Coca-Cola" на Венере Милосской)? И Тупицына в чём-то права? Раньше хоть на свой лад был масскульт… Или это своё - голова "а нам всё равно"?.. Их, американцев не жалко, да они и безнадёжны, а россияне… А? Или это не про Косолапова - какое-то воспоминание о патриотизме…

    Или это стал обыкновенный поп-арт? В смысле – тихое издевательство над массами, думающими, что они аристократического ранга достигли при таком уровне потребления… Как сказал Косолапов: "Вернувшись в Москву после многих лет (отсутствия), я увидел памятник Пушкину перед Макдональдс и крупные Знаки компании Coca-Cola”.

    24 февраля 2015 г.

10.02.2015
16:44

"Не виноватая я..."

    (Перепечатка из журнала “ТОПОС” с добавлениями) Меня попросили, а я не отказал… Меня попросили высказать своё мнение о “Левиафане” (2014) Звягинцева… Попросил . . .

05.02.2015
15:40

Что, если это иллюстрация?

    Я хочу говорить о вот этой картине Коржева. Беседа. 1980 -1985. Мог ли Коржев в 1980 году прочесть в том же году вышедшую во Франции на русском языке книгу Бажанова . . .

30.01.2015
12:39

Пожалейте меня, люди!

    Я загнал себя в угол. Пытаясь объяснить себе и другим, что хотел сказать автор своим произведением (что само по себе трудно), я ещё приказал себе сделать это путём . . .

29.01.2015
21:40

Это и значит - вчитывать?

    У меня есть некие убеждения. С ними я подхожу к неоконченной картине Давида “Клятва в зале для игры в мяч” (1791). Быстро становится известно, что это именно . . .

26.01.2015
16:00

Я попал?

    Рассказ Буйды “Повесть о князе Алёшеньке” (2014). Стои`т в книге перед уже разобранным мною (тут) рассказом “Новый Дон Жуан” (2014). Надо решить, можно ли один . . .

26.01.2015
11:47

Хорошо, когда сходится.

    По уже начавшейся вырабатываться привычке я начинаю с себя. У меня есть заимствованная догма, что большие стили, каждый, имеют свою идейную формулу. То есть . . .

21.01.2015
11:15

История и Бунин, изнасилованные Михалковым.

    Мне легче всего начинать с себя… Ну и всё же я – инструмент познания… Так я, кажется, виноват перед Буниным. Дело давнее… Я назвал его реалистом в “Солнечном . . .

19.01.2015
17:30

Получится ли?

    Взять предложенное стихотворение: Среди миров, в мерцании светил Одной Звезды я повторяю имя... Не потому, чтоб я Ее любил, А потому, что я томлюсь с другими. И если . . .

08.01.2015
10:56

Заметка зануды.

    Зануда эта – я. Я часто начинаю с себя, потому что иначе меня могут вообще не понять. Есть разные жанры критики. Я представляю тот, когда критик ищет идеал, которым . . .

07.01.2015
14:14

С рыжим дружбы не води...

    Может ли кто согласиться со мною, что это неприятно, если ты читаешь роман или смотришь на живописное полотно и тебе понятны движущие автором силы? И наоборот, если . . .

<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100