TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


24.02.2021
13:43

Вижу повторение Высокого Возрождения у иных футуристов

    …привести к согласию среду и человека. Сент’Элиа Признаться? Пока я не пришёл к возможности написать это название и эпиграф, я не стал статью писать. Приходил я . . .

23.02.2021
10:06

Вэр из шыйн унд их бэн клуг - Кто красив, а я умна

    Так говаривала моя красавица мама (Татьяна Доронина была её копией), вообще-то не пользуясь языком идиш. Я почему-то запомнил эти слова. Как будто кто-то свыше мне . . .

22.02.2021
14:45

Я не знаю, получится ли мне вывести то о Татлине, что я наметил, но я начинаю…

    Потому что я уже в восторге от только что прочтённых слов Пунина о нём. Нет. Надо сперва ввести в курс дела читателя, не знающего ничего из того, что знаю, приступая . . .

22.02.2021
08:15

Коммунизм-то – не сласть. (Фильм «О любви» 1970.)

    Когда-то я вздумал единолично бороться за коммунизм, видя, как эта перспектива испаряется к чёртовой матери. Что я сделал? Я воспользовался тем, что парторгом . . .

19.02.2021
11:01

Точно! Рязанов издевался «Карнавальной ночью»

    Сам бы я до такого не додумался. Я это вычитал: "Удивительно, например, было видеть, как скоро происходит отказ от образа жизни и ценностей сталинской эпохи уже в . . .

18.02.2021
14:01

Декаденты есть и сейчас

    Было дело (см. тут), что я оценил декаденткой современную поэтессу.

    Соображение, что декадентство – прикладное (о, в общем-то, знаемом) искусство я вывел (см. тут) из разбора брюсовского “Декадента” (1894). Там эстетизация Зла “в лоб” преодолевает любовь. Самоцитата: “…как же это хорошо, что царствует в Этом мире Зло. Переживание, прямо противоположное ницшевскому: как плохо, что царит на Этом свете Зло”. – Позитив, мол. Но там же я и сбивался на “так сладко-нейтрально это [Зло] описано!..”. И там у меня колебания.

    Вот и с Пикаловой у меня колебания, надо ещё раз проверить.

    Смотрим (или даже слушаем) Пикалову. – Её слова – жирным шрифтом, интонация чтеца – косым жирным в скобках и около текста.

    Закат

    (голосом, близким к шепоту)

     

    Закат разлился за окном

    (задумчиво)

    Волной багряных сновидений.

    (понемногу увлекаясь)

    Огни реклам тонули в нём,

    (ускорено)

    Как обескровленные тени.

    (но тут же споткнувшись)

    (И вдруг торжественно)

    И валом в мареве дрожа,

    Ум-чала колесница Феба.

    (с тоном окончательности)

    А город –

    (возврат к задумчивости)

    город всё бежал.

    (трагическим шепотом)

    А город не смотрел на небо.

    (всё более замедленно)

    В звуке – это волна. Нахлынула и схлынула. – Очень изящно.

    А что со смыслами?

    Мещанство и потребительская ценность цивилизации неколебимы перед преходящей поэтической ценностью. Низменное абсолютно.

    Вопрос: это приемлется или нет лирическим героем стихотворения?

    По замыслу чтеца – нет. Но есть подозрение, что себя накрутил. И потом его интересует проявить богатство интонаций. Одну он явно запустил неверную: чего было поэзии жалеть с точки зрения поэта о поражении прозы-рекламных-огней. Или это – отзывчивость богатой натуры? И всё равно. Какая-то победа чувствуется в свершении акта реализованного вдохновения. И ведь чтец соотнёс это стихотворение с первой багателью op.119 Бетховена. О ней написано про редактора её Ханса фон Бюлова:

    "В первой багатели редактор смело добавляет к имеющимся в бетховенском тексте немногочисленным динамическим указаниям целый ряд своих: p, mf f, fp, cresc., dim., а также “вилочки”, обосновывая свою позицию так: “Так как в оригинале почти нет обозначений нюансов, а композитор наверняка не предполагал бестеневого, неяркого исполнения, то редактор позволил себе в соответствии со своими собственными представлениями сделать необходимые добавления” (https://cyberleninka.ru/article/n/l-van-bethoven-bagateli-or-119-pedagogicheskiy-kommentariy).

    То есть добавил яркости.

    На самих нотах к разным местам багатели есть такие : "играть просто, не слишком быстро”, “Выразительно, с теплотой”, “осторожно, неприхотливо” (https://libnotes.org/images/2/22/11_%D0%B1%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9_op.119.pdf).

    Есть такое соображение о первой багатели:

    "Первая Багатель, помеченная как Аллегретто, представляет собой очаровательный менуэт, возможно, восходящий к началу девятнадцатого века” (https://beethoven.ru/node/752).

    То есть первый период творчества. Он тогда ещё классицист. Грубо говоря, моим, без музыкального образования, языком, он в первой багатели выражает, что всё в порядке "…в ритме и характере менуэта. Подчеркивая лирическую природу обеих тем, пианист, тем не менее, противопоставляет их друг другу, даже несколько утрируя, особенно в репризе, состояние тревожного ожидания в первой из них, по контрасту с темой среднего, Es-dur'ного раздела, звучащей мягко, певуче, в полном соответствии с авторской ремаркой con anima [с душой]" (https://cyberleninka.ru/article/n/l-van-bethoven-bagateli-or-119-pedagogicheskiy-kommentariy).

    Та самая прелесть выражения волны интонацией чтеца стихотворения “Закат”.

    Но что, если чтец натянул своё благорасположение к волне, изображённой им интонациями?

    Он ведь и звукопись натянул на стихи Пикаловой (временная метка 2:44). А есть ли она вот в этом стихотворении? – Если и есть, то только три “з” в первой строчке и три “в” в пятой.. Не знаю… Если натянуть, то что: гр – кр – др – тр? "багряных”, “реклам”, “обескровленные”, “дрожа”, “город", “смотрел”. Они ж смысла ни расширяют, ни подчёркивают, как “з” заката и “в” марева.

    Мне картина в музыке представилась не такая благая.

    Солнце шло-шло по небу среди безразличной к нему природы. У горизонта оно заволновалось, не хотя уходить с неба. Но – бесполезно, не за что уцепиться. И оно скатилось. А природе по-прежнему всё – равно. – Трагедия.

    Но есть ли трагедия вне музыки?

    Троекратное "город” выражает постоянство.

    В период поздней античности Феб олицетворял солнце. А само упоминание античного означает…

    "В античных взглядах содержатся суждения о том, что любое явление — от отдельного человека до государства — развивается в соответствии с “порядком природы”, причем в процессе развития проходит одни и те же этапы: зарождения, зрелости, упадка, что отражает основную идею теории циклов” (http://econtool.com/antichnaya-tsiklicheskaya-doktrina-i-kontseptsiya-prirodnyih-yavleniy.html).

    И что такое цикличность? "город всё бежал” – Постоянство. – Какова и тема стихотворения “Закат”. – В смысле: всё нормально. Плохо, но нормально. – Приятие Зла. То, что и есть декадентство.

    Соответствует приятию Зла и отсутствие каких-либо стиховых новаций.

    Ещё можно посмотреть, не негативна ли аура слов о Зле-цивилизации. – “Огни реклам тонули". Это сочувственно к терпящему бедствие Злу. “Как обескровленные тени" – собственно, то же. “…город всё бежал" – нейтрально то, что описывает Зло. “…город не смотрел" – то же.

    Приятие! Что поделать? Так мир устроен – со Злом.

    Проверка подтвердила первоначальный вывод, и я могу успокоиться.

    31 января 2021 г.

    Djkj;by

17.02.2021
10:49

Не важно, антисемит ли Прилепин, важно…

    Важно, прав он или нет. О чём речь? Вот о чём: ""…но евреям отдали все премии..." И тут пришёл Захар Прилепин: В жюри премии БК примерно 50 евреев. Это все, что надо . . .

15.02.2021
23:54

Отобью ли я эту атаку на Высоцкого?

    Восприятие песен Высоцкого как антисоветских справа – явление обычное. Чтоб заметить, что они были, наоборот, антисоветские слева, надо иметь вкус. То есть уметь . . .

13.02.2021
20:08

И вкусы, и запросы мои странны

    Так пел Высоцкий. И не только от имени персонажа. Но и от своего имени. При этом всего лишь чуя (а не зная сознанием), в чём его главное отличие от современников. А я, в . . .

12.02.2021
13:18

Жаль Карена Шахназарова

    Жаль за фильм “Исчезнувшая империя” (2008). Потому что иллюстративный фильм, а не художественный. Художественный – это когда рождён он подсознательным идеалом. А . . .

08.02.2021
11:38

Неужели искажения у авангардистов – от радости, а не от чего-то негативного…

    Я был так благополучен последние пару месяцев… Логика подтвердила то, что я переживал всегда – неприязнь к искажениям натуры живописцами, - к искажениям, так . . .

06.02.2021
13:04

Почему Велимир Хлебников так выкаблучивался

    В самое последнее время мне повезло объяснить самому себе общие и конкретные причины резкого деформирования натуры и вообще общепринятого футуристами. Причины . . .

03.02.2021
21:30

Как я подловил Сологуба

    Был такой Иванов-Разумник, так интересен он тем, что, что я у него ни прочту, то обязательно оказывается верным с точностью до наоборот. Последнее неверное (1910 года, . . .

02.02.2021
21:14

Можно ли что-то ответить на упрёки Боровиковскому?

    Упрёки такие: 1) "художник… над индивидуальностью образов особенно и не заморачивался - достаточно было просто примерного сходства с моделью… У всех одинаково . . .

31.01.2021
22:58

Жалко нас

    Когда-то, давным-давно, в эпоху застоя, так называемого, помнится, прочёл я в газете (а что я выписывал? “Известия” и “Литературную газету”) шутливые слова . . .

29.01.2021
14:02

Я читаю «Чертёж Ньютона» Иличевского

    Во-первых, почему я выставил личное местоимение вперёд? – Потому что искусство существует только в душах автора и восприемников. В книге, если это роман, акта . . .

28.01.2021
13:17

Как противостоять овертону в фильме «Громкая связь»

    Хорошо, то есть без истерики, ровным тоном (то есть холодно перечисляя протаскивание хэппи эндом к нам в норму супружеских измен, гомосексуализма, ранних половых . . .

27.01.2021
21:41

И потянул я кота за хвост

    Когда-то, читая большую книгу Кандинского об искусстве, я так проникся его ненавистью к буржуазному строю, использующему произведения живописи как валюту, что, . . .

27.01.2021
20:35

Почему художники впадают в формализм

    Мгновенный, пока бездоказательный и общий ответ: от колоссальнейшего разочарования во всём Этом свете. – Докажу позже. Я только что испытал потрясение некоторое . . .

26.01.2021
13:41

Смысл ненаписанной пьесы Сологуба

    Я не с ума сошёл, а просто Сологуб написал в 1908 году эссе “Театр одной воли”, в котором описал, каким он представляет театр нового типа, пригодного для выражения . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100