TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Проголосуйте
за это произведение


Русский переплет

Сомнения и споры
23 декабря 2005 года


Сергей Ковалев


НЕПРОСТО УБИТЬ ПОЭТА (В ЗЕРКАЛЕ КИНО)

"С кем вы, деятели культуры?"

В прошлом веке искусство пытались призвать на службу обществу или власти ("Лев Толстой как зеркало русской революции"; "Из всех искусств для нас важнейшим является кино." - В.И.Ленин). Эта традиция переносится и в ХХI век.

Сериал о жизни и смерти Сергея Есенина насквозь идеологичен. Понятно, откуда ноги растут, кто заказывает музыку. Фразы: "Есенин - русский национальный поэт", "не советский поэт", "божья дудка" говорят о многом. Сила денежного мешка направлена на восстановление замшелой идеологии, романтизацию старой России в противовес молодому советскому государству с ужастиками ГПУ, ЧК и прочая. Жаль талантливых актеров, вынужденных работать по заказу - уж лучше бы играли в "Куклы", как раньше. (Смешно думать, что причина многочисленных неточностей и несоответствий в том, что "мы, творцы, видим ТАК" - это НЕ творцы хотят заставить ТАК видеть многочисленную аудиторию зрителей, пользуясь современными технологиями СМИ).

Есенин не был "божьей дудкой", он был Мастером:

"Отделано четко и строго,
По чувству - цыганская грусть."

В газете "ПРОТВ-информ" .45 от 17 ноября 2005 г. Дмитрий Емельянов отметил, что мастерская поэта в фильме совсем не показана, если не "муки творчества", то хотя бы труд. (Надо признать, что несколько раз герой Безрукова требует себе времени одиночества для работы и кричит, что стихи - адский, напряженный труд.)

В быту он мог быть отчаянным хулиганом; о драке Есенина с Пастернаком - вот источник, заслуживающий большего доверия, воспоминания (или тоже "творчество"?) очевидца (Валентин Катаев. "Алмазный мой венец". - Журнал "Новый мир", .6, 1978, с.75):

"И вот я уже стою в тесной редакционной комнате "Красной нови" в Кривоколенном переулке и смотрю на стычку королевича и мулата. Королевич во хмелю, мулат трезв и взбешен... Испуганная секретарша, спасая свои бумаги и прижимая их к груди, не знала, куда ей бежать: прямо на улицу или укрыться в крошечной каморке кабинета редактора Воронского, который сидел, согнувшись над своим шведским бюро, черный, маленький, носатый, в очках, сам похожий на ворону, и делал вид, что ничего не замечает, хотя "выясняли отношения" два лучших поэта страны.
Королевич совсем по-деревенски одной рукой держал интеллигентного мулата за грудки, а другой пытался дать ему в ухо, в то время как мулат - по ходячему выражению тех лет, похожий одновременно и на араба, и на его лошадь, - в развевающемся пиджаке с оторванными пуговицами с интеллигентной неумелостью ловчился ткнуть королевича кулаком в скулу, что ему никак не удавалось.
Что между ними произошло?
Так я до сих пор и не знаю. В своих воспоминаниях мулат, кажется, упомянул о своих отношениях с королевичем и сказал, что эти отношения были крайне неровными: то они дружески сближались, то вдруг ненавидели друг друга, доходя до драки. ...Не знаю, как мулат, но королевич всегда ненавидел мулата и никогда с ним не сближался, по крайней мере при мне. А я дружил и с тем и с другим, хотя с королевичем встречался гораздо чаще, почти ежедневно. Королевич всегда брезгливо улыбался при упоминании имени мулата, не признавал его поэзии и говорил мне:
- Ну подумай, какой он, к черту, поэт?
Не понимаю, что ты в нем находишь?
Я отмалчивался, потому что весь был во власти поэзии мулата, а объяснить ее магическую силу не умел; да если бы и умел, то королевич все равно бы ее не принял: слишком они были разные."

Не секрет, что королевич - это Есенин, а мулат - Пастернак.

Есенин-лирик в фильме представлен, и декламирует Безруков хорошо. (По сохранившейся записи "Монолога Хлопуши" голос Есенина грубее и манернее.) Но психологический портрет поэта статичен, лишен развития; авторы оставляют зрелому человеку психологию ребенка, не желая замечать, как поразительно расширилось пространство художника по сравнению с годами юности:

"Тогда не знал я
Черных дел России.
Не знал, зачем
И почему война.
Рязанские поля,
Где мужики косили,
Где сеяли свой хлеб,
Была моя страна."

Социальные стихи Есенина современной "четвертой власти" не нужны; там, где образы сюжетных стихотворений превращены в кинокартинку - всё перевернуто с ног на голову!

А ведь он мог быть левее самых левых
(левые - р-революционеры-разрушители,
правые - консерваторы, охранители традиций),
не в стихосложении, где придерживался традиционных форм, а в социальных взглядах:

"Но эта пакость -
хладная планета!"
Или
"Монархия! Зловещий смрад!
Веками шли пиры за пиром,
И продал власть аристократ
Промышленникам и банкирам."
Или
"Шуми и вей!
Крути свирепей, непогода,
Смывай с несчастного народа
Позор острогов и церквей."
И далее, глядя на веселую, довольную молодежь:
"Вот так страна!
Какого ж я рожна
Орал в стихах, что я с народом дружен?
Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен."
Но
"Другие юноши поют другие песни.
Они, пожалуй, будут интересней -
Уж не село, а вся земля им мать."

Послушаем некоторых из этих юношей-девушек.
Оставим на время в покое кривое зеркало телевидения и обратимся к "чистой поэзии", прямому зеркалу палиндрома (палиндром - фраза, одинаково прочитывающаяся как в привычном направлении - слева направо, так и наоборот - справа налево:
--> "ПАЛИНДРОМ - И НИ МОРД, НИ ЛАП!" <--
Название происходит от греческого palindromeo - бегу назад.)

Доктор философских наук К.А.Кедров в отзыве на книгу Елены Кацюбы ["Новый палиндромический словарь современного русского языка". - ЛИА Р.Элинина, Москва, 2002] пишет, что "палиндром есть не что иное, как образ бесконечности смысла в замкнутом звуковом объеме"; по словам Андрея Вознесенского, словарь Елены Кацюбы - "это самый оригинальный поэтический труд, ставший итогом двух поэтических столетий".
В другой статье, помещенной в этой "выдающейся" книге известный поэт-постмодернист Алексей Парщиков задает интересный вопрос:
"Может быть, палиндром в России действительно означает обратный ход времени после падения коммунизма, о чем говорит Вознесенский, интерпретируя хлебниковского Разина?"
И сам отвечает: "Не знаю, я просто далек от этого переживания. ...Он [палиндром - сК] односмысловик, если в чистом виде. Но не в смыслах дело, а в самом существовании этих лингвистических соединений."

Хочется ответить Парщикову шутливой поговоркой советских москвичей:
"Ты что, с Урала, что ли?!" :-)

--> С Урала ала Русь <--
--> С Урала "а ля рюс" <--

(Это, правда, "нечистые" палиндромы.)

Зато ниже "чистый" палиндромический портрет эфирного Есенина - не более серьезный, но и не менее смешной, чем безруковский:

Есенин в эфире

Очами мачо,
Ушами машу,
Ртом смотр:
Он с УКВ - вкусно?
Носа сон:
Радио Радово: Вода! - Рой! Дар!
Во Дар! - Ой, дар - радио Радово!
Надоело: олео дан,
Leo дан. (Надоел!)
"Уберите бороду!"

Об обратном ходе времени расскажут физики:
теория ОВФ - обращения волнового фронта - Б.Я.Зельдович,
практика ОВФ - В.В.Рагульский
("Волшебное зеркало", в журнале "Юный техник, 1983, .8, c.10-16),
а лучше - фантасты. (Ни слова о музыке!)

Как к фантастике (не совсем научной) можно было бы относиться и к творению Безруковых: сказка вроде "Гарри Поттера" и "Мефодия Буслаева" - да живые люди обижаются.

"Не надо выдумывать - жизнь фантастична!"
(Александр Кушнер)
Не всё так просто.

Странный резонанс фамилия авторов фильма "Есенин. История убийства" имеет с выражением "наложить на себя руки" - убить себя;
в этом смысле наложить на себя руки можно и без рук.
Здесь мы слышим лишь эхо, донесшееся из прошлого, если вспомнить строчку из написанного кровью последнего стихотворения Сергея Есенина:

"До свиданья, друг мой, без руки, без слова";

"без руки" - без прощального рукопожатия;
"без слова" - например, "пока!"

Давно обыграла это словосочетание Марина Цветаева, изобразившая "посмертный" (ну да, "и звезда с звездою говорит" (Лермонтов)) диалог Сергея Есенина и Владимира Маяковского:

"...Негоже, Сережа.
- Негоже, Володя!
...
...хоть рук-то и нету -
Под царство и это подложим гранату!"
А сама-то?
--> У губ алеющих хищю Елабугу <--
И нашла...
Негоже, Марина!
Впору вспомнить американский боевик "Eraser" ("Стиратель биографии").

Вернемся к Сергею. Версия самоубийства поэта, разработаная исследователями жизни и творчества Есенина в советское время, кажется мне более обоснованной. Фильм "Есенин. История убийства" - крючок для современной молодой аудитории, привыкшей с детства играть в "сыщиков и воров", проект (модное слово), заранее рассчитанный на финансовый успех и учебный эффект типа: "Давайте-ка, ребятки, разгадывать загадки". Разгадывайте. Вот художественные воспоминания очевидца тех лет Валентина Катаева:

"Мы поняли, что королевича уже ничто не спасет: он погибнет от белой горячки или однажды, сам не сознавая, что он делает, повесится, о чем он часто говорил во хмелю.
Что мы могли поделать? Это был рок. Проклятие.
Королевич был любимцем правительства. Его лечили. Делали всё возможное. Отправляли неоднократно в санатории. Его берегли, как национальную ценность. Но он отовсюду вырывался."
(Ibid., с.84)

Почему бы не поверить очевидцу, ведь есть у Сергея Есенина строчки:

"А я пойду один к неведомым пределам,
Душой бунтующей навеки присмирев."

Не вышло одному:
"Над собою
чуть не взвод
расправу учинил."

(Маяковский)

Поэт-лингвист, большой любитель словесных игр ("Casino <<Россия>>" и другие книги последних лет прошлого века), однажды написал:

"Раз поэтов не убивают - значит, некого убивать."
Печально выразился мэтр.
Обратное же более оптимистично:
Раз Есенина оживляют - значит есть кого оживлять.

Или: есть кому оживлять. Как говорится, за глупость и похвалим:
"Он не силой силен, да напуском смел."
Давно ведь уже
"никто не мешал
могилами
спать кудроголовым волхвам",

как высказался Владимир Маяковский задолго до Сергея Безрукова.

Историки, из всех искусств для вас важнейшим является VR (virtual reality - виртуальная реальность).
Все-таки, молодые демиурги, создатели новых историй, аккуратнее обращайтесь с прошлыми историями: даже грозный строитель нового огромного "тоталитарного" государства Сталин, уже после смерти поэта взявшийся сотоварищи "страну заковывать в бетон", побаивался разрушительной мощи есенинского стиха.

В заключение анекдот ("Аргументы и факты" .45(1306), ноябрь 2005 г.):
"3045 год н.э. В результате археологических раскопок Москвы выяснилось, что Карл Маркс и Фридрих Энгельс не были женаты, а Слава Кпсс вообще не был человеком." :-)

сК



Проголосуйте
за это произведение

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
266538  2005-12-25 19:05:46
Игорь Крылов
- Стоит ли вообще об этом сериале говорить. Любое произведение, а фильм есть художественное произведение, требуется судить по законам жанра. Если фильм заведомо снят о значимом событии или о значительном человеке, все это уже делает его обсуждаемым. Но при этом, никто не запрещает судить его по художественным законам. О Есенине же написано много, кроме того, что есть и произведения самого поэта. Не знаю как другие, но больше одной- двух серий вынести невозможно. ЭТО НЕ КИНО. Эта пошлятина (другого слова не подобрать) вообще не заслуживает внимания и разговора о ней. Для сравнения предлагаю посмотреть ╚Дневник его жены╩ Учителя фильм о Бунине в эмиграции. Там тоже не так много сцен, где Бунин трудится, и тоже есть бытовые и семейные конфликты, но все это в рамках художественного. Это, если брать ╚авторские╩ фильмы или сериалы, то есть вольные режиссерские фантазии на заданную тему. Но другое дело, если имеется хорошая литературная основа, как роман ╚Мастер и Маргарита╩. Тут свои сложности не опошлить гениальное произведение. Бортко, похоже, это удается. При просмотре не проходит ощущение, что он увидел роман твоими глазами.

266546  2005-12-25 20:09:06
Поэт http://skill21.narod.ru/page3.htm
- С наступающим Новым годом!

266549  2005-12-26 11:43:30
Ия
- Фильм о С.А.Есенине можно и не обсуждать, с ним и так все ясно! А вот от "Мастера и Маргариты" ожидала значительно большего, хотя бы что будет не хуже "Собачьего сердца". С отсутствием авторского текста фильм потерял "связующую" нить. Исчез легкий юмор Булгакова. Коровьеву, Бегемоту и Азазело тоже юмора не достает...Это мое мнение.Я и на Таганку лет 20 не ходила смотреть "Мастер и Маргарита", но разочарование было еще большее, чем от этого фильма.

266980  2006-02-13 20:36:40
Елена http://slovart.narod.ru
- А какое отношение имеет Есенин к палиндрому? Или у автора просто нога чесалась кого-нибудь пнуть? А с палиндромом удобнее - получается сразу в две стороны.

266981  2006-02-13 21:07:10
-

267445  2006-03-27 16:41:51
Сергеич
- Копирую старый ответ Елене для присоединения к хвосту статьи о Есенине.

267115 "" 2006-03-02 14:42:38
[80.252.142.5] Чебурашка Горький
http://www.litera.ru/stixiya/authors/samojlov/ya-zarastayu-pamyatyu.html
- Елене на 266980:
Какая связь между Есениным и палиндромом? - Прямая:


--> Есенин - Нине се <-- [Се человек!]


Дело не в том, кто кого хочет пнуть левой ногой, ударить
левым крылом или правым крыльцом. Мягкому Чебурашке безопасно падать в любую сторону, сколько ни гадай по книге, как Вознесенский:


"Прыгнуть бы с "Песней о соколе"
с крыши, проломив крыльцо!..
Но за горло держит цоколь,
цокольцокольцокольцо.



Ваза истории разбилась, но палиндромический черепок остался:


--> "Летел, - скажут, - сокол... oх - холокост - ужак слетел." <--


Или, кому больше нравится окончание: ... уж AXE летел (бОль шее).


Можно амфору из осколков склеить, но реставрация вещей и истории не предполагает Реставрации жизни людей. Зачем скакать по граблям?


"Детство"


"В виртах"


"Мои университеты"


269086  2006-10-04 16:48:29
Сергей http://skoroded.narod.ru/Buhtin.jpg
- "РУСЬ УХОДЯЩАЯ"
"Истлеют падью листопада"


Ил зажигать - напрасный труд.
Им глубины достигнуть надо -
Там газом будто оживут
В огне бессмертного парада.


Так легковесно из глубин
Прорвавшись факелом иль взрывом
Здесь комсомолка, хунвэйбин
Родятся с пламенным порывом
Лететь, бороться и искать,
Найти, держать и не сдаваться,
Хоть созидать, хоть разрушать,
Но "воевать" - не сомневаться.


"Ночь, улица, фонарь, аптека." -
Блок. Вознесенский, ипотека.
"И дольше века длится день." -
Блок? Пастернак, Высоцкий, лень.


"А есть другие люди"





ИФВЭ -

Институт Фантастически Веселых Экспериментов.

"Попали в переплет?" :-)

269187  2006-10-13 16:54:48
Палиндромистер http://www.yandex.ru/yandsearch?stype=www&nl=0&text=%22%D6%E8+%ED%E5+%E6+%EB%EE%F1%E8%F5%E5+%F2%EE%EF%2C+%FF%EB%2C+%E4%FB%EC%EE%EA%2C+%D1%C8%22
- Елене в ответ на сообщение ╧ 266980 :



Зря Вы думаете, что палиндром пригоден лишь для того, чтобы "пнуть в обе стороны" кого- нибудь.
Если бы Вы внимательно прочитали статью, то могли бы заметить, что палиндром - частный случай "зеркалирования", отражения, причем "обращение волнового фронта" в физическом пространстве-времени более сложная задача, чем фокусы в линейном письменном пространстве русского или какого-либо другого языка. В математике этот эффект известен как "парадокс Ришара".



"Играть сло