TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


31.10.2020
12:15

Горькая судьбина патриотизма

    Горькая – это про меня.

    Я что люблю? Если я наткнулся на что-то, словами невыразимое, если я места себе не нахожу от невыраженности. А если я сразу догадываюсь, куда автор клонит, мне скучно. Я не могу это считать художественностью. Считаю это прикладным искусством, второсортным. А там же могут усиливаться очень авторитетные переживания. Патриотизм, например. И мне очень горько, если я такое произведение за отсутствие художественности поругал, а на меня ограниченные люди злятся, что я не патриот.

    Одно название рассказа Дёгтева "Последний парад” (2002), наводит на ассоциацию о песне о “Варяге”. И сразу подозреваешь, что вещь – патриотическая. То есть – произведение прикладного искусства.

    Но Дёгтев решил подойти к воспеванию от обратного – оплакать. Так это никого не обманывает. Меня, по крайней мере.

    Вот начало:

    "В тех черных, ледяных, продуваемых насквозь заснеженных горах погибала шестая сводная рота”.

    Ну всё плохо: "черных, ледяных, продуваемых”, “заснеженных”, “погибала”

    На 11 слов 5 с негативной аурой.

    Как в плохом фильме по антипатии главного героя к героине сразу понимаешь, что кончится тем, что он в неё влюбится.

    Надо ли пересказывать, чего только плохого ни привлёк автор на эту несчастную роту? В роту с номеров 6, отбираются самые плохие кадры. Им "вечно то патронов не хватало, то мишеней”. Для усиления им направят "законченных разгильдяев”. По шаблону – "(даже двух татар прихватит)” – помашут на прощанье кадилом. В командиры, причём "в последние часы”, им дадут человека с "богемно-ветхозаветным именем” Марк. Командир не знает своих солдат. И договорняк наверху – воюют для видимости за какие-то, понимай, деньги. И, хоть это – как я потом проверил – описывается подвиг знаменитой 6-й роты из Пскова – десантников, они поданы Дёгтевым "с цыплячьими шеями”. И, хоть это элитные войска, десантники, они поданы набранными из самых несчастных семей, а по здоровью.

    Один прошлёп допустил автор: главного героя нешуточно любит его девушка:

    "…когда узнает, зарыдает, вырвет из своих пышных каштановых кудрей клоки, расцарапает опухшее, в слезах, лицо, поплачет, погорюет, поубивается, а потом, весенним сиреневым теплым вечером, отопрет кому-нибудь заветную свою калитку в саду. И лишь иногда, когда уже выйдет замуж за парня, который будет похож на тебя, станет накатывать на нее беспричинная вроде, неясная для мужа тоска и печаль, -- это когда ей будешь сниться ты, несчастный Егорка, щуплый воин с тонкой шеей”.

    Мне это резануло: как такой замухрышка так любим.

    Герой даже как бы умер.

    Но это всё обосновано теоретически. Хоть Дёгтев Бахтина не читал, но Бахтин просто чётко описывает давным-давно устоявшееся:

    "Жалость, умиление, негодование и проч. – все эти этические ценностные реакции, ставящие героя вне рамок произведения…[имеется в виду выход в жизнь, то есть нарушение условности, присущей искусству]; мы начинаем реагировать на героя как на живого человека… Несчастия героя уже не судьба, а их просто создают, причиняют ему злые люди, герой пассивен, он только претерпевает жизнь, он даже не погибает, а его губят. Для тенденциозных произведений сентиментальный герой наиболее подходит – для пробуждения внеэстетического социального сочувствия или социальной вражды” (Бахтин. Эстетика словесного творчества. М., 1983. С. 167).

    Писать по известному рецепту – плохо.

    Есть даже учёный, который это словесно объявил:

    "В данном параграфе [диссертации] актуализируется вопрос, почему и как задуманный героический торжественный пафос рассказа снижается (зависимо/независимо от воли автора) на протяжении всего рассказа. Делается вывод, что первичный идейный замысел — воздать дань уважения погибшим русским солдатам, “воспеть [им] песню” вслед за создателями исторического “Варяга” остается не(до)выполненным, недописанным, не проговоренным до высоты реквиема (так определен жанр произведения писателем)” (Чаплыгина. http://diss.seluk.ru/av-filologiya/676290-1-tvorchestvo-degteva-problema-geroya-avtorskaya-filosofiya-zhanrovoe-svoeobrazie.php).

    Но Дегтярёв не так прост. Он просто не хотел петь дифирамб героям.

    Я подчеркнул в цитате из Бахтина одно слово: “судьба”.

    Это в эстетическом мировоззрении Бахтина признак самого художественного – классического (в отличие от романтического, сентиментального и реалистического) построения характера.

    Мне грустно, что я хитрость Дёгтева сразу разгадал. Он именно с точки зрения судьбы рассмотрел своих героев… притворившись, что строит их характер по-сентименталистски. Это не от подсознательного идеала хитрость, а от ума. Была б не от ума, я б не угадал.

    Хоть я не могу сразу сказать, в каком месте я угадал.

    Может, в эпическом начале первого предложения: "В тех… горах”. Издали как бы, из какого-то поднебесья смотрит автор.

    Во втором предложении это тоже чувствуется в словах, которые я подчеркну:

    "В снежную, глухую, високосную, двадцать девятого февраля, ночь там во всю бушевала кровавая вьюга”.

    Точка зрения ещё и надвременная.

    Вот так-таки славят героев.

    "…солдаты рус... российские…”.

    Такая судьба военной нации (не агрессивной, а именно военной). – Плоская страна, на которую со всех сторон нападали век за веком. И которой надо было дойти до естественных границ (гор, морей и рек). И которую должен был отстаивать труженик, не профессиональный дружинник, начиная с Нового времени.

    Описываемая война, Вторая чеченская, была против агрессоров больше, арабских наёмников, чем против чеченцев, против устройства всемирного Халифата до Поволжья и Зауралья включительно. Что из рассказа, впрочем, не видно. Потому что расширение России на восток и юг, было преимущественно мирным. Даже а Предкавказье, ибо так называемые мирные горцы не зря так назывались. Грузия же сама попросилось в Российскую империю, а Эриванское ханство вошло в результате войны, которую начала Персия. Какая-то справедливость России как-то чувствуется в рассказе.

    "…как валили когда-то их бородатых, по-звериному смердящих предков наши пращуры, деды-прадеды, лихие атаманы-казаченьки, солдатушки славны, бравы ребятушки, и умираете так же стойко, как может умирать только терпеливый русский воин, который завсегда на бой, на пир и на рану крепок был”.

    Не вяжется с агрессивностью "умирать”.

    Зато судьба быть героями сквозь сентиментальное прикрытие явно просматривается.

    Можно даже сказать, что Дёгтев справился с задачей не воспеть шаблонно. Что и Чаплыгина признаёт:

    "…сама попытка Дегтева избежать однозначности возвышенно-патетических воспеваний, уйти от барабанного боя посмертных восхвалений заслуживает внимания. Не сумев художественно примирить две противонаправленные, по сути антагонистичные, интенции (“воспеть” и “пожалеть”), автор тем не менее пытается…” (Там же).

    Она больший дипломат, чем я – её в непатриотизме не укорят. А я признаюсь, что про патриотизм* рассказа угадал достаточно рано. Меня не сбил, не знаю, зачем, ложный эпиграф, присущий нации агрессивной, каким-нибудь средневековым норманнам или татаро-монголам:

    "Он сладостно обонял

    воню вражеской крови.

    Видя гибель ворогов, пел песни,

    смеялся и хохотал..."

    (Из летописи)

    Так вот мне горько. Когда-то я любил неаполитанские песни, потом я, оказалось, знаю мелодии массы песен из фестивалей в Сан Ремо. А теперь мой ум отмечает: это второсортное прикладное искусство, приложенное к задаче усилить любовное переживание. Я люблю протяжные русские народные песни. А теперь я должен подозревать, что это потому, что я в русских влюблён. А уж как я любил песню о “Варяге”…

    Тьфу!

    Меньше знаешь – крепче спишь.

    1 октября 2020 г.

    *- А что, если это не про патриотизм? А про гораздо более глубокое явление – про неистребимость имперскости в народе? Тогда это реализм – чуяние раньше всех, признавших, что это и хорошо – перестать нести бремя империи, ибо устали от неё. Тогда ж произведение рождается, как вдохновлённое подсознательным идеалом империи! И тогда Дёгтев настоящий художник. А я просто ошибся. Я не учёл, что для того именно и сделано, чтоб главный герой всё-таки остался жить, даже и будучи как бы похороненным в середине текста. Тогда виноват. Каюсь.

    4.10.2020.

     

     

     

     

29.10.2020
10:11

Предлагается поверить на слово, как со Скрипалями и Навальным

    Надо помнить кое-что из школьной программы. Энтропия – мера беспорядка. Она может быть и в информации, и в веществе. "…возможно ли осуществление процесса . . .

28.10.2020
12:10

Как я, живя в Израиле, русский патриот, был понят с точностью до наоборот

    Семь антисемитов нашлось во “В контакте”. Хуже другое: не нашлось во “В контакте” ни одного, кто б их отбрил. Или это не плохо как раз: умные люди, понимают, . . .

27.10.2020
20:47

Одна из формул стиля модерн

    Я в смущении. Чувствую у себя явную тенденцию стандартизовать (словесными формулами) художественные идеостили. Высокое Возрождение – гармония высокого и . . .

24.10.2020
12:49

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Десятое продолжение.

    Следующим для внимания по книге Схейена должен бы быть переименованный Дягилевым в “Сильфиды” балет “Шопениана” Фокина. Но. Я же жду произведения ницшеанского, . . .

23.10.2020
12:28

"А ещё хочу приписать для вас, Катерина Матвевна..."

    Признаюсь честно: я не знаю, удаётся ли мне быть объективным к Марку Захарову. То я ему отказываю в художественности (тут), то нет (тут). Когда отказываю, считаю, что . . .

22.10.2020
12:53

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Восьмое продолжение.

    Ну что? Надо быть честным. Дягилев берётся показывать оперу “Псковитянка” (1868 - 1872) Римского-Корсакова. Нет никакой надежды, что в ней может быть выражено столь . . .

21.10.2020
15:33

Бедный автор

    Неудобно перед Павлом Басинским. Я несколько статей написал, отталкиваясь от его неверных мыслей. А теперь, чую, он прав: "Каждый рассказ в сборнике [Елизарова . . .

18.10.2020
20:35

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Седьмое продолжение.

    Как ни рискованна была моя затея попробовать проверить, не совпадает ли мой вкус со вкусом Дягилева, всё же совпадения наблюдаются по ходу чтения и наблюдаются . . .

17.10.2020
20:23

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Шестое продолжение.

    Теперь Дягилев перекинулся на организацию для французов концертов симфонической музыки. "Из Чайковского [а он же для меня ницшеанец] в программу включили не . . .

16.10.2020
12:55

О! Мысль!

    Мысль такая. Если русские футуристы, поэты, применяли киноязык (см. тут), точнее, его балаганность, для того, чтоб хлестать по щекам отставшую или пасующую революцию . . .

15.10.2020
10:56

Фильм "Ржев" Копылова - провокация

    Я стал смотреть этот фильм из-за огромного уважения к Ржевской битве, о которой узнал совсем недавно. Мой постоянный теперь оппонент, человек, хронически . . .

14.10.2020
10:41

Порассуждаем

    Рассуждать будем о поэме Маяковского “Про это” (1923). "В конце 1922 года Брик одновременно с Маяковским имела длительный и серьёзный роман с руководителем . . .

13.10.2020
10:11

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Пятое продолжение.

    В общем, моя затея провалилась: мне не удаётся все действия и замыслы Дягилева объяснять его стихийным художественным вкусом, который совпадает с моей . . .

12.10.2020
13:12

Ответ в общем-то единомышленнику Арсению Замостьянову, заместителю главного редактора журнала “Историк”

    Он: "Потеряю истинную веру, Стыдно мне за наш СССР. Значит, она всё-таки была — истинная вера, и поэт её связывал с некими советскими постулатами, проверенными . . .

11.10.2020
08:25

Убогий - у Бога

    Моё настроение в начале лета можно было бы назвать “велей злобой” на тот мир и тот век, в который я заброшен по милости благого провидения. Хлебников. На днях . . .

09.10.2020
17:38

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Четвёртое продолжение.

    Что меня тревожит – это что Дягилев обиделся, что его не взяли в мистическое религиозное общество Мережковского и Гиппиус. – А какого чёрта ему, ницшеанцу и около, . . .

08.10.2020
09:17

Символизм ли это?

    Я волком бы выгрыз и эклектизм!.. Ну как, скажите, можно сочетать символизм с модерном? "...интернациональный по характеру вариант модерна, который представляет . . .

07.10.2020
12:35

Зря забытый художник

    Я до сего дня не знал о существовании художника Ф. Боткина. Наткнулся на него, прочитав “фэ” знаменитого Стасова на выставку, организованную Дягилевым в 1898 году: . . .

05.10.2020
09:14

Передаваемая в дар коллекция включает... Андрея Кузькина...

    Мне, читатель, для разгона нужно начать с себя. Может, когда разгонюсь, я это сотру. Вчера я впервые прочёл, кто такие бэби-бумеры. Оказалось, это про меня, хоть я . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100