TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | "Русскому переплёту" 20 лет | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


05.09.2012
17:53

Мищуки.

     

    Песню ╚Добровольная тюрьма╩ в исполнении Мищуков; слова Морозова (слушать тут) я услышал с телеканала ╚Шансон╩.

     

    У "крутого" портного-еврея

    Я сошью полосатый пиджак,

    Седину за ушами подбрею,

    И решусь из-под стражи бежать,

    Прикуплю "котелок" и гамаши,

    Улыбнусь на потребу себе,

    И уеду тайком от домашних

    В дребезжащем троллейбусе "Б".

    ═══ ═════════════════════════

    ═══════ Не дуди, кларнет, за стенкой,

    ═══════ Не своди меня с ума!

    ══════Ах, семейные застенки,

    ═══════ Добровольная тюрьма!

     

    Я доеду до Зубовской лихо,

    Забывая ярмо навсегда,

    И завистливая щеголиха

    Покосится на мой лапсердак,

    Нет вольготней житья холостого:

    Есть возможность от "трех до семи"

    Покурить с монументом Толстого

    (Он ведь тоже ушёл из семьи!)

     

    ═══════ И его кларнет за стенкой

    ═══════ Говорят, сводил с ума.

    ═══════ Ах, семейные застенки,

    ═══════ Добровольная тюрьма!

     

    И пускай воробьи-побирушки

    "тырят" хлеб, шоколад и хурму,

    О последствиях нашей пирушки

    Не дойдут донесенья в тюрьму,

    Не дано подглядеть "вертухаям"

    Как нам дышится в жизни легко,

    Как мы славно с Толстым отдыхаем,

    Попивая из банок пивко.

     

    ══════ [Никакой кларнет за стенкой

    ═══════ Не лишает нас ума,

    ═══════ Ах, семейные застенки,

    ═══════ Добровольная тюрьма!]

     

    Но гудит по Москве пароходик,

    Моют столики в "Крымском" кафе,

    Мой троллейбус уже на подходе,

    И водитель слегка "подшофе",

    Тишина без собачьего лая

    Упадет, как лавина в горах,

    До свидания, Лев Николаич,

    Мне пора возвращаться в барак,

    ════ ════════════════════════

    ═══════ Где дудит кларнет за стенкой,═══

    ═══════ Чтоб свести меня с ума,

    ═══════ Ах, семейные застенки,

    ═══════ Добровольная тюрьма!

     

    ═══════ Не дуди, не дуди, не дуди, не дуди,

    ═══════ Не дуди, кларнет, за стенкой,

    ═══════ Не своди меня с ума!

    ═══════ Ах, семейные застенки,

    ═══════ Добровольная тюрьма!

    ═══════ [твою ма...]

    1988

    Потом была реклама. Сперва ярсагумба √ от слабости мужской потенции. Потом √ ножеточка. Дальше я смотреть, естественно, не стал. (На радио ╚Авторская песня╩ рекламы нет.) Глянул в Интернет, кто это √ Морозов. На первых строчках автобиографии: ╚околдованный музыкой "Битлз"╩ (http://www.russiandvd.com/store/person.asp?id=23784&media=2&type=artist&genreid=&fullbiography=1).

    Вместе с тем, что песня, пока её слушал, не произвела никакого впечатления, эти сведения оптимизма на перемену впечатления впоследствии не добавляли. Но я приучил себя не доверять впечатлению √ оно может быть обманчивым. Яркий пример √ ╚Доктор Живаго╩. Непереносимо было читать почти весь роман, а в конце я как бы ходил по облакам. Проняло. Хоть автор и Мещанство воспел, очень мною неуважаемый идеал. (Я сам мещанин по преимуществу, по главным поступкам. Оттого ненавижу мещанство люто.) Вот и здесь, не вникая, вроде бы имеет место воспевание всё того же идеала.

    Нет. Не просто воспевается он. Через насмешку над ним.

    Приблатнённая мелодия вступления. Пение начала √ с большим удовольствием (авторская позиция исполнителей, любование). Это ещё не даёт права делать вывод. Бабель тоже любил своих блатных одесситов.

    Но.

    Бабель их рисовал совершенно ужасными.

    В чём дело?

    Он писал в 1920 году, веря в социализм, который, во-первых, скоро будет построен, во-вторых, именно потому, что он будет построен, ужасность его персонажей пропадёт, а позитивные качества останутся. Остроумие Бени Крика┘ Ай, что перечислять. Их общий для всех жизненный оптимизм┘ Это в объективно ужасных условиях-то. А что будет? √ Можно с любовью писать о теперешних персонажах.

    А от Мищуков почему-то ждёшь подвоха. При повторном слушании.

    √ Почему? Потому что и в первом не зацепило ничто?

    √ Пока не знаю.

    1988 √ год написания текста (предположительно; выводится по году знакомства Морозова с Мищуками и возникшей перспективе записать альбом.) Год издыхания перестройки и год перспективы реставрации капитализма. Наконец, можно будет накушаться после этого социализма, в принципе не вылазившего из дефицита. И если я прав, что Битлз были выразителями низового, массового, самозванного аристократизма общества потребления, накормившего всех так, что молодёжи стало противно и захотелось престижного потребления, рая немедленно, - то очарованный ими ещё давным-давно Морозов должен был над временно удравшим ╚от "трех до семи"╩ надсмеяться в итоге. 1988-й год демонстрировал, что в шоу-бизнесе можно в принципе зарабатывать миллионы. Дурак Горбачёв публично жаловался на такой беспредел. √ Ну, собственно, Морозов и надсмеялся. Одним названием, хотя бы. Да и сравнением с Толстым. (Не вникая в историю Толстого, в общем, известно, что тот от пошлости бежал. И достаточно принципиально √ умер в этом побеге.) А этот старикашка √ слабак. Но пыжился. Обманывал себя.

    Кого он из себя строил? - ╚Забывая ярмо навсегда╩, - это третье правило ницшеанца, как ему возвыситься над пошлой массой. Первый √ этап верблюда √ брать на себя самое тяжёлое. Второй √ льва √ разрешить себе всё. Третий √ дитяти √ забывать всё.

    Чехов тоже, разочаровавшись в народниках и всех будущих революционерах, с позиции ницшеанца ╚написал очень много маленьких трагедий о людях, проглядевших жизнь╩ (Горький). И нам как-то не смешно. Даже когда над неудавшимися ницшеанцами он смеялся чуть не впрямую, называя комедиями свои драмы. Ницшеанец смерть любит, можно сказать. Он в вечность устремлён. Битлз почти тоже этим кончили, воспеванием нирваны. (Да и толстовство чем-то тем же отдаёт.) Но я как-то сомневаюсь, что на это способен Морозов. Он же не поздними Битлз был околдован, а создателями и потребителями предельного опыта, как составляющим престижного потребления.

    Как факт √ он смеётся над кайфом своего персонажа. ╚Попивая из банок пивко╩, - это насмешка над недоросшим до престижного потребления персонажем. Как и ╚полосатый пиджак╩ от ╚"крутого" портного-еврея╩. Крутые евреи через Израиль или на Запад драли или собирались драть в 1988-м, а если и открывали кооператив (такая была тогда мода), то это больше походило на что-то местечковое по сравнению с так называемыми цивилизованными странами. Там более, что упоминается ╚лапсердак╩, долгополая одежда верующих иудеев, предмет насмешки в России.

    Мищуки от Морозова не отстают: ╚Мне пора возвращаться [останавливают игру и пение; один поднимает палец, вытаращивает глаза, чтоб было смешно зрителям в зале, и говорит внепесенное: ╚нет, не домой, в барак╩, в зале смешок]. В последнем куплете они духарятся. Не допевают строки до конца. Резко усиливают темп. √ Ну шоу же бизнес. Он работает на развлечение, в конце концов. Если билеты за концерт дорогие, то пришедшие именно развлекаться пришли. В 1988-м уже началось имущественное расслоение. Можно было быть оптимистом с точки зрения тех, кому светил путь материально наверх. √ Вот потому и бравурный конец. (Если исполнение и более позднее √ это ничего в принципе не меняет).

     

    До чего докатилась авторская песня┘ До развлекаловки на канале ╚Шансон╩.

     

    28 мая 2012 г.

04.09.2012
12:51

Марат Гельман, иду на вы!

    Но, во-первых, почему не в его дневнике (http://maratguelman.livejournal.com/2558067.html) в ЖЖ? Потому что я против неограниченного прогресса. Заодно и против частичного прогресса в . . .

31.08.2012
16:02

Почему это обижает.

    Синие носы. ⌠Инно, Нано, Техно ≈ три современных богатыря■ (2006). Потому что идея модернизации √ это чужое, чтоб быть национальной идеей России. Чужое-то было . . .

24.08.2012
15:47

Что необходимо наряду с Гайд-парком.

    Опять, и опять, и опять буду повторять, что надо создать систему музеев околоискусства. Вот смотрите, например, как пеняет художник Колесников на какое-то . . .

20.08.2012
23:04

Пришей кобыле хвост или естественно?

    Разрешите начать с себя. Зашёл, помню, в один из книжных магазинов. Он только открылся после ремонта. И я удивился изменениям. В частности, появился в уголке . . .

17.08.2012
15:43

Что я помню о 6-м Всемирном Фестивале Молодёжи и Студентов.

    Вчера я посмотрел телепередачу о 6-м Всемирном фестивале. Какой-то фотограф, что ли, вёл её. Мол, это был глоток свободы, освобождение от страха и тому подобная . . .

04.08.2012
14:58

Чепуров.

    Год назад, в день рождения Пушкина, в Петербурге, Капелла имени Глинки дала музыкально-драматическое представление ╚Борис Годунов╩ с музыкой Сергея Прокофьева . . .

24.07.2012
21:29

Попытка подобраться к постижению абстракционизма.

    И состоит она в том, в итоге, что абстракционизм √ это человеконенавистничество. Посмотрите на картины двух художников: Харриса и Марка. Северный берег, озеро . . .

19.07.2012
08:04

Зачем Горткий завёл усы и как от них "отталкивался"..

    Недавно я пережил потрясение. Под натиском так называемых оранжевых СМИ России я, неожиданно для себя, на целых двое суток почувствовал себя оранжевым и аж . . .

10.07.2012
08:26

К трагедии на Кубани.

    Эту статью отказались публиковать в журнале, специализирующемся на обсуждении музыкальных явлений современности. И я б смирился. Если б самые обиженные на . . .

19.06.2012
18:36

Сезанн.

    Проделаем несколько манипуляций. Вот "Дорога у горы св. Виктории" (1898- 1902) Сезанна. Теперь выделим из неё контур собственно горы. А теперь сравним этот контур с . . .

17.06.2012
08:29

Гамсун и Ван Гог.

    ┘в эпоху торжества индивидуального выбора никакой стиль больше не мог быть образцом для художников, каждый из которых выбирал теперь свой путь в искусстве . . .

03.06.2012
09:39

Бах и оранжевые революции.

    Я в молодости был революционер по натуре, а кончил тем, что стал консерватор. Странно. Потому что внутри себя чувствую себя одним и тем же и даже почти не . . .

25.05.2012
16:01

Абстракт.

    Раз в музее живописи я был поражён одним посетителем. Уж не помню, как я с ним заговорил, но что он мне сказал┘ Мы оказались надолго рядом перед произведением . . .

20.05.2012
18:10

Печаль в день музеев.

    Накануне дня музеев на центральное телевидение пришёл знаменитый устроитель выставок Мессерер и дал интервью. И очень меня огорчил такими словами: ⌠Меня страшно . . .

17.05.2012
17:51

Запретность √ почти единственное, что интересно в выставке Гельмана.

    Запретное √ притягательно. В искусстве √ тоже. Почему? Я разумею, как это чаще всего молчаливо имеется в виду, не прикладное искусство (пусть даже и призванное . . .

16.05.2012
13:27

Это кому-нибудь надо?

    Перед вами иллюстрация мысли, что архитектура √ это чаще всего прикладное искусство, что в ней нет загадки, обязательной для искусства идеологического, нет . . .

07.05.2012
14:59

Протесты, протесты...

    Может, это смешно, но я привык к каждому художнику, - через произведения его, естественно, - вырабатывать своё собственное отношение. Не принять общепринятое, а . . .

06.05.2012
09:39

Раликальный Чайковский.

    Сдаться, что ли? Вот и у специалиста написано: ⌠Основой служит новый вариант главной партии <┘> образ, полный ликующей радости, силы и энергии■ . . .

23.04.2012
15:01

Оправдание гримасы.

    Я посмотрел в ╚Закрытом показе╩ кино Балаяна ╚Райские птицы╩ (2008), и оно меня нисколько не тронуло. Значит, не о чём писать. Но я подозреваю, что оно меня не . . .

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100