TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


20.02.2020
12:28

Предвзято ли это...

    Передо мной только что открылось ницшеанство в прозе Бунина первой половины 1910-х годов (см. тут). И давно открыто его ницшеанство в прозе в эмиграции. Ясно, что он . . .

18.02.2020
14:19

Против Толстого

    Надо, надо выступить против Толстого, выступившего против Шекспира. Толстого могло заносить. Я знаю, что его занесло в теоретизировании, что такое искусство. В . . .

12.02.2020
11:00

Флаг Великанова над Рейхстагом

    Чтоб понять этот текст полностью, возможно, иные места придётся перечитывать. Идёт ин-фор-мацьон-ная, священная война. "Ведущий “Час Speak" на канале RTVi: . . .

11.02.2020
13:17

Судить, не читая

    Мыслимо ли судить о произведении, не читая? – Я попробую: из общих соображений. Первым исходным является соображение, что Марло – предшественник Шекспира: "Для . . .

06.02.2020
18:54

Патриотизм слишком мал для национальной идеи России

    Надо, наверно, признаться в самом начале, что я исхожу из подработанной теории Шмита о синусоподобной повторяемости в веках больших стилей. Подработка состоит, в . . .

01.02.2020
11:12

Исключительное в Белоруссии

    Когда-то меня удивил Владимов – массой специальных, морских слов в “Трёх минутах молчания”. Помнится, я даже умудрился такое словоприменение объяснить. – . . .

28.01.2020
10:59

Возмутительно

    Дурят нас иные спецы, ей богу. – Вот смотрите: "Главный акцент делался на самостоятельной выразительной ценности цвета, его колористическом богатстве и . . .

27.01.2020
10:58

Срыв голоса

    Вот если я не дам названия картинкам, вы, читатель, не согласитесь ли, что они о чём-то одном и том же, в общем? Раскрытые рты, например, одинаковы. Кричащие . . .

25.01.2020
13:23

Бессилие?

    В кои веки я получил письмо-отклик на свою статью. Статья о песне Высоцкого “Я ЯК-истребитель” (1968) Высоцкого (слушать тут). Человек понимал песню как раздрай между . . .

22.01.2020
14:08

Чекрыгин

    …глядят, как в афишу коза. Маяковский. Что большие стили в чём-то повторяются в веках, было для меня когда-то большим откровением (есть такая теория, Шмита) . . .

21.01.2020
13:39

Глубина или натяжка?

    Когда-то я стал писать из-за возмущения, как непонятно пишут искусствоведы. Самообразовался, и тогда стало видно, что я ещё и с принципиально других . . .

20.01.2020
23:29

Вынужден

    Я вынужден писать о фильме “Бык” (2019). Почему вынужден? – Я предпочитаю выявлять художественный смысл. А им я считаю следы подсознательного идеала автора . . .

17.01.2020
21:51

Актуальность Берлиоза

    В августе 1830 года революция во Франции кончилась. "7 августа палата депутатов предложила корону герцогу Орлеанскому, которую тот принял 9 августа и был . . .

15.01.2020
20:42

К ограничению понятия авангард

    Уважаемые читатели! Разрешите представиться. Я – хулиган в искусство- и литературоведении. Так меня назвал когда-то, сравнивая с литературоведом Чумаковым, тоже, . . .

06.01.2020
13:51

Нахальство

    Нахальство – это у меня. Я вот берусь сейчас, читатель, у вас на виду показать, что испанские этюды Сурикова – это произведения ницшеанца.

    Суриков. Севилья. Альказар. 1910.

    Рядом с репродукцией, с которой я это скопировал, написано: стиль – реализм. А какой, к чёрту, реализм, когда невозможно, чтоб небо в Испании было фиолетовым.

    Нет, я нашёл фиолетовый кусок неба на единственной фотографии с испанским альказаром, но вообще на всех фотографиях небо там или ярко-, или бледно-голубое.

     

    Суриков допустил произвол. А произвол запросто приводится к ницшеанству.

    Суриков. Севилья. 1910.

    И тут – буйство в раскраске домов. Оно-то, да, в натуре существовало, но это соответствовало сокровенному в Сурикове.

    Вот, что он писал о себе:

    "Палачей дети любили, — вспоминал он. — Мы на палачей, как на героев, смотрели. По именам их знали: какой Мишка, какой Сашка. Мы на них с удивлением смотрели — необыкновенные люди какие-то. Вот теперь скажут — воспитание! А ведь это укрепляло. И принималось только то, что хорошо. Меня всегда красота в этом поражала, — сила. Черный эшафот, красная рубаха — красота! И преступники так относились: сделал — значит, расплачиваться надо. И сила какая бывала у людей: сто плетей выдерживали, не крикнув. И ужаса никакого не было. Скорее восторг. Нервы все выдерживали” (https://artchive.ru/publications/3143~Shtrikhi_k_portretu_Kak_Vasilij_Surikov_vygnal_L'va_Tolstogo_i_esche_9_zanimatel'nykh_istorij_o_surovom_khudozhnike_iz_Sibiri).

    Так вот нельзя верить словам живописца – они не часть его картины. А его картины выражали “жуткое приятие Зла ради его красоты” (http://art-otkrytie.narod.ru/benua2-24.htm). И это-то можно почуять в его прямой речи, но не прочесть впрямую. Потому что подсознательный идеал (ницшеанства) сознанию художника не дан.

    (Кстати, именно из-за эстетизации Зла оказалось ненужным рисовать повешенных в “Утре стрелецкой казни”.)

    Вот раскованность цвета в Испании Сурикову и была по душе по той же причине – сродство с подсознательным идеалом.

    Но самое занятное, что я этот экскурс к Сурикову задумал для поиска, как его зять, Пётр Кончаловский, путешествовавший с ним по Испании, в частности, пришёл в “Бубновый валет”.

    Дело в том, что такое название было завуалированным именованием себя мошенниками. А вот уже несколько художников из этого объединения: Фальк, Лентулов, Машков, - оказались для меня выразителями поздсознательного пробуддизма. По экстремизму и индивидуализму пробуддизм родственник ницшеанству. Просто один – пассивный, а другой активный. И оба внеморальны. Жуткое приятие Зла ради его красоты.

    Активный злостник Суриков должен был не устраивать потенциально пассивного злостника Кончаловского. Вот как это описал Кончаловский:

    "Первоначально я написал “Бой быков” (1910 года.) совсем реально, — Суриков считал эту вещь замечательной по жизненности передачи, а мне не нравилась она. Хотелось сделать быка характернее, не таким, каким все его видят, а похожим на примитив, на игрушку. Я всегда любил народное искусство. Помните этих троицких игрушечников, которые всю свою жизнь резали из дерева какого-нибудь игрушечного медведя с мужиком. С какой простотой и силой передавали они самое существо зверя и человека, пуская в дело элементарнейшие средства, все сводя к двум-трем характернейшим деталям. Вот так именно, “по-мужицки”, “по-игрушечному” и хотелось мне дать быка во время боя. Хотелось, чтобы он казался не то игрушкой, не то самим “дьяволом”, как изображали его в средние века в церковных притворах. Таким я и переписал его. Суриков, помню, считал, что я ошибся, и все жалел прежнего быка, а мне новый нравился больше” (https://art.mirtesen.ru/blog/43876661593/Pyotr-Konchalovskiy?nr=1&utm_referrer=mirtesen.ru).

    А верить живописцу на слово о своей вещи нельзя. Искусствовед чует лучше. Я беру опять слова Есауловой, как и для Машкова (см. тут), и вытаскиваю то, что мне нужно:

    "… ужасны, но они не страшны" (https://artchive.ru/pyotrkonchalovsky/works/379581~Bullfight).

    Кончаловский. Бой быков. 1910.

    Натуралистичное изображение было – жуткое приятие Зла ради его красоты, было активным демонизмом, "дьяволом” и нравилось Сурикову. А ненатуралистическое – делало активный демонизм пассивным, ужасным, но не страшным, "не то игрушкой, не то самим “дьяволом””.

    Чернота ужасна сама по себе, чёрный бык – тем паче, но… когда у него ноги, как у плюшевой игрушки… На фото у быка не так стоят ноги.

     

    Точно то же – с другими ужасными, но не страшными картинами.

    Кончаловский. Портрет художника Г. Б. Якулова. 1910.

    Уж какие страшные чёрные глаза и смотрят как неприятно-пристально, и хищный нос, и дьявольски острые уши, и смертоносное холодное оружие, и мрачная стена. А не страшно. Он комичный. Улыбается. Чистюля. Оружие не в руках же.

    Так и хочется сказать, что столкновение страшного с нестрашным даёт в результате ноль чувств. Что, собственно, и есть пробуддизм.

    И ни у кого из бубновалетовцев вы этого или однокоренного слова не найдёте в высказываниях. Потому что это – в их подсознании.

    4 октября 2019 г.

05.01.2020
11:26

Берусь доказать

    Вот удастся мне подобрать то, о чём – я задумал – пишет Сартр в “Тошноте” (1938)? Начну с той страницы, на которой мне показалось, что этот мотив повторяется – с 5-й . . .

30.12.2019
21:30

Живёт!

    И любим-то мы с Орловым в этом народе одно и то же, любим в этом народе его мужицкую смиренную, терпеливую, просвещенную истинным христианством душу, которая . . .

28.12.2019
20:16

Почему шкипер и почему бухгалтер

    Это будет статья о киносценарии Шпаликова “Причал” (1960). Но – с огромными нелирическими отступлениями. Шкипер – командир несамоходного речного судна, жених . . .

24.12.2019
22:50

Вопреки общему мнению

    Я не специально, а так получилось… Услышал по телевизору, что Сталин распорядился в 1943 году отправить в Тегеран на конференцию с Рузвельтом и Черчиллем, прошедшую . . .

16.12.2019
13:27

Демонизм-разрушение и демонизм-созидание

    Я вышел на набережную и присел отдохнуть. Передо мной была табличка: “Опасно – обрыв”. Сколько раз я её видел… А в этот раз смотрю – она безвкусная. Буквы – . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100