Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
26.12.2021 |
Позор мне, пусть то было только в мыслях... Или всё же...
|
25.12.2021 |
|
24.12.2021 |
Блеск и нищета художника Тимошина
|
22.12.2021 |
|
21.12.2021 |
|
20.12.2021 |
Энергия заблуждения или Стул Татлина Молодой Маркс чем зажёгся? Гармоничным развитием рабочего. Но по мере горения Маркс себя-юного предал. Он сосредоточился на практической стороне дела обеспечения этой гармонии. Негармоничным оказался сам. Что такое коммунизм будущего, когда работать будет искусственный интеллект и роботы? Это будет жизнь человека в искусстве. Я даже осмелюсь сказать – в неприкладном искусстве (творцом или сотворцом). Потому что то одно призвано непосредственно и непринуждённо испытывать сокровенное мироотношение человека, трогать до глубины души. Никакой спорт или нарковидение, развлечение или игра не сравнятся по глубине воздействия. А прикладное искусство, призвано усиливать в общем-то знаемые переживания. Оно воздействует сильно, но не так глубоко, даже и любовная или патриотическая песня. Коммунизм – это когда все – аристократы духа. И практика устройства победы коммунизма очень далека от такого итога. Особенно в такой отсталой стране, какою была Россия после Октябрьской революции, победной. Из-за этой дали Богданов (поначалу соперник Ленина по руководству партией) не считал Октябрьскую революцию социалистической. Но он всё равно озаботился делом гармонии труда рабочего. И, увы, даже подметил в этом деле возможности, которые можно развивать после Октябрьской революции: "Работник мануфактуры, при большой механичности его работы, относился бы к труду просто равнодушно, если бы не утомлялся его однообразием; отношение, во всяком случае, не положительное, а скорее тоже отрицательное. Но работнику сколько-нибудь развитого машинного производства невозможно было бы сколько-нибудь успешно выполнять свое дело, если бы у него сохранялось такое отношение к труду. [...] Нельзя постоянно хорошо соображать, точно и быстро действовать, если это не становится для работника положительным фактом, если во все это он не вкладывает души. Нет, работник — организатор и исполнитель одновременно при машине не может не относиться к своему труду положительно, т.е. не может не рассматривать его как необходимую, естественную, нормальную и, в той или иной степени, даже приятную часть своего существования; иначе он был бы плохой работник. И это новое отношение к труду становится возможным по мере развития машинного производства, потому что работа заключает все больше разумного смысла и не имеет такого механически бессмысленного, каторжного характера, как работа чисто исполнительская в мануфактурной стадии. Следовательно, машинное производство превращает пролетариат из класса отрицательно-трудового в положительно-трудовой, т.е. в класс, проникнутый трудовым сознанием, проникнутый положительным отношением к труду, класс, сознающий значение и ценность труда… Итак, вот первый элемент пролетарской культуры, выдвигаемый машинным производством, — это элемент труда. Пролетарская культура проникнута трудовым принципом, весь быт рабочего класса определяется его трудом. Все его существование приспособляется к его труду. В мышлении работника идея труда занимает центральное место, это его исходный пункт. В его мире чувствований опять-таки развивается, во-первых, любовь к труду, во-вторых, гордость труда, потому что он видит постоянно на своей работе, как труд побеждает природу, побеждает стихию. Все это делает машина, которая несет с собой осознание труда, машина — стихийные силы, которые ему служат и производят громадную работу, явную для его наблюдения. Это — первый элемент или первый момент пролетарской культуры”” (http://tehne.com/assets/i/upload/library/zalambani-iskusstvo-v-proizvodstve-2003.pdf). Но это была тупиковая доктрина: "Взяв власть в свои руки, он [пролетариат] будет “не изображать красивое тело, а воспитывать настоящего живого гармонического человека; не рисовать лес, а выращивать парки и сады; не украшать стены механически подвешенными картинами, а окрашивать эти стены; не фотографировать в красках костюмы, а производить их в мастерской”. “Города и железные дороги, сады и виадуки — все будет насквозь пронизано творческой волей, рычагом электричества и железобетона, пересоздающей мир. Вместо каменных коробок-домов — чудеса из стекла и стали; вместо метафизики роденовских статуй — конструктивные формы мебели…”” (Арватов. http://teatr-lib.ru/Library/Mazaev/proizvodstv/#_tf0010003). Чёрта лысого! Инженером надо быть, чтоб были "чудеса из стекла и стали”. И всё-таки. "Идеи и эмоции такого рода несомненно импонировали своим созвучием революционному пафосу созидания новой жизни, индустриализации страны, утверждению свободного творческого труда и другим идеальным устремлениям социалистической эпохи. В эстетике “производственничества” было немало эмоционально привлекательных моментов, не отменяющих, конечно, ее ложности в целом. Они-то и обеспечили ей успех у молодежи 20-х годов, в первую очередь художественной” (Там же). Однако гамбургскому счёту мало "эмоционально привлекательных моментов”. Надо ж дотянуть до коммунизма жизнь неприкладного искусства как такового, а оно убивается производственничеством. Оно и вообще диво как выживает, потому что большая редкость. Да, подсознательное в каждом человеке играет огромную роль, большую, чем сознательное. Но чтоб оно было в ранге посознательного идеала художника… Этого бывает гораздо меньше, чем художников. И только продукт такой редкости я и согласен называть художественностью. Даже у обладателей подсознательного идеала он может редко проявлять себя. Как случилось у Татлина в “Башне Татлина” (см. тут). А потом – пусто, пусто, а тут вокруг общее возбуждение "производственничества”, казалось бы, высокоодухотворённого строительством социализма. (Тогда как на самом деле это было самообманно высокоодухотворённое возбуждение). Подсознательное (но не идеал, а, например, идея соответствия пружинения стали назначению стула для сидения) в осуществлении осознаваемого замысла дать образец заявленного соответствия есть. Кажется, что и вдохновением можно назвать переживание, заставляющее замысел осуществить. Татлин. Стул Татлина. 1927. Но это самообман. Однако этот самообман придавал большое значение подсознательному моменту в осуществлении осознаваемого замысла. Как и бывает с художниками всеми, даже и с художниками прикладного искусства. Такая значимость требовала автономности. А советская власть, будучи во враждебном окружении, автономность допустить не могла. И стала в контры идеологии и практике "производственничества”. Ах, против! – Тогда все антисоветчики становятся за. За того же Татлина. 28 ноября 2021 г.
|
19.12.2021 |
|
17.12.2021 |
|
16.12.2021 |
|
13.12.2021 |
|
12.12.2021 |
|
11.12.2021 |
|
10.12.2021 |
|
09.12.2021 |
Пионерское ли это открытие? (О «Явлении Христа народу»)
|
08.12.2021 |
|
07.12.2021 |
|
04.12.2021 |
Почему мне не нравятся тексты Антона Долина
|
03.12.2021 |
Ну совершенно безумная сложность и тонкость
|
02.12.2021 |
|
01.12.2021 |
|
<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"