TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


26.12.2021
15:22

Позор мне, пусть то было только в мыслях... Или всё же...

    Как было? Я прочёл такое: "…судьбу описанного в летописях XVIII века мифического города [Китежа], по легенде, волшебным образом затонувшего в XII столетии, подробно . . .

25.12.2021
20:39

Говоря короче…

    Два года и три месяца в очереди ждала публикации моя статья о художнике Давиде. Её опубликовали, а теперь мне она не нравится – длинная и не проакцентирована . . .

24.12.2021
15:17

Блеск и нищета художника Тимошина

    В этом году 60 лет как я стал выполнять данное себе в школе слово, обретя специальность, узнать, образно говоря, почему именно Леонардо да Винчи – гений . . .

22.12.2021
15:57

Позор Андрею Кончаловскому

    "Ай, Моська! знать она сильна, Что лает на Слона!" Крылов Не поосторожничал Кончаловский (статья от 8 декабря 2014): "Пару лет назад накануне вручения премии . . .

21.12.2021
23:18

Хвала Шмиту

    Без Шмита я б не разгадал художественный смысл рассказа Паустовского “Дождливый рассвет” (1945). Идеал его – типа Высокого Возрождения (гармония низкого и . . .

20.12.2021
10:12

Энергия заблуждения или Стул Татлина

    Молодой Маркс чем зажёгся? Гармоничным развитием рабочего. Но по мере горения Маркс себя-юного предал. Он сосредоточился на практической стороне дела обеспечения . . .

19.12.2021
23:58

Ну и что, что я слаб

    Зато я работаю в меру своих малых сил. Я не виноват, что без меня никто не проакцентирует, почему “Записки юного врача” (1925) Булгакова (время действия 1917-1918 гг.) – . . .

17.12.2021
19:42

Ещё один риск с Высоцким

    У гениев, по-моему, есть особенность: они реже, чем другие, скатываются в сочинение произведения прикладного искусства. (Надо ли повторять много раз повторенное, . . .

16.12.2021
18:30

Ещё экспромт

    Я отдыхал от компьютера – лежал животом на подоконнике и смотрел во двор. Полдень. Двор пуст. Только рыжий котяра пришёл откуда-то по солнцу и с наслаждением . . .

13.12.2021
13:11

Противоположное

    Вчера я был ошарашен Горским (см. тут), и подумалось: а ведь реализм может быть и в противоположном “религии войны”, про то, как забывается со временем война и . . .

12.12.2021
13:45

Виноват?

    Я виноват в оголтелой тенденциозности последних многих десятилетий к прикладному искусству в пользу неприкладного. Второе затирают, мол, не признавая . . .

11.12.2021
20:51

Ах, этот мрак-Захаров…

    Несмотря на наличие некоторого числа поклонников моего писательского таланта, талант, как таковой, я с негодованием отрицаю, но на литературном навыке . . .

10.12.2021
16:52

Не тяни кота за хвост

    Признаюсь с первых же слов: я хочу осудить Богомолова за его спектакль “Отцы и дети” (2008). Осудить за полное отсутствие вдохновения. А вдохновением лично я считаю . . .

09.12.2021
20:50

Пионерское ли это открытие? (О «Явлении Христа народу»)

    В 1996 году я, кажется, сделал пионерское открытие* (см. тут), что в мире картины “Явление Христа народу” (1837—1857) А. Иванова никто Христа не видит. Сегодня, через 25 лет . . .

08.12.2021
19:22

Обидно

    Какая-то несимпатичная особенность восприятия живописи во мне развилась. Во впервые увиденной репродукции я мгновенно улавливаю ницшеанство её создателя, но при . . .

07.12.2021
15:14

Всё то же: Бог любит Россию

    Энергию этому заглавию дали слова Антона Долина про "автора симпатичной скромной мелодрамы “Итальянец” Андрея Кравчука” (https://www.litmir.me/br/?b=681361&p=5). Этот фильм (2005) . . .

04.12.2021
19:46

Почему мне не нравятся тексты Антона Долина

    Ну вот смотрите – текст 2020-го года о “Карнавальной ночи” (1956): "Открылось множество подробностей, о которых мы забыли – а то и не замечали прежде. Сколько . . .

03.12.2021
13:13

Ну совершенно безумная сложность и тонкость

    Я получил замечание на статью о Мещерине за то, что не поместил такую репродукцию его картины. Мещерин. Морозная ночь. 1908. Ответил я так: “Не попалась. А и попалась . . .

02.12.2021
19:34

Опускаюсь

    Опускаюсь до простого перекопировывания картинок. Они мне нравятся, как и всё, что есть импрессионизм. Тут он – Мещерина. Лишу репродукции рам, расположу просто по . . .

01.12.2021
10:28

А что, если это насмешка?

    Я говорю вот об этой картине.

    Вермеер. Географ. Около 1668-1669.

    Вещи раскиданы, некоторые на полу. К дорогущей скатерти никакого почтения. А главное – я разглядел две дыры в стекле окна*.

    К этому можно добавить, что это – парная картина к такой.

    Вермеер. Астроном. Около 1668.

    "Астроном” первой была создана, “Географ” – второй, она резче по замыслу. Позировал явно один и тот же человек. И "вплоть до конца XVIII века картины назывались “Астрологи””(https://ok.ru/group/54242779988180/topic/70848366728660). То есть ерундой занимающиеся люди.

    Почему я так поворачиваю дело? – Потому что после смерти Вермеера его душеприказчиком стал настоящий учёный, Левенгук, изобретатель микроскопа. Есть повод думать, что они были при жизни знакомы, они жили почти рядом.

    А Вермеер – воспевал мещанство, резко – то, что ниже пояса. И даже плохо, можно сказать, относился к собственным картинам – не подписывал. Произведения духа – подумаешь… Так эти две он как раз подписал. За жизнь он ещё одну подписал, раннюю – “Сводница”. – Там он посмеялся над сценой в публичном доме. Ниже-то пояса ниже, но, мол, зачем же так уж низко. – Вот – три насмешнические картины.

    Каким-то подтверждением плохого отношения к астрологам, как к лишающим людей свободы воли, - которая стала определяющей для предпринимательства в Голландии того времени, вступившей в капитализм, - можно счесть помещение в первую по времени создания вещь такой картины на стене.

    Она – о другом лишении человека свободы воли, о том, что всё-де предопределено свыше, - картина о том, как в Египте был найден плывущим в корзине будущий пророк Моисей.

    Довольно тяжеловесная насмешка, но всё-таки насмешка.

    .

    И все эти разыскания я предпринял из-за одной подарочной книги автора, повадившегося где ни попадя видеть гимн счастью.

    "Мы так давно ищем его, наше счастье, что иногда начинаем сомневаться в его существовании. Да и есть ли смысл к нему стремиться? Порой мы возвращаемся к обычной жизни, которую нельзя назвать ни абсолютно печальной, ни абсолютно счастливой. Там мы пребываем до тех пор, пока предчувствие его существования снова, помимо нашей воли, не посещает нас, задавая вопросы, требуя решения и обретая над нами власть тайны, которую нужно раскрыть.

    Географ на картине Вермеера стремится разгадать загадку совсем иного рода. Может быть, это тайна Рая? Вплоть до XVII века многие великие умы еще верили, что он находится на Земле, и многие размышляли о наиболее подходящем для него месте: Восток, Южная Америка… Несмотря на разделяющие нас века, поиск географа близок нам. В замкнутом пространстве своего кабинета он пытается составить карту мира. Поступим и мы таким же образом, размышляя о счастье. И начнем с нашего личного опыта.

    Да, мы всегда стремились к счастью. Прошло более двух тысяч лет с тех пор, как философы сделали его главным объектом своих исканий: эвдемонизм — от греческого eudaimonismos, счастье. Целью этой философии было помочь людям приблизиться к более счастливой жизни. С некоторых пор ею активно заинтересовались ученые, дав счастью не столь поэтичное название — “субъективное благополучие”. В их глазах оно обладает всеми добродетелями: якобы увеличивает продолжительность жизни, улучшает здоровье, делает людей более альтруистичными…

    Художники тоже говорили о счастье и о его вечной тени — несчастье. Поэты, писатели, музыканты создавали произведения, способные вызвать у нас слезы или сделать легкомысленными, доверчивыми и счастливыми. Еще более изощренные живописцы могли взволновать нас, изменить нашу привычную манеру восприятия реальности и опасливого ожидания мгновений счастья, ощущения несчастья. Живопись стала для нас ключом, помогающим открыть тайну счастья, загадочным переводчиком, который говорит образами и метафорами, не прибегая к словам и рассуждениям.

    Наш географ тоже пытается разгадать загадку. Он давно думает, рассчитывает, находит, одумывается, замечает, что идет ложным путем… И вот он поднимает голову и поворачивается к свету, устремив взгляд в окно, расположенное слева, как всегда на картинах Вермеера. Он долго размышлял. Им овладело предчувствие, что для его поиска недостаточно науки, труда и ума. Он понимает, что теперь должен впустить в себя нечто интуитивное или эмоциональное. Он догадывается, что решение мучающего его вопроса находится не вовне, не на картах, глобусах или стрелках компаса. В этот момент Истории, когда люди мало-помалу перестают верить в то, что рай находится на Земле или на небе, вермееровский географ смутно ощущает, что этот рай, путь к которому он ищет, существует в нем самом…" (Кристофер Андре. Искусство счастья. М., 2016. С. 12-17).

    Мне в этой связи вспоминается случай в Третьяковской галерее. Я и напарница по командировке возвращались домой через Москву. И я уговорил её пойти со мной (я всегда в Москве, будучи проездом даже всего несколько часов, ухитрялся посетить какую-нибудь выставку). Ну а уговорив, захотел, чтоб она чем-то взволновалась. И принялся вдохновенно что-то говорить перед каким-то пейзажем с распятием Христа. Там совершенно зловещего вида туча была. Меня она взбудоражила.

    А она мне сказала: “Говоришь ты хорошо, но я ничего не почувствовала”.

    1 ноября 2021 г.

    * - А дыр в стёклах нет. Если на сайте Штеделевского художественного института посмотреть изображение в большом разрешении, это видно. Там и слева такие же более тёмные мазки, и сверху. И они совсем не смотрятся как дыры. Да и с чего бы вообще там быть дырам?

    - С тёмным вверху просто: это внешний выступ окна и тень от него.

    А тёмные пятна на левом стекле? – Ну это тоже дыра. А чего дыры? – С того, что надо ж обозначить ещё как-то халатность этого человека в халате.

    Про верхнюю продолговатую дыру ещё можно было б думать, что это так видится тёмный кипарис на дворе (выше его белое пятно это кусок неба между деревьями). Но как тогда объяснить овальные тёмные пятна. Так-то деревья не стригут. А пятна сделаны. Это факт. – Значит, это дыры в стекле, раз осмеивается кипящий в действии пустом.

    Хотя, может дыры и не факт, а просто неисправленные мазки. Можно посмотреть по другим картинам. Если и там есть на оконных нецветных стёклах неподправленные мазки, то надо будет от дыр отказаться.

    Вермеер. Офицер и смеющаяся девушка. Ок. 1687.

    Вермеер. Молочница. Ок. 1660.

    Вермеер. Урок музыки Ок. 1662-1665.

    Вермеер. Молодая женщина с кувшином воды. Ок. 1662 - 1664.

    В общем, непонятные пятна на стёклах у него чуть не сплошь да рядом. То есть от дыр надо отказываться. Но и без них доводов насмешки над замыслившимся хватает.

    2.11.2021.

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100