TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


08.11.2014
17:01

Опять этот Чехов.

    Опять, потому что мне заказали написать про ⌠Хамелеон■ 1884 года.

    Нудный Чехов. Я смею так написать, потому что меня просветили (Шалыгина), что метод Чехова √ довести читателя до предвзрыва, не меньше, чтоб читатель уже сам, из-за этого максимализма чеховского недовольства этим миром, понял в какое иномирие, любезное себе, Чехов читателя манит.

    Это иномирие настолько необычно, что Чехов, понимая, что читатель не врубится, невольно подсказывает ему, давая образ.

    ⌠Начало работы А.П.Чехова над телеологией ритма мы видим в появлении среди рассказов-сценок начинающего Чехова таких рассказов, как "Налим", "Мыслитель", "Егерь", "Хамелеон", "Тоска", ритмическая организация которых буквально гипнотизирует читателей┘ В них Чехов пробует свою силу власти над читателем, удерживая его внимание на бесфабульном событии■ (Шалыгина. http://shaligina.narod.ru/disser_1.htm).

    Проще и конкретнее говоря, Чехов заражает нас погружением во вневременное:

    ⌠Кругом тишина... На площади ни души...■.

    Так это √ лингвистические образы вневременного.

    А ритмом даётся само время √ ⌠чередование " напряжения" - "разряжения"■ (Там же).

    Что есть разряжение? √ Во-первых, монотонность:

    ⌠Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником■.

    ⌠┘дается избыточная для читателя информация о персонажах с большим количеством деталей и уточнений┘ рассеивает внимание читателей■ (Там же)

    Напряжением оказывается собачий визг, крик укушенного, ловля собаки.

    Затем √ разряжение в виде первого разбирательства. Виновата собака.

    Вдруг √ новое напряжение: собака генерала.

    Новое разряжение в виде нового разбирательства. Виноват дразнивший.

    И √ новое напряжение: у генерала нет таких собак.

    И так далее.

    И кончается тем же, чем и начиналось:

    ⌠┘продолжает свой путь по базарной площади■.

    Время идёт, а ничего, собственно, не происходит. А время идёт. А ничего не происходит.

    Пусть не обманывает краткость рассказа. Чехов хотел довести вас до предвзрыва. Это ж ужас: жизнь √ как смерть. В ней ни-че-го не происходит┘

    Нам, может, и трудно вспомнить про смерть. Но не Чехову в 1884 году, когда у него открылось кровохаркание.

    И вот эта отвратительность жизни + отвратительность смерти = жажда иномирия, где вообще нет времени. Метафизика некая.

    ⌠И здесь не названная, не ограниченная никаким образом-символом, сквозь "настоящее", движется вечность■ (Там же).

    Замечательно то, что между прочим признана нецитируемость художественного смысла того произведения, которое создано всем организмом автора, т.е. √ и подсознанием.

    На подсознание указывает и тот факт, что Чехов, хоть и врач, долго не признавал наличие у себя чахотки.

    Нецитируемость и подсознательное обусловливают друг друга.

    Но оба не исчезли в творениях Чехова и тогда, когда он чахотку у себя признал. Одно слово √ художник до мозга костей, не способный на иллюстрацию знаемого или усиление эмоций от него.

    8 ноября 2014 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
318527  2014-11-08 16:09:38
Воложин
- Куклину.

Нате вам про ╚Хамелеона╩.

Да, забыл написать, почему щенок больше не кусался. Потому что не нужно было это для бессобытийности.

318532  2014-11-08 20:44:55
LOM /avtori/lyubimov.html
- Слабоумный великовозрастный мракобес, жаждущий славы... Что может быть печальнее этого жалкого зрелища? Пнул Чехова, насорил словами, включил подсознание в организм... и все мимоходом, небрежно, походя, грязными немытыми руками... Радует одно, что невежественные измышлизмы г-на Вол-жина никоим образом не могут повредить ни Чехову, ни русской литературе, правда, могут нанести вред репутации журнала...

318534  2014-11-08 22:59:10
Воложин
- ВМ

Это не первое требование LOMа меня в журнале аннулировать.

Я сам внутренне ахнул, когда первый раз у меня Чехов получился ницшеанцем. Поэтому поискал, открыл ли я Америку. Оказалось нет.

Если найдёте время, посмотрите, пожалуйста, по адресу http://art-otkrytie.narod.ru/otkliki.htm Find-ом ╚Чехов╩, и текст по адресу http://art-otkrytie.narod.ru/nicsheanstvo.htm

08.11.2014
13:32

И это тот самый Коржев...

    И это тот самый Коржев, "Встань, Иван". 1997. что нарисовал когда-то триптих ⌠Коммунисты■? Да. Не использовали коммунисты тот потенциал, что был в русском народе, . . .

07.11.2014
12:28

Фантазёр.

    Фантазёром обозвали меня за предыдущую статейку о Светлове. А вообще, можно за каждую так обозвать. Когда-то, в несознательные времена, я для себя решил, что . . .

05.11.2014
16:43

Чем проверить миролюбие в "Гренаде"?

    Оно слабо доказано (см. тут) подсознательностью образа такого подбора согласных в слове ⌠Гренада■, как звонкие согласные. А внелитературного доказательства . . .

02.11.2014
13:25

Грешен!

    Грешен я в самонадеянности. Мне столько необычностей случилось обнаружить в связи с произведениями искусства, что я, наверно, тайно от себя самого зазнался . . .

31.10.2014
14:56

Марчук и морок.

    Хотелось найти что-то такое невероятное, а его, может, и в природе не существует. Марчук. Картины Марчука как-то магнетизируют и озадачивают. Не то, чтоб . . .

30.10.2014
12:11

Плохая живопись как образ плохого отношения к плохой жизни народа.

    Укра©на це сука, яка ©сть сво©х щенят. ╡ван Степанович Марчук. Эпиграф √ слова человека не простого, одного из сотни величайших гениев современности по версии . . .

28.10.2014
14:25

Улётный.

    Есть, оказывается, так называемый аксиоматический метод в науке. Эмпирика по нему есть лишь следствие. Надо следствие предсказать и сравнить с реальностью. Если . . .

28.10.2014
11:05

Стихия изовранья на Украине или?..

    ┘или закономерный процесс оформления искусством эпизода недавнего спасения от уничтожения украинскости? Есть такая теория происхождения героического эпоса . . .

25.10.2014
18:40

Кавалеридзе и нынешнее этногосстроительство на Украине.

    Несмотря на то, что замысел Ленина (начать Мировую революцию со слабого звена капитализма, с России, в расчёте на догонящие Россию революции в Западной Европе) . . .

12.10.2014
14:15

Шупляк.

    Грешен. Признаюсь сразу. Подозреваю, что этническое государственное строительство на Украине, с громкостью на весь мир начавшееся с переворота 21 февраля 2014 года . . .

08.10.2014
21:00

Чудеса подсознания.

    Это впечатляет √ до какой неосознаваемой тонкости доходит поэт, сочиняя┘ Я - изысканность русской медлительной речи, Предо мною другие поэты - предтечи, Я . . .

07.10.2014
13:30

Проверка Мейерхольда-режиссёра на ницшеанство.

    Берём сначала дореволюционную режиссёрскую деятельность Мейерхольда. 1907 год, ⌠Балаганчик■. Блок над мейерхольдовским ницшеанством (мир √ царство Зла, так вон . . .

07.10.2014
11:45

Я что-то понял в Мейерхольде?

    Пожалейте меня, люди, кто это читает. Я давно перестал читать книги для получения удовольствия. Я читаю художественную литературу, чтоб открыть, - если повезёт, . . .

04.10.2014
14:45

Смирная ли Смирнова.

    Попросили меня растолковать фильм ⌠Кококо■ (2012) Авдотьи Смирновой. А у меня √ особые подходы и критерии. Так что не обессудьте. Начну с них. Я произведения . . .

28.09.2014
10:14

Ругаясь, недолго и глупость сморозить.

    Очередной срыв. Опять обсуждаю публицистику, в которой по определению нет никакого сознательно скрытого смысла. И рождено стихотворение (на уровне идеала) без . . .

20.09.2014
10:10

Тоска по полной жизни.

    Один филолог, Александров (фамилию помню), на моё предложение посмотреть, что это за новые картины повешены в одной из гостиных Одесского Дома учёных, пошутил, что . . .

17.08.2014
18:06

Зло берёт.

    ⌠Я вырос на его песнях, всегда с уважением относился к его творчеству. И когда люди, которых уважаешь, делают такие поступки, теряешься: а что он делает?■ (Иосиф . . .

17.08.2014
12:04

Глухая ненависть.

    Глухую ненависть испытывал я к Марку Розовскому, когда читал его ⌠Установочную беседу перед началом репетиции■ спектакля по ⌠Роману о девочках■ Высоцкого. √ . . .

12.08.2014
22:14

Не боись!

    Слыхали ль вы, читатель, ⌠Увертюру 1812 год■? Там борются мотивы двух гимнов: Французской республики и Российской империи. Есть какая-то аналогия между темой той . . .

<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100