Проголосуйте
за это произведение

[ ENGLISH ] [AUTO] [KOI-8R] [WINDOWS] [DOS] [ISO-8859]

Леонид Ширшов

Ручей в небо

Как отмечают многие верующие люди, начиная с 1991 года в России начали плакать иконы. Некоторые люди связывали это предзнамение с приходом к власти Ельцина, принесшего беды своему народу. Возможно, причина этого явления находится за океаном и связана с началом строительства в 1991 году физической установки для создания условий, характерных для зарождения Вселенной. Неподалеку от Нью-Йорка в городке Brookhaven построен коллайдер RHIC для ускорения пучка ионов золота и последующего столкновения ядер "лоб в лоб" с целью моделирования "Большого Взрыва".

На май 2000 г. запланированы первые эксперименты с целью достичь плотность вещества выше ядерной при температуре более высокой чем внутри звезд, чтобы получения кварк-глюонной плазмы. Космологи верят, что началу Вселенной положил "Большой Взрыв". До этого момента Вселенная была спрессована с бесконечной плотностью в точке сингулярности, откуда "явилась бездна - звезд полна". Непосредственно после взрыва, как мыслится, образовалась плазма элементарных частиц, называемых кварками и глюонами. Далее происходило рождение мира, в процессе которого плазма расширялась и охлаждалась, а кварки объединялись и соединялись глюонным клеем (glue - клей, клеить) в тяжелые частицы протоны и нейтроны, образовавшие атомные ядра.

Поскольку ультравысокие температуры и давления существовали только в начальный момент времени, то сейчас в природе не существует плазмы кварков и глюонов. Поэтому такая нестабильная кварк-глюонная плазма (КГП) может быть создана только искусственно при помощи ускорителей на сверхвысокие энергии, созданные специально для столкновения ядер и получения экстремальных условий, таких какие собираются создать на RHIC. Для проверки справедливости гипотезы "Большого Взрыва" на установке RHIC планируется ускорить пучки ядер золота до высоких энергий и затем столкнуть, для того чтобы получить жаркий и плотный огненный шар.

16 июля 1999 года пучок ядер золота впервые начал циркулировать в одном из двух колец релятивистского коллайдера (ускорителя-столкновителя) тяжелых ионов RHIC (Relativistic Heavy-Ion Collider), который был создан по проекту "RHIC Environmental Assessment" (http://www.rhic.bnl.gov/html2/EA.html) и оснащен сверхпроводящими магнитами, работающими при температуре 4.6 К.

После испытания систем ускорения пучка установка RHIC подготовлена к экспериментам с целью получения максимальной плотности энергии в объеме, ограниченном размерами ядра. Физики надеются "расплавить" адроны и создать кварк-глюонную плазму путем фазового перехода нового рода. Однако, эта новость вызвала неоднозначную реакцию в мировом сообществе физиков. В печати и на страницах Интернета развернулась оживленная дискуссия o результатах опасного эксперимента.

18 июля 1999 г. появилась статья "Big Bang machine could destroy Earth", в которой Джонатан Лик (Jonathan Leake), научный редактор газеты "Санди-Таймс" (www.sunday-times.co.uk) выразил тревогу о возможности уничтожения планеты Земля искусственным "Большим Взрывом" при помощи коллайдера RHIC. Текст достаточно интересен, поэтому предлагаю перевод, приведенный ниже:

"Ускоритель ядер, разрабатываемый для воссоздания условий "Большого Взрыва" международным сообществом физиков с целью исследования условий возникновения Вселенной может стать причиной "возмущения мира" и вызвать разрушение нашей планеты. Одна из теорий наводит на мысль, что возможно появление черной дыры.

Сооружение установки RHIC завершено и получен первый пучок заряженных частиц в кольце ускорителя, но пока без попытки столкновения встречных пучков. Внутри этого коллайдера с атомов золота обдираются электроны, и затем они ускоряются в двух кольцах с периметром 2.4 мили. Ионы в двух кольцах движутся во встречном направлении, что увеличивает энергию столкновений. Когда они сталкиваются друг с другом в точке пересечения, то должна получиться суперплотная материя с температурой в десять тысяч раз выше, чем на Солнце.

Таких условий в настоящее время не существует даже в глубине звезд - они были лишь в момент создания Вселенной при "Большом Взрыве", который произошел между 12 и 15 млрд лет тому назад. При таких условиях ядра атомов "испарятся" и создадут плазму из частиц, которые называются кварками и глюонами и обладают размерами меньше ядра. Теоретики и экспериментаторы предсказывают, что такая плазма в процессе охлаждения может вызвать ливень рождения других различных частиц.

Среди частиц, появление которых предсказывается во время охлаждения, могут появиться странные кварки. Они детектировались на других ускорителях, но всегда оказывались присоединенными к другим частицам. Коллайдер RHIC является наиболее мощной установкой среди построенных, способной создать условия для появления уединенного странного кварка, что было характерно в первые моменты возникновения Вселенной".

На следующий день 19 июля 1999 г. на сайте БНЛ (www.bnl.gov) появился официальный отклик на статью Джонатана Лика, что показывало важность поднятой проблемы. Директор Брукхейвенской Национальной Лаборатории (БНЛ) Джон Марбургер (John Marburger) сообщал о создании комиссии по оценке опасности планируемых экспериментов: "Statement from BNL Director on Consequences of RHIC Operations" (htttp://www.pubaf.bnl.gov/pr//bnlpr071999.html).

Джон Марбургер поручил комитету физиков исследовать возможность катастрофического бедствия при реализации этого проекта. В его предупреждении к другим физикам отмечалось, что присутствует риск того, что эта установка, наиболее мощная из существующих в мире, может породить "незнакомцев", так называемые "strangelets" - новый тип материи из "странных кварков" ("Strange guarks"), субатомных частиц.

Профессор Боб Джаффе (Bob Jaffe), директор Центра теоретической физики в Массачусетском технологическом институте, входящий в этот комитет, сообщил, что он верит в то, что риск незначителен, но полностью не исключен. "Существует опасение, что чужеродная материя существует на субатомном уровне или поблизости. Риск достаточно мал, но возможность того, что случится нечто необыкновенное, не равна нулю".

Джон Нельсон (John Nelson), профессор ядерной физики из университета Бирмингам, возглавляющий английскую научную команду на RHIC, отметил, что шансы несчастного случая чрезвычайно малы, но необходимо их оценить. "Большой вопрос заключается в возможном исчезновении планеты в мгновение ока. Удивительно неправдоподобно, что может быть такой риск, но я не могу этого доказать", добавил он.

В июле журнал Scientific American поместил заметку В.Л.Вагнера (Walter L.Wagner): Black holes at Brookhaven? Scientific American: Letters to the Editors: July 1999 (http://www.sciam.com/1999/07999letters.html)

В тексте под названием "Черная дыра в Брукхейвене?" автор сообщает, что английский физик Стивен Хокинг (Stephen Hawking) в 70-е годы высказал соображения о том, что при Большом Взрыве могли появиться и миниатюрные черные дыры. Такие малые дыры могут быть созданы искусственно при ускорении заряженных частиц до сверхвысоких энергий. В.Л.Вагнер информирует: "Мои вычисления показывают, что коллайдер в Брукхейвене не обладает энергией, достаточной для создания миниатюрных черных дыр, однако, мои вычисления могут быть ошибочными."

Появление черных дыр и взрывы сверхновых звезд являются неразгаданной загадкой, которые требуют своего объяснения. Космос является природным полигоном, и совсем не обязательно экспериментировать у себя дома в земных условиях, чтобы находить ответы на космические загадки, а лучше выносить приборы поближе к звездам, в "полевые" условия.

Eсли теоретики не ошибаются в том, что рождению Вселенной предшествовал "Большой Взрыв", а экспериментаторы смогут его продемонстрировать, то об успешности такого моделирования судить придется не нам. Новый Свет создали выходцы из Старого Света, в основной массе - авантюристы, обладающие огнестрельным оружием. Возможности к разрушению за минувшие годы у человека только возросли, причем настолько, что стало возможным говорить о планетарном размахе деятельности цивилизации. Насколько оправдан риск в погоне за новым знанием?

В статье "Малый Большой Взрыв", опубликованной в журнале Scientific American в марте 1999 года, поднимался вопрос о безопасности экспериментов RHIC (Madhusree Mukerjee. A Little Big Bang. - Scientific American, March 1999, pp.60-65.). Данная статья послужила детонатором развернувшейся затем дискуссии, поскольку прозвучал вопрос: "Сможет ли оператор вмешаться в ход событий чтобы предотвратить катастрофу?"

Чернобыльская катастрофа случилась в результате неудачного эксперимента, проведенного неумело и с нарушениями правил безопасности. Энергетики решили проверить в целях экономии возможность использовать холостой выбег турбин. Ход эксперимента не заладился с самого начала, и блок АЭС долго простоял на половинной мощности, что привело к "отравлению" ксеноном реактора, который не хотел разгоняться. С помощью ручных лебедок поднимали аварийные стержни защиты, которые не полагалось извлекать. Диву даешься, когда читаешь описание той аварии. Энергетики отнеслись к реактору, как к печке, в которой не горят сырые поленья и следует плеснуть бензинчику, чтобы все занялось.

Проведение "опыта" с нарушением существующих инструкций по эксплуатации реактора привело в итоге к большой беде. Когда оператор нажал кнопку аварийного сброса стержней защиты, то было уже поздно - последовал взрыв, последствия которого будут сказываться еще долго.

30 сентября 1999 года на заводе по конверсии ядерного топлива Токайского комбината компании JCO в Японии произошла самопроизвольная цепная реакция, что привело к радиационному облучению персонала (What Happened at Tokaimura? Physics Today, December 1999, p.52; http://www.aip.org/pt/).

Авария с возникновением ядерной критичности произошла из-за того, что в бак отстойника был залит раствор, содержащий 16 кг обогащенного урана-235, вместо предписанных по инструкции 2,4 кг. Как сообщалось, вероятность аварийной ситуации оценивалась величиной очень малой: один к миллиону событий. Один патрон, из обоймы в миллион пустых гильз, оказался заряженным и выстрелил. И случилась эта трагедия на известном, уже исследованном поле ядерной физики.

Много сложнее складывается ситуация на переднем крае знаний. В книге Роберта Юнга "Ярче тысячи солнц" описан эпизод перед первым взрывом атомной бомбы на американском полигоне в штате Невада. Тогда многого еще не знали, и возникло опасение, что начавшаяся цепная реакция не остановится, поскольку запасов урана в окружающей среде планеты слишком много. И только в ночь перед испытаниями теоретики доложили, что такого эффекта не произойдет. Военные были решительно настроены на испытания первой в мире атомной бомбы и не собирались отменять испытания, даже несмотря на такую катастрофическую возможность.

В ноябре 1952 года США подорвали с помощью атомной бомбы сосуд с 50 тоннами жидкого дейтерия и трития, осуществив реакцию термоядерного синтеза. Взрыв на атолле в Тихом океане соответствовал мощности 500 первых атомных бомб, взорванных в 1945 году. Сверхмощное и неуправляемое выделение энергии инициировалось атомным взрывом, обеспечивающим сжатие компонент "водородной" бомбы до высокой плотности за малое время.

В дальнейшей гонке вооружений размеры ядерных зарядов уменьшались, а мощность их росла. В СМИ прошло сообщение о том, что в США изготовлена атомная бомба размером с перстень. Удивительным и неправдоподобным представлялась людям прошлого века сама возможность уничтожения большого города бомбой небольшого размера и веса, но опыт использования американцами атомных бомб в Японии испепелил жителей Хиросимы и Нагасаки, продемонстрировав возможности техники XX века.

Физика высоких энергий в тридцатые годы базировалась на исследовании поведения взаимодействия элементарных частиц, получаемых при помощи радиоактивных (маломощных) источников и на наблюдениях за космическими (природными) лучами. После окончания Второй мировой войны и создания ядерного оружия стал преобладать индустриальный подход, который заключался в том, что нечего ждать милостей от Природы, а следует "тайны с корнем вырвать у ядра".

Ускорители позволяют создать мощный пучок заряженных частиц с заданными свойствами, и в этом заключается их преимущество перед космическим лучами. Первые ускорительные установки были, как правило, засекреченными и использовались в военных целях для создания нового оружия. Затем ускорители стали использоваться для исследования структуры материи, но даже на этом этапе они в чем-то подражали, повторяли уже известное Природе.

Само название одного из первых ускорителей США "Космотрон" ("Cosmotron") говорит о том, что на нем получали элементарные частицы с энергиями, характерными для космических лучей. "Космотрон" был построен и заработал в июне 1952 в BNL (Брукхейвен). В январе 1953 года на этом ускорителе был достигнут уровень энергии протонов 3,3 ГэВ. "Космотрон" стал первым в мире работающим протонным синхротроном, в котором ускоренный пучок выводился для экспериментов, а также первой установкой для получения всех типов положительных и отрицательных мезонов, известных по космическим лучам.

Ускорители протонов и электронов используются для изучения внутренней структуры элементарных частиц и основных взаимодействий. В составе космических лучей встречаются элементарные частицы с энергией, которая на много порядков превышает уровень, достигнутый на современных ускорительно-накопительных установках.

Ускорители тяжелых ионов относятся к другому классу машин, поскольку они не предназначены для исследования структуры элементарных частиц. При взаимодействии таких сложных, составных образований получается картина взаимодействий, которую образно можно назвать "каша по каше". Столкновения двух ионов можно уподобить удару двух арбузов, при котором трудно рассмотреть, как взаимодействуют косточки. Но зато при ускорении тяжелых ионов до больших энергий можно достигнуть более высоких температур и плотности материи за счет большей массы сталкиваемых частиц. Поставлена задача выделить максимальное значение энергии в минимальном объеме, определяемом размерами ядра.

В декабрьском номере журнала Nature ( Vol.402. 9 December 1999, pp.596-597; www.nature.com) опубликована статья "К серьезному риску относитесь серьезно" "Taking serios risks seriously", посвященная проблемам, связанным с риском запуска RHIC. Шелдон Л.Глэшоу и Ричард Вилсон (Sheldon L.Glashow and Richard Wilson) отмечают, "что определение риска не является новой идеей: в прежние времена шахтеры использовали клетку с канарейкой для определения появления взрывоопасного метана. Но современные технологии представляют более широкий спектр катастроф, которые трудно предсказать в принципе.

Например, ядерные реакторы и химические заводы (такие как Юнион Карбайт в Бхопале, Индия) способны уничтожить или нанести вред здоровью многих тысяч человек. Старые способы для оценки риска таких производств не подходят. Ученые, создававшие атомную бомбу (the Manhattan Project), серьезно отнеслись к возможности уничтожения атмосферы Земли при ядерном взрыве. Опасения не подтвердились и история цивилизации продолжилась.

Но мы не знаем достаточной защиты от разработок генной инженерии, или от возможной Черной Смерти (the Black Death), которую могут создать физики. Беспокойство и серьезную тревогу вызывает новый ускоритель заряженных частиц, который может запустить необратимый процесс разрушения нашей планеты. Озабоченность возможностью запуска такого "триггера" заставила получить ответы на возникшие вопросы у ряда ученых США и Европы.

Далее авторы статьи в "Nature" ссылаются на препринты двух групп теоретиков: W.Buzna et al ( "Rewiew of Speculative "Disaster Scenario" at RHIC" www.rhic.bnl.gov) и A.Dar et al ("Will relativistic heavy-ion collider destroy our planet? CERN-TH/99-324, September 1999).

Как отмечeно во введении препринта CERN-TH/99-324 (hep-ph/9910471): "The negative strangelet would attract a positive nucleus and may eat it. ...The new strangelet may be negative again, and maintain an appetite for nuclei... pehaps, the whole planet is digested, leaving behind a strangelet with roughly the mass of the Earth and 100 m radius. The release of energy per nucleon should be of the order of several MeV and, if the process is a run-away one, the planet would end in a supernova-like catastrophe".

Тем не менее, используя различные аргументы на основе космических лучей, обе группы пришли к выводу о невозможности появления опасных "strangelets" на коллайдере RHIC. В качестве наглядного примера использована наша спутница Луна, которая не обладает защитной атмосферой и содержит на поверхности много среднетяжелых атомов, таких как железо. Представляя мишень, которая подвергается непосредственному влиянию космических лучей в которые входят ядра железа (или более тяжелых элементов), она не породила опасных "strangelets" за время существования более миллиарда лет.

Также рассмотрены случаи столкновения тяжелых ионов в космосе, которые фактически соответствуют будущим событиям на RHIC. "Strangelets", полученные в таких столкновениях приводили бы к появлению супер-ярких звезд, которых до настоящего времени не наблюдалось. Небольшое число появления суперновых звезд, всего несколько случаев в галактике за тысячелетие также свидетельствует о неправдоподобности процесса появления "strangelets" в космических столкновениях.

Обе эти группы, используя наихудшие предположения и известные экспериментальные данные признали вероятность несчастного случая на RHIC крайне незначительной: "Космические лучи в своих столкновениях показывают, что мы можем не беспокоиться о катастрофе, инициируемой "strangelets" на RHIC. Принимая во внимание разумные опасения, можно сделать вывод что эксперименты с тяжелыми ионами на RHIC не приведут к разрушению нашей планеты".

Однако, приведенные аргументы не снимают поставленные вопросы. Представляется некорректным сравнение эффектов при столкновении встречных релятивистских пучков тяжелых ядер золота со случаем влияния космического излучения на неподвижную мишень, в качестве которой рассматривается наша спутница Луна. Для получения эквивалентной энергии взаимодействия ионы золота из космического пространства должны лететь с кинетической энергией выше тысячи ТэВ (1 ПэВ = электронвольт).

Измерение спектра высокоэнергетических частиц в космическом излучении затруднено тем, что для обнаружения одной частицы на площади в квадратный километр земной поверхности с энергией эВ нужно ждать - 1 год, а при эВ придется запастись терпением на целое столетие! В настоящее время не существует надежных экспериментальных точек для верхней границы энергетического спектра, который строится исходя из аппроксимации данных на основе единичных событий, зарегистрированных на различных установках.

В декабрьском номере журнала "CERN courier" сообщается о планах размещения на борту создаваемой Международной Космической Станции аппаратуры для регистрации в космических лучах ядер с энергией 1 ПэВ ( эВ). Полет космического детектора ACCESS, который запланирован на 2006 год, должен дать ответ на вопросы о механизме ускорения заряженных частиц в галактике, позволяющем ядрам вещества достигать таких высоких энергий.

Относительно редкости космических катаклизмов можно заметить, что мы достаточно мало знаем о внешнем мире. Ранее возможности техники не позволяли глубоко и подробно исследовать макромир, но в последнее время открытия в космосе происходят все чаще. В сентябре 1999 г. журнал "Nature" (Vol.401, 9 September 1999, p.124) опубликовал статью Дж.Ковэна "Сверхновая звезда рождает черную дыру" (J.Cowan "Supernova birth for a black hole"), где сообщается о том, что "Новые наблюдения двойных рентгеновских систем доказывают, что черные дыры в системе формируются за время взрыва сверхновых."

В последние годы за счет вывода в космос новой аппаратуры (орбитальный телескоп им.Хаббла, рентгеновская обсерватория "Чандра", детекторы гамма-излучения и другие приборы) и создания новых обсерваторий на Земле происходит подлинная революция в астрономии, сопровождаемая открытиями качественно новых явлений, таких как космические гамма-всплески и вспыхивающие рентгеновские источники.

Возможно, что число нейтронных звезд во Вселенной примерно в 100 раз превышает число черных дыр, которые могут состоять из кварков и глюонов. Астрономы полагают, что космические гамма-всплески длительностью около 1 сек могут возникать при столкновении черной дыры с нейтронной звездой, либо с другой черной дырой. Длительные (10-100 сек), но менее мощные гамма-вспышки вероятно возникают при слиянии двух нейтронных звезд с генерацией магнитного поля. Краткие (менее 0,1 сек) гамма-вспышки могут порождаться при быстром испарении "первичных" черных дыр малой массы, состоящих из кварк-глюонной плазмы.

На суперкомпьютере BNL проведено моделирование взаимодействия двух черных мини-дыр. Можно предположить, что такое моделирование с последующей экспериментальной проверкой имеет целью создание супер-бомбы для космических войн. Если можно научиться создать новое состояние вещества, то выход на прикладное использование всегда можно придумать. Возможно, что в ходе экспериментов RHIC удастся проверить гипотезу о появлении миниатюрных черных дыр, не только при при Большом Взрыве, но и в лабораторных условиях.

После сдачи оборудования в эксплуатацию в октябре 1999 года и первого испытания систем ускорения пучка установка RHIC подготовлена к экспериментам с целью получения кварк-глюонной плазмы. В последние дни прошлого года (27 декабря 1999 г.) в новостях справочника международной информационной службы Интернет под названием "На границе тысячелетий" ("The Millennium Frontier") было сообщено об отсрочке экспериментов на установке RHIC (www.rhic.bnl.gov) в Брукхейвене (США) по моделированию зарождения Вселенной.

Установка RHIC была разработана чтобы освежить первые мгновения после Большого Взрыва, создавшего окружающий мир. Аманда Онион в статье "Сбой в машине "Большого Взрыва" на RHIC" (Amanda Onion "Delayed - Scientists Find Glitches In RHIC 'Big Bang' Machine" www.newpower.org/xnews/99/12/27/shtml) информирует:

"К сожалению, или к счастью, как говорят некоторые, первые столкновения ионов золота, запланированные на ноябрь не состоялись. Причиной тому стали незначительные смещения магнитов внутри кольцевого туннеля и небольшие утечки гелия из клапана рефрижератора (самого большого в мире). Задержка принесла некоторое успокоение тем, кто боится того, что на RHIC может быть получена новая форма материи из странных кварков, что в конечном счете уничтожит нашу планету. Даже известные физики не исключают вероятность такого сценария событий".

В апреле этот справочник ("The Millennium Frontier") поместил сообщение "RHIC End-Of-The-World Disaster Dismissed By Physicists Again" (by Matt Crenson) о том, что столкновения встречных пучков ионов золота намечено провести в мае. Точное время проведения первых экспериментов с целью получения кварк-глюонной плазмы будет зависеть от успешности захолаживания сверхпроводящих магнитов и последующего накопления пучка ионов золота в кольцах установки RHIC.

10 февраля состоялся специальный семинар в Европейском центре ядерных исследований, где были доложены интересные события, указывающие на существование кварк-глюонной плазмы (КГП), которые наблюдались на протонном суперсинхротроне SPS, расположенном в Женеве (Швейцария). Специалисты ЦЕРН завершили цикл исследований взаимодействия тяжелых ионов свинца и подвели итоги.

По результатам, полученным в ходе выполнения семи программ исследования взаимодействия тяжелых ионов свинца, был подготовлен пресс-релиз "Новое состояние вещества получено в ЦЕРН" (http://www.cern.ch/Press/Releases00/01-QuarkGluonMatter.en/html). Данное сообщение расценено как сенсация и вызвало повышенный интерес как среди физиков, так и в средствах массовой информации. Требуется осмыслить новые экспериментальные данные в преддверии запуска более мощного коллайдера RHIC, на котором будут получены встречные пучки ионов золота для исследования кварк-глюонной плазмы.

На итоговом семинаре по тяжелым ионам ЦЕРН физики сообщили, что "фокус исследований на тяжелых ионах сейчас перемещается на RHIC". Как считают исследователи, они получили в SPS "пузырек" КГП, который быстро схлопнулся, а на RHIC появится "пена" из таких пузырьков кварк-глюонной плазмы.

Интригa заключается в том, что освещение результатов экспериментов в Женеве вызвали недовольство американских физиков, которые поместили на сайте BNL сообщение "Statement on Tantalizing Hints of Quark Gluon Plasma Found at CERN" (http://www.pubaf.bnl.gov/pr/bnlpr020900.html). Эксперименты на выведенном пучке тяжелых ионов SPS проведены при таком уровне энергии, который был уже достигнут в BNL, где с 1993 года начались исследования взаимодействия ионов золота с мишенью на ускорителе-синхротроне с переменными градиентами AGS (accelerating-gradient synhchrotron).

В пучке ионов свинца, ускоренных на SPS, энергия ядер достигала 33 ТэВ, но поскольку пучок выводился на неподвижную мишень, то энергия в системе центра масс составляла всего 3,5 ТэВ, что на порядок ниже, чем предполагается получить на коллайдере RHIC. В комментарии оспаривается приоритет физиков Женевы в наблюдении нового состояния вещества и говорится о том, что появился только намек на КГП. "Непосредственное измерение сигнала о получении КГП станет возможным только при более высоких энергиях столкновения тяжелых ядер на коллайдере RHIC, а затем на коллайдере LHC".

В СМИ было широко озвучено мнение о том, что исследователи наблюдали в Женеве "суп" из кварков и глюонов, чуть-ли не Большой Взрыв произвели, а ничего страшного не случилось. Такое высказывание не соответствует реальной ситуации, поскольку в 1996 году проходило сообщение: "Big Bang Soup Served up at CERN ?" (http://www.eagle.co.uk/new/qgp.html), June 1996.

В апрельском номере журнала CERN Courier помещена статья "Тяжелое воссоздание первой секунды" ("Heavy implications for the first second". CERN Courier, Vol.40, N.3, 2000, pp.13-15), где представлены результаты программы исследований ЦЕРН, после 10 лет работы с пучками ядер высоких энергий.

В экспериментах ЦЕРН, начиная с 1986 г. ускорялись пучки ядер до максимально возможных энергий, а затем они направлялись на плотные мишени. Много лет осторожной и кропотливой работы потребовалось, чтобы понять, что происходило в первой микросекунде возникновения вселенной.

Цель состоял в том, чтобы используя энергию пучков ядер получить "островки" первичной кварк-глюонной плазмы, крошечные по сравнению с размерами больших ядер и изучить их поведение в условиях "Малых Взрывов". Теоретики предсказывали, что такой плазменный суп можно получить при температуре около 170 МэВ (порядка градусов, что в 100 000 раз больше температуры в центре Солнца) при концентрации энергии в районе 1 ГэВ на кубический фемтометр (1 ферми, фемтометр= м) и плотности в 7 раз выше, чем обычное ядерное вещество.

Результаты, доложенные в ЦЕРН по программе тяжелых ионов, вызвали бурную реакцию. Однако, они не закрывают проблему и эксперименты должны быть продолжены. Теоретик Морис Джекоб (Maurice Jacob) привел следующую аналогию: "Мы видели кипящую воду, но еще не знаем свойства пара и как идет процесс кипения".

Хотя программа по тяжелым ионам в ЦЕРН продолжается, фокус этих исследований перемещается в RHIC (Брукхэйвен, США), где в этом году начнутся эксперименты. По всей видимости, ЦЕРН решил отчитаться о средствах, потраченных на выполнение экспериментов по тяжелым ионам, а также передать "эстафетную палочку", более мощному сопернику RHIC, чьи возможности по моделированию Big Bang вызывают у многих опасения.

Удручает гонка физиков в желании произвести первыми Big Bang, добиться лидерства и приоритета в сомнительном удовольствии присутствовать при появлении нового мира, взамен прежнего. Золотые "пули" установки "Rick" могут принести больше опасности чем свинцовые "пули" HI (Heavy Ion) всех проведенных экспериментов ЦЕРН.

На создание коллайдера RHIC было израсходовано свыше 600 млн. американских долларов и эти деньги превращают исследователей в заложников сложившейся ситуации. Власть людей над деньгами распространяется настолько, насколько они способны оценить влияние денег на их поведение. На самом деле мы и не замечаем как деньги управляют нами и поддерживается только видимость, что люди управляют деньгами. Группа лиц предлагает "смелый" эксперимент, сенаторы пробивают выделение денег в Конгрессе, а далее ход запущенных кем-то часов трудно остановить.

Брукхейвенская национальная лаборатория (США) расположена вблизи города "Желтого Дьявола", как принято называть Нью-Йорк за его поклонение "золотому тельцу". Предложенный в BNL эксперимент с золотом по созданию условий, соответствующих зарождению нашей Вселенной при "Большом Взрыве", напоминает забаву под названием русская рулетка. В барабан револьвера вставляется единственный патрон и затем оружие пускается по кругу: не повезет - раздастся выстрел, а повезет, так можно продолжать жить.

Городок Brookhaven имеет название, составленное из двух слов brook(ручей) и haven(гавань, убежище), но в случае начала цепной реакции рождения "strangelets", он станет Brookheaven - ручьем в небеса (heaven) для всей планеты. В последний день апреля, чудесного месяца этого года, совпавшего с православной Пасхой, хочется верить в лучшее и надеяться на экранирование нежелательных "странников". Зачастую люди программируют себя на успех сомнительного дела, разрабатывая установки, пугающие своими возможностями.

В греческой мифологии существует много легенд и в одной из них говорится о Мидасе, царе Фригии, жившем до нашей эры. Бог Дионис наделил Мидаса способностью обращать в золото все, к чему бы он ни прикасался, даже пища и та превращалась в золото. Интересно знать, каким станет мир после столкновения ионов золота в кольцах RHIC.

Проголосуйте
за это произведение

267107  2006-02-28 17:30:36
Inry
- У меня предложение - запрещеть журналистам, пугающим обывателей непредсказуемыми последствиями, пользоваться плодами НТР. В Чернобыле был ещё один компонент: власть, звонок от начальства, требующий немедленно запустить АЭС.

Как правило, запрет на науку приводит лишь к одному результату - наука развивается уродливо, и военным направлениям (из-за которых и вводился запрет) это нисколечки не.

276930  2007-08-31 15:05:28
Леонид Мартынов http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%22%CB%E5%EE%ED%E8%E4+%CC%E0%F0%F2%FB%ED%EE%E2%22+&stype=image
- "Приятель, отдал молодость свою
Ты в дар редакционному безделью...
Я хохоча прочел твою статью...
...
Тебе ль касаться ведомственных тем!
Ведь наших дней трескуч кинематограф,
Ведь Гепеу наш

вдумчивый биограф

И тот не в силах уследить за всем..."

"Корреспондентом будущих изданий Он сделался" :-)

276931  2007-08-31 16:13:03
Correspondent-ША http://discovermagazine.com/

08.13.2007

The Biggest Thing in Physics :-)
Two teams of physicists compete to explain matterand win a Nobel Prize.

by Gabrielle Walker

To find out more about the Large Hadron Collider check out our companion web exclusive article Beyond the Higgs.

http://www.gabriellewalker.com/: Mountains (Where?):

"Мы всё еще

развиваемся?"
;-)

277034  2007-09-10 16:01:00
Леонид Мартынов http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%22%CB%E5%EE%ED%E8%E4+%CC%E0%F0%F2%FB%ED%EE%E2%22
- Обращаюсь к уважаемым модераторам этого и других форумов:
Семь раз отмерьте, прежде чем вырезать чьё-либо виртуальное "выступление":

здравый цензор! Беспокойны мы.
Подвержены навязчивым идеям.
Но нам доступно посмотреть с кормы
На берегА , которыми владеем. "

277039  2007-09-10 18:34:07
ВАЛЕРИК http://feb-web.ru/feb/lermenc/Lre-abc/Lre/lre-0784.htm
- " Я к вам пишу случайно, право,
Не знаю как и для чего.
Я потерял уж это право.
И что скажу вам? ничего!
...
И знать вам также нету нужды,
Где я? что я? в какой глуши?
Душою мы" НЕ СЛИШКОМ "чужды",
СТАТЕЙКИ ВАШИ ХОРОШИ.
"Страницы прошлого читая,
Их по порядку разбирая
Теперь остынувшим умом,
Разуверяюсь я во всем."

ВАШ "РУЧЕЁК" СТРЕМИТСЯ В НЕБО,
А НА КАВКАЗЕ ДАЖЕ НЕ БЫЛ:
BROOK HEAVEN - РАЗВЕ ВЫСОТА?

BROOKHAVEN - ГАВАНЬ, НО НЕ ТА.
                                         Иль НОНЕ ТА? : (В Нашарашкиной шарашке.) ;-)

277040  2007-09-10 18:34:32
Онего http://www.strannikclub.ru/files/images/23922_32949.jpg
- Тебя я слышу, <ВАЛЕРИ'К>,
То Михаил, а не Вале'рик.
А ты, я вижу, антиклерик -
Сие не грех. Вот плагиат...
Но всё равно - тебе я рад: :-)

- "Я к вам пишу случайно, право,
                   Не знаю как и для чего."

- Письмо Татьяны это.
                          Браво! :-)
Ну что здесь скажешь? - "Ничего": ;-)
  "Я к вам пишу чего же боле?
   Что я могу еще сказать?"...
Скажи: как Саша? - тоже болен?
А мне придется отвечать... :-(

"Когда бы жизнь" озерным "кругом
Я ограничить захотел"...
Иль мне б всю жизнь ходить за плугом
Случайный жребий повелел -
Я б доли не стерпел такой -
Давно пора мне на покой.

Vale, RHIC !

277062  2007-09-12 15:15:46
корреспондент http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%22%D0%F3%EB%E5%F2%EA%E0+%CC%E5%ED%E4%E5%EB%E5%E5%E2%E0%22
- Да-а-а... берега-бережки... :-)

"Морской бой в море Транса"

[Статья в бумажном журнале "Компьютерра" 15 мая 2001 года, ╧ 18 (395), c.28-31.]:

Электронный выпуск журнала: http://offline.computerra.ru/2001/395/

Путешествие на край таблицы Менделеева
Автор: Вадим Иванченко,    E-mail: ivan@computerra.ru
(Интервью с руководителем ЛЯР им. Г.Н. Флерова ОИЯИ (г.Дубна)
Юрием Цолаковичем Оганесяном.)
Опубликовано в журнале "Компьютерра" ╧18 от 14 мая 2001 года

Читайте в архиве журнала тему этого номера:    Война миров,

следующие сводки из ╧ 19:
"На Западном фронте без перемен"

Часть дальнейшей истории развития этого "микроконфликта" можно найти здесь
и там.

Ждите у "моря Нестабильности" погоды:    (-:
читайте статьи из свежего выпуска "Компьютерры".

277066  2007-09-12 16:40:05
Омар http://www.rusrar.ru/malut/kn6.jpg
- О, если бы покой был на земле!

О, если бы покой найти в земле!

Нет! - оживешь

весеннею травою

И будешь вновь растоптан на земле.

277067  2007-09-12 16:43:31
Баранкин http://images.yandex.ru/yandpage?&p=10&text=%22%C1%E0%F0%E0%ED%EA%E8%ED%2C%20%E1%F3%E4%FC%20%F7%E5%EB%EE%E2%E5%EA%EE%EC%22&rpt=simage
- Ну что ты, дядя омар,
зачем повторяться?! :-)

Повторяй за мной:
"Вот я, вот я
Превращаюсь в воробья!"

А позже мы еще в футбол с тобой побегаем по травке:
"Эх, травушка-муравушка зелененькая!"

277100  2007-09-14 17:36:25
палиндромистик
- Правильно, Баранкин! Вытаскивай старика Омара на зеленой травке поиграть!

Только уважаемый Хайям не спортсмен, а поэт и математик - ему, наверное, интереснее играть словами, буквами и значками на бумажном листе, а не мячик по полю гонять! Поиграйте, например, в палиндромы и анаграммы. Баранкин пусть читает строчки по-европейски "вперёд": --> (слева направо), а дедушка Омар "пятится назад" по-арабски: <-- (справа налево).

Некоторые филологи утверждают, что палиндром - основа стиха. Посмотрите, прислушайтесь, как подпевает этой мысли травушка-муравушка:

--> МУРАВА - А. ВАРУМ : <--

" Музыки так стало мало Она стихла, почти пропала И оставила нам начало В стихах, в стихах... "

277181  2007-09-20 15:13:09
Изречение http://feb-web.ru/feb/pushkin/texts/push10/v02/d02-174-.htm
- "И слышится в шепоте мха и хвоща:
  - Как скучно! Ничто не однажды,
  Всё дважды иль многажды."

--> ( Б. Ахмадулина - а Нилу да мха б! ) <--     :-)

277182  2007-09-20 15:32:17
школьник http://www.pereplet.ru/text/kovalev23dec05.html
-   Славная троица ! :   Омар, Баран-
кин и речушка на травке воздвига-
ют воз.Пока они играют в бирюль-
ки, мне не до игр и басен-песен:

у нас стряслась беда - сочиненье снова,
Лев Толстой в мои года не писал такого":

"ПРОРОКИ И ПОЭТЫ"

Игорь Иванович Гарин в ярком афористическом стиле накатал аж семь томов на эту тему.

У меня же готов лишь эпиграф:
           &nb

sp         "Если гора не идет к Магомету - то Магомет идет к горе."

И вопросы (для начала тройка):

1) К кому обращался "пророк Есенин Сергей" в "Инонии" (1918 г.)? :
"Говорю вам - вы все погибнете,
Всех задушит вас веры мох."

2) Какому господу-богу по

эт
грозил просвещением? :
" Я иным тебя, господи, сделаю,
Чтобы зрел мой словесный луг!"

3) Почему Сергей яростно спорит с Сергием ? :
"Проклинаю тебя я Радонеж,
Твои пятки и все следы!"

277192  2007-09-21 17:54:48
сК http://www.synbord.narod.ru/
- Школьнику:

краткая информация для сочинения на тему "Пророки и поэты" (или "Поэты и пророки" :-) ) - ниже:

"Если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе"

1913
"В то время я гостила на земле"

2000 ?
"Скоро рассвет, выхода нет"

1966 ( 1918 )
"Бьют свинцовые ливни,
Нам пророчат беду"
Сура 113
"Скажи: "Я ищу убежище у господа рассвета." "

Мы Ле зем Зем ле Выколоть бельма пустынь ... 1913

... 1826        1930 ?   "Я знаю силу слов"    <Неоконченное> :-)

"Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он:
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он,
И их наполнил шум и звон :"

УТ-РЕ --> МИ-ФА-РЕ-СИ - СЕРАФИМ <--

"Тьмы низких истин" ВАМ "дороже"
ВАС "возвышающий обман "?:

"До-ре-ми-фа-соль-ля-си - КОШКА села на такси" :-)

Вперёд! --> ИСКАТЬ , ТАКСИ <-- Назад!

1911

"Но песня - песнью все пребудет,
В толпе всё кто-нибудь поёт":

до-ре-ми-фа-соль-ля- Си-до-ре-ми-фа-соль

"Вот голову его на блюде
Царю плясунья подает":

Сидоре мифа соль:

1937
"А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер !"
( И задора побольше!  :-)   )
1981
"Согласно информации, слово - Бог"
1918
"Так говорит по Библии
Пророк Есенин Сергей."
Сура 114
"Скажи: "Я ищу убежище у господа людей." "
1973
"Пророков нет в отечестве своем,
Но и в других отечествах - негусто."
1985 ?
" Марина , ДО !"

278602  2007-12-20 16:34:52
маяк http://www.radiomayak.ru/
- "Но Блоку Христос являться не стал"

278629  2007-12-21 19:32:20
школьник http://az.lib.ru/b/blok_a_a/text_0020.shtml
- Спасибо маячку за правильное направление
к финалу темы "Пророки и поэты" ("Поэты и пророки"):
Блоковская "Дюжина" (не "месяцев" ).

Разыграем его в форме Virtuality Show:

"В белом венчике из роз -
Впереди - Исус Христос." -
Блок (с его-то чувством рифмы!) явно подшучивает над читателями
по давнему примеру своего поэтического божества - Пушкина, который подсовывал читателю розы
вместо серебрящихся на морозе бяроз или хотя бы берёз.

Очевидно, правильная и рифма, и картинка - другая:
"В белом венчике из роз
Впереди наш Дед Мороз." :-)
(Идет январь 1918 года.)

Перед наступлением "Новой Эры" ("электрификации всей страны" :-)
спешу поздравить всех

>>ТОК>>--- ЕЛЬ,ЦИ НА!----->>----------------------"Ёлочка, зажгись!" :-)
!!

Сам приехал на "Форде" -
Где твои олени?
Раньше ты висел везде -
Я узнал: ты Ленин!" :-)

Разделим Сталина на Ленина.
(Тем более, что сегодня у Иосифа В. день рождения.) - Вот так дедушки!

Желаю удачи во всех временах и эрах!

282827  2008-07-23 16:48:55
Леонид Мартынов http://www.litera.ru/stixiya/authors/martynov/koroche-koroche-koroche.html
- "Короче,
Короче, короче!
И даже пророкам, пророча,
Не следует очень тянуть.
Выкладывай, что приберег!"

282828  2008-07-23 17:08:43
Капитан Мнемо http://www.lyricsworld.ru/lyrics/Vladimir-Vyisockiy/O-fatalnyih-datah-i-cifrah-11550.html
- Живым "Дорого яичко к Христову дню",
усопшим - дорога строчка к дню успения?

Приберег, схоронил Семеныча:
"Так что живых не очень торопите!"

(Высоцкий - Влади - Мир! :-)
- "Укоротить поэта - вывод ясен"

282843  2008-07-25 13:13:30
Ice Берг http://www.hrono.info/biograf/berg_ai.html
- Тройной аксель:
Аксель Берг,

айсберг,

ГольденБЕРГ:
"... по знакам Зодиака
Еще не время сроки назначать."

Полякова МАРИНА ВЛАДИмирОВНА - тЕЛЕЦ.

Высоцкий ВЛАДИмир СеМЕНоВИЧ - вОДОЛЕЙ.

Пара? (Игра слов):
"Дайте ходу пароходу" :-) - "ТитанИК"

"Ну, - за кибернетику!" :-)

282999  2008-08-06 18:55:52
Лео
-

Кто придумал такое название для бывшего ГАИ?
Случайно?

//Е\\о
. ГИБДД_вижения (бездороРОЖЬе) / \ Mос
______________-------------------------- - - - - - - К
_____________________________ - - - - - В
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~- - - - - - А :-)
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ (болото)

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Коттеджи, земля, участки, дачи на Недвижимость@Mail.Ru. Продажа и аренда.

Ипотека. Лучшие предложения. http://r.mail.ru/cln4298/realty.mail.ru/country/

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Леонид Mартынов:

Наш путь в тайгу. И этот дальний путь
Не верстами столетьями я мерю.
Вооруженный, чувствую я жуть
И чувствую огромную потерю.

Давно исчезли за горбом земли
Завоевания столетий многих.
Лишь крестики часовенок убогих
Торчат кой-где, чтоб мы их не нашли.

Селенье. Крик младенцев и овец,
От смрада в избах прокисает пища.
Будь проклят тот сентиментальный лжец,
Что воспевал крестьянское жилище
!
Я думаю о нем как о враге,
Я в клочья разодрал бы эту книгу.
Я человек и никакой тайге
Вовек не сделать из меня шишигу.

_____
1925

283009  2008-08-08 16:11:43
Мира http://astrogalaxy1.narod.ru/const014.html

Звоночек

o Ceti я,
Осетия!
(О SETI я,
О CETI я)

283936  2008-09-22 18:52:36
Звезда Мира http://images.google.ru/images?um=1&complete=1&hl=ru&lr=&newwindow=1&q=%D0%97%D0%B2%D0%B5%D0%B7%D0%B4%D0%B0+%D0%9C%D0%B8%D1%80%D0%B0
- Угадайте с трех раз,
на кого написана эта эпиграмма:

ОИ-Дуб-на-фракТал-дом-Ква-Я-И

По морю несется струг
В Джорджию - не турок?
А от рук отбился струк -
Хаос - не струк-турок.

[За лучший ответ победителю будет пошит "фрак народа" для получения Нобелевки.]

285123  2008-12-18 12:34:18
Иван Горелик http://darkenergy.narod.ru/ru.html
- Раннее я предполагал, что вероятность глобальной катастрофы менее одной миллионной. Сейчас я знаю, что эта вероятность значительно выше, и по моим оценкам исчисляется десятками процентов. Коллайдер запускать нельзя.

С начала сентября месяца я опубликовал сотни статей на наших и англоязычных форумах (подписано Иван Горелик, или Dark Energy) с целью убедить физиков в необходимости запрета на столкновения выше одного ТэВ. Однако опыт показал, что переубедить их почти невозможно.

Остается надежда на общественные организации, средства массовой информации. Медлить нельзя. Ситуация крайне серьезная.

Если мы не остановим коллайдер, то после его запуска, запланированного весну-лето следующего года, Солнечная система может быть превращена в кольцевую систему типа SN 1987A.

285129  2008-12-19 03:41:55
Ия
- Уважаемый, вы объясните на понятном языке суть явления. Любой физический закон и явление можно объяснить, используя понятную всем терминологию. От этого и проблема будет понятнее. Насколько я знаю ускорителей на земле несколько, например, ускоритель элементарных частиц в Калифорнии. Виден из Космоса.

285130  2008-12-19 12:48:01
Иван Горелик http://darkenergy.narod.ru/ru.html
- К чему может привести запуск БАКа?

Основной целью проведения эксперимента на БАКе является желание физиков посмотреть на состояние вещества при сверхвысоких энергиях, и якобы доказать теорию Большого Взрыва. Они надеются обнаружить массо-образующий бозон Хиггса. Несколько лет назад этой частице дали новое имя ╚частица Бога╩. Но в физике известно, что большинство частиц имеют соответствующие античастицы. В сентябре месяце этого года я пришел к выводу, что при высоких энергиях столкновений можно создать частицу, поглощающую обычное вещество. С учетом сказанного выше, и с учетом свойств этой частицы, её можно назвать "магнитный капкан Дьявола". Образно говоря, частица Бога придает массу веществу, из которого состоим мы и все наше окружение, а магнитный капкан Дьявола превращает обычное вещество в энергию магнитного поля: mc^2 --- > LI^2. Если это так, то имеем ли мы право касаться частицы Бога? Не попадем ли мы при этом в капкан Дьявола. Если процесс пойдет, то остановить его уже будет невозможно.

Как это будет выглядеть?

В зависимости от скорости захвата обычного вещества магнитным капканом, процесс может происходить быстро, или медленно. Если это произойдет быстро, то мы исчезнем, ничего не поняв. Если это будет длиться месяцы или годы, то мы, прежде чем умереть, испытаем все муки Ада. Монотонный рост атмосферного давления, рост температуры, землетрясения, нарастающие болевые ощущения в ушах и по всему телу, голод, безумие, каннибализм... Живые будут завидовать мертвым. И лишь через несколько лет (десятков лет) наша Солнечная система превратится в систему колец, подобную останкам звезды, взрыв которой мы начали наблюдать с конца февраля 1987 года.

Если эксперимент на БАКе не будет запрещен, то вероятность глобальной катастрофы, с моей точки зрения, исчисляется десятками процентов. Физики ЦЕРНа полностью отрицают такую возможность, или отводят на её вероятность менее одной миллионной. Если они скажут правду, то все направление физики высоких энергий будет немедленно закрыто, а это означает потерю высокооплачиваемой работы.

Вот лесенка энергий столкновений с коэффициентом 1 000 000.

n eV - тротиловая бомба, химические превращения. n MeV - ядерная бомба, ядерные превращения. n TeV - гипер-бомба, превращение одного вида материи в другой, к примеру, вещества в магнитное поле.

По моим расчетам спусковой крючек лежит в диапазоне 1-7 TeV, а эта энергия достижима на коллайдере LHC.

http://darkenergy.narod.ru/ru.html Моя страница. http://forum.rossija.info/viewtopic.php?t=187&postdays=0&postorder=asc&start=0 Парадокс Ферми. http://www.youtube.com/watch?v=BXzugu39pKM Видео ╚Черная дыра поглощает Землю╩. http://www.youtube.com/watch?v=l59mw61ZOYw Видео http://www.dubinushka.ru/forums/index.php?showtopic=15208 Форум по физике в МГУ. http://bolshoyforum.org/forum/index.php?topic=20282.new#new Большой форум http://www.lhcdefense.com/index.php Сайт Вагнера. http://www.proza.ru/texts/2008/05/23/67.html Алексей Турчин перевёл на русский язык работу Эдриана Кента "A critical look at risk assessments for global catastrophes"

288767  2009-07-01 12:35:42
Leonid
- "А нечто вроде микроскопического Солнца уже получилось в эксперименте, который состоялся 4 года назад на гораздо менее мощной "машине" - релятивистском ускорителе тяжёлых ионов в США (Relativistic Heavy Ion Collider). По крайней мере, есть такие подозрения по поводу загадочной субстанции, которая неожиданно образовалась при столкновении встречных пучков ядер золота. Вспыхнул "шарик" с температурой в 300 раз выше, чем на Солнце. Он поглощал частицы. И сам разогревался. Горатиу Нэстес, который участвовал в эксперименте, полагает: субстанция была или экзотической черной дырой, возможно, двойной, или крохотной шаровой молнией. Объект благополучно исчез. По крайней мере, ускоритель остался цел."

Aport Ranker