TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Портал | Содержание | О нас | Пишите | Новости | Книжная лавка | Первая десятка | Топ-лист | Регистрация | Дискуссионный клуб | Научный форум | Исторический форум | Русская идея

Тип запроса: "И" "Или"


Сердитые стрелы Сердюченко  Книга Писем Владимира Хлумова  Слово Владимира Березина  Золотые прииски  "Классики и современники" Олега Павлова  "Тайная история творений" Владислава Отрошенко  
Дискуссия

КОШАЧИЙ ЯЩИК Василия Пригодича


КОШАЧИЙ ЯЩИК
Василия Пригодича


О проекте


25.10.2003
16:45

"Очень веселая, или Очень грустная книга" - заметка Василия Пригодича о романе Ю.Дружникова "Суперженщина"

01.10.2003
16:22

Василий Пригодич. Старый Пелевин, новый Лао-цзы, или Вечный Путь. Заметка вторая.

24.09.2003
16:04

Василий Пригодич. Новый Пелевин, старый Лао-цзы, или Вечный Путь. Заметка первая.

18.09.2003
23:31

Статья Михаила Бабкина: "Приходское духовенство Российской Православной церкви и свержение монархии в 1917 году

03.09.2003
01:31

Генрих Нейгауз (младший). Старые фотографии. Глава первая. Нейгауз Густав Вильгельмович

20.08.2003
18:51

"Маргарите Топоровой "- новое стихотворение Василия Пригодича

16.08.2003
15:34

Роман-антипод, или "Три мушкетера наоборот - заметка Василия Пригодича о романе Александра Бушкова

09.08.2003
03:39

"Мы полетим через пространство..." (явление поэта) - заметка Василия Пригодича о книге стихотворений Татьяны Калашниковой

    <Мы полетим через пространство >

    (явление поэта)

    Явление (выявление, проявление) поэта - процесс отнюдь не мгновенный, фанфарно-бравурный в сполохах бенгальского огня и треске фейерверка (процитирую Татьяну Калашникову: <Восторг, возбужденье, фанфары>), нет, это некое магическое действо, долгое, вязкое, почти интимное, когда в зеркале рифмованных текстов сквозь мутное стекло возникает двоящийся лик, а потом живое лицо словесника-художника. Книга поэта - бестиарий, населенный баснословными тварями-созданиями, целый мир с океанами и материками, миниатюрная вселенная с созвездиями и галактиками. Стихотворения требуют вдумчивого и внимательного изучения, понимания (сопонимания), переживания (сопереживания). Вот о таком сборнике и поговорим, любезный читатель.

    Имя Татьяны Калашниковой хорошо известно как на <бумаге>, так и в <сети> (так скажем). Спародирую суконный язык советских <листков по учету кадров>: Род. 2 декабря 19 (год не укажу, ибо пишу о даме, скажу лишь о том, что Татьяна молода и красива. Ох, телесная красота - тяжкий крест, который.., впрочем, я сейчас не об этом) на Полтавщине в семье служащих (нельзя же было писать: в русской интеллигентной семье). Математик. Оконч. факультет кибернетики Киевского государственного университета. В настоящее время ПМЖ - Канада. Работает в сфере компьютерных технологий. Профессионально (так теперь принято изъясняться) пишет стихи и прозу (как для взрослых, так и для детей). Опубликовала два сборника стихотворений. Мало сведений? Нет, много: все остальное - в стихах (духовная, душевная, житейская, женская автобиография поэта). Читай и обрящешь.

    Читатель, Ты знаешь, что такое поэзия? Я - не очень. Существует немыслимое количество дефиниций, но все хромают. Приведу определение Иосифа Бродского (в книге Калашниковой есть стихотворение, ему посвященное): <Поэзия не развлечение и даже не форма искусства, но скорее наша видовая цель. Если то, что отличает нас от остального животного царства - речь, то поэзия - высшая форма речи, наше, так сказать, генетическое отличие от зверей. Отказываясь от нее, мы обрекаем себя на низшие формы общения, будь то политика, торговля и тому подобное: это колоссальный ускоритель сознания и для пишущего, и для читающего. Вы обнаруживаете связи и зависимости, о существовании которых и не подозревали: данные в языке, в речи. Это уникальный инструмент познания> (Бродский Иосиф. Большая книга интервью. Второе, исправленное издание. М., Издатель Захаров, 2000. С. 603 (июль 1995; интервью <Московским новостям>).

    Отменно сказано: все точно, все в <тему>. Добавлю одну фразу: замечательный поэт Алексей Ивантер любит дискутировать о том, что поэзия - <функция языка>. Верно и дельно!

    Явление поэта Татьяны Калашниковой для меня чрезвычайно отрадно. Почему? Я - робкий составитель рифмованных текстов и статей старопитерской школы после безвременной кончины своего друга поэта Виктора Кривулина (март 2001 г.) впал в некий отчаянный соблазн: мол, стишки с нами умрут, никому они (и мы) не нужны, наше дело пропало и т.д. Но совсем недавно один достойный молодой господин моей седой бородой ткнул в клавиатуру: мол, заряжай <поисковые машины> и трудись, привел ряд имен, <читай дурак - учись> (подлинная дарительная надпись Есенина на книге стихов, адресованная Ивану Приблудному). О, радость бестелесная: есть поэты молодые и пребудут. В пространном списке были имена Наили Ямаковой, Александра Кабанова, Сергея Соколова, Olwen, разумеется, Татьяны Калашниковой и иных (братья и сестры, простите, что не назвал всех, но вы знаете, что Бог наградил вас тяжким и скорбным служением-жребием поэта).

    Книгу Татьяны Калашниковой, разумеется, можно читать подряд. Но я бы рекомендовал медленное чтение-вживание-вчувствование по два-три стихотворения на ночь. Почему? В них преизбыток некоей сумеречной энергии, которая на простецком языке именуется лирической волной. Стихотворения Калашниковой - отнюдь не усладительное чтение: нужно думать и страдать (сострадать). Ну, так это же стихи, а не дамский роман. Кстати, никакой <дамской> лирики в русской поэзии нет: есть лирика, продуцированная женщинами-поэтами (почувствуйте разницу, как сказано в пошлой рекламе). Тексты Татьяны Калашниковой настолько насыщены эмоциями и подлинными переживаниями, что могут вызвать у поверхностного читателя отторжение-непонимание. По этому поводу осмелюсь процитировать фрагмент своей статьи об антологии русскоязычных (слово-то какое мерзкое) литераторов Финляндии: <Читатель, открою тебе сакральную тайну: стихи не рассчитаны на понимание, они представляют собой набор ассоциативных рядов, запечатлевающих некие эмоциональные знаки-фантомы, которые должен уловить читающий про себя или вслух, и все. Плохих стихов не бывает, бывают плохие рифмованные тексты, но это совсем иная опера ("Коммунистов славный форум // Славим комсомольским хором..." и т.д.). Если ты не "понимаешь" того или иного поэта, то это твоя проблема, читатель, а не автора> (Василий Пригодич. "Иные волны", или "Братья и сестры" из Суоми // London Courier, 2002, N 173, 6-9 September. P. 19).

    Вот так и, увы, только так.

    Отдельные строки Татьяны Калашниковой сразу <цепляет> навсегда прихотливая память. Приведу лишь один пример:

    <Мне взойти на свежий сруб мило,
    И не страшен мне палач в черном, -
    Пятый год, как я себя схоронила,
    Уж могилка поросла дёрном>.

    Нет, не удержусь, еще:

    <Посев отцвел, и срезан колос
    Для поминального венка>.

    Это для нас, это про нас с Тобой, возлюбленный читатель. Стихи есть стихи, не больше, но ни в коем случае не меньше. Помимо лирики в книгу Татьяны Калашниковой входят самобытные <Поэмы. Сказки. Баллады>. Я - дедушка бывалый, за десятилетия поднаторевший в литературных игрищах, меня трудно чем-либо удивить. А вот Татьяна Калашникова меня удивила мастерским, технически совершенным венком сонетов <Зарисовки из жизни поэтов> (не многим русским поэтам оказался по силам этот чудовищно трудоемкий, неподъемный жанр).

    Хорошая книга! Dixi! Копеечных просодических неточностей-<блошек> пусть <взыскуют> иные критики (имя им - легион). Возрадуйтесь, девы, матроны, отроки и мужи брадатые: поэт пришел (и не уйдет)

    Василий Пригодич,

    член Союза писателей Санкт-Петербурга,

    член Международного ПЕН-клуба.

    8 августа 2003 г.

    Петергоф.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
273981  2007-05-05 00:37:11
Василий Пригодич
- Дорогая Танечка!

Поздравляю Вас сердечно с такой репрезентативой (как теперь принято изъясняться) публикацией. Целую ручки.

17.07.2003
13:17

Татьяна Калашникова. Из цикла "Возвращенцы". Стихотворения.

03.07.2003
18:11

Нечто и Ничто - новая статья Василия Пригодича (С.С.Гречишкина)

02.07.2003
20:14

Светлана Вовина. "ПРОЩАНИЕ С МУЗОЙ". Цикл стихотворений. Часть вторая.

01.07.2003
17:17

Светлана Вовина. "ПРОЩАНИЕ С МУЗОЙ". Цикл стихотворений. Часть первая.

14.06.2003
22:07

Заметки о "заметках" или "Банальность зла" - статья Василия Пригодича

06.06.2003
16:41

Сергей Кондратьев. "Выходной" (из цикла "Рассказы для посвященных")

22.05.2003
19:34

"Провидение дочери бакалейщика, или Четвертый сон Веры Павловны" (о книге Маргарет Тэтчер "Искусство управления государством")

17.05.2003
02:45

Даниил Гражданкин. Цикл стихотворений (первая в жизни публикация 16-летнего поэта).

18.04.2003
23:57

Зачем, за что ВЧК убила человеЧКа, или Холмс, Ватсон, Лестрейд против Ягоды-Трилиссера-Артузова. Опыт лирического чтения. Заметка вторая Василия Пригодича.

13.04.2003
14:53

Зачем, за что ВЧК убила человеЧКа, или Ягода-Трилиссер-Артузов против Холмса, Ватсона, Лестрейда. Опыт аналитического чтения. Заметка первая.

10.04.2003
21:51

Константин Азадовский. "Судьбы его печальней нет в России..." (еще раз о гибели русского интеллигента)

04.04.2003
10:07

Александр Богатырев. Под маской патриота.

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Помощь корреспонденту Добавить новость

Если Вы хотите стать нашим корреспондентом напишите lipunov@sai.msu.ru

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Ссылки | Статистика | Дискуссия

Литературные страницы
Современная русская мысль
Навигатор по современной русской литературе "О'ХАЙ!"
Клуб любителей творчества Ф.М. Достоевского
Энциклопедия творчества Андрея Платонова 
Для тех кому за 10: журнал "Электронные пампасы"
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

© 1999, 2000 "Русский переплет"
Дизайн - Алексей Комаров


Rambler's
Top100
  Rambler's Top100

Rambler's Top100