TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


17.05.2019
17:58

Хоть треснись головой об стену...

    Я уже привык… А то неуютно мне было, когда я чувствовал, что всё-таки надо прятать, что я не такой как все. Я сперва не прятал. По большой бедности я долго очень . . .

16.05.2019
09:25

Плохи дела с художественной критикой и - пройдохи жируют

    Начну, как часто делаю, издалека. И о себе. Про себя я думаю, что я – пониматель. Из-за этого я ввергаюсь в авантюры. Мне кажется, что достаточно просто захотеть и . . .

13.05.2019
17:17

Не все дома у этого Домье

    Я хочу обсудить (и осудить) одну картину Домье. Домье. Дон Кихот. 1868. И ещё я хочу, например, чтоб глянули на ссылку (тут) и без долгих сомнений признали, что Домье – . . .

12.05.2019
13:35

Твёрдый орешек

    …искусство нам дано, чтобы не умереть от истины. Ницше Как вы думаете, где находится душа режиссёра, точнее, его сокровенное, когда он даёт в своём кино как бы . . .

03.05.2019
10:52

Гвозди в характере

    Гвозди в характере – так назвал меня начальник отдела, возможно, за то, что я не уволился, когда – во исполнение поручения областного куратора КГБ по нашему НИИ – . . .

30.04.2019
13:02

Гомер и Украина

    Образ Украины это знаете похоже на что? Знаете, есть тип такой – провинциальной, очень симпатичной девушки из бедной семьи. Вот она плохо одета. Она стоит перед . . .

29.04.2019
12:30

Риск

    Я обожаю социологию духовной жизни как ключ к пониманию произведений неприкладного искусства. Есть, конечно, риск впасть в вульгаризацию. Но… Берём Японию… 17 . . .

27.04.2019
23:02

Общее впечатление

    Я толкованиями когда-то занялся от злости на искусствоведов, болтающих что-то вообще, не опираясь на реалии произведения. И вот в кои-то веки мне захотелось – от . . .

21.04.2019
13:08

Апология

    Я настолько впечатлён несколькими гравюрами Фейгина (см. тут), что мне, наверно, захотелось как-то оправдать его явный рисунок, к неприкладному искусству не . . .

17.04.2019
13:38

Сердце кровью обливается

    С чего начать? Надо с себя. У меня слёзы на глаза наворачивались, когда хоронили трёх, погибших в Москве из-за ГКЧП в 1991 году. А ведь я, совсем не годный для военного . . .

15.04.2019
16:37

Забияка

    Мне попалась книга критика Татьяна Москвиной “Культурный разговор”. М., 2016. И она дала мне много поводов включить её мнения в сноски к своим статьям на моём сайте . . .

13.04.2019
14:11

Филатчев и Фейгин

    Всё началось обыкновенно, когда не о чём писать и ищешь. – Я открываю Манина “Русская живопись ХХ века” на очередном художнике… описании картины… и читаю: "…в . . .

11.04.2019
12:15

Про пассионарных

    Есть такой философ Н.Н. Александров. Он утверждает, что Ленин в своём единственном философском труде “Материализм и эмпириокртицизм” капитально не понял Маркса. У Маркса, мол, эти понятия сходятся как бы посредине – в деятельности (которою можно управлять {например, вдруг на политической сцене появляется Макрон и оказывается избранным президентом Франции, или украинцы вдруг берут и отказываются от рынков сбыта своей промышленности и лишаются рабочих мест}). А у Ленина деятельность "не посредине – между идеализмом и материализмом, где и происходит их синтез у Маркса, а вверху, где дислоцирован идеализм” (http://www.trinitas.ru/rus/doc/0001/005a/00011286.htm). Акцент на материализме у Ленина. Бытие определяет сознание, базис – надстройку, приоритет – тяжёлой промышленности перед лёгкой. Из-за чего, понимаю, в СССР в загон попало гуманитарное. (То, что известно мне – это замордована теория происхождения человека по Поршневу, и не применяется теория художественности по Выготскому. Сохранение положения и через 28 лет после исчезновения СССР я объясняю инерцией мышления и новым упадком гуманитарного из-за первичности {зверинности} вернувшегося в страну капитализма.) А ещё, подозреваю, забыто марксово отчуждение в труде. Считается, что труд при коммунизме станет первой потребностью человека. Тогда как на самом деле при коммунизме жизнь людей будет жизнью в искусстве (творцами или сотворцами).

    Что некоторые чуяли и выводили предзнаменованием. Например:

    "- Хорошо ты, Анна, поешь. У тебя столько слез в голосе... грусть...

    Девушка перегрызла нитку, отложила шитье и сказала:

    - Батюшка с матушкой лучше поют. Бывало, выпьют о празднике, сядут друг против дружки, подшибутся, да и... Ну, беспременно заплачешь.

    - О чем же? - поглаживая ее голову, спросил Андрей.

    - Да и сама не знаю... Тяжело сделается... Быдто кто покличет куда...” (Шишков. В тайге).

    Вещь написана в 1915 году. Страшная на поверхностный взгляд.

    Но интереснее разобраться с горьковским коротеньким страшным-де рассказом “Мамаша Кемских”.

    Он впервые опубликован в 1925 году. Но когда написан – не известно. Потому можно предполагать, что ещё при царизме. Когда ещё хорошо помнилось бродяжничание автора по России (во всяком случае – о тех временах):

    "Вошёл я в город вечером…”.

    Так начинается рассказ.

    Вещь эту стоит прочитать перед дальнейшим чтением статьи. (Она ультракороткая.)

    Дмитрий Быков очень неверно о ней написал:

    "…страшный и трагический гимн материнству” (https://ru-bykov.livejournal.com/909943.html).

    Тут, конечно, не гимн, а чуть ли не ницшеанское доведение читателя до предвзрыва, если думать, что это – ультрапротест против вообще Этого скучного-скучного-скучного мира – ради вообще какого-то иномирия.

    Но нет. Это – филиппика против чувства долга, доведённого до крайности. Как правильно пишет об этом горьковском приёме тот же Быков там же:

    "Горький… “доворачивает” сюжет”.

    Сюжет не кончается просто самопожертвованием некой девушки:

    ""Фамилию, говорит, поддержать надо, невозможно, говорит, чтоб такая фамилия вымерла, Кемские, дескать, Россию спасали много раз"”.

    Князь Кемской, быстро прожив с актрисой, в которую влюбился, все деньги, хотел застрелиться, а сделал себя калекой. Некая девушка приехала, выходила его, "поставила на ноги и в одиннадцать лет жизни с ним родила ему пятерых детей”. Зарабатывая уроками музыки, рисования и продажей вещей и мебели. Потом князь умер, вещи кончились, что-то и с уроками стало (в тексте нет). И – гордость. Опять в тексте нет, видно, не умела приспосабливаться. Аристократка, надо понимать. И так сделано, что и воспитать детей, понимаешь, не смогла так, чтоб умели жить. И – опустилась. "оборвалась, обносилась, одичала”. Но детей умудрялась обиходить. С ума сошла, но пыталась ухаживать. А те ворами стали. Не выпускали, вообще-то её из дома.

    Ужас.

    Кончается вопросом повествователя самому себе: "Кому нужны бессмысленные страдания человека?"

    И не договорено: во имя каких бы то ни было высоких целей - страдания. – Понимай: человек – свободен. От односторонности.

    А это ж – идеал коммунизма, и он сидит в каждой человеческой особи от природы. Если рассказ написан в 1925 году, то он – оппозиционен советской власти, совсем за хозяйственными проблемами страны забывшей, что конечной целью взятия ею власти в стране является свобода каждого на свой лад, но обязательно без трудовой повинности, что должно как бы отсвечивать и на сегодняшний день, как это ни трудно – отсвечивать. Налицо же – массовидность и стандартизация. Да ещё и низменное потребительство. Расцвет НЭПа. – Предательство коммунистического идеала. Этак можно его и не достичь в этот раз.

     

    Но, возможно, это написано задолго до революции. И тогда тут обычный для человечества выход из крайности. Где крах – там спасение.

    Одно только неудобно – в который уж раз пересказывать теорию происхождения человечества. Сделаем так: читайте тут - https://klauzura.ru/2019/03/v-moloko-popal-noch-tatyany-tolstoj/ .

    Тогда понятно, почему и Шишкова Горький так любил. У того тоже, например, в цитировавшейся “В тайге” – крах. В крайность безобразия впала целая деревня, как аристократка Кемская.

    Кстати, опять можно поймать на неточности Быкова:

    "Горький этого нового человека [которого – тут Быков прав – в крайности не видел Чехов] видел, хотя искал его, прямо скажем, в непривычной среде — среди босяков” (Там же).

    Мы видим, что кого угодно достаточно завести в крайность (аристократку, крестьян), как там и спасение. Человек, рождаясь, спасся, убежав в условность. В искусство. На закате капитализма человечество опять спасётся так же – станет жить искусством.

    Эта кристально чёткая мысль совершенно отсутствует в сознаниях Горького и Шишкова, но, смею думать, она была в подсознании обоих в качестве идеала и оттуда, из подсознания, управляла “доворачиванием” сюжета да крайности. У Шишкова мерзость деревни Кедровки дошла до того, что люди дошли до самосуда – двух бродяг убили только по одному подозрению, непроверенному. А до того – ограбили их. А до того – посадили под запор, просто потому, что чужие. А до того – напились. – “Доворачивание” на много оборотов. – Волосы дыбом. Шекспировские страсти бледнеют.

     

    Самое смешное, что оба произведения я прочитал из-за комментариев в фейсбуке на такое сообщение:

    “Плохо! Карен Шахназаров прав. Нет пассионарности в России.

    А всё потому, что нет великой национальной идеи. Пора, пора ориентироваться на коммунизм. Не то Швейцария станет мессией. Там уже проводили референдум о гарантированном доходе. Пока они ответили НЕТ. Не вырвались из эпохи Потребления. Но, когда станут заметно таять Арктика и Антарктика, они – хоть и на горах живут – испугаются. И на повторном референдуме скажут ДА.

    И это будет коммунизм. Каждому – по разумным потребностям.

    А Россия со своей ненацеленностью на работу ведь наиболее логичный претендент на мессианство.

    Получим гигантскую цель – станем пассионарными”.

    Нашлась некая мещаночка, которая стала мне возражать ссылкой на “В тайге”.

    Как и полагается для большинства, она понятия не имеет, что в художественном произведении то, что написано словами, не есть то, что хотел сказать автор.

    Там словами написан ужас о моральном (из-за материального) положении крестьян в сибирской деревне. – Всё. Мещаночка считает, что и теперь в России такие же люди. А она – их выше. Потому что в Латвии живёт, и там 430 евро минимальная зарплата. И она меня жалеет по поводу моего сожаления об отсутствии пассионарности в России.

    3 апреля 2019 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
341833  2019-04-11 12:21:07
Воложин
-

03.04.2019
15:57

По поводу юбилея Юрия Бондарева

    Любопытно. (Читательский поток сознания) Любопытно, замечу ли я что-то необычное в произведении так называемой лейтенантской прозы? “Горячий снег” (1970) Бондарева. . . .

01.04.2019
10:03

Должен

    Плохое это состояние – долга. Когда не чувствуешь потенциала долг выполнить. Долг – это необходимость истолковывать для себя и других произведение художника, . . .

30.03.2019
19:30

Но какая прелесть!..

    Что меня восторгает – это возможность встроить точкой в Синусоиду Изменения Идеалов очередную вещь. Пушкина. Не беда, что я вторичен: пользуюсь чужой мыслью. (Я ж . . .

25.03.2019
11:35

Глубже...

    Н. Н. Александров, у которого я почерпнул много мыслей, с Малевичем всё-таки ошибся – что тот космист, космист в смысле проектности, непременного признака такого . . .

25.03.2019
09:52

Шутя ли...

    Читаю какую-то оптимистическую вещь – “Как мы бомбили Америку” (2007). На каждой строчке “я”-повествователь посмеивается надо всем американским. И мне почему-то . . .

24.03.2019
11:27

В молоко попал

    Я живу в маленьком городе маленькой страны. В главной библиотеке его есть русскоязычный отдел. И он, наверно, самый большой в стране. А иногда, думается, и . . .

13.03.2019
16:18

Меня грызёт сомнение

    Правильно ли я вывел, что художник Жилинский – певец абы какой жизни, лишь бы она была индивидуальной и ближе к естественной, животной – автоматической? Не . . .

<< 51|52|53|54|55|56|57|58|59|60 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100