TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


14.10.2020
10:41

Порассуждаем

    Рассуждать будем о поэме Маяковского “Про это” (1923). "В конце 1922 года Брик одновременно с Маяковским имела длительный и серьёзный роман с руководителем . . .

13.10.2020
10:11

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Пятое продолжение.

    В общем, моя затея провалилась: мне не удаётся все действия и замыслы Дягилева объяснять его стихийным художественным вкусом, который совпадает с моей . . .

12.10.2020
13:12

Ответ в общем-то единомышленнику Арсению Замостьянову, заместителю главного редактора журнала “Историк”

    Он: "Потеряю истинную веру, Стыдно мне за наш СССР. Значит, она всё-таки была — истинная вера, и поэт её связывал с некими советскими постулатами, проверенными . . .

11.10.2020
08:25

Убогий - у Бога

    Моё настроение в начале лета можно было бы назвать “велей злобой” на тот мир и тот век, в который я заброшен по милости благого провидения. Хлебников. На днях . . .

09.10.2020
17:38

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Четвёртое продолжение.

    Что меня тревожит – это что Дягилев обиделся, что его не взяли в мистическое религиозное общество Мережковского и Гиппиус. – А какого чёрта ему, ницшеанцу и около, от этих коллективистов надо?

    Мне пришлось для творцов признать дрейф из одного экстремизма в другой, из коллективистского в индивидуалистский и обратно – из-за именно экстремизма. Но. Как-то смущает это в Дягилеве.

    Или раз те "хотели Бога для оправдания пола” (https://voplit.ru/article/d-s-merezhkovskij-apokalipsis-vsesokrushayushhej-religioznoj-revolyutsii/), то это какой-то извод вседозволенности (взаимная влюблённость без соития в свальном грехе! {что – по их же признанию – практически невыполнимо}, но зато есть мечта). А где вседозволенность, да ещё, вроде, не пошлая, не мещанская, а какая-то духовная – там и Дягилев…

    *

    Похоже, что нарушенная половая ориентация запросто может привести к ницшеанству (не хуже чеховской чахотки или ницшевского отсутствия женщин). – Письмо Дягилева:

    "…неужели я никогда не излечусь от этого страха не знаю чего? Всего боюсь: жизни боюсь, смерти боюсь, славы боюсь, презрения боюсь, веры боюсь, безверия боюсь. Какое декадентство!”

    А я продолжаю настаивать, что слово “декадентство” неуместно и случайно, ибо оно продуцировало произведения прикладного искусства, приложенного в данном случае к усилению знаемых, хоть и редких и исключительных, настроений хвалы смерти и Злу.

    Ницшеанство же, при такой же исключительности, имеет плюс: подсознательный идеал метафизического иномирия.

    *

    Не хочется согласиться и со следующими словами Схейена:

    "Имея в своих руках такую знаменитость, как Чехов, Дягилев мог бы придумать новый импульс журналу”.

    Чего придумывать, когда Чехов – ницшеанец. Рыбак рыбака видит издалека.

    *

    Объяснить желание Дягилева сделать выставку "исторических портретов” по идее можно б объяснить, как с Левицким, отстранённостью портретистов от истории.

    Впрочем, нет. Индукция – плохой метод, если она сделана на малой базе (Левицком). На самом деле, как оказалось, так Дягилев устроил похороны прежнему искусству. Прикладному, как я понимаю, приложенному (в портретах) к заданию дать заказчикам похожесть их лиц.

    Странно как-то. Потратить столько энергии на врага.

    *

    В революцию 1905 года Дягилев оценил так:

    "…дикая вакханалия, не лишённая стихийной красоты…”.

    *

    Ну что? Я могу торжествовать. Моя попытка идти ва-банк и ждать от Дягилева внимания ко всему художественному-по-моему, т.е. ценить за странности как следы подсознательного идеала, подтвердилось на символисте (а символисты коллективисты) Павле Кузнецове:

    "Своей репутацией журнала, отслеживающего новейшие тенденции в Европе, “Мир искусства” обязан прежде всего своим последним номерам.

    Дягилев придерживался той же самой линии и во время подготовки выставки [1906]. Место на ней заняли не только знаменитые мирискустники, но и молодые художники… Павел Кузнецов” (С. 183 ).

    Я поставил троеточие, пропустив Ларионова и Явленского. Потому что Кузнецов-то, да (см. тут), я себе доказал, имел-таки подсознательный символистский идеал благого для всех сверхбудущего. А с Ларионовым (см. тут) у меня уверенности в подсознательности его ницшеанства нет.

    Дягилеву я, правда, могу простить такой прокол его тогда относительно моего мнения о Ларионове теперь. Я ж сам колеблюсь, тогда Ларионов притворялся или нет.

    А вот Явленский мне не знаком. – Познакомимся? Что он там сделал до 1906 года?

    Явленский. Гора. 1905. Картон, масло.

    Это не слишком отличается от сезанновской каши мазков в вещи “Гора Сент Виктуар” 1906 года (см. тут). То есть – иномирие ницшеанское тут выражено.

    Явленский. Автопортрет. 1905.

    Тут каша на лице. А оно холёное нахальное. – Поэтому я не могу согласиться, что это экспрессионизм, к которому этого художника относят. – Почему? – Потому что я себе постановил, что экспрессионизм – это выражение ну совершенно крайнего разочарования в высоких, общественных идеалах. Настолько крайнего, что это уже выход за пределы искусства в околоискусства (какового, как общепринятой категории, не существует). Разве что признать эту кашу образом метафизического иномирия.

    Надо бы какую-то личную беду у Явленского разыскать (как чахотка у Чехова, крайнее – до сумасшествия – половое голодание у Ницше и т.д.).

    "Явленский вышел в отставку с государственной пенсией по состоянию здоровья” (https://marinagra.livejournal.com/9223.html).

    Это годится? Вряд ли. Но и общего климата скуки от сытости и мещанской пошлости тоже хватает в принципе.

    Вот его слова (не знаю, какого времени):

    ""Моя душа после всех страданий стала другой. И я должен был искать другие формы, цвета и краски, чтобы выразить то, что было в моей душе”” (https://www.mariatrudler.com/?p=2982).

    14 сентября 2020 г.

08.10.2020
09:17

Символизм ли это?

    Я волком бы выгрыз и эклектизм!.. Ну как, скажите, можно сочетать символизм с модерном? "...интернациональный по характеру вариант модерна, который представляет . . .

07.10.2020
12:35

Зря забытый художник

    Я до сего дня не знал о существовании художника Ф. Боткина. Наткнулся на него, прочитав “фэ” знаменитого Стасова на выставку, организованную Дягилевым в 1898 году: . . .

05.10.2020
09:14

Передаваемая в дар коллекция включает... Андрея Кузькина...

    Мне, читатель, для разгона нужно начать с себя. Может, когда разгонюсь, я это сотру. Вчера я впервые прочёл, кто такие бэби-бумеры. Оказалось, это про меня, хоть я . . .

04.10.2020
20:56

Почему художник мечется и туда и сюда

    Может ли смерть быть привлекательной естественно? Надо, наверно, рассказать, как я дошёл до такого вопроса. Мне (см. тут) привелось рассматривать картину . . .

03.10.2020
08:21

Высоцкий, понятый наоборот

    Вообще-то статью надо бы назвать “Благими намерениями вымощена дорога в ад”. Высоцкий в гробу переворачивается, какую роль ему отводят в реставрации . . .

02.10.2020
15:00

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Третье продолжение.

    На странице 128 Схейен величает теорией слова Дягилева: "Во всём нашем отношении к искусству мы прежде всего требовали самостоятельности и свободы”. Это, . . .

01.10.2020
08:21

Великий Стасов рвёт и мечет

    Я б на выставке ни за что не остановился перед таким произведением. Якунчикова. Женская голова. 1897. Офорт. Несмотря на явный поиск художницы в области сочетаемости . . .

30.09.2020
08:14

Признаюсь сразу

    Признаюсь сразу: наткнувшись несколько раз на то, что известный критик Павел Басинский продемонстрировал, что он то ли не знает, то ли не освоил “Психологию . . .

28.09.2020
10:17

"Георгий Победоносец" Серова или Как высосать из пальца

    Мой товарищ, умнее которого я в жизни не встречал, много раз смеялся надо мной, дескать, я высасываю из пальца. Я много позже нашёл даже теоретическое обоснование . . .

27.09.2020
09:00

Как я пишу статью с гарантированной новизной

    Новизна литературоведческая (а это наука, чего многие не признают, но они зациклены на практицизме) мало кого интересует. А зря. Идёт информационная война, и . . .

26.09.2020
09:34

Почему Ванецов не православный художник

    Если сказать сразу и в двух словах – потому что он рисовал в стиле модерн, а тот выражал собою, если “в лоб”, то бегство от индустриализации. Он "По окончании . . .

25.09.2020
13:54

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Второе продолжение.

    Теперь я дочитал (стр. 126) до рассказа о статье Дягилева “Сложные вопросы” в первом номере журнала “Мир искусства”. И, как и прежде, я теперь отвлекусь на саму эту . . .

24.09.2020
08:53

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Первое продолжение.

    Вот ещё одно подтверждение того, что разделение в культуре России было не на славянофилов и западников, а – скажу по-своему – на радетелей прикладного искусства, . . .

22.09.2020
15:49

Как Врубель посмел применить гипс для скульптуры Демона?

    Гипс – это материал полуфабрикат. "Гипс - это первый переходный материал, в котором скульптор видит свое произведение после глины или пластилина. С каким бы . . .

21.09.2020
10:24

Пощёчина

    На днях я получил заочную пощёчину от Киры Долининой, именитой критикессы: "…как хорошую живопись”, - надо, мол, рассматривать знаменитые произведения, а не . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100