TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


26.11.2020
14:33

Чехов против Васнецова

    Ну представьте себе… Человек болен чахоткой. Не известно, в какой именно день умрёт, но ясно, что скоро умрёт. А в России, умерли надежды на возможность лучшей её . . .

24.11.2020
13:42

В науке об искусстве легко не заметить собственную глупость

    "Ай, Моська! знать она сильна, Что лает на Слона!" Крылов. Мне не нравится, когда учёные не копают глубже текста художественного произведения. Потому что я смею . . .

23.11.2020
13:28

Столько разговоров, что я запомню фамилию Дугаржапова

    Я полез в бутылку и оттого весь сыр бор… Мне, видите ли (кто я такой?), не понравился термин “новый импрессионизм” по отношению к художникам, воспевающим безоглядную радость жизни. Мало того, я предложил такие произведения не ценить высоко. Хуже того – перевоспитать себя, если они непроизвольно нравятся. То есть из просто зрителя стать миниискусствоведом. – Поднялся шквал возражений (и лайков Дугаржапову, наверно, и роста числа подписчиков, моих единомышленников, можно думать, то есть не ценящих Дугаржапова высоко).

    Два из них отослали меня к минимализму самого Дугаржапова и к, кажется, минимализму Петра Безрукова. Первое – как поддержка Дугаржапова, второе – в порядке критики его.

    Посмотрим сперва на репродукции поддержки.

    Дугаржапов. Вечерняя тишина.

    Дугаржапов. Ночная Сена #.

    Дугаржапов. Коровинский спуск.

    Натуроподобие радостных пейзажей имеет инерцию и тут – в названиях. И сыграло, боюсь, злую шутку.

    Поясню.

    Что этим минимализмом Дугаржапов выражает ожидаемое от минимализма бегство от плохой-преплохой действительности в малочувствие, в какой-то пробуддизм, как-то не веришь при параллельной такой безоблачной радости, как в “импрессионистских” его картинах.

    Почему?

    Потому что идеал – штука инерционная. Нельзя прыгать от выражения малочувствия к ребячей радости от всего и обратно (как это предполагаешь из-за принципиального, наверно, отсутствия у художника дат). Нельзя, если предполагать автора человеком глубоким. Но можно, если он не глубок. Если он держит нос по ветру, чует, что будет продаваться.

    При запросе в поисковике слова “минимализм” первым в списке значится сайт “Минимализм как стиль жизни”. В его описании значится: “Минимализм в интерьере квартиры и дома, одежде и в жизни”. Третий сайт называется “Искусство быть простым: минимализм как стиль жизни”. Шестой – “Минимализм как стиль жизни: легко прощаемся с лишними вещами в доме”. И так далее. При запросе: “Дугаржапов Коровинский спуск”, - на первом же сайте можно увидеть такое:

    Ну действительно красиво. Но. Он тут дизайнер, а не художник.

    А самоценности цвета, - чего можно ждать из-за мысли, что радость жизни, как внеисторическое качество, проникает абсолютно в любое историческое искусство – в прикладное (о знаемом) и в неприкладное (о незнаемом, о результате подсознательного идеала), - у минималистского Дугаржапова как раз и мало.

    Даже в иконах – она есть: золотое небо (в средневековье не было изображаемо голубое небо). Или вот – прелесть багряного цвета.

    “Чудо Георгия о змие” (конец XIV в.).

    Или вот минималист – Хосе Бассо.

    Бассо. Кейко Мацуи - Когда я закрываю глаза.

    Кэйко Мацуи – японская пианистка и композитор, исполняющая музыку в стиле нью-эйдж (Нью-эйдж {англ. new age, дословно “новая эра”} — жанр музыки с расслабляющим и лёгким звучанием или, наоборот, с поднимающими настроение мелодиями).

    У красок Бассо такая красота и сила, что я сомневаюсь, что и тут выражен пробуддизм.

    Но ЧТО-ТО, словами невыразимое, тут, кажется, выражено, а не просто красяво.

    Может, гимн Эре Потребления и Удовольствий? И никакое не бегство из плохой-преплохой действительности в малочувствие.

    Тогда это не может быть подсознательным идеалом. Потому что все подсознательные взаимопревращаются друг в друга, исторически изменяясь по кругу через полюса (коллективизм и индивидуализм) в одном и том же порядке (за редким исключением). Потому что взаимопревращения происходят обязательно от разочарования в предыдущем, связанном с действительностью. И в тот замкнутый круг не втиснуться чему-то из уже бывших в истории типов идеалов: Личной пользы (низкое, например, Раннее Возрождение), Гармонии низкого и высокого (например, Высокое Возрождение), Трагического героизма (терпящего поражение высокого, например, Позднее Возрождение), Соединения несоединимого (низкого и высокого, например, Барокко). Ну и два инерционных вылета вон из круга на полюсах: идеал Сверхбудущего, благого для всех (например, Маньеризм) и идеал иномрия (например, в веках повторяющееся ницшеанство индивидуума, активное {у сверхчеловека} или пассивное {у пробуддиcта}).

    Радости от ницшеанства – с принципиально недостижимым идеалом – только в умении дать его образ.

    Пробуддизм – наиболее вероятный тип идеала у Бассо. Но очень уж много радости у него.

    Тут идеал осознаваем. Осознаваемые, все, вне круга тех, которые рождаются подсознательными.

    Всё это выглядит каким-то чревовещанием и предложением поверить на слово. Но на самом деле за моими словами практика десятилетий подтверждения этой схемы. Практика, которую любой любопытный может проверить, ибо всё – опубликовано в интернете.

    Причём ориентируюсь я не на стили (материальное, КАК), а на идеостили (ЗАЧЕМ ТАК). И тогда одним и тем же идеостилем, например, выражающим победу размашистого человека, для меня являются, казалось бы, противоположные по стилю вещи: мол-импрессионизм и мол-реализм.

    Безруков. По-моему, это Коктебель.

    Энгр. Портрет Луи Франсуа Бертена. 1832. Фрагмент.

    Безруков мне был выдвинут как хороший импрессионист против плохого импрессиониста Дугаржапова.

    Безруков. По-моему, это хутор в степи.

    Безруков. Наверно, там же, где степь и Коктебель.

    Безруков. По-моему, Ялта.

    Является ли для меня победа размашистого человека подсознательным идеалом? А без “да” я не смогу назвать Безрукова (да и Энгра!) создающим художественные произведения. Они станут для меня создателями всего лишь эстетически ценных произведений.

    Нет. Это идеал осознаваемый. То есть и Энгр, и Безруков – творцы произведений прикладного искусства, приложенного – здесь – к задаче усиления переживания победителя в жизни.

    А Дугаржапов, по-моему, в “импрессионистском” стиле – художник внеисторического воспевания радости жизни, возможно тоже заданной сознанием, а в “минималистском” стиле – прикладник, чем-то близкий к сочинителям колыбельных песен.

     

    Прошу извинения у тех, кого я обидел, не сказав об их любимцах слов наивысшего одобрения.

    20 октября 2020 г.

22.11.2020
14:25

"Фэ" Фешину

    Сила теории – если она вневременная. Директор по научной работе Фонда развития и поддержки Международного дискуссионного клуба “Валдай” Фёдор Лукьянов . . .

21.11.2020
15:34

Про символизм

    Эту статью за месяц прочли только 4 человека. Оно и понятно. Начав её читать сам через месяц, я с трудом понял, о чём она. А дело в том, что я обнаглел. Я стал писать для . . .

20.11.2020
17:46

В помощь ныне белорусскому народу

    Я хоть и слабо сам для себя различаю слова русский и россиянин, но думал, получается теперь, что именно русских характеризует укороченная (мною) цитата из Феофана . . .

19.11.2020
11:46

Некрасов некрасив

    Есть такое интеллектуальное наслаждение: имея для себя совершенно необычную теорию и историю искусства (ну так случилось, что я её, такую, насобирал с миру по . . .

18.11.2020
20:33

Случилось!

    Я прочёл: "…эта пара словно вышла на прогулку из эфемерного мира” (https://www.art-helicon.ru/rus/asp/artic/zajtsev.htm?_openstat=ZGlyZWN0LnlhbmRleC5ydTs4MzM2NzI3OzMwODQyMzU5Njt5YW5kZXgucnU6cHJlbWl1bQ&yclid=6083331028403118642). А . . .

15.11.2020
11:43

Патриотизм и патриотизм

    Я, так случилось, чувствую себя русским. Более того – русским националистом. Боюсь я за Россию. Очень уж её клюют. Плюс очень много, грубо говоря, предателей родины . . .

14.11.2020
13:48

Какой стыд!..

    Я спутал Пушкина с Лермонтовым! Ужас (см. тут). Вот это стихотворение: Я пережил свои желанья, Я разлюбил свои мечты; Остались мне одни страданья, Плоды сердечной . . .

13.11.2020
20:55

Единство власти и народа: массам - темноту

    Однажды я стоял на перекрёстке и заканчивал разговор со знакомым. Попрощались, и я хотел идти, куда шёл. Но меня остановил голос уличного музыканта, около которого, . . .

12.11.2020
13:22

Нарываюсь снова

    Когда-то я написал статью “Нарываюсь…” (см. тут), натянув теорию о тесной связи слов от их сопорядка на случай, когда этот сопорядок подсознательно применён . . .

09.11.2020
13:25

Зависимость

    Усовершенствуя плоды любимых дум… – Сам собой запомнился этот пушкинский стих… А вспомнился по противоположности. – Разваливается моя любимая дума, что, если . . .

07.11.2020
14:58

А не пора ли опуститься до художника нашего Шилова

    Когда я принимаюсь искать, смотреть и разбирать художника, работы которого не видел, но почему-то слышу его имя, я внутренне честен. Я ж не знаю, что я увижу. Я не . . .

06.11.2020
16:22

Корина – даже фонетическая укоризна, что взяли её в Третьяковку

    Ну что? Приступаю. 1) Захожу в сайт, где есть список новопринятых в Третьяковскую галерею. 2) Выбираю незнакомую Ирину Корину. 3) Проверяю, не писал ли я о ней . . .

05.11.2020
21:04

Ну чем не Левитан?

    Вот в этой картине я почувствовал ЧТО-ТО, словами невыразимое. Нестеров В. Е. Вечер. Тотьма. 2007. Холст, масло. Чем не Левитан? Левитан. Тихая обитель. 1890. Только что . . .

04.11.2020
12:01

Ух, накажет меня Бог за гордыню...

    Поражаюсь я, как это меня когда-то озарило… (Дальше аж страшно подумать, как я разочарую сейчас читателя, прельствшегося названием, ибо перейду на какую-то . . .

03.11.2020
15:47

Очередная сомнительность приобретения Третьяковской галереи.

    Признаюсь: мне не о чём писать. А моё амплуа – переводить, ориентируясь на странности, из подсознательного идеала, которым вдохновлён был автор художественного . . .

31.10.2020
12:15

Горькая судьбина патриотизма

    Горькая – это про меня. Я что люблю? Если я наткнулся на что-то, словами невыразимое, если я места себе не нахожу от невыраженности. А если я сразу догадываюсь, куда . . .

29.10.2020
10:11

Предлагается поверить на слово, как со Скрипалями и Навальным

    Надо помнить кое-что из школьной программы. Энтропия – мера беспорядка. Она может быть и в информации, и в веществе. "…возможно ли осуществление процесса . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100