TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | "Русскому переплёту" 20 лет | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


06.06.2015
17:49

Как я сам себя поймал на двойных стандартах.

    Это случилось в один и тот же день. Я разбирался с художественным смыслом картин импрессиониста Коровина, а знакомый мне прислал ссылку на стихи Дмитрия Быкова.

    Вот они.

    Счастье

    1.

     

    Старое, а в чем-то новое чувство начала февраля,

    Небо серое, потом лиловое, крупный снег идет из фонаря.

    Но ясно по наклону почерка, что все пошло за перевал,

    Напор ослаб, завод кончился, я пережил, перезимовал.

    Лети, снег, лети, вода замерзшая, посвети, фонарь, позолоти.

    Все еще нахмурено, наморщено, но худшее уже позади.

    И сколько ни выпади, ни вытеки – все равно сроки истекли.

    (Я вам клянусь: никакой политики, это пейзажные стихи).

    Лети, щекочущее крошево, гладь лицо, касайся волос.

    Ты слышишь – все кончено, все кончено, отпраздновалось, надорвалось.

    Прощай, я пережил тебя, прости меня, все было так бело и черно,

    Я прожил тут самое противное и вел себя, в общем, ничего.

    Снег, снег, в сумятицу спущусь твою, пройдусь, покуда все еще спят,

    И главное, я чувствую, чувствую, как моя жизнь пошла на спад.

    Теперь бы и жить, чего проще-то, довольно я ждал и горевал –

    Но ясно по наклону почерка, что все идет за перевал.

    Кружится блестящее, плавное, подобное веретену.

    При мне свершилось тайное, главное, до явного я не дотяну.

    Бессонница. Ночь фиолетова. Но я еще насплюсь, насплюсь.

    Все вверх пойдет от снегопада этого, а жизнь моя на спуск, на спуск.

    Нравится мне это испытание на разрыв души моей самой.

    Нравится мне это сочетание, нравится до дрожи, Боже мой.

    2.

     

    Но почему-то очень часто в припадке хмурого родства

    Мне видится как образ счастья твой мокрый пригород, Москва.

    Дождливый вечер, вечно осень, дворы в окурках и листве,

    Уютно очень, грязно очень, спокойно очень, как во сне.

    Люблю названья этих станций, их креозотный, теплый чад –

    В них нету ветра дальних странствий, они наречьями звучат,

    Подобьем облака ночного объяв бессонную Москву:

    Как вы живете? Одинцово, бескудниково я живу.

    Поток натруженного люда и безысходного труда,

    И падать некуда оттуда, и не подняться никуда.

    Нахлынет сон, и веки тяжки, и руки – только покажи

    Дворы, дожди, пятиэтажки, пятиэтажки, гаражи.

    Ведь счастье – для души и тела – не в переменах и езде,

    А в чувстве полноты, предела, и это чувство тут везде.

    Отходит с криком электричка, уносит музыку свою:

    Сегодня пятница, отлично, два дня покоя, как в раю,

    Толпа проходит молчаливо, стук замирает вдалеке,

    Темнеет, можно выпить пива в пристанционном кабаке,

    Размякнуть, сбросить груз недели, в тепло туманное войти –

    Все на границе, на пределе, в полуживотном забытьи;

    И дождь идет такой смиренный, и мир так тускло озарен –

    Каким манком, какой сиреной меня заманивает он?

    Все неприютно, некрасиво, неприбрано, несправедливо, ни холодно, ни горячо,

    Погода дрянь, дрянное пиво, а счастье подлинное, чо.

    А вот что я ответил знакомому на его желание возбудить во мне со-чувствие с Быковым и с ним самим, жалеющим Россию за погружение опять в сталинизм:

    "Если вы мне поверите, то Быков не поэт в высшем смысле.

    Поэт в высшем смысле выражает своё подсознательное и обращается к чужому подсознанию. Оттого получается вообще-то нечто непонятное.

    А в этих стихах - КАК БЫ нечто невнятно-непонятное.

    Потому КАК БЫ, что шито белыми нитками. Первое стихотворение о том, что выдохся оранжевый протест конца 2011 - начала 2012 годов. А второе стихотворение, как противно-приятно опуститься до мещанского уровня и не бунтовать. В смысле - фэ уралмашзаводовцам и увы креативному классу.

    Он заранее знал, о чём он будет сочинять каждый стих.

    Его заслуга лишь в том, что он может притвориться говорящим из подсознания”.

    Взял и заклеймил человека не-поэтом-в-высшем-смысле.

    Будто не может быть, что его мучит то, что Россия гибнет (так он думает), а он, Быков, увы, имеет слабость "Размякнуть, сбросить груз недели”.

    Ну не может человек не быть мещанином большую часть каждых суток: спать, есть, размякнуть… Он в себе мещанство, может, презирает, но вынужден с ним в себе жить. – Вот и вырвались у него стихи. Да, о знаемом, но – мучающем.

    Или у него сомнение? Ведь протест-то у него – против чего? Против путинского режима, нивелирующего личность ради чего-то общего. То есть он за Пользу для себя, дорого. То есть – то же мещанство! Так какая разница, если и борешься – за мещанство, и когда не борешься – тоже мещанин.

    Тогда и сомнение тоже ж его гонит писать стихи… Делать то же, когда предостаточно в его действиях "политики”.

    Одно и то же… Одно и то же…

    И не скучно?

    И таким же вопросом я задался, рассматривая чудные северные панно импрессиониста Коровьева.

    Ловля рыбы на Мурманском море. 1896.

    Охота моржей. 1894.

    Белые медведи. 1896.

    Базар на пристани в Архангельске. 1896.

    Пристань у фактории на Мурмане.

    Село на севере России.

    А теперь признайтесь себе, читатель: вам не надоело смотреть эти репродукции?

    Да, в них замечательно разработана цветовая композиция противопоставления противоположных цветов на цветовом круге: оранжевого и синего (оба - отусклённые).

    Даже и на этом уровне выражается одно и то же, что всегда выражает идеостиль импрессионизма: хороша абы какая жизнь. И проституток у Дега, и вынужденной сожительствовать с клиентами барменши из "Бара в Фоли-Бержер" Мане, и людей-муравьёв из "Бульвара Капуцинок" Моне. Вот и тут, у этих лишенцев, вынужденных жить на крайнем севере - жизнь тоже хороша, раз она есть сама по себе.

    Но как можно было так тупо долдонить одно и тоже, одно и тоже?

    Где-то первый раз, открывая это цветовое решение, может, и вмешалось подсознание. Но неужели сознанию так и осталась секретом причина восторга от этого решения?

    Я каюсь. Я взял скользкий критерий для именования творцом в высшем смысле только тех, кто выражает своё подсознание.

    6 июня 2015 г.

19.05.2015
09:29

Моя беседа с митрополитом Илларионом.

    Каждому гарантируется свобода… художественного… творчества… Конституция РФ. Ст. 44, п. 1. Насколько ж далёк https://www.youtube.com/watch?v=5sXnicC9ELY митрополит Илларион от . . .

11.05.2015
16:18

Ницшеанец Васнецов.

    ß, наверно, всё-таки злой человек. Вспоминаю, не дословно, реакцию друга семьи, почитавшего подаренную ему мою книгу "К сверхбудущему": "Вот Сеня… . . .

30.04.2015
21:33

Гюстав Доре.

    Я не понимаю, почему Гюстав Доре, иллюстрируя “Потерянный рай” Мильтона, не одел Адама и Еву, как то сделал Сын Божий перед отлётом на небо к Отцу по Мильтону? . . .

26.04.2015
08:19

Уничтоженная картина художника Ге.

    Вам случалось, читатель, растрогаться, не понятно почему? Мне только что случилось. Вот от этого изображения. И я попробую себя понять. Это отвергнутая публикой и . . .

18.04.2015
16:46

Цепляет?

    Уже много лет (я старый), когда я начинаю читать произведение, считающееся художественным, мне через несколько строчек становится скучно. Если я вознамерился его . . .

11.04.2015
11:03

Понимаете ли вы Маканина?

    Недавно я был удивлён верностью объяснения психологом, почему маленьким детям не скучно повторять одно и то же простое действие: потому что они восхищены своей . . .

09.04.2015
09:45

Блохины.

    Их два: Николай и Валерий. И я решил, отступая от своего принципа, разбираться с ними, отправляясь от мнения живописца о них. (Принцип состоит в том, что живописец же . . .

24.03.2015
16:35

Надо не писать, когда не пишется.

    Но если ТАК разрекламировали… Фильм Лунгина “Родина” (2015)… А он оставляет меня совершенно бесчувственным… Досадно. Раз (см. тут) он, Лунгин, было, меня пронял. – . . .

19.03.2015
11:14

Вопрос на засыпку.

    …объясняла ему [Пьеру] то, зачем все эти люди спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти. Л. Толстой. Война и мир. Мне ясно, что катарсис, как кресало . . .

09.03.2015
20:24

Мыслимо ли...

    По одной детали произведения определить, каким идеалом был движим его автор? Я говорю о Тимофее Кулябине и его опере “Тангейзер” (2014). Одной деталью является . . .

02.03.2015
11:15

Есть ли сейчас соцзаказ?

    Речь о фильме “Батальонъ” (2015). Не смог смотреть где-то у середины кино. Из-за начавшейся череды фальши. С книгами как-то проще. Не нравится – закрываю, и всё. Привык . . .

25.02.2015
15:48

Эксперимент и его результат.

    Эксперимент состоял в следующем. Я послал в США знакомому репродукцию такой картины. Косолапов. Ленин. 1989. И попросил показать её каким-нибудь американцам, . . .

10.02.2015
16:44

"Не виноватая я..."

    (Перепечатка из журнала “ТОПОС” с добавлениями) Меня попросили, а я не отказал… Меня попросили высказать своё мнение о “Левиафане” (2014) Звягинцева… Попросил . . .

05.02.2015
15:40

Что, если это иллюстрация?

    Я хочу говорить о вот этой картине Коржева. Беседа. 1980 -1985. Мог ли Коржев в 1980 году прочесть в том же году вышедшую во Франции на русском языке книгу Бажанова . . .

30.01.2015
12:39

Пожалейте меня, люди!

    Я загнал себя в угол. Пытаясь объяснить себе и другим, что хотел сказать автор своим произведением (что само по себе трудно), я ещё приказал себе сделать это путём . . .

29.01.2015
21:40

Это и значит - вчитывать?

    У меня есть некие убеждения. С ними я подхожу к неоконченной картине Давида “Клятва в зале для игры в мяч” (1791). Быстро становится известно, что это именно . . .

26.01.2015
16:00

Я попал?

    Рассказ Буйды “Повесть о князе Алёшеньке” (2014). Стои`т в книге перед уже разобранным мною (тут) рассказом “Новый Дон Жуан” (2014). Надо решить, можно ли один . . .

26.01.2015
11:47

Хорошо, когда сходится.

    По уже начавшейся вырабатываться привычке я начинаю с себя. У меня есть заимствованная догма, что большие стили, каждый, имеют свою идейную формулу. То есть . . .

21.01.2015
11:15

История и Бунин, изнасилованные Михалковым.

    Мне легче всего начинать с себя… Ну и всё же я – инструмент познания… Так я, кажется, виноват перед Буниным. Дело давнее… Я назвал его реалистом в “Солнечном . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100