TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


11.02.2020
13:17

Судить, не читая

    Мыслимо ли судить о произведении, не читая? – Я попробую: из общих соображений. Первым исходным является соображение, что Марло – предшественник Шекспира: "Для . . .

06.02.2020
18:54

Патриотизм слишком мал для национальной идеи России

    Надо, наверно, признаться в самом начале, что я исхожу из подработанной теории Шмита о синусоподобной повторяемости в веках больших стилей. Подработка состоит, в . . .

01.02.2020
11:12

Исключительное в Белоруссии

    Когда-то меня удивил Владимов – массой специальных, морских слов в “Трёх минутах молчания”. Помнится, я даже умудрился такое словоприменение объяснить. – . . .

28.01.2020
10:59

Возмутительно

    Дурят нас иные спецы, ей богу. – Вот смотрите: "Главный акцент делался на самостоятельной выразительной ценности цвета, его колористическом богатстве и . . .

27.01.2020
10:58

Срыв голоса

    Вот если я не дам названия картинкам, вы, читатель, не согласитесь ли, что они о чём-то одном и том же, в общем? Раскрытые рты, например, одинаковы. Кричащие . . .

25.01.2020
13:23

Бессилие?

    В кои веки я получил письмо-отклик на свою статью. Статья о песне Высоцкого “Я ЯК-истребитель” (1968) Высоцкого (слушать тут). Человек понимал песню как раздрай между . . .

22.01.2020
14:08

Чекрыгин

    …глядят, как в афишу коза. Маяковский. Что большие стили в чём-то повторяются в веках, было для меня когда-то большим откровением (есть такая теория, Шмита) . . .

21.01.2020
13:39

Глубина или натяжка?

    Когда-то я стал писать из-за возмущения, как непонятно пишут искусствоведы. Самообразовался, и тогда стало видно, что я ещё и с принципиально других . . .

20.01.2020
23:29

Вынужден

    Я вынужден писать о фильме “Бык” (2019). Почему вынужден? – Я предпочитаю выявлять художественный смысл. А им я считаю следы подсознательного идеала автора . . .

17.01.2020
21:51

Актуальность Берлиоза

    В августе 1830 года революция во Франции кончилась. "7 августа палата депутатов предложила корону герцогу Орлеанскому, которую тот принял 9 августа и был . . .

15.01.2020
20:42

К ограничению понятия авангард

    Уважаемые читатели! Разрешите представиться. Я – хулиган в искусство- и литературоведении. Так меня назвал когда-то, сравнивая с литературоведом Чумаковым, тоже, . . .

06.01.2020
13:51

Нахальство

    Нахальство – это у меня. Я вот берусь сейчас, читатель, у вас на виду показать, что испанские этюды Сурикова – это произведения ницшеанца. Суриков. Севилья . . .

05.01.2020
11:26

Берусь доказать

    Вот удастся мне подобрать то, о чём – я задумал – пишет Сартр в “Тошноте” (1938)? Начну с той страницы, на которой мне показалось, что этот мотив повторяется – с 5-й . . .

30.12.2019
21:30

Живёт!

    И любим-то мы с Орловым в этом народе одно и то же, любим в этом народе его мужицкую смиренную, терпеливую, просвещенную истинным христианством душу, которая . . .

28.12.2019
20:16

Почему шкипер и почему бухгалтер

    Это будет статья о киносценарии Шпаликова “Причал” (1960). Но – с огромными нелирическими отступлениями. Шкипер – командир несамоходного речного судна, жених . . .

24.12.2019
22:50

Вопреки общему мнению

    Я не специально, а так получилось… Услышал по телевизору, что Сталин распорядился в 1943 году отправить в Тегеран на конференцию с Рузвельтом и Черчиллем, прошедшую . . .

16.12.2019
13:27

Демонизм-разрушение и демонизм-созидание

    Я вышел на набережную и присел отдохнуть. Передо мной была табличка: “Опасно – обрыв”. Сколько раз я её видел… А в этот раз смотрю – она безвкусная. Буквы – . . .

12.12.2019
16:46

Опыт над собою

    Опыт будет состоять в том, что я беру совершенно ничего не говорящую мне картину…

    А. Куприн. Мальвы на чёрном фоне. 1910.

    И начинаю втискивать элементы картины (если их найду) из описания её здорово впечатлившим меня автором, - втискивать в то, что у меня выведено ранее об объединении “Бубновый валет”. А именно – в пробуддизм. (Автор меня впечатлил тем, что косвенно подтвердил мой вывод о пробуддизме валетовцев.)

    Для Куприна пробуддизм светит мне из такой фразы:

    "А. Куприн использует в натюрмортах принцип наиболее экономного выражения пластической формы” (https://iphras.ru/uplfile/root/biblio/2000/Kornevishche2000_1.pdf).

    В чём эта экономия, я из репродукции не вижу. Смотрите на ёмкость. Сколько там оттенков цвета от самого тёмного места к самому светлому? – Слева направо: 1) серо-сине-зелёное, 2) светло-зелёное внизу, грязно-жёлтое вверху, 3) исключим из рассмотрения тень от чего-то – голубое вверху, белое чуть пониже, грязно-жёлтое ещё ниже, коричневое ещё ниже. – Уйма, а не экономия.

    Может, дальнейший текст поможет?

    "Затемняя цветовые пятна к краю картины, подчеркивая их стыки, художник обнажает ритмический строй полотна, его живописную конструкцию. Одновременно происходит и поляризация цветовых отношений, в натуре выделяются главные красочные пятна. Цвета, образующие предмет, разъединяются и контрастно сталкиваются друг с другом. Интенсивность колорита, построенного на контрасте “теплых” и “холодных” тонов, обновляет восприятие предметной формы”.

    Может уйма получилась от подчёркивания стыков пятен? – Нет. Для рассмотренного места ёмкости это не проходит. Там очень плавно серо-сине-зелёное (1) переходит в светло-зелёное внизу (2).

    Вверху, правда, стык от серо-сине-зелёного к грязно-жёлтому отграничен светло-серым мазком. – Хм. Теперь я заметил, что такой же отграничивает и внизу серо-сине-зелёный от грязно-жёлтого. – Та-ак. Оказывается, сразу отграничение можно и не заметить.

    Можно ли согласиться, что в ёмкости есть ритм красок?

    Хм. Да! – Она ж, казалось бы, гладкая ёмкость. Тем не менее, в ней заметны 9 вертикальных полосок.

    То есть Куприну плевать на гладкость ёмкости. Главное – то, что замечено для других валетовцев: "все предметы… содержательно нейтральные". Ёмкость – не ёмкость, а что? – А то, что в нирване: почти Ничто, "ритмический строй полотна”.

    Таак, однако…

    А что такое "Затемняя цветовые пятна к краю картины”?

    Хм. Тоже есть-таки! – И что из того? – Опять "обнажает ритмический строй полотна”.

    Надо же!

    А что такое "выделяются главные красочные пятна”?

    Так, что ли? – Белый, зелёный, красный и синий. И всё на тёмном. – И что это даёт, выделение? – Написано, чтоб не испугать: "обновляет восприятие предметной формы”. Но какое там "обновляет”? – Уничтожает. Всё есть в сущности Ничто: пятна цвета. Тёмного и белого, тёплого (красного, жёлтого) и холодного (синего, зелёного). В том и экономия.

    Колоссально!

    И пусть мне поют после этого баламуты от искусствоведения про “Бубновый валет”:

    "прокаленная земля”, “могучие камни старинных аббатств”, “кроны зеленых деревьев”, “неистощимую жизненность природы”, “Тонкость созвучий, оттенков”, “необыкновенную остроту и эмоциональность восприятия” (http://articult.rsuh.ru/articult-29-1-2018/articult-29-1-2018-krivtsun.php). Хоть и тут прорвался "эффект “замирания времени””.

    А дальше уже без прорывов к истине:

    "Триумф материи и плоти, радостного и сочного живого мира натуры”, “мотива свежего душистого хлеба”, “магнетизм натуры”, “Выразительная лепка всевозможных караваев и калачей”, “самодовлеющей материальностью”, “сочностью, весом, внушает ощущение вкуса и запаха”, “ощущением тактильного прикосновения”, “состояние дикарски-наивного любования вещами”, ““сакрализации” вещи”, “чувственные холсты”, “слияние азартной энергии творца с волнующе-дерзкой энергией натурного мотива”, “размах жизнерадостного темперамента”, “гипнотическое чувство земли и плоти”.*

    Старые голландские мастера должны в гробах переворачиваться от зависти.

    Под конец: "Такого рода искусство, как мы видим, обладало огромной силой внушения”.

    Что принципиально неверно для неприкладного искусства вообще. У Льва Толстого был теоретический залёт (он не замечает, что ограничивается прикладным искусством “при” войске, “при” танце, “при” церкви):

    "Ну, марш воинственный сыграют, солдаты пройдут под марш, и музыка дошла; сыграли плясовую, я проплясал, музыка дошла; ну, пропели мессу, я причастился, тоже музыка дошла” (Крейцерова соната).

    Он и статью об этом написал:

    "Искусство начинается тогда, когда человек с целью передать другим людям испытанное им чувство снова вызывает его в себе и известными внешними знаками выражает его” (http://tolstoy-lit.ru/tolstoy/publicistika/chto-takoe-iskusstvo/glava-v.htm).

    А в своих художественных произведениях он силён не образами, а противоречивостью текста, рождающей катарсис по Выготскому. Самый плохой человек, Николай Ростов (он “будет” подавлять восстание декабристов), изображён самым обаятельным, а чтоб сказать “фэ” Западу и наступающему капитализму, индивидуализму, Толстой сделал воплощение их, Андрея Болконского, таким, что в него влюблялись школьницы, Платон же Каратаев, надежда России, сделан замухрышкой.

    Вот и у А. Куприна… Отвергаемый модный улётный заоблачный символизм и любимый мещанством академизм с их натуроподобием, минус-приёмом напрочь отсутствующие в “тексте” картины (1), сталкиваются в душе квалифицированного зрителя с наличествующими большими деформациями натуры в изображении (2) и рождают подсознательный катарсис – "содержательно нейтральные” околобуддистские переживания (3). Что очень естественно для совсем разочаровавшихся в действительности с её непрекращающимися поражениями Справедливости (народников, революции 1905 года) и жестокостью власти…

     

    Можно спросить: а не излишнее ли это усложнение художественности – вместо двухчастного образа (чем – что выражено {подчёркнутыми стыками цветовых пятен – нейтрализация содержания, или пробуддизм}) применять трёхчастное (символистское натуроподобие {улёт сверхвверх от плохой действительности, всем известный, хоть и отсутствующий тут}) + деформация натуры (радикальное отвергание* этого улёта) = пробуддизм (улёт субвниз из-за радикальности отвегания сверхверха)?

    Я думаю, что такое усложнение полезно.

    Смотрите, как не попадает в истину с Лентуловым, интерпретатор А. Куприна:

    "В творчестве А.Лентулова наиболее ярко проявилась попытка выразить средствами живописи звуковые и музыкальные ассоциации. В качестве главной “музыкальной темы” своей живописи художник, как правило, избирает древнерусские храмы, концентрированно-образное представление о которых дается на основе полукубистических красочных вариаций… Путем смещения архитектурно-предметных форм на полотне художник формирует своего рода ритм качания всего образа, подчеркивая его живую подвижность”.

     

    Если в “Звоне (Колокольне Ивана Великого)” ещё можно уловить волновые деформации, в то в “Соборе Василия Блаженного” их что-то не видно.

    Интерпретатор, желая остаться в образности (чем выражено что), вынужден: 1) забыть про "содержательно нейтральные” переживания (ведь колокольный звон содержательно не нейтрален, а возвышает), 2) сделать натяжку про наличие волнообразности для другой картины с церковью, 3) сделать ещё одну натяжку: есть же у Лентулова не только полукубистически деформированные церкви, где музыка не мыслима.

    Тогда как негатив (деформацией) + (к) высокому (церквам) = низкое (бесчувствие)*.

    Он Отечественную войну 1812 года (высокое) негативом* (деформацией) тоже привёл к малочувствию.

    10 декабря 2019 г.

    *- Но ведь у Выготского сталкиваются 2 хорошо (или 2 плохо), а не хорошо с плохо.

    - Пожалуй, соглашусь.

    11.12.2009.

10.12.2019
13:48

Инерция

    Великая Октябрьская революция имела свою инерцию. В 1922-23 годах уже можно было видеть, что Мировой Революции не будет (ради чего имела смысл революция в России – . . .

09.12.2019
15:45

Пусть я и ошибся, не будучи специалистом или Читая Шварцбанда о "Повести временных лет"

    Читаю в книге “Витражи”, Иерусалим, 2015. Шварцбанд исходит из верной общей посылки про: "хронологическую ненадежность летописных записей” (С. 106). И максимизирует: . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100