TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | "Русскому переплёту" 20 лет | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


16.05.2019
09:25

Плохи дела с художественной критикой и - пройдохи жируют

    Начну, как часто делаю, издалека. И о себе. Про себя я думаю, что я – пониматель. Из-за этого я ввергаюсь в авантюры. Мне кажется, что достаточно просто захотеть и . . .

13.05.2019
17:17

Не все дома у этого Домье

    Я хочу обсудить (и осудить) одну картину Домье. Домье. Дон Кихот. 1868. И ещё я хочу, например, чтоб глянули на ссылку (тут) и без долгих сомнений признали, что Домье – . . .

12.05.2019
13:35

Твёрдый орешек

    …искусство нам дано, чтобы не умереть от истины. Ницше Как вы думаете, где находится душа режиссёра, точнее, его сокровенное, когда он даёт в своём кино как бы . . .

03.05.2019
10:52

Гвозди в характере

    Гвозди в характере – так назвал меня начальник отдела, возможно, за то, что я не уволился, когда – во исполнение поручения областного куратора КГБ по нашему НИИ – . . .

30.04.2019
13:02

Гомер и Украина

    Образ Украины это знаете похоже на что? Знаете, есть тип такой – провинциальной, очень симпатичной девушки из бедной семьи. Вот она плохо одета. Она стоит перед . . .

29.04.2019
12:30

Риск

    Я обожаю социологию духовной жизни как ключ к пониманию произведений неприкладного искусства. Есть, конечно, риск впасть в вульгаризацию. Но… Берём Японию… 17 . . .

27.04.2019
23:02

Общее впечатление

    Я толкованиями когда-то занялся от злости на искусствоведов, болтающих что-то вообще, не опираясь на реалии произведения. И вот в кои-то веки мне захотелось – от . . .

21.04.2019
13:08

Апология

    Я настолько впечатлён несколькими гравюрами Фейгина (см. тут), что мне, наверно, захотелось как-то оправдать его явный рисунок, к неприкладному искусству не . . .

17.04.2019
13:38

Сердце кровью обливается

    С чего начать? Надо с себя. У меня слёзы на глаза наворачивались, когда хоронили трёх, погибших в Москве из-за ГКЧП в 1991 году. А ведь я, совсем не годный для военного . . .

15.04.2019
16:37

Забияка

    Мне попалась книга критика Татьяна Москвиной “Культурный разговор”. М., 2016. И она дала мне много поводов включить её мнения в сноски к своим статьям на моём сайте . . .

13.04.2019
14:11

Филатчев и Фейгин

    Всё началось обыкновенно, когда не о чём писать и ищешь. – Я открываю Манина “Русская живопись ХХ века” на очередном художнике… описании картины… и читаю: "…в . . .

11.04.2019
12:15

Про пассионарных

    Есть такой философ Н.Н. Александров. Он утверждает, что Ленин в своём единственном философском труде “Материализм и эмпириокртицизм” капитально не понял Маркса . . .

03.04.2019
15:57

По поводу юбилея Юрия Бондарева

    Любопытно. (Читательский поток сознания) Любопытно, замечу ли я что-то необычное в произведении так называемой лейтенантской прозы? “Горячий снег” (1970) Бондарева. . . .

01.04.2019
10:03

Должен

    Плохое это состояние – долга. Когда не чувствуешь потенциала долг выполнить. Долг – это необходимость истолковывать для себя и других произведение художника, . . .

30.03.2019
19:30

Но какая прелесть!..

    Что меня восторгает – это возможность встроить точкой в Синусоиду Изменения Идеалов очередную вещь. Пушкина. Не беда, что я вторичен: пользуюсь чужой мыслью. (Я ж . . .

25.03.2019
11:35

Глубже...

    Н. Н. Александров, у которого я почерпнул много мыслей, с Малевичем всё-таки ошибся – что тот космист, космист в смысле проектности, непременного признака такого экстремизма, как русский космизм. Поэтому у меня есть надежда, что Александров ошибся и с Родченко – что он такой же космист, раз выражается так же:

    "Выражение бесконечно большого в формальных средствах всегда однотипно: только предельная простота, лаконичность и бедность геометризма позволяет выразить эти всеобщие смыслы, отсюда характерная “чертежность” стиля 20-х” (http://www.trinitas.ru/rus/doc/0001/005a/00011266.htm).

    В чём не откажешь Александрову, это в конструктивном подходе. Он не забывает вспомнить много “текстовых” деталей: 1) простота, 2) лаконичность, 3) бедность геометризма, 4) чертёжность. И он не забывает указать, что эти “текстовые” детали выражают – бесконечно большое.

    А по-моему безвещность (чуть не вся перечисленная четвёрка именно так может быть обобщена) выражает беспространственность и вневременность – иномирие, одним словом. Метафизическое, если двумя. Тут только не хватает доказательства, откуда антихристианский акцент этого иномирия. Но. Сто лет назад, когда ещё не было на свете атеистических стран, а на планете господствовал Запад с его христианством, представляется естественным, что безвещность тогда предполагала и безбожие заодно. Ну и т.д. А радость от такого прорыва – куда? – в иномирие! – естественно требовала от Малевича совершенно особого слова для называния такого стиля, который он открыл – супрематизм (наивысший по-латыни). Я более общо это называю ницшеанством. Не боящимся смерти (раз радость иномирия есть) и даже нарывающимся на испытание возможностью немедленной смерти.

    Так со смертью как раз созвучны слова в статье о Родченко:

    "…бунтарский протест против объективизированного мира… что привело к выражению проблемы бытия в тревожных и необычных формах” (https://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43384187308/Nonkonformizm-v-russkom-iskusstve.Rodchenko.Hudozhnik-i-fotograf).

    И они НЕ созвучны проектности космизма, ответственности передо всей Вселенной за жизнь в ней:

    "В будущем есть новая нравственность: человек ответственен в своих действиях не только перед собой, но и перед будущим всех (всего космоса). Это сродни ответственности перед всевидящим Богом” (Александров).

    Космизм – некий коллективизм (как и христианство). А бунт против самого наличия смерти в Этом мире – нечто полярно противоположное, индивидуалистское.

    Самым чётким сигналом, что, может, и Родченко – ницшеанец, для меня является выбор натуры для плаката:

    Это – Лиля Брик (только без интеллигентских ногтей). Жившая втроём с мужем, Осипом и Маяковским. – Аморальность. Ушла из жизни Лиля Брик самоубийцей. – О том же говорит факт... Она олицетворяла собою для терявших от неё голову творцов (только таких она к себе приближала) невозможность счастья в Этом мире.

    В плакате – акт приспособленчества Родченко. Исходная фотография более экстравагантная и вниз смотрит Лиля, в преисподнюю...

    Ницшеанское мироотношение своей крайностью в чём-то всё же перекликалось с революционным, взявшимся Этот мир исправить, то есть тоже Этим миром крайне не довольны оба. – Так что: притворяться принявшим революцию Родченко было, может, и не трудно? Тем более, если он маскировал в приятии насмешку. Например, я б не пропагандировал так общо: “по всем отраслям знания”. Я б их перечислил. Да и крик скорее ярмарочному зазывале пристал, чем книгоноше. И простота геометризма тут смахивает не на образ бесконечно большого, а на образ того, что имеет слово “простой” в переносном значении: "Простая работа, обыкновенная, грубоватая, без особых достоинств. Простая вещь, простое дело, обиходное, не мудрое и не мудреное, не хитрое, всякому доступное, легкое. Простой дом, простое платье, без убранства, не нарядное. Ходить, держать себя просто, прямо и без вычур, без затей. Задача простая, не трудная, не сложная, не запутанная. Простой человек, без хитрости и без большого ума. Простой народ, податный, чернь, крестьянство. Человек этот прост, не далек умом" (Словарь Даля).

    Я не исключаю, что эти насмешки над примитивной советскостью, были неосознаваемыми. Хоть биографические данные говорят об ином:

    "Любимые художники: Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Обри Бёрдсли. Ему нравилась чистота линий в японской гравюре Утамаро и Хокусаи. Интересовался литературой, писал стихи, иллюстрировал для себя пьесы Уайльда, любил поэзию Бодлера” (http://rusavangard.ru/online/biographies/rodchenko-aleksandr-mikhaylovich/).

    {Что такое чистота линий?

    Возможно, чувствующаяся твёрдость руки, с первого раза рисующая верно.}

    Впрочем, в рекламе, наверно, нечего искать "тревожных и необычных” форм.

    Пока он был супрематистом, его новаторство (точки и линии вместо геометрических фигур Малевича и использование циркуля и линейки {рейсфедер почему-то не упомянут в источнике, каким я пользуюсь}) можно толковать – как и у Малевича – как образ метафизического иномирия, выраженный невещностями (точками и линиями).

    Родченко. Линии на зелёном фоне №92. 1919. Холст, масло.

    Тут уже вполне тревожность чувствуется. Не иначе как из-за такой формы, так сказать, как этот гадкий зелёный цвет. И он гадкость цвета то и дело выбирает в 1918-1919 гг. Не под впечатлением ли всё побеждающей и побеждающей революции?

     

    Но всё-таки чувствуется какая-то вторичность этого супрематизма. Какое-то повторение всё же Малевича. Если художник – настоящий, он должен это почувствовать и перестать.

    Он и перестал. И неприкладное искусство практически оставил ради прикладного: ради рекламы, иллюстрации фотографиями, дизайна. Но его слабо переживаемое ницшеанство (чтоб заставить самовыражаться в неприкладном искусстве) то и дело – возможно неосознаваемо – прорывалось в виде иронии над официальной проектностью в деле постройки нового мира. Казалось бы, какая ирония, если он вместе с Маяковским делал рекламу для масс? Но что если Маяковский не замечал подколок Родченко. Один пример я привёл выше. Вот – ещё.

    Это – дореволюционная реклама пива. Сама изысканность и тонкость вкуса. В переносном и прямом смысле. – Соответственно – переливы полутонов и изящество линий. Конус бутылки – обратный конус бокала…

    "Главным рекламодателем, начиная с 1921 г. -– времени НЭПа, было государство. Именно оно, как один из инициаторов концессий, трестов и т.д., т. д., было заинтересовано в сбыте своей продукции, в первую очередь товаров народного потребления. Иностранные компании и частные фирмы все еще пользовались дореволюционными инструментами рекламы. Имея в своем арсенале силу и мощь политической пропаганды, государство перенесло агитки в борьбу с конкурентами и не прогадало" (https://infopedia.su/4x1906.html).

    А эта реклама обращена к неизящным массам. Разбитые бутылки конкурентов. Молнии. Цвета – локальные (только в бутылках остались какие-то оттенки), контрастные. Краски – основные (красный, жёлтый, чёрный белый). Всё вместе – агрессивно бросается в глаза. – Можно хвалить:

    "…особые приемы усиления визуального воздействия: неожиданные ракурсы, динамика, выраженная через сдвинутые оси, наклонные вертикали [хоть бутылок ханжи и самогона] и горизонтали, использование простых ярких цветов без полутонов, плоские заливки одной краской, контрасты красного и черного, черного и белого" (http://www.puhonto.ru/reklam-konstruktor.htm).

    А можно сказать, что тут тонкая издёвка над грубостью гегемона.

    Родченко-то с Маяковским знали, что трёхгорное пиво ерунда, не сравнить с шаболовским ("Шаболовский завод был сдан т-ву, составленному из бывших служащих и рабочих завода" - http://www.beercult.ru/profiles/blogs/nep). Как факт, "Акты обследований пивоваренных заводов, произведённые по заданиям Особого Совещания по качеству продукции, показали к тому же, что на многих арендованных заводах пиво оказалось лучшего качества, чем на госзаводах" (Там же).

    Тем не менее… – Но они, скажете, против самогона ополчались. – Не скажите, ханжой называли "всякий суррогат алкогольных напитков" (Словарь Ушакова).

    В конце концов умение Маяковского рифмовать не означает ведь поэтичности его рекламных слоганов. Можно и "бедность геометризма" Родченко заподозрить в простой неумелости (свидетельств его умения рисовать нету). Вот как

     

    он нарисовал Н. Русакова, соученика по художественной школе; никакой похожести, даже пропорций лица не выдержал; зачем сажал позировать?). Так Маяковский хоть участвовал в рекламе ради обращения к улице. Чтоб только не работать на буржуазное, “рамочное”, комнатное искусство. А Родченко?

    Вот он срывался, срывался.

    Родченко. Обед в механизированной столовой 1932.

    Тут – люди, мол, не люди, обед – не обед…

    Это было замечено суровой властью. И он поплатился. Правда, не жизнью. Просто перестал творить.

    18 ноября 2018 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
341751  2019-03-25 11:36:46
Воложин
-

25.03.2019
09:52

Шутя ли...

    Читаю какую-то оптимистическую вещь – “Как мы бомбили Америку” (2007). На каждой строчке “я”-повествователь посмеивается надо всем американским. И мне почему-то . . .

24.03.2019
11:27

В молоко попал

    Я живу в маленьком городе маленькой страны. В главной библиотеке его есть русскоязычный отдел. И он, наверно, самый большой в стране. А иногда, думается, и . . .

13.03.2019
16:18

Меня грызёт сомнение

    Правильно ли я вывел, что художник Жилинский – певец абы какой жизни, лишь бы она была индивидуальной и ближе к естественной, животной – автоматической? Не . . .

12.03.2019
13:18

Моне и монотема

    Странно. Я многие сотни статей написал о разных художниках, а отдельной статьи о Моне у меня нет. Хоть он – моё наибольшее впечатление от 6-го Всемирного фестиваля . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100