TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | "Русскому переплёту" 20 лет | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


07.10.2016
13:39

Потомки религии Вуду.

    Я иногда взгляну на себя как бы со стороны и удивляюсь: я почти всё знаю не непосредственно, а со слов других. Тем не менее, у меня страсть всё упорядочивать. Я, . . .

06.10.2016
16:02

Люблю себя ставить в трудное положение.

    От трудного положения можно ждать открытия. Правда-правда. Я раз из-за чудовищной конструкторской ошибки сделал почти изобретение. Потому почти, что, как . . .

04.10.2016
10:40

Пути Господни... исповедимы.

    Вот такую ересь вынес я в название. По странной ассоциации. В писаниях о художнике Бойчуке, как выразителе неовизантизмом украинства, так сказать, упомянули . . .

03.10.2016
17:47

Завывание.

    В эту минуту мне кажется, что я понимаю, завывающих от тоски собак. Или волков. Минута эта – чтение таких слов у Александра Бенуа о художнике Герарде Терборхе . . .

01.10.2016
21:32

Провокация.

    Где-то когда-то я прочёл, что-то типа, мол, бесчеловечный политический режим не способен создать художественное произведение. И в пример приводился режим Франко, . . .

28.09.2016
13:59

Муки сомнений.

    Я отличаюсь от обычных зрителей произведений изобразительного искусства. Я следую мнению великого методиста преподавания литературы Гуковского. Он считал, что . . .

27.09.2016
11:14

Как изнасиловали Чуковского.

    Я еврей по советскому паспорту, но почти не испытывал в СССР бытового и государственного антисемитизма. Может, потому что не похож лицом и ментальностью на . . .

26.09.2016
22:41

Предлагаю переслать.

    - Меня пригласили на конференцию на экономическом факультете МГУ, в рамках ломоносовских торжеств. Разговор пойдёт об интеллекте - интеллектуальной экономике, . . .

26.09.2016
20:22

Скандол со Стурджесом (Sturges).

    С фотовыставкой, которую в Москве только что закрыли из-за общественного возмущения. Я уж не помню, в каком это фильме было… С какой кинозвездой в роли… Я, может, . . .

25.09.2016
11:11

Разгадать Гольбейна.

    Уважаемый читатель! Разрешите мне привлечь ваше внимание собою, чтоб говорить честно. А потом, через моё ви`дение, я предложу вам посмотреть на Гольбейна. А по . . .

17.09.2016
10:04

Туман неведенья.

    Я знаю, почему мои глаза задержались на репродукциях картин этого художника – они своей как бы бледнописью напоминают некоторые вещи великого Чюрлёниса . . .

16.09.2016
10:04

Снявши голову, по волосам не плачут.

    Но, если я с плача начну, то, может, раскачаюсь и напишу что-то толковое. Чем чёрт не шутит, когда бог спит? Я стал читать “Пушкина” (1936) Тынянова. И мне как-то . . .

14.09.2016
08:30

На цыпочках крадётся Цыпкин к нам.

    Я улыбаюсь. Пока я читал (с экрана) этот короткий рассказ, “Вербовка" Цыпкина, мне несколько раз пришлось лазить в поисковик и в электронный переводчик. Я . . .

10.09.2016
19:07

Авось кривая вынесет.

    Кривая – это идея, что идеал, которым движим художник, инерционен. И если я по одной песне Растеряева (см. тут) вывел, что он – ницшеанец, то и по второй смогу то же . . .

01.09.2016
19:49

Настырность.

    Я уже понял, что это перегиб – объявлять художественным только то, что содержит сколько-то элементов, рождённых непосредственным воздействием подсознательного . . .

28.08.2016
08:44

Почему мне не понравилось?

    Не понравилось мне кино “Дом Солнца” (2010) Сукачёва. Покопавшись в себе, я понял, мне кажется, почему. Потому что это тенденциозный фильм. Недавно я услышал вообще . . .

26.08.2016
13:57

Подгонка Мандельштама.

    Попробую-ка я начать с подгонки. Вдруг потом выверну на беспристрастность? Подгонка будет осознавания художественного смысла “Путешествия в Армению” (1931-1932) . . .

11.08.2016
16:02

Даёшь подсознательный идеал!

    Читая эту статью, необходимо уходить по моим ссылкам на себя. Мне не хотелось повторяться. Я наткнулся на замечательную статью – . . .

08.08.2016
16:49

Нехотя.

    Некий злыдень напал на Симонова… А поскольку он не только филологический злыдень, а и политический, мне, грешному, хочется ему перечить на филологическом фронте. А как? Когда я слаб-с…

    Но попробую. Опираясь на “Теорию современной русской рифмы” Минералова.

    Он постулирует, что новаторство Маяковского неминуемо должно было смениться. Оно и сменилось:

    "Если в 20-е годы, в обстановке почти всеобщего неуемного художественного экспериментаторства до некоторой степени естественно было надеяться, что ямбы и хореи навсегда сменились тоническим “стихом Маяковского”, или что заударная рифма классической поэзии отмирает, доживая свой век в стихах отдельных, “отстающих” от своего времени стихотворцев, то уже в 30-е читателям и критикам пришлось не без удивления убедиться, что и силлабо-тоника, и традиционная рифмовка вновь распространяются в поэзии, что именно на них сориентированы наиболее яркие молодые поэты (А. Твардовский, М. Исаковский и др.)”.

    Вот и Симонов начал в 30-е. Его чуть не за первое же стихотворение приняли в Союз писателей.

    Генерал.

    Памяти Мате Залки

     

    В горах этой ночью прохладно.

    В разведке намаявшись днем,

    Он греет холодные руки

    Над желтым походным огнем.

    В кофейнике кофе клокочет,

    Солдаты усталые спят.

    Над ним арагонские лавры

    Тяжелой листвой шелестят.

    И кажется вдруг генералу,

    Что это зеленой листвой

    Родные венгерские липы

    Шумят над его головой.

    Давно уж он в Венгрии не был -

    С тех пор, как попал на войну,

    С тех пор, как он стал коммунистом

    В далеком сибирском плену.

    Он знал уже грохот тачанок

    И дважды был ранен, когда

    На запад, к горящей отчизне,

    Мадьяр повезли поезда.

    Зачем в Будапешт он вернулся?

    Чтоб драться за каждую пядь,

    Чтоб плакать, чтоб, стиснувши зубы,

    Бежать за границу опять?

    Он этот приезд не считает,

    Он помнит все эти года,

    Что должен задолго до смерти

    Вернуться домой навсегда.

    С тех пор он повсюду воюет:

    Он в Гамбурге был под огнем,

    В Чапее о нем говорили,

    В Хараме слыхали о нем.

    Давно уж он в Венгрии не был,

    Но где бы он ни был - над ним

    Венгерское синее небо,

    Венгерская почва под ним.

    Венгерское красное знамя

    Его освящает в бою.

    И где б он ни бился - он всюду

    За Венгрию бьется свою.

    Недавно в Москве говорили,

    Я слышал от многих, что он

    Осколком немецкой гранаты

    В бою под Уэской сражен.

    Но я никому не поверю:

    Он должен еще воевать,

    Он должен в своем Будапеште

    До смерти еще побывать.

    Пока еще в небе испанском

    Германские птицы видны,

    Не верьте: ни письма, ни слухи

    О смерти его неверны.

    Он жив. Он сейчас под Уэской.

    Солдаты усталые спят.

    Над ним арагонские лавры

    Тяжелой листвой шелестят.

    И кажется вдруг генералу,

    Что это зеленой листвой

    Родные венгерские липы

    Шумят над его головой.

    Июль 1937

    А есть такое мнение (бывшего троцкиста Днепрова В. Д.), что бывают периодические массовые улучшения и ухудшения народа. И то, что было с советским народом (добровольчество) во время революции в Испании, он называет периодом массового улучшения.

    Поясню.

    Он троцкист, а в СССР был властный отказ от Мировой революции (с точки зрения троцкистов – отказ; на самом деле она естественным образом не начиналась). В массах же была ещё инерция революционности, сохранившаяся с 1917 года. Вот Сталин и решил выпустить пар (он мыслил и не уронить на мировой арене рабочего движения амплуа революционера, и поубивать побольше вернувшихся с испанской войны добровольцев как троцкистов). Но добровольцы этого не знали. Вот Днепров и счёл 1936-й год годом массового улучшения советского народа.

    Маяковский был как бы троцкист в поэзии. Он тоже негодовал, что революция отступает перед бытом, и своими необычайными стихами рвался вон из действительности. Настолько рвался, что перегибал против стихийности поэзии. И аж застрелился, может, и от этого тоже – становился не поэтом (ибо у поэта главное ж – подсознательное; а где оно, если ты горланишь, стремясь у власти – с её политикой социального успокоения после революции – отнять моральный авторитет). Но Маяковский застрелился. Жизнь стала утрясаться (репрессии выглядели как последние тучи рассеянной бури). Твардовский и Исаковский успокоение учуяли и стали соответственно писать стихи – по-старому.

    Симонов сделал то же.

    Холостая рифма (АВСВ) в его “Генерале” была данью народной поэзии. Народная жизнь – это традиционализм. Это не революционность. – Вот Симонов и сочинил в традиционалистском стиле стихи о… революции. Быка надо брать за рога. – Так ему сказало, наверно, подсознание. И он его послушался. Потому что сознание его вот что выдало об этих стихах:

    "В стихах хромали рифмы и попадались неуклюжие строчки, но сила чувства, которое было в моей душе, сделала их моими первыми настоящими стихами” (https://otvet.mail.ru/question/177657324).

    Испанская революция была народным порывом. Его стихи были по стилю народными. – Всё сходилось. В подсознании.

    Следующим периодом массового улучшения народа стала Великая Отечественная война. Вот Симонов и там обратился к… заклинанию (тоже народному проявлению): “Жди меня” (1941). – Тоже ведь противоположности некие: война – традиционализм.

    И тоже след подсознательного.

    Так что… Если я следы подсознательного идеала (успокоения в данных случаях) считаю главными, если не единственными, признаками художественности, и прав в этом, то мне удалось за Симонова заступиться.

    8 августа 2016 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
336526  2016-08-08 16:53:23
Воложин art-otkrytie.narod.ru
- Лисинкеру.

Ещё одно спасибо – за Симонова.

08.08.2016
08:03

Струсил?

    Так спросил я себя, после того, как разобрался с крохотным рассказом Фадеева “Метелица” (см. тут)? На “Разгром” не посягнул? Пугает обычность понимания вещи как . . .

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100