TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


12.11.2022
21:48

Я чего-то всё-таки не понимаю с искусствоведением

    Почему в искусствоведении возможен такой раздрай? Лекцию Аленова о концептуализме (жаль, сослаться не могу – адрес уже не открывается) я послушал в 2018 году. В . . .

11.11.2022
09:35

Зачем я пишу об уже не раз разбиравшемся мною художнике

    Во-первых, нет полной гарантии, что все прошлые разы не были заблуждением. Сложным таким заблуждением, раз в столь многих его произведениях всё сходилось в одну . . .

10.11.2022
20:47

«Соцреализм» и соцреализм

    Я в детстве рисовал. Потом бросил. После технического вуза, чтоб убить свободное время, пошёл было в изостудию. И чувствовал, как буквально ежедневно . . .

09.11.2022
16:36

И опять о Дюшане

    Я вывел сверхисторический оптимизм (в виде коммунизма) в качестве подсознательного идеала Дюшана только на том основании, что очень уж этот художник гневался на . . .

08.11.2022
14:15

Как был не сброшен Пушкин с парохода современности

    Начну, как почти всегда, с себя. – Почему меня прямо-таки отвращала любая карточная игра, и чем азартнее, тем больше? – Думаю, от дальних следствий того, что . . .

07.11.2022
18:43

Каюсь

    Каюсь

    Чёрт меня попутал… Начав более 60 лет тому назад с простого коллекционирования толкований искусство- и литературоведами произведений искусства через толкование их деталей, я постепенно сам стал толковать. А человек я системный. Поэтому для собственного толкования я стал отбирать нравящиеся мне теории. И вот тут- то и попутал меня чёрт. Я теории принялся согласовывать друг с другом на свой страх и риск, и это у меня стало не только получаться логически (а быть логичным не значит быть правым), но и подтверждаться толкованиями. Создалось впечатление некой истинности моего фантазирования.

    Когда Достоевский в своём романе “Подросток” придал такую деятельность старшему Версилову, ни у одного читателя не могло зародиться возмущения. Ну такой это персонаж.

    А лично я был потрясён таким фактом. – Версилов этот многозначительно нафантазировал вокруг картины Лоррена “Асис и Галатея” в Дрездене. А после войны эта картина была перевезена в СССР в числе других спасённых в Дрездене картин. В 1955 году правительство решило вернуть все картины в ГДР, перед этим выставив их для всеобщего обозрения. И я их посмотрел, оказавшись в Москве. Так вот, подойдя к названной картине, я почувствовал странное волнение. Словно я эту картину уже видел. А это было мало вероятно, хоть иные вещи я точно видел в репродукциях, например, “Прекрасную шоколадницу” Лиотара. – В общем, я, ещё не подходя к картине близко (помню, что из-за бодрых таких волночек на море), решил, что это то, над чем фантазировал Версилов Достоевского. Подошёл – так и есть! – Пахло объективностью.

    Пока я свои опусы писал в специальные блокноты, ежедневники, и давал их читать знакомым и приезжающим в наш город родственникам, всё было объективно нормально. Какой набор теорий ни лежал в основе писаний, это никого не заботило. Но одну вещь, целую книгу, о картинах Чюрлёниса (я её много лет писал), мне хотелось издать с названием типа “Рассказы по картинам”. Как в школе сочинения пишут. Субъективные, мол, записки. И мало ли какие теории лежат в их основе. Но в СССР пробиться было нельзя (или мне так не везло). Единственный позитивный признак был такой: мне посылаемое (а я к машинописи добавлял альбом репродукций) всегда уважительно возвращали. Хоть, кажется, в редакциях это не принято. Чувствовалось, что люди впечатлялись.

    И я обнаглел.

    А потом строй сменился, и стало возможным развести того или иного денежного мешка на меценатство. Я издал 18 малотиражных тонких книг за несколько лет. Библиотеки соглашались экземпляр купить. Знаменитые библиотеки соглашались принять их в дар. Параллельно меня не погнушались принять в научную Пушкинскую комиссию при Одесском Доме учёных. Я там и на межвузовских конференциях читал доклады, и межвузовские конференции издавали свои материалы в виде книг на бумаге.

    Ну полное впечатление, что набор взаимосогласованных теорий имеет объективную ценность. Непрекращающиеся удачи с их применением для конкретных толкований впечатление подтверждал. Всё как-то сходилось. И подтверждалось тем, что меня ценили главреды нескольких нерецензируемых электронных журналов.

    И я стал себя чувствовать, будто я более-менее признан. И это настроение проникло в любую статью. И я стал мерзок для некоторых читателей.

    Вот и сейчас я думаю: у меня родилось некое теоретическое, что ли, соображание в связи с художниками Стожаровым и Домашниковым.

    Первый мне представляется представителем в веках повторяющегося идеала типа трагического героизма. И он иногда доходит до ребячьего оптимизма. Хоть вообще-то воспевает нюанс народной стойкости традиционализма, тихо борющегося с советской властью, погрязшей в Потребительстве и благой, мол, перспективе неограниченного материального прогресса. Оппозиционер такой неявный. Подсознательный идеал которого – настоящий социализм, т.е. ведущий к коммунизму, который есть самосовершенствование человека, в чём-то противоположное Потребительству и неограниченному материальному прогрессу.

    А Домашников иной оппозиционер. Гораздо более мягкий. Он видит, что власть давит, чтоб художники писали в стиле так называемого соцреализма (социализм официально, - но не для себя лично, - понимая как ультрацентрализованное общество работизма с тенденцией всё больше считать труд первой, мол, потребностью личности). Ему это противно. Так Домашников придумал воспевать радость жизни (которая есть вообще нюанс любого произведения живописи, даже трагического). У него не радость-преодоление, как у Стожарова (аж подсознательная), а просто осознаваемая радость жизни, не задумывающейся, что может быть в принципе и горе.

    Во всём этом соображении есть много спец теорий, которые к тому же не общеприняты, а я веду себя велеречиво. Будто они приняты. А если кто не слышал, я не виноват, мол.

    И вызываю собою отвращение.

    А мне хочется плевать и выдать живописные примеры разного подхода Стожарова и Домащникова чуть ли не к изображению одного и того же по теме (Севера).

    Стожаров. Село Большая Пысса. Весна. 1971.

    Домашников. Вечерний сеанс. 1969.

    Стожаров тихо подтрунивает над властью, старающейся сделать вид, что она хлопочет о народных интересах: и самолёт (кукурузник) в эту глушь летает, и трактором рыбаки обеспечены, и газиком, и дороги подведены к каждому дому.

    А Домашников не подтрунивает. Он просто счастлив вместе со своими персонажами, что сегодня вечером будет кино и танцы. (Вспоминаю, что в нашем городе было несколько кино и танцы в нескольких местах три раза в неделю: в среду, субботу и воскресенье. – Так это была уже советская как бы Западная Европа – нечего сравнивать.)

    Как я докажу, что Стожаров подтрунивает?

    В 1966 г. в Западной Сибири было открыто супергигантское Уренгойское газовое месторождение. От газопровода в Западную Европу до Большой Пыссы (она в Коми АССР) недалеко. Но и в мыслях ни у кого не было газифицировать попутные газопроводу населённые пункты. Смотрите, какие поленницы дров возле каждого дома лежат. Уверен, что и сегодня это село не газифицировано, как и в 1971 году.

    А у Домашникова мысли в хозяйственную сторону ну никак не заглядывают. Только телевизионным антеннами крыши усеяны: жизнь – праздник. Никаких поленниц, никакой техники…

    Ну а живопись? Вроде, одинаковая.

    А вот ещё одинаковость живописи: кричаще насыщенный цвет, - но симптоматическая разница в теме.

    Стожаров. Новгород. Ярославово дворище. 1972.

    Домашников. Памятник Пушкину. 1975.

    Та же у Стожарова подначивающая бодрость вопреки плохому отношению государства к религии, которое является образом плохо отношения к курсу на полноту жизни человека во имя сужающих полноту потребительства и работизма.

    И то же у Домашникова отсутствие самого представления, что мыслимо что-то нехорошее, кроме нацеливания на так называемый соцреализм.

    И потому у обоих такой оппозиционный размашистый мазок. В пику официально поощряемой гладкописи. Даже когда о трагедии речь, о противостоянии Пушкина царизму, мол, в последнем итоге.

    Горбов. Дуэль Пушкина с Дантесом. 1936.

    Ну вот, читатель, вы прочли подведение нескольких картин к некой теории изменения живописи во времени. Что: очень противно, что пыжится некий таракан, будто у него не логика-заблуждение субъективное, а научно популярная литература?

     

    7 июля 2022 г.

06.11.2022
10:42

Какая ещё одна странность у Джотто указывает на его подсознательный идеал

    Подсознательным идеалом Джотто было соединение несоединимого: высокого и низкого (см. тут, тут). Любой подсознательный идеал выдаётся странностями для времени . . .

04.11.2022
21:38

Господи! Помоги.

    Проблема ещё и в том, что я атеист. И мне даже некак взмолиться, если хочется. Как атеист я вполне могу и не то сказать… Мне иной раз кажется, что я похож на . . .

03.11.2022
16:36

Магия искусства

    Это началось на “Вечере с Владимиром Соловьёвым”. Маргарита Симоньян прочла двустишие: напиши про любовь, не пиши про печаль, напиши, что я взял Мариуполь. Я . . .

02.11.2022
11:30

Так тяжкий млат, дробя стекло, куёт булат

    Война с неизбежностью способствует формированию политической (не этнической) нации украинцев. Приближение к войне – тоже. Это знал националист Корчинский, ещё в . . .

01.11.2022
09:29

Вот что это такое?

    Беру и стенографирую свои действия и мысли. Ну не без того, чтоб по памяти написать самое первое, что было, – я ж не знал сначала, что захочется стенографировать. Я . . .

31.10.2022
21:26

Трактует произведения очень странно

    Это “фэ” мне в финале статьи о картинах Шебеко одной мадам, находящей оправданное удовольствие в том, чтоб из красивых картиночных и позитивных словесных . . .

28.10.2022
13:39

Чувствую, что получил щелчок по носу, а в чём он – не понимаю

    Всё – из-за метаний моих по формулам коммунизма. Мне кажется, что они скрыто влияют на подсознательные идеалы художников во времена перемен. Сейчас я посмотрел . . .

26.10.2022
10:25

Обязаловка

    Может ли быть моему читателю интересно то, про что я вменил себе в обязанность писать? Вменил. Не, как обычно: что-то забрезжило – и я бросаюсь фиксировать . . .

25.10.2022
19:17

Небывальщина

    Словами можно всё испортить… И я что-то побаиваюсь начинать говорить про живопись… Визбора. (Да-да! Он, оказывается, ещё и рисовал.) Очень лично мне дорого это имя . . .

19.10.2022
16:16

Яндыганов – звенеть этой фамилии

    Почему? Потому что он продолжил живопись подсознательно недовольных судьбой России в 21 веке. Он продолжатель тех подсознательно недовольных судьбой СССР, . . .

17.10.2022
14:10

Страдания по родине

    Начать мне хочется совсем с другого страдания. Я как-то так устроен, что область знания у меня должна быть систематизирована. Вот когда я работал, у меня на столе . . .

16.10.2022
15:26

Интимность

    Невозможно не восхититься тонкости оценки живописи как таковой у Эжена Фромантена в его книге “Старые мастера”. Предположим, он говорит о Делакруа: . . .

15.10.2022
18:53

Проклятье формализма

    Один многозначительный разговор: Художник: “Я всегда думал: что мне не нравится в Саврасове, в его грачах? Вроде бы детали великолепно прописаны. А оказывается, . . .

13.10.2022
09:28

Честность и нечестность

    В чём нравственная вина многих и многих искусствоведов, получивших специальное образование и не получивших его, а подумавших, что можно получившим как-то . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100