TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


12.11.2022
21:48

Я чего-то всё-таки не понимаю с искусствоведением

    Почему в искусствоведении возможен такой раздрай? Лекцию Аленова о концептуализме (жаль, сослаться не могу – адрес уже не открывается) я послушал в 2018 году. В . . .

11.11.2022
09:35

Зачем я пишу об уже не раз разбиравшемся мною художнике

    Во-первых, нет полной гарантии, что все прошлые разы не были заблуждением. Сложным таким заблуждением, раз в столь многих его произведениях всё сходилось в одну . . .

10.11.2022
20:47

«Соцреализм» и соцреализм

    Я в детстве рисовал. Потом бросил. После технического вуза, чтоб убить свободное время, пошёл было в изостудию. И чувствовал, как буквально ежедневно . . .

09.11.2022
16:36

И опять о Дюшане

    Я вывел сверхисторический оптимизм (в виде коммунизма) в качестве подсознательного идеала Дюшана только на том основании, что очень уж этот художник гневался на . . .

08.11.2022
14:15

Как был не сброшен Пушкин с парохода современности

    Начну, как почти всегда, с себя. – Почему меня прямо-таки отвращала любая карточная игра, и чем азартнее, тем больше? – Думаю, от дальних следствий того, что . . .

07.11.2022
18:43

Каюсь

    Каюсь Чёрт меня попутал… Начав более 60 лет тому назад с простого коллекционирования толкований искусство- и литературоведами произведений искусства через . . .

06.11.2022
10:42

Какая ещё одна странность у Джотто указывает на его подсознательный идеал

    Подсознательным идеалом Джотто было соединение несоединимого: высокого и низкого (см. тут, тут). Любой подсознательный идеал выдаётся странностями для времени . . .

04.11.2022
21:38

Господи! Помоги.

    Проблема ещё и в том, что я атеист. И мне даже некак взмолиться, если хочется. Как атеист я вполне могу и не то сказать… Мне иной раз кажется, что я похож на . . .

03.11.2022
16:36

Магия искусства

    Это началось на “Вечере с Владимиром Соловьёвым”. Маргарита Симоньян прочла двустишие: напиши про любовь, не пиши про печаль, напиши, что я взял Мариуполь. Я . . .

02.11.2022
11:30

Так тяжкий млат, дробя стекло, куёт булат

    Война с неизбежностью способствует формированию политической (не этнической) нации украинцев. Приближение к войне – тоже. Это знал националист Корчинский, ещё в . . .

01.11.2022
09:29

Вот что это такое?

    Беру и стенографирую свои действия и мысли. Ну не без того, чтоб по памяти написать самое первое, что было, – я ж не знал сначала, что захочется стенографировать. Я . . .

31.10.2022
21:26

Трактует произведения очень странно

     

    Это “фэ” мне в финале статьи о картинах Шебеко одной мадам, находящей оправданное удовольствие в том, чтоб из красивых картиночных и позитивных словесных сведений о биографии и творчестве имярек в интернете составлять собственную статью в интернете же. Пока собирала картинки, получала удовольствие от созерцания всё новых и новых. Посетители тоже довольны: не надо самим разыскивать. – Все довольны. И всем им странно, что в принципе можно подходить к произведениям совсем не так, а для получения другого удовольствия – нахождения места художника (или картины) в абсолютной шкале ценности вообще всех картин на свете.

    Это другое удовольствие предполагает, что жизнь искусства происходит по законам, что законы эти ведомы науке, искусствоведению. А именно эта мадам (математик), - знаю с её слов, - не считает наукой все гуманитарные науки. И на её стороне глубокий упадок гуманитарной сферы в СССР, длящийся и сейчас, и не видно выхода из этой ямы.

    Два примера. В СССР жил Коперник нашего времени Поршнев, открывший происхождение человечества (и искусства – синхронно с человечеством родившегося). И в СССР же Выготский открыл, что такое художественность. И обе теории в загоне по сей день.

    Загон был понятен при так называемом социализме – из-за тоталитаризма. Он в общем понятен и сейчас: капитализму нужны болваны, чтоб легче было управлять.

    Я мадам осветил такую всемирно-историческую панораму и неблаговидную роль на таком фоне её деятельности по принесению посетителям сплошного удовольствия. Она ещё слабое “фэ” в мой адрес высказала.

    А моя слабость не только в том, что не общепринято в науке об искусстве то, на что я опираюсь. Моя слабость и в простой трудности применения этих опор для конкретной картины. Вероятность ошибки велика.

    Для мадам (и вообще для большинства пишущих о живописи: профессионалов или любителей) естественно художника, ставшего героем их писания, хвалить и только хвалить.

    А согласно “моим” основам хвалы достойны очень мало кто.

    Теория упомянутого Выготского говорит, что хвалы достойно произведение, вдохновлённое подсознательным идеалом. А с Шебеко у меня получилось (см. тут), что он подсознательного идеала вообще не имел (что есть норма вообще-то). И только выражал картинами свои настроения. А настроение по моим понятиям есть акт сознания. (Не надо только ломиться в открытую дверь, дескать, настроение может быть с таким тонким оттенком, что впору говорить о чём-то подсознательном. Такое подсознательное есть в той или иной мере в каждом человеческом проявлении. Я же акцентирую ценность ранга идеала.)

    И тогда слова:

    "Ему интереснее было изображать не себя, а мир” (Разноцветные грани), -

    есть попадание в молоко.

    Выражение настроения есть выражение каждый раз иного (или такого же) нюанса как раз внутренней жизни. То есть ничего объективного не может быть в его автопортрете. Что очень хлёстко и выражено показом себя со спины.

    Шебеко. Автопортрет в мастерской. 2000. Холст, масло.

    Нет, можно вспомнить, что в свою прекрасную внутреннюю жизнь убегали от ужасной внешней ещё романтики, когда в реках крови Великой Французской революции и наполеоновских войн потерпело крах Просвещение с его идеалом всепобеждающего Разума. То есть единство внутренней жизни у романтика было – его прекрасная душа. Соответственны были и картины.

    Но Шебеко нарочно сделал так, чтоб зрителю вообще-то нельзя было понять, в чём именно настроение каждой из картин, помещённых в его “Автопортрет”.

    Однако сделаем попытку…

    Предположим, что портрет кого-то в шлемофоне справа в третьем снизу ряду это аналог вот этого:

    Шебеко. Этюд-портрет из Даманской серии.

    "Оба мастера [в войну танкист Шебеко и старшина на торпедном катере Рыбачук] не писали картин о войне. Но когда в 1969-м на Даманском загремели выстрелы, фронтовики выехали на поле боя. По горячим следам событий в этюдах и рисунках они создали своеобразный и правдивый фронтовой репортаж о защитниках рубежей нашей Родины. Его увидели зрители Владивостока в Доме художника. Сама выставка вызвала широкий общественный резонанс” (https://novayagazeta-vlad.ru/282/kultura/yunost-opalennaya-vojnoj.html).

    Я вспоминаю тот гнев, что колотил меня от событий на Даманском, и мне очень внятно, что говорят грубые мазки на этом этюде. И приглаживать в картине не надо. Я на днях общался с таким воякой. Электронно. Как в очном разговоре чувствовался его напор, не знающий иного направления, чем вперёд.

    Шебеко зажёгся таким настроением и нарисовал себя времени войны, хоть лицо оставил портретируемого. А больше не случалось Даманских, и он больше такую браваду не рисовал.

    Ну, да, это можно назвать передёргом. На “Автопортрете” танкист другой, повёрнут от нас влево, а на эскизе – вправо. И, строго говоря, нельзя судить о настроении портрета танкиста в “Автопортрете”.

    Вообще почти ни одной картины с “Автопортрета” невозможно найти в интернете, кроме двух, что в центре вверху: “Детям Чукотки” (1967) и “Капитуляция Германии” (1950). Шебеко как бы предвидел мои экзерсисы, способные доказать, что единства определённого выражения у него нету. Кроме дальневосточной темы. Её точно можно выявить по “Автопортрету”.

    Вот. На втором плане какие-то чукчи, перед ними, спинами к нам, их ездовые собаки, на третьем плане залив, на четвёртом – горы другого берега.

    Шебеко, видно сознаёт, что это стыдно, не иметь в душе ЧЕГО-ТО, вечно какого-то одного и того же, что б требовало себя выразить, а что это – никаких слов не хватит, если попробовать. И ведёшь себя, как сомнамбула, всё-таки порываясь выразить это ЧТО-ТО. Нет, он такого счастья творческой муки лишён. Он имеет другое счастье – довольно легко находить, как выразить то настроение, какое владеет им в данную минуту.

    Находится в интернете только такое, тематически похожее:

    Шебеко. Воздушный почтальон. 1969.

    Радость жизни бьёт по глазам. То, что, по-моему, есть в любой живописной картине, даже трагической. Что потому аж перестало цениться, мне кажется, если только художник не настаивает, что ни на что он больше в выражении и не претендует, кроме как на выражение радости жизни. И это не импрессионизм, воспевающий радость абы какой жизни. Нельзя эту – жизнь в тундре вдали от культуры – назвать абы какой жизнью: всё слишком кричит от счастья насыщенностью цвета, разнообразием его. Это если и импрессионизм, то выхолощенный, так называемый новый. Особенно развившийся в СССР, так как позволял спрятаться от требований оптимизма соцреализма. Капельку оппозиционный оттого. Но у Шебеко это просто от беспричинной радости жизни, какую он переживал в те минуты, когда это рисовал. (Тот же год, что и события на Даманском.)

    Как пушкинская Земфира.

     

    Старик

    Утешься, друг; она дитя,

    Твое унынье безрассудно:

    Ты любишь горестно и трудно,

    А сердце женское шутя.

    .

    Взгляни: под отдаленным сводом

    Гуляет вольная луна;

    На всю природу мимоходом

    Равно сиянье льет она.

    .

    Заглянет в облако любое,

    Его так пышно озарит,

    И вот — уж перешла в другое

    И то недолго посетит.

    .

    Кто место в небе ей укажет,

    Примолвя: там остановись!

    Кто сердцу юной девы скажет:

    Люби одно, не изменись?

    Есть ещё нюанс различия в подходах к искусству. У меня он – от физики в школе. Нас ей учили резко лучше, чем литературу. А я умел рисовать, и мне было обидно. Мне хотелось, чтоб и об искусстве говорилось так же ответственно, как о физике. А я видел издевательство по отношению к такому желанию. Что хочу, то и ворочу. А у мадам, похоже, отношение тоже связано с точной наукой, математикой. Она её утомляет на работе своей ответственностью за каждое слово. Вот об искусстве – можно сказать, что угодно.

    "…несмотря на то, что на "Автопортрете", написанном в 2000-м году, Шебеко тоже фактически не показывает свой облик, эта картина многое рассказывает о нём”.

    Что же? – Наверно, то, о чём в первых строках:

    "…работал практически без выходных, каждый день ставил перед собой задачу-минимум, которую стремился выполнить. Поэтому оставленное художником творческое наследие довольно обширно”.

    В самом деле, в “Автопортрете” море картин. Больше 60-ти. Но это ж по-детски – так выразить своё трудолюбие. Тогда сложнее:

    "На картине мы можем увидеть его работы "в миниатюре", понять, что их тематика довольно обширна”.

    И обрыв мысли. Общий позитив тона говорит читателю, что обширность тематики это достоинство. Ну принято ж персонажей статей о художниках хвалить.

    Вот и выдан безответственный намёк, что обширность тематики это хорошо. – Математика отдыхает.

    Или заявление: "Кирилл Иванович Шебеко творчески переосмыслил технику и творческие находки французских неоимпрессионистов и создал свой стиль, неопуантилизм”.

    Техническое открытие! А больше ни слова.

    Мне особенно обидно, потому что источником мотивации статьи мадам была моя статья, где я ссылался на теоретические выкладки Флоренского об оцепенелости впечатления от пуантилизма и где мне удалось обосновать, как преодолел Шебеко эту оцепенелость в иных вещах. И вот, "Будучи категорически не согласной с подачей и выводами” моими, ЧТО она предлагает взамен? – Пустоту слова “неопуантилизм” (про который я сомневаюсь, что есть такое определение).

    Зато лёгкость в мыслях необыкновенная.

    Ну да. Надо ж людей оболванивать.

    4 июля 2022 г.

28.10.2022
13:39

Чувствую, что получил щелчок по носу, а в чём он – не понимаю

    Всё – из-за метаний моих по формулам коммунизма. Мне кажется, что они скрыто влияют на подсознательные идеалы художников во времена перемен. Сейчас я посмотрел . . .

26.10.2022
10:25

Обязаловка

    Может ли быть моему читателю интересно то, про что я вменил себе в обязанность писать? Вменил. Не, как обычно: что-то забрезжило – и я бросаюсь фиксировать . . .

25.10.2022
19:17

Небывальщина

    Словами можно всё испортить… И я что-то побаиваюсь начинать говорить про живопись… Визбора. (Да-да! Он, оказывается, ещё и рисовал.) Очень лично мне дорого это имя . . .

19.10.2022
16:16

Яндыганов – звенеть этой фамилии

    Почему? Потому что он продолжил живопись подсознательно недовольных судьбой России в 21 веке. Он продолжатель тех подсознательно недовольных судьбой СССР, . . .

17.10.2022
14:10

Страдания по родине

    Начать мне хочется совсем с другого страдания. Я как-то так устроен, что область знания у меня должна быть систематизирована. Вот когда я работал, у меня на столе . . .

16.10.2022
15:26

Интимность

    Невозможно не восхититься тонкости оценки живописи как таковой у Эжена Фромантена в его книге “Старые мастера”. Предположим, он говорит о Делакруа: . . .

15.10.2022
18:53

Проклятье формализма

    Один многозначительный разговор: Художник: “Я всегда думал: что мне не нравится в Саврасове, в его грачах? Вроде бы детали великолепно прописаны. А оказывается, . . .

13.10.2022
09:28

Честность и нечестность

    В чём нравственная вина многих и многих искусствоведов, получивших специальное образование и не получивших его, а подумавших, что можно получившим как-то . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100