TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


21.08.2022
20:16

Разгадка явной загадки у художника Мыльникова

    Зачем он втюхал цифру 8*** в картину, написанную к 30-летию Победы? Мыльников. Прощание. 1975. Кудреватый, не объясняя, зачем именно 8, исходя из формалистский . . .

20.08.2022
14:16

Формалистская дурь иных искусствоведов

    Она из них пробивается как бы помимо их воли. Во всяком случае, мне так представляется, когда я читаю сперва то формалистское (ЧЕМ выражено), которое может вывести . . .

19.08.2022
09:40

Если я тебя придумала, Стань таким, как я хочу

    В своём подходе к очередному произведению Мыльникова, “Изобилие” 1955 года, А.Л. Королев, В.И. Снопов, А.А. Мыльников. Изобилие. 1955. Фреска. я исхожу из знания, что он, в . . .

18.08.2022
10:23

Искусство ли татуировки азовцев?

    Чтоб быть конкретным, помещу одну из них. А ещё – реакцию Карена Шахназарова (она, думаю, сопрягается с тем, что у меня брезжит): "На меня вообще сильное . . .

16.08.2022
10:07

Неожиданная актуальность картины 1946 года

    Когда я на неё наткнулся на днях, мне не хотелось с нею разбираться. Мыльников. Клятва балтийцев. 1946. Ну негативно о войне. Что тут неожиданного? Прикладное . . .

15.08.2022
13:31

«Судью на мыло!» Про оценку художника Мыльникова

    В связи с попавшимся мне обсуждением искусствоведом творчества Мыльникова… – Читаю – и всё абстракции и общие слова. Или не для читателя моего уровня написано, . . .

13.08.2022
22:15

Чуть не сплоховал

    Случилось мне смотреть сайт с репродукциями о выставке “Гении и шедевры” 2011 года. Там много безобразного показывают. И мелькнула у меня мысль, что на выставку . . .

13.08.2022
22:15

Чуть не сплоховал

    Случилось мне смотреть сайт с репродукциями о выставке “Гении и шедевры” 2011 года. Там много безобразного показывают. И мелькнула у меня мысль, что на выставку . . .

12.08.2022
20:10

Нос вытащил – хвост увяз, хвост вытащил – нос увяз

    …в иную эпоху для успеха произведения достаточно признания еще более немногочисленной элиты, но зато международной (послевоенный “авангард”, участники . . .

11.08.2022
08:09

Сегодня, в Израиле, я лично ощутил, что Запад катится в фашизм

    Хорошо б только “фашизм” заменить, скажем, словом “ментизм”. От слова “менталитет”. Уничтожение такого-то менталитета – в нашем случае российского. Мне . . .

09.08.2022
14:53

Из грязи в князи?

    Из моего окна видна высокая ель (этажей семь в высоту) и перед нею какое-то дерево (этажа в четыре). Роскошные оба. И колышутся. Дерево – вверх-вниз ветвями, а ель – . . .

07.08.2022
08:01

Как я недавно проспорил одному рисовальщику, думающему, что он смелый,сказав, что Малевич, Поллок и Ротко – ерунда

    Я просто предложил ему пойти на мой просветительский сайт и почитать об этих художниках. Он пошёл, почитал и ответил: “Не убедили”. И он прав. Я поверил, что . . .

06.08.2022
09:30

Кино для души

    Вчера на телевидении праздновали 70-летие Кулистикова. И меня ужалила чья-то похвала (кажется, он сам похвастался): это его заслуга, что на ТВ прижилась непрерывная . . .

04.08.2022
19:15

Не любой прогресс – прогресс

    В 1912 году Александр Бенуа писал, что так много появилось знаменитостей, непосредственному чувству довольно широкой публики ничего не говорящих, что она часто . . .

03.08.2022
21:55

И называйте это натяжкой. Зато логично

    С Левитаном у меня тот случай, который даёт чувственную иллюстрацию того, что восприятие зрителем подсознательного идеала художника подсознанием возможно. Я, . . .

01.08.2022
09:01

Не хочу переставать дурью маяться

    Дурь это гордое хвастание умением "быть “более зрячим, чем когда-либо был человек” (Rilke R. M. Sдmtliche Werke: In 3 Bdn. Wiesbaden, 1957. Bd. 2. S. 10S.)” (Пестова. https://www.academia.edu/39385341/%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0_20_%D1%85_%D0%B3%D0%B3_XX_%D0%B2_%D0%B2_%D1%81%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0%D1%85_%D0%92_%D0%91%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D1%8F%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%B8_%D0%A1_%D0%9A%D1%80%D0%B6%D0%B8%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE?email_work_card=view-paper).

    Новым ви`дением они величают ""распредмечивание” реальности, т.е. “сдвинутость”, смещение границ во внешней реальности, иное ее членение, рассмотрение реальности как постоянно изменяющейся материи и полное освобождение от внешнего мира как мира фиксированных форм” (Там же).

    Это как в эти дни киевская власть сдачу в плен нацистского полка “Азов” называет операцией своих спецслужб и эвакуацией.

    Я должен бы радоваться… Из диссертации Шалыгиной я вывел (она струсила?), что сокровенной сутью крайнего разочарования индивидуалиста, ницшеанства в искусстве, является принципиально недостижимое метафизическое иномирие, позитивное в качестве идеала при всей его негативности, и дающее позитивные эмоции творцу за то, что тому удаётся дать образ этой принципиальной недостижимости. А никто в моём кругозоре так ницшеанство не понимает. Так мне бы радоваться, когда я натыкаюсь на слова, похожие на иномирие: "полное освобождение от внешнего мира как мира фиксированных форм… все декристаллизуется, распластовывается, распыляется… сплошное нарушение черты оседлости бытия, исчезновение всех определенно очерченных образов предметного мира… инобытие… метафизические сферы" (Там же).

    Но я не радуюсь. Потому что слова эти применяются не только к абстракционисту Кандинскому (которого в качестве абстракциониста я понимаю ницшеанцем), но и к экспрессионистам, которые коллективисты, и в последней глубине, - как ни кричат: “Боже! Зачем ты нас оставил?!”, - всё же уповают на какое-то иное благое для всех сверхбудущее.

    Так вот дурью маяться – это пытаться следить, какое произведение – экспрессионизм, а какое – ницшеанство. А уж как психологически объяснить, как один и тот же человек создаёт то в одном, то в другом стиле… Атас!

    Вот что такое это Шёнберга, ставшего великим музыкантом?

    Шёнберг. Красный взгляд. 1910.

    За преимущественно тёплый тон я думаю, что здесь экспрессионизм. Ницшеанство – это холодная трезвость по отношению к Этому миру, скучному-прескучному. А тут – горячие переживания. Как христианская религия:

    "Религия – это вздох угнетенного существа, сердце бессердечного мира и душа бездушных условий” (К. Маркс).

    Ну как такое можно ассоциировать с преимущественно холодным? – Никак.

    Меня только смешит и возмущает применение позитивных слов для описания такого негатива.

    Да, конечно, экспрессионизм это что-то христианоподобное, похожее на ужасы Апокалипсиса. И, да, из этих ужасов попадание в рай – позитив. Но именно в этом Откровении от Иоанна Богослова характерностью является нехорошесть Этого мира, а не позитивность от умения нехорошесть изображать. Позитивность для Откровения была б формализмом и не поощрялась бы. Для искусства же грани 19 и 20 столетий формализм вполне уместен.

    А я не согласен. Не позитивом ошеломило новое искусство, а негативом. Ошеломило оно большинство, которое мещанское, которому всегда терпимо-хорошо, а не жуть жуткая. И, уважая мещанство за то, что оно большинство, надо отвергать хвастовство новаторов: "новое ви`дение", "авангард", "новая картина мира" (Пестова) и т.п.

    Я не могу согласиться и со сплошным негативизмом в разборе произведения Шёнберга:

    "Изображенное существо с красными глазами может рассматриваться как символ человеческих страданий и тревог. Художник пишет его, чтобы выразить свое состояние, индивидуальное видение реальности. Беспощадный по яркости оттенок красного сочетается с нейтральным коричневым. Колорит придает картине атмосферу безысходности. Удел человека, по мысли Шёнберга, — помешательство или невыразительная монотонность будней” (https://sv-scena.ru/Buki/Galyeryeya-Lyenbakhkhaus-Myunkhyen.19.html#Q438-Arnoljjd-Shyonbyerg-1874-1951-Krasnyyi-vzglyad-1910-Karton-maslo-32x25).

    Крайняя деформация натуры применена не для утверждения, а для отрицания "страданий” (получается отрицание отрицаний), хоть и Абсолютом выглядит деформация, как и антихрист в Апокалипсисе в главе 13. А преимущественно тёплый тон – как финал Апокалипсиса.

    Другое дело, что не иллюстрация ль это знаемого? Ведь такое лицо с такой же степенью деформации уже было нарисовано 17 лет назад.

    Мунк. Крик. 1893. Фрагмент.

    И тогда понятно, почему Шёнберг прославился всё-таки как музыкант, а не как художник. Он сам понял разницу между новизной и повторением.

    Вообще же, надо признать: я заменил выше репродукцию с серым лицом на репродукцию с жёлтым лицом. Зачем? Чтоб избежать – хотя бы здесь и сейчас – обсуждения роли теплоты/холодности тонов для отнесения произведения к экспрессионизму или к ницшеанству. В сию минуту я не знаю, как отбить атаку, что Мунк не экспрессионист, а ницшеанец.

    19 мая 2020 г.

31.07.2022
21:25

И ещё про Якова Кедми, влюблённого в Россию

    Вот с него и начнём: "Сначала по поводу этой ОДКБ. Ну трудно избавляться от наивности. Ну так вы и не избавляетесь от наивности. Вот часть стран ОДКБ – почти все – . . .

30.07.2022
09:06

Зануда спорит с Фаворским

    Судьба мне послала одну постояннодействующую клеветунью, так одной из её преувеличений относительно меня является моя халтурность: я не дочитываю-де . . .

29.07.2022
10:05

Безвыходное положение и у приемлющих украинские фейки, и у неприемлющих Малевича, Поллока и Ротко

    Вчера у меня был интересный опыт души… Вообще, - вы заметили, читатель? – что я почти все статьи начинаю с себя. Это потому, что они есть результат прислушивания к . . .

26.07.2022
14:54

Всё плохо, и это есть обычность

    Непризнанность в мире учёных позволяет мне не бояться за свой авторитет и делать рискованные суждения (а кто не рискует, тот не пьёт шампанское). Одно из таких . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100