TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


11.05.2020
09:56

Кривда Шаламова или Есть левые и левые, а ещё "новые левые"

    Чем хорош для меня Дмитрий Быков? – Тем, что возбуждает энергию неприятия своих высказываний. Каюсь, априорную. Я так много раз его опровергал, что есть соблазн . . .

09.05.2020
18:08

Плохо дело... (Анти)

    Плохи дела со мной: гадостное чувство внушают искусствоведы. Многие из них. Вот уж 60 лет. С тех пор, как я начал самообразовываться в этой области. Вот последний – . . .

05.05.2020
09:04

Гриффитс

    Разрешите мне, читатель, просто придать иллюстрации к давнему тексту, их не содержавшему. Hеизвестный художник первой половины XIX века. Мужик лапти плетет, старуха . . .

03.05.2020
11:00

Несграбность эсэсэсэровская

    Поплакать в жилетку хочется… Я себя загнал в трудное положение. И это не только хорошо – я люблю преодолевать умственные трудности. Но и плохо – а что, если я . . .

30.04.2020
09:25

Воодушевлённый

    Воодушевлённый ходом мысли о различии декадентства и символизма (см. тут) как сатанизма и некого извода безрелигиозного христианства (да простится мне такое . . .

29.04.2020
09:43

Теоретические нестрадания

    Жаль не записал… Где-то я читал, как полезно, чтоб теория не была проработанной. Тогда её создатель сохраняет свежесть восприятия. Он не несёт перед теорией . . .

27.04.2020
17:25

Ох, уж эта интертекстуальность...

    Все новые поколения требуют “прекрасного прошлого”, раз будущего больше нет, обычного будущего, которое должно наступить, и даже не прекрасного. Подогора. На . . .

26.04.2020
10:02

Неминуемый провал

    Текст, что ниже, огромной трудности для постижения. Но мне так нравится преодолевать трудности, что я уверен, что найдётся ещё кто-то, кому этот пример преодоления . . .

25.04.2020
11:15

Как я разбирался в прошлом

    Меня заставил разбираться в прошлом Дмитрий Быков. Западник (думаю, правильно будет так его назвать). По мне, экстремисту не только эстетическому, но и . . .

22.04.2020
13:34

Бегство от скуки

    Во время сидения на самоизоляции в пандемию короновируса со мной случилась неприятность: как-то не находилась очередная большая книга об искусстве, чтение . . .

21.04.2020
17:55

Два кино в один день

    Два кино в один день – извинительно для карантина. На конец одного я наткнулся на каком-то из каналов ТВ – “Дамы приглашают кавалеров” (1980). Режиссёр Киасашвили . . .

19.04.2020
21:01

Выдохнули!

    Это я себе скомандовал пуститься в очередную авантюру. Почему авантюра? – По нескольким причинам. Во-первых, в науку об искусстве не вошло такое полезное . . .

15.04.2020
18:53

Это новизна наблюдения или нет?

    Некто Охоцимский написал по поводу библейских эскизов Иванова: "Штраус объяснил Иванову, что “вначале был образ”, а Библия – это лишь его словесное описание . . .

14.04.2020
18:30

Народное творчество

    Разозлили меня один лялякающий товарищ. Восхитился народным творчеством во время карантина из-за короновируса. Вот один из объектов его восхищения. Я, по его . . .

10.04.2020
10:46

Это плохо

    Это плохо, что назвали "настоящей революцией” (https://news.mail.ru/society/36906463/?frommail=10) открытие того, что левша Леонардо да Винчи пользовался обеими руками, когда рисовал . . .

09.04.2020
16:26

Удар

    Я получил крепкий удар по моему самому яркому наблюдению – что в “Явлении Христа народу” Иванова никто Христа не видит. А если не по наблюдению, то по выводу из . . .

07.04.2020
15:53

Ну что поделать...

    Каждый плюс, как говорится, имеет свой минус. Так и со мной, толкователем произведений неприкладного искусства. Слишком много их истолковал. Настолько много, что толкование стало моим образом жизни. А так как я не штукарь, не зарабатываю этим и вообще стал писать из-за вопиющей непонятности выступлений большинства других искусствоведов, то каждое истолкование у меня является результатом везения. А ведь не всегда везёт. И вот тут – минус этой деятельности. – Накатывать стала особая тоска, когда я что-нибудь не толкую, не думаю, как истолковать, то, что почему-то захотелось истолковать, да не даётся. И то, и то – трата души. Но без этого – плохо. Скучно жить.

    И ведь везением является и само то, что попадается нечто, что хочется истолковать.

    А когда не попадается?

    У меня есть метод для таких случаев. – Я беру читать какого-нибудь авторитета (такие являются противоположностью тем, из-за кого я вообще начал писать). Авторитет обязательно конкретен. И обязательно пишет о конкретном произведении. У меня при чтении обязательно возникает особое мнение. И – готово. Его надо записать – и будет статья.

    Ну а если авторитет не убеждает, а сам я тоже бессилен? Тогда начинается особое мучение. – Плюнуть? – Так скучно ж жить.

    Иногда я пускаюсь в авантюру “авось кривая вывезет”. Начинаю писать, признаваясь читателю, что ничего не получается. И обычно везёт. Каким-то чудом мысли приходят. Потом впечатление, что я как бы разбил ладонью кирпич, опёртый на два стоящих кирпича, прицелившись бить ниже лежащего.

    Но сейчас, подозреваю, у меня это, наконец, не получится. Пишу из страха, что скука охватит. Тот самый минус от плюса.

    Никич-Криличевский. Чёрная ткань. 1965.

    Что написал об этом художнике Манин, у которого я и взял фамилию:

    "Предмет, преследуемый им в искусстве, - красота” (Русская живопись ХХ века).

    Тут не поспоришь. Чёрное тут такое иссиня-чёрное, что сразу впечатление шикарности ощущаешь. А контраст этого тёмно-холодного с тёмно-тёплым столом – даже и неожидан. Интересен и контраст этого чёрно-синего со светло-голубой и светло-сиреневой рамами. А также контраст тёмно-тёплого стола со светло-тёплыми чашкой, карандашами и красной краской на чём-то вроде палитры. (Удивительно, что у этой палитры только две прямые стороны, сходящиеся под прямым углом. Я таких не видывал. А думать, что там такая,

    а кисточки продеты в отверстие, я не могу: целых четыре ж кисти, они б все не пролезли в отверстие, а пролезли б – расходились бы веерообразно. Представить же, что кисти положены на палитру, тоже нельзя: они б упали со стола, так как большая часть их, да ещё и с металлическим держателем волосков, торчит за столом. То есть концы кисточек придавлены дугообразной стороной палитры.)

    Я как-то не думаю, что Никич – как Сезанн: рисует противоестественности, например, непадающие кисти. (Сезанн же – ницшеанец. Иномирие имеет подсознательным идеалом. А в иномирии мало ли что происходит с геометрией и силой тяжести.) Не думаю, хоть несимметричность чашки бьёт в глаза.

    Стоп. А может, и край столешницы стоит проверить на иномирие?

    Опа! Не совпадают края слева и справа от чашки. Хм. Не меняет ли это всё дело? Тогда, может и кисточки лежат на палитре?

    А как с краем голубой рамы слева и справа от ткани?

    Строго говоря, опять нелады с геометрией. Ну-ну.

    А с перспективной сходимостью краёв альбома вдаль как?

    Та-ак. Почти не сходятся.

    Но тогда я вправе заметить и неестественность того, что сдвоенная рама слева имеет вверху зеленоватый оттенок, а внизу – синий. Должны б одинаковыми быть, а? Тоже сдвоенная рама вверху справа подтверждает, что нормальна – одноцветность. (Вынесем за скобки саму странность сдвоенности рам…)

    Может, стоит проверить другие вещи на иномирие?

    Никич-Криличевский. Сын. 1969.

    Та же история. Приложите линейку или край ровного листа к левой стороне скамейки, и вы увидите, что после сына, на правой стороне, линия не совпадёт. Плоскость для сидения у этой скамейки видна едва ли не с уровня этой скамейки. Глаз едва ли не горизонтально смотрит, мол. А на пол он же смотрит отвесно вниз. И что это за нелепые стороны параллелепипеда, на котором сидит сын? И он как-то так сидит, что напоминает одного типа у Пикассо. (У того, правда, куб разумнее, чем и Никича параллелепипед. Но какая-то несграбность у обоих сидящих общая.)

    Да и кусок “Герники” Пикассо

    Никич к себе поместил тоже не зря, думаю. Пикассо ж смолоду был ницшеанец. Хотя бы из-за того, что сифилисом заболел. Даже его стилизованный голубь мира,

    не исключено, является (небрежностью) издевательством над людьми, думающими, что можно избежать войн движением масс. Что соответствует его сарказму по поводу выбора Арагоном голубя символом борьбы за мир:

    "“Бедняга! Он совершенно не знает голубей! Нежность голубки, какая ерунда! Они ведь очень жестокие. У меня были голуби, которые заклевали насмерть одну несчастную голубку, которая им не понравилась… Они выклевали ей глаза и разорвали на части, это ужасное зрелище! Хорош символ мира!”" (https://nicedrawing.com/blog-ru/%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%83%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8F-%D0%BF%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D0%BE-%D0%BF%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BE/).

    Или вот, более позднее у Никича .

    Никич-Криличевский. Астры. 1986.

    В подписи на холсте другой год.

    Так вот и тут ералаш помимо того, что край столешницы волнистый (такие мыслимы и

    бывают). – Ваза нарисована несимметричной. Рама слева от вазы не совпадает, будучи продолжена прямой с правой частью. Смотрим на картину с обнажённой женщиной. Прямая линия, проведённая по краю картины слева от держателя, будучи продолжена направо от него, не попадает на нарисованный край справа. То же с какой-то тёмной картиной, что за нею. А левый край самой дальней картины является не прямой, а дугой.

    Перед нами второй Сезанн! А тот, повторяю, был ницшеанец.

    Ну полностью разочароваться в Этом мире можно всегда. Вот и Никич через век после Сезанна разочаровался из-за лжесоциализма в СССР, тогда как Сезанн – из-за довольно ужасного в его время капитализма во Франции.

    И всё бы хорошо, но идеал ницшеанства – тупиковый. Не развивается в другое мироощущение, раз возникнув. А у Никича есть совершенно оптимистические вещи.

    Никич-Криличевский. Новоселье. 1977.

    Не знаю… Не думать же, что немыслимо, чтоб девушка настолько рисковала жизнью, чтоб явно не на первом этаже так вылезла на подоконник мыть стекло, ни за что не держась. То есть, что нарисован абсурд.

    Или думать? Тем более что она свадебной фатой, вроде, собралась мыть. Да и в левой раме со стеклом что-то противоестественное. Разве может быть, чтоб сквозь то стекло продолжался быть видным пейзаж? Вон, изгиб берега, например. Вряд ли ведь, что стекло отражает правый берег озера и просто случайность, что то отражение совпало с видом левого берега. Или думать, что это трёхстворчатая рама?

    Или всё же – что абсурд? – То, что почти вплотную к стене придвинут стол (чтоб сперва на него залезть, а потом ступить на подоконник), подтверждает абсурд: стол же переполнен, там негде ногу поставить.

    По крайней мере мне теперь сомнительны слова Манина:

    "Целая серия ню написана Никичем в последние годы жизни. Обнаженное тело прописано в них красиво, нежно, плавные линии окружностей певучи. Мазок – слитный…”.

    Я б так не радовался. Ноги и руки нарисованы ужасно. Как примитивисты рисуют. Ступня правой ноги и щёки, по-моему, изображены саркастически – грубо накрашенными. Ну и стол показан взглядом вниз, а тело – взглядом чуть сверху. Явно в непараллельных плоскостях лежат стол и живот.

    В общем, беру на себя смелость заявить, что Никич ницшеанец.

    Вот только вопрос, осознающий это или подсознательный?

    По приёмам, какими он выражает иномирие – старым, известным полвека – он осознавал всё. И тогда его картины имеют иллюстративный, а не художественный смысл.

    И я могу сказать, что меня опять кривая вывезла.

    5 апреля 2019 г.

05.04.2020
09:47

Микены и Украина

    Есть шанс что-то внятное сказать о такой вот скульптуре. Богиня со змеями (малая). Ок. 1600 г. до н. э. Фаянс, глазурь, пигменты, обжиг. Можно объяснить, почему . . .

04.04.2020
22:40

Авось...

    Авось, сама трудность задачи сотворит чудо, и я смогу… Ну чего уж мелочиться? – Смогу увидеть у Полозковой в подсознательном идеале – только не плюйтесь – . . .

03.04.2020
18:03

Почему Бродский писал по-русски и вне родины

    Бродский разочаровался во всём Этом свете. Естественно. Стал ницшеанцем. То есть его подсознательным идеалом было принципиально недостижимое метафизическое . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100