TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


07.02.2023
19:09

Удивляют меня жители Западной Европы

    Они как-то подвержены поветриям симпатий. На грани XIX и ХХ веков они подпали под влияние формалистов в искусстве. Центр этого влияния был Париж. И там взяли и . . .

05.02.2023
17:20

Цветаева о белогвардейцах

      Кто не смотрит российское ТВ: Шейнин – один из политологов, ведущий в программе “Время покажет”. Воевал в Афганистане. Сержант. Осталось у него от той войны . . .

03.02.2023
23:24

Ура! Болезнь

    Я сам несчётно повторяю поговорку: убогий – у Бога. Что-то не тае, мол, с художниками слова и кисти и вообще всех. Особенно – если выражают экстремистские идеалы . . .

02.02.2023
12:27

Анатолий Зверев изохулиган в квадрате?

    У Эфроса есть замечательные слова: "Художник вообще не умеет думать. Более того, он не обязан думать. В искусстве надо думать с осторожностью. По правилу ум здесь . . .

01.02.2023
21:26

Что не по мне в Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом

    "5. Российская культура во все исторические эпохи была символом России и российской нации. Её уникальность демонстрировали миру… Д. Д. Шостакович…”. У меня . . .

31.01.2023
23:56

Не зная броду, суюсь в воду

    Не без задней мысли: попаду в затруднительное положение, попробую выкрутиться, и вдруг выход окажется новостью. Читаю Дроздову. Эфрос убедил меня, что "мир Юона . . .

30.01.2023
18:23

Барская война

    Передо мной щекотливая задача. Я знаю по многим примерам, что Пименов с подначкой писал как бы совершенно советские картины. И вот… Я взялся было писать диктант . . .

29.01.2023
19:44

Как же я виноват перед Розановой…

    Вообще-то, ошибки именно у меня закономерны. Я зол на тех искусствоведов, которые, чтоб не поймали их на ошибке в будущем, очень мутят относительно художников, . . .

28.01.2023
16:14

Про позор

    Сперва про мой. Которого, впрочем, никто не видел. Я два раза надолго прерывал письмо маслом. Научил меня институтский одногруппник Алька Чудинов. Все мне . . .

27.01.2023
19:08

Провал Филонова

    Что я, эстетический экстремист, называю провалом живописца? Если он не вдохновляется (то есть не активизируется его подсознательный идеал), а воодушевляется (то . . .

26.01.2023
15:50

Против всякой логики

    А просто потому, что хочется… Чую нутром, что не принял Чупятов Октябрьскую революцию, а попал в ученики к Петрову-Водкину, который её принял. Что не принял, мне . . .

25.01.2023
15:38

Вымучиваю что-нибудь к 85-летию Высоцкого

    А мне хорошо б, чтоб спорить. И Высоцкий в принципе благодарный субъект: он был левым диссидентом, а те, с кем я контачу по поводу него, ВСЕ считают его правым . . .

22.01.2023
16:23

Как верно меня критикуют

    О любви не го-во-ри, а молчать не в силах — пой. Лабковский Начну издалека. Ну с себя, как у меня заведено. (Я ж ловлю в произведении искусства “текстовые” . . .

22.01.2023
16:22

Как верно меня критикуют

    О любви не го-во-ри, а молчать не в силах — пой. Лабковский Начну издалека. Ну с себя, как у меня заведено. (Я ж ловлю в произведении искусства “текстовые” . . .

21.01.2023
16:48

Ну не могли бубновалетовцы совершенно покориться советской власти

      Это я возражаю Ельшевской, искусствоведу-либералке: "Общество московских художников — это в основном бывшие “бубновые валеты”: Кончаловский, Машков и прочие. В . . .

20.01.2023
16:12

Лукавый попутал

     

    Я думал, что хорошо когда-то придумал: при обнаружении ошибки в статье её не исправлять, а ставить красную звёздочку в самом неправильном месте и в сноске каяться – красным же цветом. Я ж, мол, зачем пишу в частности? Чтоб своим примером научить других открывать всегда скрытый художественный смысл произведений искусства. Вот ошибки и учат. Так я поступил и с Юоном. Сперва (см. тут) я ошибся и принял Юона за оголтело просоветского. Но когда я ошибся второй раз (см. тут), я ещё не заметил, что эта затея с красным вряд ли совершенно удачна. Я просто в третьей статье (см. тут) сослался на обе неправильности и продолжил писать уже, мол, правильно. Но что, если – вот сейчас, когда я принялся читать Ельшевскую о Юоне – мне третий раз придётся изменить мнение о Юоне? Мне что: переходить на, скажем, синий цвет поправок?

    Впрочем, кажется, Ельшевская в истину не попадёт.

    "Казалось бы, все как и прежде: художники объединяются, размежевываются, громыхают манифестами, устраивают выставки, переходят из группы в группу. Однако после революции в привычном для них пространстве появляется новое и очень активное действующее лицо — государство. У него власть, оно владеет множественными способами поощрения и взыскания: это и закупки, и устройство выставок, и разнообразные формы покровительства. “Кого люблю, того дарю”.

    И это непривычная ситуация, ведь прежде государство не слишком интересо­валось художественными затеями. Царь Николай II дал как-то деньги на издание журнала “Мир искусства”, но только потому, что его об этом попросили, сам журнал он вряд ли читал”.

    Для Ельшевской, либералки, слишком велик интерес гнобить советское: что в царской России была ещё и церковная власть, она услужливо забыла, сколько выставок было закрыто и сколько отдельных картин снималось с выставок при царе, она тоже практично забыла.

    От русских либералов вообще теперь ждать объективности можно только в порядке исключения. Это потому, наверно, что они потеряли популярность за несчастья 90-х. А они сопротивляются общему мнению. И состояние борьбы, к тому же, похоже, безнадёжной, объективности не способствует. Они в раже.

    Но квалификация у Ельшевской колоссальная. Надо воспользоваться. Она заметила:

    "Юон <…> написал картину “Новая планета”. Там толпа крошечных человечков, активно жестикулируя, наблюдает рождение гигантского багрового шара. Чуть позже такой же багровый шар появился в композиции Ивана Клюна, соратника Малевича. Он же — в картине Климента Редько “Полуночное солнце”, и его же держит в мускулистых руках рабочий с одноименной картины Леонида Чупятова, ученика Кузьмы Петрова-Водкина. Совпадение мотива у абсолютно разных художников показательно. Все ощущают перемены именно что планетарного масштаба — но не до конца понимают, какой в этом новом мире будет роль художника. Нет, это не шкурный вопрос про поиски места, это существенный вопрос — про новую функцию искусства”.

    Посмотрю-ка и я.

    Клюн. Красный свет. 1923.

    Ну, у меня догмы всякие доморощенные. Мне из услышанных в музее от экскурсоводши слов, что у Малевича в “Супрематизме” есть ближе и дальше, удалось вывести, что предметов уже нет (геометрические фигуры, окрашенные, каждая, в свой локальный цвет, это не предметы),

    Малевич. Супрематизм. 1915.

    а пространство ещё есть. Шаг, мол, к метафизическому иномирию, в котором сама физика не такая, как в скучном-прескучном Этом мире, и куда поэтому надо стремиться душою. Там и пространства нет, и времени…

    Клюн, похоже, в своём “Красном свете” делает шаг назад из метафизического иномирия к космосу Этого мира.

    Мог ли Клюн видеть первую фотографию Солнца, сделанную на 78 лет раньше?

    Первая фотография Солнца была сделана 2 апреля 1845 года французскими физиками

    Ипполитом Физо и Леоном Фуко.

    Если и видел, то сам сделал нарочно не так: край Солнца не резкий и без пятен.

    Из книг начала 20 века:

    Если Клюн такое читал, то он выдал ещё один довод для пессимистического восприятия Этого мира, как у всех ницшеанцев: наше солнце потухнет. Образ конца света, наверно, навеяла победа Октябрьской революции и образование СССР год назад, победа централизма плохо воспринималась анархистами. А именно анархия была осознаваемым идеалом Малевича.

    То есть, если Клюн как-то и отозвался на новые политические события вокруг него, то в духе давнишнего прежнего крайнего разочарования в Этом мире, которое не могло уже поколебать ничто новое. И Ельшевская зря его прицепила в проблеме "про новую функцию искусства”.

    Далее.

    Редько. Полуночное солнце (Северное сияние). 1925.

    Здесь Ельшевская сделала маленькую подтасовку: убрала подзаголовок в скобках. Он ориентирует на давнее уже (10-летнее) восхваление прогресса, а не на новые реалии со властью. Редько прогресс видел в концепции электроорганизма (свеченизма).

    "Сутью свеченизма (электроорганизма) является восхваление научного прогресса посредством художественного изображения различных электрических и химических процессов, радиоволн и других иных технических и научных явлений” (https://yavarda.ru/electroorganism.html).

    С северным сиянием это связано по научной же линии. Собственно, открытие солнечного ветра (электрозаряжённых частиц, вырвавшихся из магнитосферы Солнца), причины северных сияний, произошло через четверть века после написания этой картины. Но связь этого явления с электричеством известна ещё от Ломоносова. Редько лишь посчастливилось предугадать связь явления с Солнцем. Но у него она образная: формой сияния, похожей на круг, то есть на солнце, и тёплыми оттенками света (наиболее часты как раз холодные оттенки). Взгляд на Землю аж из космоса (горизонт закруглён) тоже от связи явления с Солнцем. И у него эта угадка – от восхваления научного прогресса. Она как-то брезжит и в другом шаре. Но уже на земле.

    Редько. Завод. 1922.

    Так тут вовсю применяется корёжение натуры, так принятое у футуристов. Но принято оно у футуристов по другой причине, чем у всех остальных. У футуристов – из-за изъяна в конкретном прогрессе, из-за чего хвалить можно, лишь вытеснив изъян из сознания и как бы закусив губу до боли (корёжение), чтоб мочь славить.

    У Редько совсем смешно с изъяном. Он ничего не смыслит ни в научном, ни в техническом прогрессе. Это как в хлебниковском “Бобэоби”. Хлебников страдал от поражения русских в Цусимском сражении, а в специальной теории относительности (которую он знал) не было направления времени. Так можно ж это как-то использовать для воскресения моряков!.. Но как! Мутно ж очень! И за то очень стыдно…

    Во всяком случае, ничего методически нового для авангардиста Редько не случилось с приходом советской власти. Она не должна была иметь ничего против пусть и искорёженной хвалы научному прогрессу. Линия поведения не должна была меняться и не менялась. Футуризм как был, так и остался на периферии интереса к нему публики и власти, считавших их чудиками.

    Далее.

    Чупятов. Рабочий. 1928.

    Мне пришлось исказить репродукцию, чтоб стал виден нос между частями рук, называемыми предплечьями. Человек, согнувшись, несёт то ли таз, то ли ещё какую посудину в изрядной темноте по, возможно, винтовой лестнице, и в свет от чёрт-те каких театральных прожекторов попадает по мере хода этого человека то одно, то другое.

    Так в другой картине этого же художника:

    Чупятов. Красильщик. 1925.

    Он был поглощён поисками чего-то наподобие сферической перспективы своего учителя Петрова-Водкина. А Ельшевская, не догадавшись поиграть с яркостью и контрастностью над репродукцией “Рабочего”, и не увидев сермяжности темы, вставила это в ряд картин с солнцами и якобы солнцами.

    Что ещё один минус Ельшевской.

    Теперь можно дальше читать её статью.

    А дальше оказывается, что я обманулся, что раз в первом предложении о картине Юона, то дальше будет о ней больше. – Больше – ни строчки.

    26 августа 2022 г.

19.01.2023
18:35

Неисповедимы ли…

    Меня это не очень мучает… У меня получилось, что в XIX веке несколько самых громких имён в искусстве: Тургенев, Чайковский, Суриков, - оказались ницшеанцами. На . . .

18.01.2023
19:53

Интернет как инструмент для открытия смысла того, что претендует называться произведением искусства

    По-моему, при слове “искусство” все молчаливо думают о произведении неприкладного искусства (в котором есть ЧТО-ТО, словами невыразимое), а не о произведении . . .

16.01.2023
16:02

В свободном полёте (Ко дню рождения Маргариты Тереховой)

    Я, в общем, не люблю свободу. Мне нравится исполнить все законы и уж потом дать себе волю. Один закон, что идеал художника инерционен. – Ложный это ход мысли. Я . . .

14.01.2023
22:36

Действительно ли нехудожественна любая часть Памятника освободителям Риги

    Если б директором был я, я б запретил применять слово “художественность” для произведений прикладного искусства. Только для неприкладного б разрешил. Для . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100