TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


26.02.2021
11:51

А как повёл себя художник Зардарян?

    А как повёл себя художник Зардарян? У меня стойкая привычка подходить к произведениям искусства с психолого-социологической стороны. В Венской школе . . .

24.02.2021
13:43

Вижу повторение Высокого Возрождения у иных футуристов

    …привести к согласию среду и человека. Сент’Элиа Признаться? Пока я не пришёл к возможности написать это название и эпиграф, я не стал статью писать. Приходил я . . .

23.02.2021
10:06

Вэр из шыйн унд их бэн клуг - Кто красив, а я умна

    Так говаривала моя красавица мама (Татьяна Доронина была её копией), вообще-то не пользуясь языком идиш. Я почему-то запомнил эти слова. Как будто кто-то свыше мне . . .

22.02.2021
14:45

Я не знаю, получится ли мне вывести то о Татлине, что я наметил, но я начинаю…

    Потому что я уже в восторге от только что прочтённых слов Пунина о нём. Нет. Надо сперва ввести в курс дела читателя, не знающего ничего из того, что знаю, приступая . . .

22.02.2021
08:15

Коммунизм-то – не сласть. (Фильм «О любви» 1970.)

    Когда-то я вздумал единолично бороться за коммунизм, видя, как эта перспектива испаряется к чёртовой матери. Что я сделал? Я воспользовался тем, что парторгом нашего огромного конструкторского отделения в НИИ был в тот год дурак, и подбил его согласиться, что я буду выпускать (а он, если захочет, предварительно прочитывать) анонимную стенгазету под названием “Идеи коммунизма – в быт и в будни!”. Она состояла из моих комментариев на бытовые разговоры, которые я слышал. На каждый разговор – свой выпуск. Номера не снимаются, а поверх предыдущего навешивается последующий. Перевешивание я производил после работы. А во время работы это почти всегда кто-то читал. Или сразу несколько человек. Молча. Довольно остро там было. Раз всё было украдено. Но я это предвидел, и восстановил всё.

    Я тогда был оболванен мыслью, что при коммунизме все будут работать творчески. Это, помню, разозлило моего лучшего товарища, с которым я часто-пречасто спорил на политические темы, час пешком идя вместе с работы домой. Для него секрета не было, кто выпускает анонимную стенгазету. И вот он мне говорит: “Тогда Галилей жил при коммунизме”. – “Почему?” – “Потому что у него была творческая работа”. – Я не знал, что отвечать.

    По такой мысли я сейчас живу при коммунизме. Скоро уж 20 лет. Сижу на пособии по старости и буквально почти ничем не занимаюсь, кроме сочинения искусствоведческих статей. Аж радость миниоткрытий пропала, так их много. Плюс тревога: смогу ли найти, о чём писать следующую статью. Страдания, как у Тригорина из чеховской “Чайки”, замученного необходимостью писать и писать. Только его гнала его известность, которой надо было соответствовать. А меня гонит только коммунизм, во имя которого со времени той стенгазеты я начал да так и не перестал писать.

    Скучная жизнь. Только и радости – сомнительной – что никого не могу убедить, и есть смысл попробовать ещё раз. И ещё. И ещё. И так далее.

    Дело в том, что я себе выдумал, что из-за того, что в будущем работать будут только роботы, людям ничего другого не останется, как жить искусством. Творцом или сотворцом (восприемником). Причём искусством неприкладным, главная функция которого непосредственное и непринуждённое испытание сокровенного мироотношения. Что даёт такие тонкие переживания, что с ними ничто не может сравниться.

    Для этого надо быть здорово подкованным. Вот я и кую материал для такой подкованности будущим людям.

    Чего я не знаю, это как там в будущем будет с любовью.

    И вот фильм Богина “О любви” (1970) отвечает: трудно.

    Главная героиня фильма – скульптор-реставратор Галя. Она работает над восстановлением разрушенного немцами Екатерининского дворца в Царском Селе. Восстановление ещё не закончено! Я, эстетический экстремист, предполагаю, что там почти всё – произведения прикладного искусства, т.е. о знаемом, т.е. второсортное. В отличие от меня в фильме считается, что искусство там первосортное. То есть Галя, работая там и работая классно, живёт, собственно, в коммунизме. Восприемником искусства, сотворцом, как минимум.

    Но. Она одинока. А ей уже под 30. И она так в искусство поглощена, что любви у неё и не было. Разве что она шутит со влюблённым в неё 15-летним Гошей из той же бригады реставраторов. А перед самым концом, порвав с ухаживавшим за нею карьеристом Митей, у неё с Гошей такой разговор:

    "- Ну что мне делать больше? Ждать тебя?

    - Подождите. Я в августе получаю паспорт”.

    До меня почему-то не сразу дошло, что жизнь Гали – жизнь в коммунизме, раз дан такой разговор её с Митей:

    "- Люди, которые боятся остаться в тени, показаться неудачниками, они склонны иногда… использовать…

    - Некрасивые средства.

    - Да.

    - Теперь я вас понимаю. В принципе это, конечно… Но. Не стоит быть такой максималисткой. Каждый, кто хочет отрастить красивую бороду, поначалу кажется небритым.

    Откровенность за откровенность.

    Сколько лет вы уже работаете во дворце?

    - Шесть.

    - А сколь вы ещё будете там работать?

    - Лет 18. Может, 20, если ничего не случится. А может, и больше.

    - Я задам вам один вопрос. Только вы не обижайтесь. Ладно?

    - Хорошо.

    - Вот, допустим, ничего не случится, и вы благополучно проведёте свои 20 лет во дворце. В один прекрасный день дворец будет восстановлен. И вдруг выяснится, что все это красоты дело рук старины.

    - Стасова.

    - Да.

    - Кваренги.

    - Да.

    - Неёлова.

    - Да. А вы тут не при чём. Вам уже 50. У вас уже нет ни сил, ни времени для того, чтоб создать своё собственное, ради чего вы родились и жили. Ваше имя появится только в ведомости о заработной плате. Всё. Вам не страшно?

    - Боюсь ли я безвестности?

    - Да.

    - А меня знают.

    - Кто?

    - Сотрудники, мои друзья. Вы.

    Митя.

    - Да.

    - А кто выстроил Кижи? Новгородскую Софию?

    - Не знаю.

    - Никто не знает. А они стоят”.

    Галя живёт, словно по завету Феофана Затворника (укороченному мною): “Дело не главное в жизни. Главное – настроение сердца”.

    Она б любила Андрея, приятеля мужа её подруги, но он женат. Дети.

    Она ему, в сущности, признаётся в любви в самом конце, плача, глядя на него через окно. И он это видит. И что будет, не известно. Фильм кончается.

    А снят он, чтоб спросить советских людей: “Вы видите, что идёт всё не к коммунизму? В коммунизме вам совсем уж сладко не будет. Что вы выбираете? Выбор, собственно, делается именно сейчас, в 1970 году”.

    Я в следующем году выбрал, практически, Митину сторону. Обманул, получается, будущую жену, которой обещал, что, хоть ненадолго, мы завербуемся на Север, чтоб бросить вызов этому комфорту, который душит коммунистическую перспективу. (Из-за чего, собственно, замаливая грех перед покойницей женой, я и строчу свои статьи без остановки.)

    Остаётся только вопрос, под чьим флагом я и пишу всё: есть ли в этом фильме след подсознательного идеала коммунизма в каком-то будущем у режиссёра? Есть ли странности

    Есть. Затруднённый монтаж.

    "Этот фильм мог бы стать шедевром. Но его банально тяжело смотреть! Возможно дело в том, что перед создателями фильма стояла сложная художественная задача. Они сознательно создавали эффект обрывочности, недосказанности, запутанности. Суть многих эпизодов достаточно сложно уловить. Потому что в кадре оказываются персонажи, которых тяжело опознать. С самого начала фильма новые персонажи появляются неожиданно, в неожиданных декорациях и ведут себя неочевидным образом. Не всех второстепенных персонажей удается понять. Кто они такие, кем они приходятся главной героине? Характеры этих персонажей не раскрываются должным образом. Ты еще не успел въехать в старый эпизод - а он резко обрывается и начинается новый, снова в странной локации. В кадре появляется персонаж, а ты не совсем понимаешь, ты его только что видел или это новый? А даже если ты узнал внешне актера, тебе все равно непонятно, что этот персонаж здесь делает, потому что ты не понимаешь его связь с другими персонажами и его мотивацию” (https://www.kinopoisk.ru/film/42680/reviews/).

    2 января 2020 г.

19.02.2021
11:01

Точно! Рязанов издевался «Карнавальной ночью»

    Сам бы я до такого не додумался. Я это вычитал: "Удивительно, например, было видеть, как скоро происходит отказ от образа жизни и ценностей сталинской эпохи уже в . . .

18.02.2021
14:01

Декаденты есть и сейчас

    Было дело (см. тут), что я оценил декаденткой современную поэтессу. Соображение, что декадентство – прикладное (о, в общем-то, знаемом) искусство я вывел (см. тут) из . . .

17.02.2021
10:49

Не важно, антисемит ли Прилепин, важно…

    Важно, прав он или нет. О чём речь? Вот о чём: ""…но евреям отдали все премии..." И тут пришёл Захар Прилепин: В жюри премии БК примерно 50 евреев. Это все, что надо . . .

15.02.2021
23:54

Отобью ли я эту атаку на Высоцкого?

    Восприятие песен Высоцкого как антисоветских справа – явление обычное. Чтоб заметить, что они были, наоборот, антисоветские слева, надо иметь вкус. То есть уметь . . .

13.02.2021
20:08

И вкусы, и запросы мои странны

    Так пел Высоцкий. И не только от имени персонажа. Но и от своего имени. При этом всего лишь чуя (а не зная сознанием), в чём его главное отличие от современников. А я, в . . .

12.02.2021
13:18

Жаль Карена Шахназарова

    Жаль за фильм “Исчезнувшая империя” (2008). Потому что иллюстративный фильм, а не художественный. Художественный – это когда рождён он подсознательным идеалом. А . . .

08.02.2021
11:38

Неужели искажения у авангардистов – от радости, а не от чего-то негативного…

    Я был так благополучен последние пару месяцев… Логика подтвердила то, что я переживал всегда – неприязнь к искажениям натуры живописцами, - к искажениям, так . . .

06.02.2021
13:04

Почему Велимир Хлебников так выкаблучивался

    В самое последнее время мне повезло объяснить самому себе общие и конкретные причины резкого деформирования натуры и вообще общепринятого футуристами. Причины . . .

03.02.2021
21:30

Как я подловил Сологуба

    Был такой Иванов-Разумник, так интересен он тем, что, что я у него ни прочту, то обязательно оказывается верным с точностью до наоборот. Последнее неверное (1910 года, . . .

02.02.2021
21:14

Можно ли что-то ответить на упрёки Боровиковскому?

    Упрёки такие: 1) "художник… над индивидуальностью образов особенно и не заморачивался - достаточно было просто примерного сходства с моделью… У всех одинаково . . .

31.01.2021
22:58

Жалко нас

    Когда-то, давным-давно, в эпоху застоя, так называемого, помнится, прочёл я в газете (а что я выписывал? “Известия” и “Литературную газету”) шутливые слова . . .

29.01.2021
14:02

Я читаю «Чертёж Ньютона» Иличевского

    Во-первых, почему я выставил личное местоимение вперёд? – Потому что искусство существует только в душах автора и восприемников. В книге, если это роман, акта . . .

28.01.2021
13:17

Как противостоять овертону в фильме «Громкая связь»

    Хорошо, то есть без истерики, ровным тоном (то есть холодно перечисляя протаскивание хэппи эндом к нам в норму супружеских измен, гомосексуализма, ранних половых . . .

27.01.2021
21:41

И потянул я кота за хвост

    Когда-то, читая большую книгу Кандинского об искусстве, я так проникся его ненавистью к буржуазному строю, использующему произведения живописи как валюту, что, . . .

27.01.2021
20:35

Почему художники впадают в формализм

    Мгновенный, пока бездоказательный и общий ответ: от колоссальнейшего разочарования во всём Этом свете. – Докажу позже. Я только что испытал потрясение некоторое . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100