TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


28.05.2020
09:40

Существует ли идейная безыдейность?

    – Прекрасно! – промолвил Рудин, – стало быть, по-вашему, убеждений нет? – Нет – и не существует. – Это ваше убеждение? – Да. – Как же вы говорите, что их нет? . . .

21.05.2020
20:07

Я растерялся

    Речь пойдет не о, а вокруг фильма Урушадзе “Мандарины” (2013), получившего премии: “Оскар” (2015 – лучший фильм на иностранном языке), “Золотой глобус” (2015 – лучший . . .

19.05.2020
09:50

И никакого шаблона

    Я часто пишу статью в порядке спора с каким-нибудь искусствоведом. Но вот случилось, что то, с чем я примерился спорить, вдруг навело на ассоциацию, заставляющую не . . .

14.05.2020
10:19

Тончайшее

    Пока не могу понять, почему такой давний фильм так свежо смотрится. Из интернета. Наутро после просмотра фильма Зобина “Среди тысячи дорог” (1983) мне вдруг . . .

13.05.2020
12:12

Замотало Мателли

    Я чувствую вину перед своим читателем. (Свой – это тот, кто приметил мою фамилию и читает: что, дескать, он опять написал? Перед тем, кто, наоборот, как раз избегает . . .

11.05.2020
09:56

Кривда Шаламова или Есть левые и левые, а ещё "новые левые"

    Чем хорош для меня Дмитрий Быков? – Тем, что возбуждает энергию неприятия своих высказываний. Каюсь, априорную. Я так много раз его опровергал, что есть соблазн . . .

09.05.2020
18:08

Плохо дело... (Анти)

    Плохи дела со мной: гадостное чувство внушают искусствоведы. Многие из них. Вот уж 60 лет. С тех пор, как я начал самообразовываться в этой области. Вот последний – . . .

05.05.2020
09:04

Гриффитс

    Разрешите мне, читатель, просто придать иллюстрации к давнему тексту, их не содержавшему. Hеизвестный художник первой половины XIX века. Мужик лапти плетет, старуха . . .

03.05.2020
11:00

Несграбность эсэсэсэровская

    Поплакать в жилетку хочется… Я себя загнал в трудное положение. И это не только хорошо – я люблю преодолевать умственные трудности. Но и плохо – а что, если я . . .

30.04.2020
09:25

Воодушевлённый

    Воодушевлённый ходом мысли о различии декадентства и символизма (см. тут) как сатанизма и некого извода безрелигиозного христианства (да простится мне такое . . .

29.04.2020
09:43

Теоретические нестрадания

    Жаль не записал… Где-то я читал, как полезно, чтоб теория не была проработанной. Тогда её создатель сохраняет свежесть восприятия. Он не несёт перед теорией ответственности за её стройность и кристальную чистоту. – Вот я именно такой теоретик. С неоднократным отступлением от Синусоиды Исторического Изменения Идеалов.

    Эта теория у меня, считается, применима для неприкладного искусства. То есть для такого, которое движимо подсознательным идеалом. (Прикладное движимо осознаваемыми началами.)

    Начитавшись Вейдле не так давно, мне пришлось потеснить Историческое. Мол, и в неприкладном есть внеисторическая составляющая во всех идеостилях – выражение радости жизни. Даже в самом мрачном идеостиле – в ницшеанстве. Радость выражения принципиально недостижимого – Вечности или Апричинности.

    И вот совсем недавно мне пришлось и для традиционализма признать внеисторическое качество. Потому что где было искусство шестидесятников в хрущёвскую оттепель, разрешившую публиковать всякое-всякое. Оно ж было на точке Гармонии в середине восходящей ветви СИИИ. Вот там и рванул традиционализм. “Беловежская пуща” в 1974-1975 годах. Ничего, что с опозданием на 10 лет после окончания хрущёвской оттепели. Зато другие раньше: “Не заря ты зорюшка”, “На Иванушке чапан” (1949), “Песня шофёров” 1956, “На маленькой станции” 1956 и т.д. и т.п.

    И вот – Юкин.

    Юкин. Везут сено. 1950.

    Так тут ещё только тема воспевания заявлена. А дальше пошло в красочный разнос.

    Юкин. Ранний снег. 1968.

    Юкин. Село Любец. 1985.

    Юкин. Село Любец. 1985.

    Юкин. Иней. 1992.

    И всё бы хорошо, да только при чём тут я со своим амплуа толкователя недопонятного. Тут же откровенное усиление переживания радости. Прикладное искусство. Нет ничего непонятного.

    Разве что один нюанс: радость происхождением связана с русскостью, с росписью по дереву народных промыслов, как отметил Манин.

    А почему тут именно русскость?

    Наверно, потому что отношение как к норме – и даже радость от именно такой нормы (даёшь близость к природе!) – что в эру начавшегося научно-технического прогресса (в 1950 году у СССР уже была атомная бомба, тогда началась автоматизация производства, контроль и управление им на базе электроники; создание и применение новых конструкционных материалов, появилась ракетно-космическая техника), вон, Юкиным славится конная тяга, дома без водопровода, коллективное проведение времени на морозе – здоровый образ жизни – и исконно-русское старинное название – Любец, а также красота церквей.

    Ну разве Юкин – что-то среднее между неприкладным и прикладным искусствами.

    Но сравнивать его с Матиссом, как Манин, морально-политически нейтрально – по силе красок, нельзя. Краски ж не самоценность, а для выражения чего-то.

    Матисс. Музыка. 1910.

    Согласитесь, что Матисс что-то нечеловеческое выразил (даже античеловеческое). Хоть тут, на вид, играют и поют. А в “Инее” Юкина даже и не поймёшь, что люди делают. Но у Юкина, можно, понять, что люди на красоту инея вышли посмотреть, порадоваться плюс вместе. А у Матисса прелесть сочетания красного, синего и зелёного, да, пронимает, но если я подумаю о вообще иномирии каком-то, когда первобытность относительно современности есть только первый шаг в какое-то небытие. Побег из Этого, мол, скучного, скучного, скучного мира причинности и принудительности.

    Такие сравнения Юкина и Матисса, конечно, не прикладного искусства касаются (приложенного к радости простейшей жизни, призванного усиливать эти радости).

    Вот такой угол зрения – это уже моё амплуа.

    Хорошо, скажете, но самоповторение Юкина… Какое отношение оно имеет к подсознательности идеала, которым вы наделяете неприкладное искусство?

    Мне остаётся только выкручиваться.

    Обычная-то жизнь, жизнь всё большего и большего глобализма, Потребительства, удаления от природы, властно захватывает каждого из нас. Или в катастрофические в 90-е годы… Мы ж, большинство, не можем ежеминутно противостоять мещанину в себе. – Он в нашем ежедневном сознании. И что ж заставляет в лихую годину радостно рисовать всё те же Любцы?

    Юкин. Любцы. Осень. 1989.

    Он его то Любец, то Любцы называет. Не то важно. Важно, что он его любит вопреки ужасу деревенской жизни, помноженному на ужас начавшейся хозяйственной разрухи. Он не волен не рисовать так. А что заставляет действовать безотчётно – какое-то подсознательное. В худшем случае – автоматизм, в лучшем – идеал. Идеал традиционализма. Вынесет всё, что Господь ни пошлёт…

    15 апреля 2019 г.

27.04.2020
17:25

Ох, уж эта интертекстуальность...

    Все новые поколения требуют “прекрасного прошлого”, раз будущего больше нет, обычного будущего, которое должно наступить, и даже не прекрасного. Подогора. На . . .

26.04.2020
10:02

Неминуемый провал

    Текст, что ниже, огромной трудности для постижения. Но мне так нравится преодолевать трудности, что я уверен, что найдётся ещё кто-то, кому этот пример преодоления . . .

25.04.2020
11:15

Как я разбирался в прошлом

    Меня заставил разбираться в прошлом Дмитрий Быков. Западник (думаю, правильно будет так его назвать). По мне, экстремисту не только эстетическому, но и . . .

22.04.2020
13:34

Бегство от скуки

    Во время сидения на самоизоляции в пандемию короновируса со мной случилась неприятность: как-то не находилась очередная большая книга об искусстве, чтение . . .

21.04.2020
17:55

Два кино в один день

    Два кино в один день – извинительно для карантина. На конец одного я наткнулся на каком-то из каналов ТВ – “Дамы приглашают кавалеров” (1980). Режиссёр Киасашвили . . .

19.04.2020
21:01

Выдохнули!

    Это я себе скомандовал пуститься в очередную авантюру. Почему авантюра? – По нескольким причинам. Во-первых, в науку об искусстве не вошло такое полезное . . .

15.04.2020
18:53

Это новизна наблюдения или нет?

    Некто Охоцимский написал по поводу библейских эскизов Иванова: "Штраус объяснил Иванову, что “вначале был образ”, а Библия – это лишь его словесное описание . . .

14.04.2020
18:30

Народное творчество

    Разозлили меня один лялякающий товарищ. Восхитился народным творчеством во время карантина из-за короновируса. Вот один из объектов его восхищения. Я, по его . . .

10.04.2020
10:46

Это плохо

    Это плохо, что назвали "настоящей революцией” (https://news.mail.ru/society/36906463/?frommail=10) открытие того, что левша Леонардо да Винчи пользовался обеими руками, когда рисовал . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100