Проголосуйте за это произведение |
Сомнения и
споры
23 декабря 2005 года
В прошлом веке искусство пытались призвать на службу обществу или власти
("Лев Толстой как зеркало русской революции";
"Из всех искусств для нас важнейшим является кино." - В.И.Ленин).
Эта традиция переносится и в ХХI век.
Сериал о жизни и смерти Сергея Есенина насквозь идеологичен.
Понятно, откуда ноги растут, кто заказывает музыку.
Фразы: "Есенин - русский
Есенин не был "божьей дудкой", он был Мастером:
В газете "ПРОТВ-информ" .45 от 17 ноября 2005 г. Дмитрий Емельянов отметил, что мастерская поэта в фильме совсем не показана, если не "муки творчества", то хотя бы труд. (Надо признать, что несколько раз герой Безрукова требует себе времени одиночества для работы и кричит, что стихи - адский, напряженный труд.)
В быту он мог быть отчаянным хулиганом; о драке Есенина с Пастернаком -
вот источник, заслуживающий большего доверия, воспоминания (или тоже
"творчество"?)
Королевич совсем по-деревенски одной рукой держал интеллигентного мулата
за грудки, а другой пытался дать ему в ухо, в то время как мулат - по
ходячему выражению тех лет, похожий одновременно и на араба, и на его
лошадь, - в развевающемся пиджаке с оторванными пуговицами
с интеллигентной неумелостью ловчился ткнуть королевича кулаком в скулу,
что ему никак не удавалось.
Что между ними произошло?
Так я до сих пор и не знаю. В своих воспоминаниях мулат, кажется,
упомянул о своих отношениях с королевичем и сказал, что эти отношения
были крайне неровными: то они дружески сближались, то вдруг ненавидели
друг друга, доходя до драки. ...Не знаю, как мулат, но королевич всегда
ненавидел мулата и никогда с ним не сближался, по крайней мере при мне.
А я дружил и с тем и с другим, хотя с королевичем встречался гораздо
чаще, почти ежедневно. Королевич всегда брезгливо улыбался при упоминании
имени мулата, не признавал его поэзии и говорил мне:
- Ну подумай, какой он, к черту, поэт?
Не понимаю, что ты в нем находишь?
Я отмалчивался, потому что весь был во власти поэзии мулата, а объяснить
ее магическую силу не умел; да если бы и умел, то королевич все равно бы
ее не принял: слишком они были разные."
Не секрет, что королевич - это Есенин, а мулат - Пастернак.
Есенин-лирик в фильме представлен, и декламирует Безруков хорошо. (По сохранившейся записи "Монолога Хлопуши" голос Есенина грубее и манернее.) Но психологический портрет поэта статичен, лишен развития; авторы оставляют зрелому человеку психологию ребенка, не желая замечать, как поразительно расширилось пространство художника по сравнению с годами юности:
Социальные стихи Есенина современной "четвертой власти" не нужны; там, где образы сюжетных стихотворений превращены в кинокартинку - всё перевернуто с ног на голову!
А ведь он мог быть левее самых левых
(левые - р-революционеры-разрушители,
правые - консерваторы, охранители традиций),
не в стихосложении, где придерживался традиционных форм, а в социальных
взглядах:
Послушаем некоторых из этих юношей-девушек.
Оставим на время в покое кривое зеркало телевидения и обратимся
к "чистой поэзии", прямому зеркалу палиндрома (палиндром - фраза,
одинаково прочитывающаяся как в привычном направлении - слева направо,
так и наоборот - справа налево:
--> "ПАЛИНДРОМ - И НИ МОРД, НИ ЛАП!" <--
Название происходит от греческого palindromeo - бегу назад.)
Доктор философских наук К.А.Кедров в отзыве на книгу Елены Кацюбы
["Новый палиндромический словарь современного русского языка". -
ЛИА Р.Элинина, Москва, 2002] пишет, что "палиндром есть не что иное, как
образ бесконечности смысла в замкнутом звуковом объеме"; по словам
Андрея Вознесенского, словарь Елены Кацюбы - "это самый оригинальный
поэтический труд, ставший итогом двух поэтических столетий".
В другой статье, помещенной в этой "выдающейся" книге известный
поэт-постмодернист Алексей Парщиков задает интересный вопрос:
"Может быть, палиндром в России действительно означает обратный ход
времени после падения коммунизма, о чем говорит Вознесенский,
интерпретируя хлебниковского Разина?"
И сам отвечает: "Не знаю, я
Хочется ответить Парщикову шутливой поговоркой советских москвичей:
"Ты что, с Урала, что ли?!" :-)
--> С Урала ала Русь <--
--> С Урала "а ля рюс" <--
(Это, правда, "нечистые" палиндромы.)
Зато ниже "чистый" палиндромический портрет эфирного Есенина - не более серьезный, но и не менее смешной, чем безруковский:
Очами мачо,
Ушами машу,
Ртом смотр:
Он с УКВ - вкусно?
Носа сон:
Радио Радово: Вода! - Рой! Дар!
Во Дар! - Ой, дар - радио Радово!
Надоело: олео дан,
Leo дан. (Надоел!)
Об обратном ходе времени расскажут физики:
теория ОВФ - обращения волнового фронта - Б.Я.Зельдович,
практика ОВФ - В.В.Рагульский
(
а лучше - фантасты. (Ни слова о музыке!)
Как к фантастике (не совсем научной) можно было бы относиться и к творению Безруковых: сказка вроде "Гарри Поттера" и "Мефодия Буслаева" - да живые люди обижаются.
Странный резонанс фамилия авторов фильма "Есенин. История убийства" имеет
с выражением "наложить на себя руки" - убить себя;
в этом смысле наложить на себя руки можно и без рук.
Здесь мы слышим лишь эхо, донесшееся из прошлого, если вспомнить строчку
из написанного кровью последнего стихотворения Сергея Есенина:
"без руки" - без прощального рукопожатия;
"без слова" - например, "пока!"
Давно обыграла это словосочетание Марина Цветаева, изобразившая
"посмертный" (ну да,
Вернемся к Сергею. Версия самоубийства поэта, разработаная исследователями жизни и творчества Есенина в советское время, кажется мне более обоснованной. Фильм "Есенин. История убийства" - крючок для современной молодой аудитории, привыкшей с детства играть в "сыщиков и воров", проект (модное слово), заранее рассчитанный на финансовый успех и учебный эффект типа: "Давайте-ка, ребятки, разгадывать загадки". Разгадывайте. Вот художественные воспоминания очевидца тех лет Валентина Катаева:
Что мы могли поделать? Это был рок. Проклятие.
Королевич был любимцем правительства. Его лечили. Делали всё возможное.
Отправляли неоднократно в санатории. Его берегли, как национальную
ценность. Но он отовсюду вырывался."
(Ibid., с.84)
Почему бы не поверить очевидцу, ведь есть у Сергея Есенина строчки:
Не вышло одному:
чуть не взвод
расправу учинил."
(Маяковский)
Поэт-лингвист, большой любитель словесных игр (
Или: есть кому оживлять.
Как говорится, за глупость и похвалим:
Давно ведь уже
могилами
спать кудроголовым волхвам",
как высказался Владимир Маяковский задолго до Сергея Безрукова.
Историки, из всех искусств для вас важнейшим является VR
(virtual reality - виртуальная реальность).
Все-таки, молодые демиурги, создатели новых историй, аккуратнее
обращайтесь с прошлыми историями: даже грозный строитель нового огромного
"тоталитарного" государства Сталин, уже после смерти поэта взявшийся
сотоварищи
В заключение анекдот ("Аргументы и факты" .45(1306), ноябрь 2005 г.):
сК
Проголосуйте за это произведение |
|
|
|
|
|
267115 "" 2006-03-02 14:42:38 [80.252.142.5] Чебурашка Горький http://www.litera.ru/stixiya/authors/samojlov/ya-zarastayu-pamyatyu.html - Елене на 266980: Какая связь между Есениным и палиндромом? - Прямая: --> Есенин - Нине се <-- [Се человек!] Дело не в том, кто кого хочет пнуть левой ногой, ударить левым крылом или правым крыльцом. Мягкому Чебурашке безопасно падать в любую сторону, сколько ни гадай по книге, как Вознесенский: "Прыгнуть бы с "Песней о соколе" с крыши, проломив крыльцо!.. Но за горло держит цоколь, цокольцокольцокольцо. Ваза истории разбилась, но палиндромический черепок остался: --> "Летел, - скажут, - сокол... oх - холокост - ужак слетел." <-- Или, кому больше нравится окончание: ... уж AXE летел (бОль шее). Можно амфору из осколков склеить, но реставрация вещей и истории не предполагает Реставрации жизни людей. Зачем скакать по граблям? "Детство" "В виртах" "Мои университеты"
|
"Истлеют падью листопада" Ил зажигать - напрасный труд. Им глубины достигнуть надо - Там газом будто оживут В огне бессмертного парада. Так легковесно из глубин Прорвавшись факелом иль взрывом Здесь комсомолка, хунвэйбин Родятся с пламенным порывом Лететь, бороться и искать, Найти, держать и не сдаваться, Хоть созидать, хоть разрушать, Но "воевать" - не сомневаться. "Ночь, улица, фонарь, аптека." - Блок. Вознесенский, ипотека. "И дольше века длится день." - Блок? Пастернак, Высоцкий, лень. "А есть другие люди" ИФВЭ - Институт Фантастически Веселых Экспериментов. "Попали в переплет?" :-)
|
Зря Вы думаете, что палиндром пригоден лишь для того, чтобы "пнуть в обе стороны" кого- нибудь. Если бы Вы внимательно прочитали статью, то могли бы заметить, что палиндром - частный случай "зеркалирования", отражения, причем "обращение волнового фронта" в физическом пространстве-времени более сложная задача, чем фокусы в линейном письменном пространстве русского или какого-либо другого языка. В математике этот эффект известен как "парадокс Ришара". "Играть сло |