TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Ещё многих дураков радует бравое слово: революция!

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Книга Писем Владимира Хлумова  Слово Владимира Березина  На оттоманке с Шиншиным  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ОБОЗРЕНИЕ

ОБОЗРЕНИЕ
Алексея Шорохова


01.07.2002
15:13

Григорий Распутин и Достоевский: неуслышанное пророчество или Первая жертва ╚чёрного пиара╩ в Русской истории ( по страницам ╚Воспоминаний╩ товарища обер-прокурора Св. Синода, князя Н. Д. Жевахова)

    I. Летом 2000 года на Поместном архиерейском соборе Русской Православной Церкви произошло событие давно чаемое, более чем жданное, но до сих пор, к сожалению, в . . .

27.05.2002
17:08

Литературные вивисекции или что творится на шести сотках современной критики?

    1. ⌠Напылили кругом, накопытили √ и пропали┘■

    Неужели что-то сдвинулось? Ей-ей, ведь совсем еще недавно разливанное море нашей литературной критики являло собою нечто среднее между затопленным Ленском и прорванной канализацией, и в нем очень сложно было отличить тургеневские вешние воды от сорокинских экскрементов. Во всяком случае, человеку непосвященному.

    И вот это, с позволения сказать, совсем неоднородное литературное половодье (определение, разумеется, чисто количественное) начинает не то что бы входить в берега, но уж совершенно точно как-то оформляться.

    Разумеется, то, что не тонет, оно как плавало себе, так и плавает, как говорится, большому┘ну, кораблю, что ли √ большое и плаванье. Отраднее другое, на наших глазах происходит действительное (а не виртуальное) преодоление ⌠разрухи в головах■, причем, надо заметить, в наиболее ⌠пассионарных■ головах, а это благое предвестие.

    Нет, я отнюдь не утверждаю того, что окололитературные медиумы из ⌠НГ-экслибриса■ и прочие мелкооптовые дилеры новейшей словесности вот-вот прозреют и побегут в синагогу на Большой Бронной, разыскивать покаянный псалом царя Давида (я вообще не уверен, что его оставили в канонических текстах иудаизма). Здесь-то все понятно: ⌠кто заплачивает музыку, тот ее и танцевает■.

    Но тот факт, что дым от прямого попадания натовской ⌠информационной бомбы■ в русское литературное пространство 90-х рассеивается, на мой взгляд, очевиден. И думаю √ не только для меня. Желающие могут переименовать ⌠натовскую информационную бомбу■ в мину свободы, заложенную под фундамент тоталитарного режима √ суть от этого не изменится.

    Роль литературы, ее влияние на общество, видимо, до такой степени снизились, что на нее махнули рукой даже спецслужбы. И если в политике они все еще охотно ⌠пудрят■ мозги ⌠электорату■, клонируя одну за другой ⌠ложные цели■ в виде новых партий и ⌠всенародных■ политических самозванцев, то в мутной литературной водичке воду-то мутить оказалось уже и некому √ всех гэбешных бесов пушкинский Балда в один мешок посгреб, да в большой город унес. На заработки, стало быть, подался, говорят, теперь главным пиар-технологом при президенте служит.

    Но дело не в нем, а в том, что муть-то осела √ ⌠и стало видно далеко кругом■, даже Вий либерализма закряхтел, засопел: ⌠Поднимите мне веки■. Да больно уж отягощены неподъемные иудиным серебром √ ну, да об этом я уже говорил.

    Вот и получается, что пока в политике нам ⌠впаривают■ невменяемо левых ⌠радикалов-рыночников■ по цене правых (с соответствующим товарным знаком), то в литературе, кажется, более-менее все начинает определяться. Причем непримиримые совсем еще недавно друзья-враги все отчетливее сливаются в некий центристский аморф, а вот края, соответственно, расходятся все дальше и дальше.

    Картина мира складывается отчасти даже апокалиптическая: из тех, кто хотел бы стать одесную Господа (т. е. справа) на страшном суде Русской истории и тех, кого все стремительнее уносит налево.

    А вот ⌠теплохладные■, они же центристы, эти боятся и того и другого полюса, но страшно им поверить и в творящийся уже страшный суд Русской истории √ они ⌠за жизнь■ и плодотворное маханье ⌠обоих крыльев■ русской словесности: правого и левого. Им невдомек, что летящая таким образом птица весьма напоминает попугая с лимонкой в┘ посередине. Результатом такого фантасмагорического полета может быть только оглушительный взрыв и сыплющиеся с неба перья. Причем, на этот раз никто не закричит, как у Бродского: ⌠Зима, зима■. Потому что перья-то √ разноцветные┘

    2. ⌠Хоть с чертом?..■

    О центристах и поговорим. С ⌠Литературкой■ (и тем общественным и писательским слоем, рупором которого она является), по моему, все ясно √ люди это, по большей части, умеренные, тихие, интеллигентные. Увидели разверзшуюся перед современной литературой после пятнадцатилетнего некрофильского марафона бездну и отшатнулись. Вполне нормальная человеческая реакция. Впору подумать об экстренной связи с машинистом либо поискать глазами стоп-кран.

    Другое дело, определенная ⌠лево-правая■ часть литературного спектра (давно и убежденно манифестирующая патриотизм), выразителями которой являются газеты ⌠День литературы■ и ⌠Завтра■. Вот уж от кого меньше всего можно было ожидать ⌠старческой болезни центризма■ в патриотизме (прошу прощения за сей исторически нерусский русский язык)! Хотя тоже √ как сказать┘

    То, что с ними (в большей степени с бондаренковским ⌠Днем литературы■) творится что-то неладное, можно было заметить достачно давно. По временам это напоминало картинку времен Германской войны - разагитированный большевиками русский солдат, выбравшись из окопа, лезет брататься с немцами, его, разумеется, встречают пулеметным огнем. Он опять в окоп, дождется, когда стрельба смолкнет, и опять лезет. Во всем этом было (и есть) что-то то ли беззаветно простодушное, то ли провокаторское.

    Печальнее всего, что и остальные ассоциации, которые при этом возникают, связанны с тем же периодом нашей истории (революционной смутой). Что, например, вам напоминает знаменитый прохановско-бондаренковский объединительный пафос (⌠против Ельцина■), когда на страницах ⌠Завтра■ (а потом и ⌠Дня литературы■) стали появляться сатанисты Пауки (из ⌠Коррозии металла■), эстетические отморозки Лимоновы и антимасонствующие масоны Дугины? Лично мне это напоминает знаменитый кадетский лозунг белых: ⌠Хоть с чертом, только против большевиков!■.

    Причем, уж что-что, а ⌠черт■ в обоих случаях налицо. О ⌠братаниях■ А. Праханова и В. Бондаренко говорилось только что. У ⌠белых■ же (если кто не знает) - это теснейшая связь с масонством (и Католическая, и Православная церкви, кстати, признали в нем одну из разновидностей сатанизма), начиная с масонского курьера Антанты при Колчаке - Зиновия Пешкова (а также других видных масонских деятелей в составе различных правительств ⌠белых■) и кончая знаменитыми словами из ⌠Поручика Голицына■ о том, что ⌠в комнатах наших сидят комиссары, и девочек наших ведут в кабинет■, как основной идеей ⌠белого движения■ (то есть идеей возврата ⌠кабинетов■ и ⌠девочек■). Святой Русью, здесь, простите, и не пахнет.

    Впрочем, можно вопрос перевести и в другую плоскость √ в одном из последних номеров ⌠Москвы■ Лидия Сычева называет Владимира Бондаренко ⌠неутомимым мичуринцем, пытающимся скрестить березу с кактусом■. Замечено воистину с женской, витальной проницательностью! Ну, чем еще, как не болезненным пристрастием к подобного рода вивисекциям можно объяснить навязчивый поиск ⌠общего■ у кого-либо из русских писателей с Владимиром Сорокиным и иже с ним! ⌠Что общего у света с тьмой?■

    И это тот самый последний ⌠пунктик■, в котором непременно вылазит наружу ⌠духовный центризм■. Так вышло и на этот раз. В своей ⌠дополненной и исправленной (по сравнению с появившейся до того в ⌠Литературке■) статье ⌠Либеральный лохотрон■, опубликованной в ⌠Завтра■, Владимир Бондаренко ⌠ничтоже сумняшеся■ берется поучать Капитолину Кокшеневу (вкупе и В. Крупина с некими иными ⌠новыми пуританами■), истинному соотношению литературы и Православия. Пожалуй, самое смешное, что предшествует сему передовица Проханова о Великом посте, сравнимая разве что с размышлениями (буде такие появятся) ⌠нетрадиционала■ Лимонова о Таинстве брака (надо полагать, однополого).

    Для того, чтобы говорить о таком соотношении, Владимир Григорьевич, нужно сначала пройти большой внутренний путь, естественным итогом которого станет соблюдение постов (не только многодневных, но и каждую среду и пятницу), участие в богослужениях (как минимум √ каждое воскресенье), каждодневное молитвенное правило, причащение Святых Крови и Тела Христовых, короче √ все то, что называется жизнью православного человека. Для Пушкина, Гоголя, Достоевского, Лескова, Константина Леонтьева, Тютчева, Розанова и других великих русских писателей и мыслителей это не было в диковинку, ибо (даже если потом и случались отпадения и метания) это был их мир с детства. Людям же и целым поколениям, детство и юность которых прошли под красными знаменами, с ⌠иконами■ Ленина и ⌠молитвами■ Павлика Морозова, браться за эту тему нужно с крайней осторожностью. А уж учительствовать┘

    С полной ответственностью могу Вам сказать, уважаемый Владимир Григорьевич, что после чтения не только экскрементальной прозы Сорокина, но и ⌠торчащих сосков■ и прочих ядрено-постельных сцен упивающегося плотью Проханова нужно исповедоваться духовнику (раз уж говорите, что он у Вас есть), тем более, Великим постом. Причем, замечу в скобках, что после чтения не меньше (но по иному) любившего плоть мира и уж, конечно, не сопоставимого с Прохановым Бунина, исповедоваться вряд ли понадобится. И думаю, понятно почему.

    И печальнее всего, что это общая болезнь многих наших писателей-патриотов. В этом смысле они ничем не отличаются от президентствующих и правительствующих ⌠подсвечников■, высящихся посредине храма со свечою в правой руке, так и не понимая, что рука-то эта должна быть свободна для крестного знамения (со стороны выглядит очень смешно - кстати, при таком внимательном взгляде и мифы о ⌠православии■ нынешних правителей моментально рассеиваются).

    И это, повторяю, касается множества писателей-патриотов, без всякой тени сомнения приватизировавших ныне православную фразеологию, но не прошедших внутреннего пути веры. В отличие от них, Владимир Крупин, думается, путь этот действительно прошел, отсюда и неприятие его позиции ⌠фразеологами■.

    Что же касается Капитолины Кокшеневой, отповедь которой и вознамерился дать Бондаренко, то, на мой взгляд, она и есть та ⌠солдат Джейн русской словесности■, которая практически одна в современной критике, в отличие от голливудской героини, удерживает стратегически-важное направление нашей литературы, а именно - ее исторически правое (то есть без всяких там лениных-троцких), консервативное крыло. И происходит это, пользуясь и дальше военной терминологией, в то время пока одни мужики братаются с неприятелем на передовой, другие же пьют горькую в тылу, предавшись унынию.

    Хотя в целом-то оно, правое крыло, слава Богу, отнюдь не пустует: здесь и упоминавшийся уже Владимир Крупин, и Сергей Куняев, и Леонид Бородин (и возглавляемый им журнал), и Николай Коняев, и Юрий Самарин, да и много еще замечательных современных русских писателей┘

    Впрочем, еще один момент нужно обговорить прежде, чем закончить этот разговор. В своей статье В. Бондаренко (в связи с кощунственным стихотворением Юрия Кузнецова про Россию - ⌠бабу дуру по задницу■), как бы санкционирует подобные (и худшие) ⌠поэтические вольности■, ссылаясь при этом на авторитет Есенина, Васильева и т. д. Но, во-первых, кощунственные строки и образы у названных поэтов, я надеюсь, не являются для сердца критика самым дорогим в их творчестве (иначе это явная сорокинско-ерофеевская патология); во-вторых же, не мешало бы тогда уж и освежить в памяти строки Клюева, обращенные к Есенину (в период кощунственного буйства последнего): ⌠От оклеветанных голгоф, Твой путь к иудиной осине┘■ Вспомнить и содрогнуться, но уж в никоей мере не поощрять еще чьё бы-то не было движение по этому пути. И в третьих, заканчивая разговор ⌠о соотношении литературы и веры■, нужно ясно оговорить, что поэт, писатель, критик (как и любой другой человек) может сколько угодно заблуждаться, ошибаться √ в своей жизни, в душе, в мыслях. Это дело его и его духовника (как верно заметил Бондаренко). Но как только он выходит с публичной проповедью, а писательство таковой и является, то его заблуждения и ошибки в вопросах веры классифицируются Церковью как ересь и в качестве таковой подлежат публичному осуждению. Это в равной степени относится и к кощунству. Именно поэтому Пушкин в конце жизни желал уничтожить все остававшиеся на руках списки ⌠Гаврилиады■, а Блок (если верить литературным апокрифам) √ ⌠Двеннадцати■. Дай Бог, чтоб и замечательный русский поэт Юрий Кузнецов, из которого совершенно напрасно пытаются сделать ⌠священную корову■ патриотизма, нашел в себе со временем мужество отказаться от собственных рифмованных ересей (я имею в виду ⌠Детство и юность Христа■). Хотя они и разошлись уже по сотням, а то и тысячам рук┘

    Так или иначе, но нельзя не признать очевидной пользы статьи Владимира Бондаренко √ благодаря ей правое еще четче обозначилось как правое, а то, что правым (имеются в виду православно-патриотические ценности) только казалось, совершенно наглядно откочевало в благонамеренный и в общем-то совершенно политкорректный центр. А это, согласитесь, ясности прибавило.

    3. На эНГе■ - ⌠и шапка горит┘■

    Однако, немало времени и места уделив новому центризму, нельзя ни сказать и еще об одном, на этот раз транслитературном, факте я имею в виду злоключенияосиротевшегобыло НГ- exlibris'а■.

    В свое время еще Лесков с Гончаровым во всеуслышанье сказали об уголовных корнях политического и эстетического нигилизма в России. Что, собственно, и подтвердилось всем последующим ходом событий (в том числе и революционных). Это же, в не меньшей степени, обнажается и в наши дни в реалиях Россииновой■ √ либерально-криминальной.

    Ну кто бы, скажите на милость, хоть капельку сомневался, что в свое время все эти информационные лавчонки, окололитературные лабазы и прочие постоялые дворы новорусской словесности, открытые на недавних распутьях нашей жизни пронырливыми внуками былых шинкарей, затрещат при первых же проверках? Причем, если некогда закрытие обыкновенного-то шинка сопровождалось неимоверной возней и местечково-либеральными причитаниями, то уж в случае с их более поздними общечеловеческими■, мультимедийными модификациями и подавно. Примеры НТВ и ТВ-6, что называется, и на виду и на слуху.

    Недавно к ликугонимых чуть было не добавился и НГ- exlibris■ с уголовной одиссеей их главного редактора. И нет, чтобы эдак так непринужденно, в их же манере, и сказать, мол, ну не везет опять коробку из-под ксерокса не тем и не туда засунули! Так ведь куда тамиз разливанной вольницы 90-х, как в дурном сне, в мгновение ока вся оручая кучка выпала в проклятый совок, даже стилистически и понеслось: ⌠в Генеральную прокуратурувесь наш Бердичев и все прогрессивное человечествосвободу нашему товарищу и мирному землепашцу, и т. д.

    Что тут скажешь? Злорадствовать негоже, но и сочувствовать, увы, нечему! Говорил же один наш популярный киношный персонаж: Тебя посадят, а ты не воруй!■. Тоже, кстати, мирный землепашец был, правда, в отличие от нынешних неисправимый романтик.

     

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
244647  2002-05-27 18:24:05
-

244652  2002-05-27 19:40:46
Крупнов Юрий http://www.p-rossii.ru/pred.shtml
- Автору

Уважаемый Алексей Алексеевич!

А Вам не кажется, что после всего Вами уже опубликованного в одном только РП эта Ваша заметка является откровенно злой и даже злобной, оттого и, честно, малосодержательной?

Причем, трёх человек по мимоходом, между делом, "фейсом об тейбл": 1) Лимонов, который в тюрьме сидит, кстати 2) И. Зотов из "НГ", неглупый критик и явно высокого уровня человек, явно "не враг" и, - главное, 3) Юрия Кузнецова - лучшего поэта нашего времени, с моей точки зрения.

Вы, по-моему, тут на несколько минут впали в странное состояние "мирского священника". Как иначе понимать Ваше "анафема-анафема" и ни к селу ни к городу употребленное слово "ересь" (советую, заглядывайте в самый простой толковый словарь перед тем как употреблять незнакомые слова): "Дай Бог, чтоб и замечательный русский поэт Юрий Кузнецов, из которого совершенно напрасно пытаются сделать священную корову патриотизма, нашел в себе со временем мужество отказаться от собственных рифмованных ересей (я имею в виду Детство и юность Христа). Хотя они и разошлись уже по сотням, а то и тысячам рук".

Милый, уважаемый Обозреватель - хотя бы намекните в чём она эта "ересь"?..

Но главное - совершенно непонятно, в чём Ваш позитив, что именно предлагаете Вы. То есть какова Ваша практическая позиция, позволяющая Вам делать суждения и осуждения?

Заканчиваю, ибо чувствую, что получил такой заряд отрицания под сусально-высокопарными лозунгами, что сам уже начинаю впадать в злобность.

Извините.

Но прошу учесть мои замечания и прошу также поверить, что они вызваны только моим большим уважением к Вам и искренней симпатией к Вашим предыдущим публикациям в РП.

244659  2002-05-27 22:08:48
Дворцов
- Уважаемый Юрий Крупнов, а попадалась ли Вам работа Татьяны Михайловны Глушковой "Через несколько лет. ("Русский узел" в стихах наших дней)"? Она есть в её книге "Традиция - совесть поэзии" изд. "Современник",87 г. Там о творчестве Юрия Кузнецова высказаны замечания, пройти мимо которых отмахнувшись очень трудно.

244661  2002-05-27 22:55:18
Крупнов Юрий http://www.p-rossii.ru/pred.shtml
- Дворцову В.

Уважаемый Василий Дворцов!

Я достаточно много прочитал стихов Ю. Кузнецова. Меня со стихами познакомил Вадим Валерьянович Кожинов, подарив (точнее,всучив буквально, огромное ему спасибо за такой "тоталитаризм") сборник Ю. Кузнецова.

Поэма "Путь Христа" - считаю, очень сильная и с необычно найденным и новым в русской поэзии ритмотемпом. Все упрёки в "ереси" и т.п. считаю инфантильными и не по адресу. Он поэт - не служитель Церкви.

Кстати, отмахиваться не в моей привычке, стараюсь по существу.

244663  2002-05-27 23:05:00
Крупнов Юрий http://www.p-rossii.ru/pred.shtml
-

Дворцову В. (24390)

Уважаемый Василий!

Извините - забыл поблагодарить за важную ссылку, постараюсь достать и прочитать.

Спасибо!

244666  2002-05-27 23:26:30
Юрию Крутову
- Лимонов, который в тюрьме сидит, это не Поль Сартр или Альбер Камю. Они увлекались левацкими идеями,но не создавали подпольных политических организаций. Много рассуждали о природе насилия, но не призывали к нему. Почитайте или перечитайте "Бесов", он один из героев этого романа.

244684  2002-05-28 02:12:16
Дедушка Кот www.prigodich.8m.com
- Блок незадолго до смерти попросил жену "Сжечь все социалистические книжонки" из своей библиотеки. Эту фразу Блока, зафиксированную Андреем Белым, цензура некогда выбросила из публикации (но там осталось много интереснейших материалов)- (см., если кто соблаговолит: Андрей Белый. Дневниковые записи <о болезни, смерти и похоронах Блока>. Предисловие и публикация С.С.Гречишкина и А.В.Лаврова // Литературное наследство.Александр Блок. Новые материалы и исследования.Книга третья. М., 1982. С.788-830). О списках "Двенадцати" речи не было (мне неизвестно).

О статье. Написано несколько неряшливо и нервозно. Перефразировав всем известную "бритву Оккама", скажу: не следует умножать зло во зле.

245023  2002-05-31 01:35:47
Вл,Резниченко
- Статью Шорохова с интересом прочел, автор, несомненно, способный публицист. По прочтении остались вопросы, ответов на которые не имею.

В самом деле, как осенять себя крестным знамением, держа свечку в правой руке? Есть ли цивилизованный способ нейтрализовать прохановых и лимоновых? Действительно ли виноваты шинкари (и их потомки) в том, что определенная часть населения любит (или вынуждена) пить водку натощак? И, наконец, может ли при отсутствии полноценной литературы существовать высококачественная литературная критика?

Пишите дальше, Шорохов, Бондаренко и вправду всем давно обрыд, лучше будем Вас читать, если, конечно, сумеете удерживать естественную для всякого критика озлобленность в узде приличий.

245025  2002-05-31 01:40:04
Дедушка Ящерокот www.prigodich.8m.com
- Удержать озлобленность никакой критик (ежели не "заказуху" прямую пишет) не в состоянии, увы.

245032  2002-05-31 10:08:12
К.Крылов
- Вл.Резниченко Я люблю принять рюмку водки на тощак, после морской или лыжной прогулки, а также после бани - шинкари в этом совершенно не виноваты...

253858  2003-10-15 10:46:49
Boss
- Юрию Крупнову. Уважаемый, Вы все верно чувствуете..."Юрий Кузнецов" - это та лакмусовая бумажка, на которой наш шибко православный Шорохов и высветился. Увы, румяный критик наш не знает, оказывается, азов - то бишь принципиального отличия природы художественного творчества от природы религиозного экстаза. Это - явный представитель "людей лунного света"...бегите от этих образованцев и "приват-доцентов", как от чумы. Куда? К жизни! Иначе эти "монахи Матвеи" и Вас затолкают в печь, вслед за "кощунственными сочинениями" русских гениев.

01.05.2002
11:48

Великорусский Гоголь (история одной победы)

    Благословение или проклятие? Немецкий писатель, известный русофил и знаток русской литературы Т. Манн, определяя нашу словесность, восклицал: "святая русская . . .

22.04.2002
08:51

Царство плоти (заметки по поводу одного литереатурного)

    " Ну, наконец-то - дождались!.. " - так и хочется воскликнуть после появления в печати ( " Москва " , ╧12, 2001 г.) повести Игоря Малышева " Лис " . Наконец-то и в бору . . .

12.04.2002
07:32

Папуа-Новая Россия (или еще раз о национальной гордости великороссов )

    " Мы так долго боролись за права негров, что, в конце концов, отвоевали их ... для себя". (из рекламного слогана " Русского радио ") У русского кича последних времен . . .

09.04.2002
11:25

Плывущий Миккимаус как национальный секс-символ Америки (общечеловеческие недочеловеки)

    " - Молодые люди, Вы знаете, сколько стоит эта бомба? Постарайтесь сделать так, чтобы эти деньги не пропали даром ..." (из напутствия американским пилотам перед . . .

1|2|3|4|5

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100