TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


09.09.2020
22:28

Как в России родился футуризм

    Футуризм в России родился от двух причин: от торможения революции после поражения в 1905 году (ну и ненависти к предателям её) и от слишком далёкого во времени . . .

09.09.2020
12:29

Любителям сложности

    Я читал книгу Смирнова “Смысл как таковой” (2001). В нём описывалась суть романтизма и символизма в поэзии, и я их не узнавал. Особенно, имея в виду не поэзию, а . . .

08.09.2020
15:12

Надо, надо, надо нам, ребята…

    Продолжение слов этой идиотической песни Харитонова (не зря в СССР песенников поэтами не считали): жизнь красивую прожить, тра-та-та... Не уподобляюсь ли я . . .

07.09.2020
08:42

Пан или пропал! или Зря ли неизвестен Рундальцов

    Ставлю себя в исключительно трудное положение. Сравню подлинник и копию и попробую объяснить, - априорно это пишу, - почему копия не впечатляет. Как я это сделаю, . . .

06.09.2020
21:11

Дух захватило

    Читатель! Я не являюсь писателем (я думаю, что я исследователь), но я попробую вас заразить одним исключительным своим переживанием от произведения искусства. Для . . .

05.09.2020
11:08

Грозное следствие

    Я начну с очень старого воспоминания. Я в детстве умел рисовать и как-то не утаил это, когда явился на завод, на моё первое место работы после института. Меня . . .

04.09.2020
20:59

Как определить, художник врёт стихия из него прёт?

    Как определить, художник врёт или стихия из него прёт? – Труднейшая задача. Для меня она осложняется тем, что даже художники-единомышленники не “понимают” друг . . .

03.09.2020
08:57

Шанс

    Шанс, о котором я думаю, стыдный, положа руку на сердце. Я увидел шанс подогнать доказательства… Но, может, вы меня простите, читатель. Может, сочтёте что ситуация в . . .

02.09.2020
09:35

Насмешка над русской живописью

    Я вообще-то считаю, что история настоящего искусства, неприкладного, которое рождено от подсознательного идеала автора, это как чёрточки в пунктире, в котором . . .

31.08.2020
08:40

Заедаюсь из-за Борисова-Мусатова

    Кто ни посмотрит на любую его картину, Борисов-Мусатов. Осенний мотив. 1899. никто не скажет, что она динамична. Каждый скажет, что тут статика. Тупик развитию . . .

30.08.2020
08:56

Алгеброй гармонию...

    Вспоминаю своего покойного уже двоюродного брата, математика. Как мне показалось сухим его объяснение, почему ему нравится фильм “Гамлет” (1964) Козинцева . . .

29.08.2020
10:42

Самообманы художника Борисова-Мусатова

    С самого начала это была неосознаваемо смелая странность. Борисов-Мусатова. Капуста. Этюд. 1893. Уже и тут "вещество растекается” (Флоренский . . .

28.08.2020
13:35

Борисов-Мусатов: "Нет - венецианской школе!"

    Казалось бы, это так просто: раз художник лично несчастен – как компенсацию он использует своё творчество для выражения счастья. По такой линии наименьшего . . .

27.08.2020
09:44

Исключительная тонкость Мопассана

    Мне кажется, я понял, в чём изюминка в новелле Мопассана “Лунный свет” (1883). – В исключительной тонкости. Да ещё и кого посетившей? – Абсолютного сухаря . . .

26.08.2020
10:18

И папа не велит...

    Я хочу похныкать вам в жилетку, мой читатель. Угораздило меня всю, можно сказать, жизнь, с 22-х лет, исполнять зарок, данный самому себе в школе от удивления, как . . .

25.08.2020
08:30

Формула импрессионизма

    Такое название перекликается с издевательским названием фильма Захарова “Формула любви”. Как нерасчётливый россиянин обскакал расчётливого итальянца с его формулами и тайными знаниями. И над отсталыми Россией и Италией тех времён (а над Россией – всех времён) посмеялся там Марк Захаров (см. тут). А я подтруню над собой. За пристрастие сводить всё к законам и формулам. Да ещё и к доморощенным, необщепринятым. Например, что самой общей формулой идеостиля импрессионизма является хвала абы какой жизни.

    Я много раз её проверял. Она верна. Скучно – брать очередное произведение этого идеостиля и ломиться в открытую дверь.

    Но, когда читаешь про импрессиониста, что он демонист… хочется драться.

    "В искусстве демоническую тему продолжил развивать друг Врубеля К.А. Коровин… Коровин много работал для театра, и вся его работа над “Демоном” связана с постановками оперы А. Рубинштейна… У Коровина с Врубелем был один источник вдохновения – поэма М.Ю. Лермонтова… Коровин специально ездил на Кавказ, чтобы правильно передать настроение Кавказа. Образ Кавказа, созданный Коровиным, значительно отличался от образов других художников. Коровин создает суровый, величавый, но вместе с тем прекрасный облик этого края с его самобытностью. “Берег Арагвы” (1902)… было ново, и не принято публикой.

    Коровин. Берег Арагвы. 1902.

    Ситуация изменилась с 1904 года после выступления Ф.И. Шаляпина в роли “Демона”, с которым стал сотрудничать Коровин… Особенно актуальным было выступление Шаляпина в 1905 году в канун революции. В основе образа представлено не лирическое начало, а мятеж, богоборчество, вызов небу… Демон… вождь небесных революций…” (Попова. http://sias.ru/upload/ds-popova/dissert_popova.pdf).

    И хоть дальше по тексту от демонизма коровинско-шаляпинского Демона Попова отошла, но отошла в чрезвычайный трагизм идеала типа благого для всех сверхбудущего… Что тоже не свойственно идеалу абы какой жизни.

    Коровин. Портрет Шаляпина в роли Демона. 1903.

    Но. Нельзя ли за слезу из правого глаза

    умерить трагедию и свести и это произведение к хвале абы какой жизни? – В конце концов, расхристанность живописи тут такая же, как и всегда у Коровина.

    А уж зачуханность старинной крепости и безликость жителей, что приспособили её к какому-то проживанию (пристроенная сикось-накось деревянная веранда), конечно же, бесспорно переводят этот эскиз под формулу импрессионизма: хороша самая несчастная жизнь.

     

    Вершу самоотчёт.

    - Была ли прелесть перебороть доводы искусствоведов и отказать Коровину в идеалах, к которым его подводила Попова и Гозенпуд (на него Попова ссылалась)?

    - Была. Хоть я вёл речь о давно мне в общем известном.

    В чём-то подобном, наверно, состоит удовольствие и художника в выражении своего подсознательного идеала. Он наслаждается преодолением материала (грозной крепости, страшного Демона) формой (расхристанностью). До сознания художника каждый раз за таким преодолением не доходит содержание его вдохновения (его подсознательный идеал).

    Впрочем, я поймал себя. Прежде (тут) Коровин меня утомил (13 репродукций) одним и тем же отусклённым контрастом противоположных цветов на цветовом круге (оранжевым и синим). И я ему там в наличии подсознательного идеала отказал (нельзя, мол, так долго и одинаково выражать одно и то же, чтоб оно не перешло из подсознания в сознание). Сейчас же (в “Береге Арагвы”) я этого же контраста не заметил, а в “Демоне” вообще другая пара противоположных цветов: жёлтый и фиолетовый. И – я уже одарил Коровина этим моим идефиксом, художественностью как подсознательным идеалом.

    Непостоянен я?

    Хочется оправдаться словами Флоренского:

    ""Фауст”, измышленный в своем плане сразу и написанный по этому плану, был бы невыносим, как невыносимы американские сооружения или аналогично построенные произведения Валерия Брюсова, сделанные волею, а не сложившиеся жизненно” (http://philologos.narod.ru/florensky/fl_space.htm).

    8 августа 2020 г.

24.08.2020
08:13

Премия им. Кандинского снизошла

    Люди издавна считают художников убогими – у Бога. Боговдохновлёнными. А вот искусствоведы времени торжества науки не хотят заменить божественный источник . . .

23.08.2020
09:11

На засыпку

    Вот чем меня остановила эта репродукция? Широков. Хохловка. 1992. Неужели тем, что точка зрения выбрана под облаками? Ну в самом деле… Высокая линия горизонта – . . .

22.08.2020
12:05

Про одну афонскую икону

    Недавно мне повезло ухватиться за общие слова Флоренского о сознательности работы иконописца. Они подтверждали определение прикладного искусства как сообщения . . .

21.08.2020
10:40

Что Нестеров ницшеанец, многих оскорбит...

    Я люблю следовать логике. И если она меня приводит – уже не впервые (см. тут) – к тому, что Нестеров ницшеанец, то я это и обнародую, ещё раз, буде такое подтвердится . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100