TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


25.11.2022
11:15

Как невольно оболванивают людей

    Я решил сменить пластинку. Хватит хлестать по щекам тенденциозных искусствоведок-либералок. Перейду к любительницам смотрения репродукций для удовольствия. Им . . .

24.11.2022
15:07

На что толкает общее несогласие с выпадами искусствоведа-либерала против соцреализма

    Выпад такой: "Гигантизм, пафос количества — это тоже очень важная черта соцреализма. Она не формулируется напрямую, но проявляется не только на уровне темы, но и . . .

23.11.2022
15:29

Как дурень с писаною тобою…

    Я клюнул на название рассказа – “Чёрный квадрат" Андрея Мансурова, ибо так случилось, что чуть не вчера я впервые наткнулся (и об этом написал – см. тут) на слова . . .

22.11.2022
19:59

Внутренний диалог подсознания Маяковского со своим сознанием

    Действующие лица: Подсознание – косым шрифтом. Сознание – прямым шрифтом. Жирным шрифтом – результат взаимодействия подсознаиия и сознания. НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБО . . .

21.11.2022
18:44

Есть у меня подозрение, что я жулик

    Нет, правда. Я пользуюсь одной особенностью теории художественности Выготского: катарсис в душе восприемника произведения (происходящий от столкновения . . .

20.11.2022
19:23

Как искусствоведы-либералы не сговариваясь одинаково вредно поступают в тончайших сферах

    Что они либералы, я вывожу из общего негативизма их по отношению к искусству времени так называемого соцреализма. У меня у самого такое же отношение. Но я . . .

19.11.2022
20:41

Продолжение нападок на искусствоведа-либерала

    Её сентенция: "…в живописании индустриальных гигантов очень преуспевают [при свирепствовании соцреализма, но я боюсь, что это насмешка] бывшие “бубновые . . .

18.11.2022
20:54

Это оперная эстетика?

    Так оценила картину Бубнова Галина Ельшевская. Бубнов. Утро на Куликовом поле. 1943–1947. А мне вспомнилось, как я читал о Рафаэле в “Классическом искусстве” . . .

16.11.2022
16:45

Врубель, хвори и творчество

    Нельзя угадать будущее и нельзя избавиться от прошлого. У Врубеля была тяжёлая наследственность, а потом он ещё и сифилисом заболел, да так и не вылечился, чтоб . . .

15.11.2022
16:30

Это притягивание за уши?

    После многочисленных доказательств моих, что Нестеров стал ницшеанцем, втайне от собственного сознания хотящим убежать из Этого плохо-преплохо устроенного . . .

15.11.2022
16:30

Это притягивание за уши?

     

    После многочисленных доказательств моих, что Нестеров стал ницшеанцем, втайне от собственного сознания хотящим убежать из Этого плохо-преплохо устроенного мира в принципиально недостижимое метафизическое иномирие, я враждебно отнёсся к такому выпаду против Нестерова:

    "…портреты почти в просветительском духе рассматриваются [так называемым соцреализмом] как способ восславить выдающихся людей, которые своим трудом заслужили право на портретирование. Иногда эти труды представлены прямо в тексте портрета: вот академик Павлов напряженно размышляет у себя в лаборатории на фоне биостанций, вот хирург Юдин делает операцию, вот скульптор Вера Мухина лепит статуэтку Борея. Все это портреты, созданные Михаилом Нестеровым. В 80–90-е годы XIX века он был создателем собственного жанра монастырских идиллий, потом надолго замолчал [на сайте https://artchive.ru/mikhailnesterov/works я нашёл 21 работу, датированную 1917 – 1929 гг], а в 1930-е годы вдруг оказался главным советским портретистом” (Ельшевская. https://arzamas.academy/materials/1204).

    Может, надо всё-таки повторить довод, почему Нестеров так провалился в своей внутренней жизни. Этот мир явил ему, что любви в нём нет. Вот нет и всё. Если он любил и взаимно и был счастлив, то это длилось слишком кратко. Бог его жену из жизни увёл. Он потом-потом как-то и любовницу заимел (и она детей от него рожала), но он не смел на ней жениться. Отчего ту, которую он, кажется, опять полюбил всё-таки, ему не отдали в жёны. Мир ещё раз подтвердил, что в Нём нет места любви.

    Я это называю провалом внутренней жизни потому, что в норме люди всё-таки так крайне плохо (пусть и в подсознании, в подсознательном идеале) к Этому миру не относятся, как бы тот к ним ни был безжалостен. А люди не в норме, скажем так, - относятся вот так необычно: намекают образно или катартически (через наоборот) в своих произведениях, что надо бежать в метафизическое иномирие. Чехов бежал из-за своей чахотки, из-за наличия в Этом мире смерти, Ницше – из-за абсолютного отсутствия в его жизни женщины, Нестеров – из отсутствия в Этом мире любви.

    Впадание в такую крайность мало кто может даже понять. Вот и числятся у большинства ницшеанцы не ницшеанцами. Нестеров вот советского времени – приспособленцем.

    А какого чёрта Нестерову в глубине его души была религия до революции или лжесоветская власть после революции?!.

    Про Павлова (см. тут) с Нестеровым ясно: учёному, со своей наукой и истиной был до лампочки весь Этот мир. – Поэтому Нестеров его взялся рисовать.

    Ну и, раз я кругом был логически прав, то перед писанием этой статьи я стал искать, в какой претензии к Этому миру были Мухина и Юдин.

    С Мухиной – очень просто: ей оторвало нос. Она с любимым каталась на санках и врезалась лицом в дерево. И лишилась красоты. И какие потом у неё ни были успехи (в личной ли жизни или в творчестве) или несчастья… – Представляете, что себе представил Нестеров?

    После пластической операции в Париже (ещё до первой мировой войны) "ее лицо приобрело грубые черты” (https://www.autoparus.by/publication/76846).

    Вот Нестеров и нарисовал её такой.

    Нестеров. Портрет скульптора В. И. Мухиной. 1940. Холст, масло.

    С Юдиным было труднее.

    Я возьму для иллюстрации картину не ту, где Юдин оперирует, а где позирует для портрета, ибо "Юдинский, нервный закид головы” (http://neuronews.ru/index.php/rubriki/meditsina-i-iskusstvo/item/3098-khirurg-s-s-yudin-v-rabotakh-m-v-nesterova) там более выражен, а он есть образ того мрака, в который был навсегда повержен хирург, после взятие большевиками курса на опору на крестьянскую бедноту, не способную самостоятельно думать. Как писал Радек в 1922 году: "Никто еще не считал рабство основой социализма” (https://topwar.ru/155958-karl-radek-samyj-ne-evrejskij-evrej-russkoj-revoljucii.html). Сталинисты же, в сущности, считали. И Юдин в глубине души нервничал. И Нестерову в 1935-м это было, наверно, известно, раз они подружились.

    Нестеров. Портрет хирурга С.С. Юдина. 1935.

    Антисоветский политический темперамент Юдина подтверждается следующим. В 1948 году "При обыске у С. С. Юдина изъяли письма английского посла, листовку партии кадетов, манифест к Всероссийскому крестьянству ЦК эсеров, статью опального Радека” (Википедия).

    Нестеров, - помня, как он мучался, не женясь на любовнице и ту, кого он, кажется, полюбил, оставив навсегда в девичестве, - просто представил себе мучения Юдина, пусть они и были политические. И… Выдал "нервный закид головы”.

    11 июля 2022 г.

     

14.11.2022
16:56

Аутизм в живописи

    Я наблюдал маленького аутиста. Мама затянула его в гости к соседке по лестничной клетке. У той была девочка такого же возраста… Нет, надо быть писателем, чтоб . . .

13.11.2022
18:54

Продолжение предыдущей статьи (про Неопределённость)

    Я не знаю, что есть бОльшая беда у искусствоведения: 1) преувеличение формализма или 2) отказ признавать, что художественность и в чём она состоит в неприкладном . . .

12.11.2022
21:48

Я чего-то всё-таки не понимаю с искусствоведением

    Почему в искусствоведении возможен такой раздрай? Лекцию Аленова о концептуализме (жаль, сослаться не могу – адрес уже не открывается) я послушал в 2018 году. В . . .

11.11.2022
09:35

Зачем я пишу об уже не раз разбиравшемся мною художнике

    Во-первых, нет полной гарантии, что все прошлые разы не были заблуждением. Сложным таким заблуждением, раз в столь многих его произведениях всё сходилось в одну . . .

10.11.2022
20:47

«Соцреализм» и соцреализм

    Я в детстве рисовал. Потом бросил. После технического вуза, чтоб убить свободное время, пошёл было в изостудию. И чувствовал, как буквально ежедневно . . .

09.11.2022
16:36

И опять о Дюшане

    Я вывел сверхисторический оптимизм (в виде коммунизма) в качестве подсознательного идеала Дюшана только на том основании, что очень уж этот художник гневался на . . .

08.11.2022
14:15

Как был не сброшен Пушкин с парохода современности

    Начну, как почти всегда, с себя. – Почему меня прямо-таки отвращала любая карточная игра, и чем азартнее, тем больше? – Думаю, от дальних следствий того, что . . .

07.11.2022
18:43

Каюсь

    Каюсь Чёрт меня попутал… Начав более 60 лет тому назад с простого коллекционирования толкований искусство- и литературоведами произведений искусства через . . .

06.11.2022
10:42

Какая ещё одна странность у Джотто указывает на его подсознательный идеал

    Подсознательным идеалом Джотто было соединение несоединимого: высокого и низкого (см. тут, тут). Любой подсознательный идеал выдаётся странностями для времени . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100