TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


19.12.2021
23:58

Ну и что, что я слаб

    Зато я работаю в меру своих малых сил. Я не виноват, что без меня никто не проакцентирует, почему “Записки юного врача” (1925) Булгакова (время действия 1917-1918 гг.) – . . .

17.12.2021
19:42

Ещё один риск с Высоцким

    У гениев, по-моему, есть особенность: они реже, чем другие, скатываются в сочинение произведения прикладного искусства. (Надо ли повторять много раз повторенное, . . .

16.12.2021
18:30

Ещё экспромт

    Я отдыхал от компьютера – лежал животом на подоконнике и смотрел во двор. Полдень. Двор пуст. Только рыжий котяра пришёл откуда-то по солнцу и с наслаждением . . .

13.12.2021
13:11

Противоположное

    Вчера я был ошарашен Горским (см. тут), и подумалось: а ведь реализм может быть и в противоположном “религии войны”, про то, как забывается со временем война и . . .

12.12.2021
13:45

Виноват?

    Я виноват в оголтелой тенденциозности последних многих десятилетий к прикладному искусству в пользу неприкладного. Второе затирают, мол, не признавая подсознательный идеал в качестве вдохновения у творца и подсознательное восприятие у восприёмника. А раз затирают, то…

    И вот я смотрю на эту вот картину неприкладного искусства и…

    Горский. Без вести пропавший. 1962.

    не могу пройти мимо.

    А писать нечего. Потому что я привык разгадывать, что есть в картине странное для времени своего создания, чтоб по нему угадать, каким подсознательным идеалом был вдохновлён автор. Тут же нет ничего странного. Тогда свирепствовал бравурный оптимизм так называемого соцреализма, пользующегося средствами реализма 19 столетия. Вот и тут он свирепствует.

    Я же – умиляюсь этим облакам. И таки не могу найти слов, почему.

    Неужели за рыжесть их в тени? Или за ненатуральную всё-таки разорванность их? – Вон, внизу слева там всё больше разрывов, спускающихся справа налево, вверху по центру – подымающихся слева направо. Разве так бывает? (Я избаловался на значимости корёжения натуры, значимости негативной, а тут – позитив. Вот я и…)

    А потом я увидел справа внизу облака со светящимися краями и чуть не взвыл от счастья. Хоть тень от предметов при таком их освещении должна быть к нам,

    а не вправо, как у Горского.

    Что ж он так всё напутал? Или в этом и перец? Он и в сюжете напутал? Мог парнишка (а это парнишка, судя по тонкой шее) быть демобилизованным летом 1945 года?

    “Началу демобилизации положило постановление ГКО от 20 июня 1945 г.* По нему увольнялись:

    а) тринадцать старших возрастов 1893-1905 г.р. — 1 482 000 чел. (кроме войск Дальневосточного, Забайкальского фронтов и Приморской группы);

    б) женщины, кроме радисток, телефонисток, прибористок ПВО и медицинских работников — 200 000 чел.;

    в) инженеров, техников и квалифицированных рабочих недемобилизуемых возрастов.

    г) выздоравливающих раненых — 500 000 человек” (https://paul-atrydes.livejournal.com/172992.html).

    Ни в какой разряд, кроме последнего, парнишка не помещается. Он года рождения 1923-го, неквалифицированный. А это не иначе как 1945-й год, судя по счастью небесному. (Автор назвал было картину со словами "1946". Но эту прибавку не применяют. И не зря*. Тут не только счастье возвращения, но и счастье от конца войны.)

    А мог парень быть в 1945-м быть пропавшим без вести?

    Вот это могло быть, хоть я именно тут сперва заподозрил непорядок:

    "Без вести пропавшие бойцы и командиры РККА:

    . . . . . . .

    5. 1945 г. – 68 000;” (https://svidetel24.info/archives/27997).

    Впрочем…

    ""По истечении 45 дней о без вести пропавших извещаются родственники. Если впоследствии судьба без вести пропавших военнослужащих выяснена, то о них немедленно сообщаются дополнительные сведения как по команде, так и РВК или родственникам”, — говорится в документе. Полученное извещение было основанием для назначения пенсии.

    [А в нашем случае именно тот случай, глядя на страшные руки матери, обнявшей сына.]

    При таком порядке оказаться пропавшим без вести мог любой солдат, отставший от подразделения при передислокации. Или, например, раненый, подобранный другой частью или попавший в госпиталь, особенно если он остался без документов. Кроме того, иногда при бомбёжке гибли целые роты вместе с командиром, и тогда просто некому было составить донесение о потерях. Тогда к потерявшимся могли отнести всё подразделение” (https://russian7.ru/post/v-kakikh-sluchayakh-krasnoarmeycev-na-vel/).

    Парню надо было попасть в госпиталь без документов и долго не приходить в себя. А потом как выздоравливающего его могли демобилизовать

    Немного сомнительно.

    Но во все эти рассуждении я пустился потому, что нечего писать по “тексту” картины.

    Или всё-таки я успел осознать, что меня зацепило: а вот этот ералаш, который я всё-таки нашёл. Вот он-то и есть странность на фоне порядка якобы соцреализма.

    Эту картину, пожалуй, можно отнести к настоящему соцреализму. – Что я имею в виду?

    Настоящий реализм – это угадывание в социуме того, что уже появилось, но ещё никто, кроме художника, не видит. Да и сам художник только смутно переживает. Соцреализм по идее претендовал на видение прогрессивного среди таких ростков.

    Так вот если считать, что "религия войны” (https://lenta.ru/articles/2017/05/17/veterans/) началась в 1945 году, была прогрессом, а празднование Победы властью прижималось, то со временем авторитет “религии войны” рос. И в 1965 был признан официально. А Горский в 1962 году это как бы предчувствует.

    В этот момент я добавляю вопросительный знак в заглавие и статью кончаю.

    11 ноября 2021 г.

    * - Нельзя так разгильдяйски относиться к исследуемому материалу. В https://paul-atrydes.livejournal.com/172992.html ясно написано: “Правда, в Указе от 23 июня упоминалась только первая группа.

    25 сентября 1945 года вышел Указ о демобилизации второй очереди”.

    То есть не мог парнишка, даже и выздоравливавший после ранения (группа г), быть демобилизованным в разгар лета 1945-го. А мог только при демобилизации весной 1946 года. Что и отразилось в названии, данном художником.

    - А я утверждаю, что этот произвол мой оправдан общим ералашем как подсознательным протестом против якобы соцреализма с того натурным и фактологическим порядком.

    12.11.2021.

11.12.2021
20:51

Ах, этот мрак-Захаров…

    Несмотря на наличие некоторого числа поклонников моего писательского таланта, талант, как таковой, я с негодованием отрицаю, но на литературном навыке . . .

10.12.2021
16:52

Не тяни кота за хвост

    Признаюсь с первых же слов: я хочу осудить Богомолова за его спектакль “Отцы и дети” (2008). Осудить за полное отсутствие вдохновения. А вдохновением лично я считаю . . .

09.12.2021
20:50

Пионерское ли это открытие? (О «Явлении Христа народу»)

    В 1996 году я, кажется, сделал пионерское открытие* (см. тут), что в мире картины “Явление Христа народу” (1837—1857) А. Иванова никто Христа не видит. Сегодня, через 25 лет . . .

08.12.2021
19:22

Обидно

    Какая-то несимпатичная особенность восприятия живописи во мне развилась. Во впервые увиденной репродукции я мгновенно улавливаю ницшеанство её создателя, но при . . .

07.12.2021
15:14

Всё то же: Бог любит Россию

    Энергию этому заглавию дали слова Антона Долина про "автора симпатичной скромной мелодрамы “Итальянец” Андрея Кравчука” (https://www.litmir.me/br/?b=681361&p=5). Этот фильм (2005) . . .

04.12.2021
19:46

Почему мне не нравятся тексты Антона Долина

    Ну вот смотрите – текст 2020-го года о “Карнавальной ночи” (1956): "Открылось множество подробностей, о которых мы забыли – а то и не замечали прежде. Сколько . . .

03.12.2021
13:13

Ну совершенно безумная сложность и тонкость

    Я получил замечание на статью о Мещерине за то, что не поместил такую репродукцию его картины. Мещерин. Морозная ночь. 1908. Ответил я так: “Не попалась. А и попалась . . .

02.12.2021
19:34

Опускаюсь

    Опускаюсь до простого перекопировывания картинок. Они мне нравятся, как и всё, что есть импрессионизм. Тут он – Мещерина. Лишу репродукции рам, расположу просто по . . .

01.12.2021
10:28

А что, если это насмешка?

    Я говорю вот об этой картине. Вермеер. Географ. Около 1668-1669. Вещи раскиданы, некоторые на полу. К дорогущей скатерти никакого почтения. А главное – я разглядел две . . .

30.11.2021
15:11

Вериги

    Кто-нибудь узнает про мои заботы и пожмёт плечами: дурью мается человек. Что это за дурь? Во-первых, это чтение романа. Для тех, кто не читает, само это уже дурь. Я . . .

29.11.2021
16:35

Кухня

    Можно ли из некомпетентного – раз – и стать компетентным? По дороге научиться и стать? Обожаю идти в темноте к свету. Я сидел, читал статью про искусствоведение . . .

26.11.2021
22:37

Это возмущает

    Возмущает практика “в лоб” натяжек для цели восхваления знаменитого художника. Климт. Три возраста женщины. 1905. Холст, масло. "Дитя прижимается к матери. Оба . . .

25.11.2021
15:10

Поймал на проговорке (о Микеланджело)

    Один смелый человек, в заглавии взяв на себя обязанность сказать, в чём смысл фрески Микеланджело “Сотворение Адама” (1511), написал: "…чтобы пальцы были . . .

23.11.2021
12:55

Может ли понравиться безобразное?

    Может ли понравиться безобразное? – Может. Если оно сложно устроено, а вам удаётся эту сложноустроенность распутать как выражающую идеал автора. Я не знаю, как при . . .

22.11.2021
20:23

Хвала наобуму

    Из-за того, что слишком часто искусствоведы отказываются говорить о конкретной картине, о её художественном смысле, не отправляются от её деталей, или говорят до . . .

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100