TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


21.03.2023
21:46

Ну чего я плачу?

    Вечная загадка. Читаешь-читаешь стих, и вдруг – слёзы. А чего – не понятно. Лучше – вместо некролога – будут пусть поля, поля, бесконечная дорога, просто Родина . . .

20.03.2023
21:33

Но жалок тот, кто всё предвидит…

    А особенно – тот, кто меняет это своё предвидение… А я – поменял, оказывается, вернувшись через 30 лет к Пармиджанино. Я счёл когда-то, что его “Мадонна с длинной . . .

20.03.2023
21:33

Но жалок тот, кто всё предвидит…

    А особенно – тот, кто меняет это своё предвидение… А я – поменял, оказывается, вернувшись через 30 лет к Пармиджанино. Я счёл когда-то, что его “Мадонна с длинной . . .

19.03.2023
19:19

То ли я слезливый, потому что старый…

    То ли что-то в этом есть – я к концу стихотворения забыл, кто это тут лирическое “я”. “Ах, недопонятность!” - восклицает моё безэмоциональное “я”, думающее, что . . .

18.03.2023
12:55

Дорога в небытие России

    Одним из теоретических нюансов, которые не общеприняты, а я для себя принял, было утверждение Аникста, что маньеризм это никакая не ущербность, а полноценный . . .

16.03.2023
15:55

Осознанно злобное – не художественно

      Буквально на днях мне стала очевидна простая мысль, что, чем автор более зол и маскирует это, тем он больше показывает навострившемуся мне, что зло это не . . .

14.03.2023
17:15

Тенебризм

    "Направление в искусстве, злоупотребляющее светотенью, получило название тенебризм, а его представителей называют тенебристами (по-испански — Tenebrosi)” . . .

13.03.2023
20:43

Не с бухты-барахты

    Помню, в Одессе открылся Рериховский центр. Я пришёл посмотреть, что это такое. Посмотрел, посмотрел, сел подумать и подумал, что я б не мог работать . . .

12.03.2023
16:51

Ультрасупертонкость

    Собираюсь писать нечто вроде сна, который логичен, но не факт, что как-то соответствует реальности. Я отправляюсь от такой аналогии. Есенин отправился с Дункан в . . .

11.03.2023
18:00

Сатанизм

    Я просто устал от отсутствия кино, о котором можно подумать. Стал искать-тыкаться и как-то остановился на “Со мною вот что происходит” (2012) режиссёра Шамирова . . .

08.03.2023
11:49

Я провинился перед Бунюэлем

    Вывел тут, что его фильм «Андалузский пёс» (1928) из головы сделанный фильм Вывел тут, что его фильм “Андалузский пёс” (1928) из головы сделанный фильм . . .

07.03.2023
20:42

Ничто не ново под луною

    Я (опять это “я” впереди всего!) подумал, что вот, наконец, мне совсем нечего сказать, когда я прочёл “Храм” (2022) Измайловой. То есть не то, что искомой и любимой . . .

05.03.2023
22:48

Что-то заставляющее

    B>

     

    Я обычно статью начинаю с себя. Это потому, что я постигаю произведение искусства в процессе писания (так мне лучше всего). И я должен из того смутного, что во мне творится из-за произведения, сделать грамматически по возможности верные предложения и словесно оформленные мысли.

    А тут я что-то растерялся. Причём я к Муссолини?

    Тайат. Портрет Дуче. 1929.

    Сбили ещё и слова Маринетти об этой скульптуре там, где о той пишется:

    "Маринетти с удовольствием вспоминает, что посетивший выставку Муссолини, остановившись у работы, произнес: “Да! Мне нравиться. Это я! Таким я себя ощущаю! Таким я себя вижу!” Никакой веристский, статичный портрет, с горячностью заверяет Маринетти, не в состоянии был бы передать с такой выразительностью как футуристический образ истинный характер, величие, неутомимую подвижность “политического Гения”” (Е. В. Тараканова).

    Какая, чёрт побери, подвижность, когда скалообразная неподвижность?

    Правда, Муссолини – фашист, а я к фашизму имею непосредственное отношение.

    В 1944 году мама со мной и дедушкой вернулась из эвакуации в Узбекистана в наши Ромны, что на Сумщине. Маму взяли на ту же должность ретушёра в ту же фотографию, где она и до войны работала. А в нашу квартиру нас не вселили, там было занято. Нас вселили на ту же улицу в дом напротив. Прежнюю квартиру я не помнил. Поэтому, что там была комната, кажется, не одна, а теперь одна, меня не трогало. Никакого бурчания в семье я не слышал. Но однажды услышал… Мама рассказала дедушке, что на такой-то улице она была узнана и услышала такие слова одной женщины другой: “Дивись, ще не всіх жидів повбивали”. И ещё рассказала ему, наверно, в другой раз, что ей рассказали, что Саше, её двоюродному брату, оставшемуся жить в семье родного брата, женатого на украинке, раз надоело прятаться, он надел коньки и пошёл на улицу кататься. По улице проходил патруль из двух немцев. Когда он проходил мимо соседа семьи еврея, женатого на украинке, тот указал на Сашу и сказал, что он еврей. Один из немцев снял с плеча автомат и Сашу застрелил. А я после этих рассказов, наверно, стал видеть один и тот же кошмар, как за мной гонятся немцы. Год, наверно, длилось.

    И ещё я с младенчества из-за скарлатины рос до крайности хилым, не умел и не любил драться, и был последним человеком в классе. Правда, никем не гонимым, ибо мог полкласса спасти на контрольной. И, хоть был физически трус, зато обладал тем, что называется гражданской смелостью, когда дело касалось класса.

    Какой фашизм у Муссолини ни был вегетарианский (9 убитых и 4,5 тысячи осуждённых по политическим делам), моё подсознание должно было себя почувствовать каким-то зайцем перед волком при виде такого колосса.

    Но то ли я смутно и не без одобрения почувствовал, когда увидел эту репродукцию?

    Нет. Я нашёл в интернете, где адекватно написано, что выражает эта скульптура:

    "…дематериализация и твердость являются двумя основными ключами интерпретации” (http://dialecticsofmodernity.manchester.ac.uk/essay/419).

    Казалось бы, такие противоположные слова… Но на фоне недостатков демократии…

    "Управление государством при демократическом строе превратилось в войну за "большинство"... пускали в ход обещания и ложь во всех формах ее…” (Маклаков).

    На фоне такой демократии фашизм выглядел честным. "…дематериализация…”

    “…идеологически фашизм был движением не "реакционным" (ибо не стремился к восстановлению монархий), а революционным. В нем можно найти черты социалистические (коллективизм) и демократические (корпоративизм)” (Там же).

    Или вот как выводится "твердость”.

    "Ни одно действие не ускользает от моральной оценки. Нет ничего в мiре, что было бы свободно от оценки, которая присуща всем вещам в иерархии моральных целей. Поэтому жизнь в понятии фашиста – серьезна, строга, религиозна; это жизнь, полностью включенная в мiр, основанный на моральных и сознательно ответственных силах духа. Фашист презирает "удобную" жизнь” (Там же).

    Чем не герой?

    Но. Фашизм такой же обманщик, как и демократия. И никакой не прогресс. Подсознание Тайата это чувствует и лишает произведение – как сказать? – мобильности, столь важной для выражения футуристами прогресса. Маринетти по инерции обманывается, видя у Тайата "подвижность”. Врёт, попросту говоря. Сам фашизм подозрителен к "не предсказуемому движению, и, в конце концов, футуризм был потеснен на задворки фашистской империи” (Тараканова).

    Не в предвидении ли плохого Тайат корёжит натуроподобие, как все футуристы, подсознанием чуя, что прогресс, как лес: того рубят – щепки летят и так больно колют, что надо закусить губу, чтоб всё же славить этот прогресс.

    1 октября 2022 г.

04.03.2023
21:14

Расширенное смотрение Матюшина

    Мне у нескольких футуристов удалось раскопать, какой именно прогресс они воспевали. (Диковинные у некоторых были прогрессы.) Но никакие картины и авторские слова . . .

03.03.2023
12:30

В тартарары

    Я (всегда с себя начинаю…) трус, наверно. Боюсь смерти и потому о ней не думаю, а загружаю себя почти непрерывной мозговой работой, очень трудной. И один из трудов . . .

02.03.2023
22:46

Второсортный фильм с Пускепалисом в главной роли

    "Как я провёл этим летом” (2010) Попоргребского. Если бездоказательно, потому плохой, что не впечатлил, когда смотрел когда-то. Если б не оригинальное название, я . . .

01.03.2023
18:44

Исключения в эпохе натурокорёжения

    Смотрел заголовки предлагаемых Яндексом для прочтения статей и удивился такому названию: ""Я почти забыл мои серые краски". Африка в творчестве . . .

28.02.2023
17:40

В ударе

    Поскольку я произведения, претендующие на то, чтоб их называли произведениями искусства, воспринимаю всем своим организмом, то, чтоб вжиться в очередное . . .

26.02.2023
22:10

От формализма есть и польза

    Речь пойдёт о вот такой скульптуре. Минне. Фонтан коленопреклонённых. 1898. Я знаю, что родители символизма "позитивизм и натурализм” . . .

25.02.2023
19:55

Опять обидели

    Перед хозяйкой легкий вздор Сверкал без глупого жеманства, И прерывал его меж тем Разумный толк без пошлых тем, Без вечных истин, без педантства, И не пугал . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100