TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | "Русскому переплёту" 20 лет | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


14.09.2016
08:30

На цыпочках крадётся Цыпкин к нам.

    Я улыбаюсь. Пока я читал (с экрана) этот короткий рассказ, “Вербовка" Цыпкина, мне несколько раз пришлось лазить в поисковик и в электронный переводчик. Я . . .

10.09.2016
19:07

Авось кривая вынесет.

    Кривая – это идея, что идеал, которым движим художник, инерционен. И если я по одной песне Растеряева (см. тут) вывел, что он – ницшеанец, то и по второй смогу то же . . .

01.09.2016
19:49

Настырность.

    Я уже понял, что это перегиб – объявлять художественным только то, что содержит сколько-то элементов, рождённых непосредственным воздействием подсознательного . . .

28.08.2016
08:44

Почему мне не понравилось?

    Не понравилось мне кино “Дом Солнца” (2010) Сукачёва. Покопавшись в себе, я понял, мне кажется, почему. Потому что это тенденциозный фильм. Недавно я услышал вообще . . .

26.08.2016
13:57

Подгонка Мандельштама.

    Попробую-ка я начать с подгонки. Вдруг потом выверну на беспристрастность? Подгонка будет осознавания художественного смысла “Путешествия в Армению” (1931-1932) . . .

11.08.2016
16:02

Даёшь подсознательный идеал!

    Читая эту статью, необходимо уходить по моим ссылкам на себя. Мне не хотелось повторяться. Я наткнулся на замечательную статью – . . .

08.08.2016
16:49

Нехотя.

    Некий злыдень напал на Симонова… А поскольку он не только филологический злыдень, а и политический, мне, грешному, хочется ему перечить на филологическом фронте. А как? Когда я слаб-с…

    Но попробую. Опираясь на “Теорию современной русской рифмы” Минералова.

    Он постулирует, что новаторство Маяковского неминуемо должно было смениться. Оно и сменилось:

    "Если в 20-е годы, в обстановке почти всеобщего неуемного художественного экспериментаторства до некоторой степени естественно было надеяться, что ямбы и хореи навсегда сменились тоническим “стихом Маяковского”, или что заударная рифма классической поэзии отмирает, доживая свой век в стихах отдельных, “отстающих” от своего времени стихотворцев, то уже в 30-е читателям и критикам пришлось не без удивления убедиться, что и силлабо-тоника, и традиционная рифмовка вновь распространяются в поэзии, что именно на них сориентированы наиболее яркие молодые поэты (А. Твардовский, М. Исаковский и др.)”.

    Вот и Симонов начал в 30-е. Его чуть не за первое же стихотворение приняли в Союз писателей.

    Генерал.

    Памяти Мате Залки

     

    В горах этой ночью прохладно.

    В разведке намаявшись днем,

    Он греет холодные руки

    Над желтым походным огнем.

    В кофейнике кофе клокочет,

    Солдаты усталые спят.

    Над ним арагонские лавры

    Тяжелой листвой шелестят.

    И кажется вдруг генералу,

    Что это зеленой листвой

    Родные венгерские липы

    Шумят над его головой.

    Давно уж он в Венгрии не был -

    С тех пор, как попал на войну,

    С тех пор, как он стал коммунистом

    В далеком сибирском плену.

    Он знал уже грохот тачанок

    И дважды был ранен, когда

    На запад, к горящей отчизне,

    Мадьяр повезли поезда.

    Зачем в Будапешт он вернулся?

    Чтоб драться за каждую пядь,

    Чтоб плакать, чтоб, стиснувши зубы,

    Бежать за границу опять?

    Он этот приезд не считает,

    Он помнит все эти года,

    Что должен задолго до смерти

    Вернуться домой навсегда.

    С тех пор он повсюду воюет:

    Он в Гамбурге был под огнем,

    В Чапее о нем говорили,

    В Хараме слыхали о нем.

    Давно уж он в Венгрии не был,

    Но где бы он ни был - над ним

    Венгерское синее небо,

    Венгерская почва под ним.

    Венгерское красное знамя

    Его освящает в бою.

    И где б он ни бился - он всюду

    За Венгрию бьется свою.

    Недавно в Москве говорили,

    Я слышал от многих, что он

    Осколком немецкой гранаты

    В бою под Уэской сражен.

    Но я никому не поверю:

    Он должен еще воевать,

    Он должен в своем Будапеште

    До смерти еще побывать.

    Пока еще в небе испанском

    Германские птицы видны,

    Не верьте: ни письма, ни слухи

    О смерти его неверны.

    Он жив. Он сейчас под Уэской.

    Солдаты усталые спят.

    Над ним арагонские лавры

    Тяжелой листвой шелестят.

    И кажется вдруг генералу,

    Что это зеленой листвой

    Родные венгерские липы

    Шумят над его головой.

    Июль 1937

    А есть такое мнение (бывшего троцкиста Днепрова В. Д.), что бывают периодические массовые улучшения и ухудшения народа. И то, что было с советским народом (добровольчество) во время революции в Испании, он называет периодом массового улучшения.

    Поясню.

    Он троцкист, а в СССР был властный отказ от Мировой революции (с точки зрения троцкистов – отказ; на самом деле она естественным образом не начиналась). В массах же была ещё инерция революционности, сохранившаяся с 1917 года. Вот Сталин и решил выпустить пар (он мыслил и не уронить на мировой арене рабочего движения амплуа революционера, и поубивать побольше вернувшихся с испанской войны добровольцев как троцкистов). Но добровольцы этого не знали. Вот Днепров и счёл 1936-й год годом массового улучшения советского народа.

    Маяковский был как бы троцкист в поэзии. Он тоже негодовал, что революция отступает перед бытом, и своими необычайными стихами рвался вон из действительности. Настолько рвался, что перегибал против стихийности поэзии. И аж застрелился, может, и от этого тоже – становился не поэтом (ибо у поэта главное ж – подсознательное; а где оно, если ты горланишь, стремясь у власти – с её политикой социального успокоения после революции – отнять моральный авторитет). Но Маяковский застрелился. Жизнь стала утрясаться (репрессии выглядели как последние тучи рассеянной бури). Твардовский и Исаковский успокоение учуяли и стали соответственно писать стихи – по-старому.

    Симонов сделал то же.

    Холостая рифма (АВСВ) в его “Генерале” была данью народной поэзии. Народная жизнь – это традиционализм. Это не революционность. – Вот Симонов и сочинил в традиционалистском стиле стихи о… революции. Быка надо брать за рога. – Так ему сказало, наверно, подсознание. И он его послушался. Потому что сознание его вот что выдало об этих стихах:

    "В стихах хромали рифмы и попадались неуклюжие строчки, но сила чувства, которое было в моей душе, сделала их моими первыми настоящими стихами” (https://otvet.mail.ru/question/177657324).

    Испанская революция была народным порывом. Его стихи были по стилю народными. – Всё сходилось. В подсознании.

    Следующим периодом массового улучшения народа стала Великая Отечественная война. Вот Симонов и там обратился к… заклинанию (тоже народному проявлению): “Жди меня” (1941). – Тоже ведь противоположности некие: война – традиционализм.

    И тоже след подсознательного.

    Так что… Если я следы подсознательного идеала (успокоения в данных случаях) считаю главными, если не единственными, признаками художественности, и прав в этом, то мне удалось за Симонова заступиться.

    8 августа 2016 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
336526  2016-08-08 16:53:23
Воложин art-otkrytie.narod.ru
- Лисинкеру.

Ещё одно спасибо – за Симонова.

08.08.2016
08:03

Струсил?

    Так спросил я себя, после того, как разобрался с крохотным рассказом Фадеева “Метелица” (см. тут)? На “Разгром” не посягнул? Пугает обычность понимания вещи как . . .

07.08.2016
18:08

Да простится мне...

    Да простится мне, если я ошибусь. Я узнал только что, что есть идея, что Микеланджело в “Гробнице Медичи” в женских фигурах “Утро” и “Ночь” изобразил ту же . . .

06.08.2016
07:53

Фадеев.

    Что должен делать раб своей идеи-фикс? – Правильно. Искать её подтверждения всюду. И вот я ухватился за слова: "Сверхзадача автора романа “Разгром”… увидеть… . . .

04.08.2016
10:19

Поучительно.

    Из переписки о файле Л. Киселёв. Стихи. Тут исключение. Я всюду в файлах “переписка” адресантов превращаю в анонимов. Дело в том, что, когда касаются произведения . . .

02.08.2016
08:15

Герасимов.

    Уважаемый читатель! Вы попали на этот файл в надежде на то, что вам откроют в таком понятном фильме, как “У озера” (1969), в чём тут скрытый художественный смысл . . .

01.08.2016
10:04

Честность перебежчика Леонида Киселёва.

    Вам приходилось когда-нибудь нарвать большой букет одуванчиков и поставить их в банку с водой? Если нет, я расскажу, как они себя ведут. Они с удесятеренной . . .

31.07.2016
16:15

Закон или шаблон?

    Это можно считать продолжением статьи такой, если иметь в виду заглавие и причину появления вообще. Причина в том, что я вчера получил возражение на первую статью, . . .

26.07.2016
17:24

Акутагава.

    Мой читатель! Прошу прощения, что чем-то привлёк ваше внимание к этой статье. Потому что я, взявшийся открывать себе и вам скрытый смысл произведений искусства, . . .

21.07.2016
17:54

Неминуемое подсознательное.

    Я слыхивал (по радио, помнится), что Чайковский не ждал вдохновения, а садился за фортепиано и вдохновение вызывал пальцами на клавишах. И кто-то, кажется, ему за то . . .

19.07.2016
21:11

Скрытый смысл "романа" "Шкиль-моздиль".

    И опять, и опять, и опять… Скучно. Стал читать роман "Шкиль-моздиль" (2016 года издания, издания в России) Алексея Никитина. Стал читать потому, что это русский, . . .

12.07.2016
11:20

Как постичь и оценить художника?

    Я пересматриваю фильм Федорченко “Ангелы революции” (2014). Я что-то смутное от него получил в первом, простом, просмотре. А поскольку я теперь ведом идеей-фикс о . . .

29.06.2016
14:07

Як спiвав Василь Спiвак.

    Солист французской оперы с 20-летним стажем Василий Слипак пошёл воевать на Донбасс за единую Украину в рядах Правого Сектора, и, вот, погиб, сообщают. Он, наверно, . . .

23.06.2016
12:34

"Предательский" к читателю Пушкин.

    Имею ли я право на разбег? – Сам вопрос предполагает, что я его себе уже разрешил. Мой разбег – жалоба. Наверно, на судьбу. Я избрал для себя опорами такие положения . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100