TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


27.01.2018
16:37

Полюбить отчуждение.

    В “Нелюбви” (1917) Звягинцева я почувствовал своё вожделённое ЧТО-ТО, но не обрадовался. Какой-то нехороший осадок мешал радоваться. Мне крепко непонятны были два . . .

25.01.2018
16:25

Ну что сказать?

    За что на Руси любили юродивых? – За то, что те вместо людей принимали на себя повышенную обязанность быть верным Богу. Та ж требует самоотречения. Юродивые даже . . .

25.01.2018
10:55

Роман о навязывании счастья.

    Уважаемые читатели! Я всегда старался не нагружать вас собою, пытаясь у вас на виду добраться до понятности того недопонятного, что передо мною открывалось в . . .

23.01.2018
18:33

Совпадение.

    Я начал с того, что отыскал такую вот цитату (я как бы предвидел, что я её отыщу): "Успенский считает для себя стеснительными рамки традиционного романа, повести, . . .

22.01.2018
17:39

Недопонятное.

    Я наткнулся на такие слова: "…творческие способности (в свое время позволившие Копернику и Дарвину построить свои теории) происходят из сознательного доступа к . . .

19.01.2018
13:38

Развенчание поклёпа на Джорджоне.

    На днях у меня разгорелся спор с одной моей случайной читательницей. Я в статье был за углубление понимания живописи, она – против. Она за “просто нравится”. И – . . .

15.01.2018
16:30

Вот проклятье...

    Чувствую себя, как Дон Кихот. Неправды вокруг слишком много, а у меня нет воли проходить мимо, когда я думаю, что мне ничего не стоит прижучить. Вот касалось бы это . . .

13.01.2018
11:53

Попробовать, что ли?..

    Мне не видать балета “Нуреев”, и я не понимаю, почему его связывают не с балетмейстером в первую очередь, а с режиссёром (Серебренниковым), но Серебренников у меня . . .

08.01.2018
15:02

Готфрик графоман или не графоман?

    Я уже признавался где-то, что боюсь разбирать произведения безвестных поэтов. В конце концов я самоучка. Я паразитирую на том, что в парадоксальном загоне . . .

05.01.2018
09:53

Я вынужден поднять перчатку.

    Прочитав злобную хулу людей, далёких от искусства, оскорблённых ценой, за которую был перекуплена картина Леонардо да Винчи “Спаситель мира” (около 1499), я счёл . . .

03.01.2018
16:18

В пролёте?

    На слове "тусс” я решил, что надо начинать писать статью. Не нашёл я такого слова в интернете. Перед этим то же было со словом "рантность”. Но там я быстро сообразил, . . .

01.01.2018
16:54

Учиться властвовать собой?

    Тихим бешенством я снедаем. Потому тихим, что, чтоб меня понимал широкий читатель, я должен изрядно долго его подготавливать. И вот что мне делать: начать . . .

28.12.2017
14:20

Со свиным рылом в калашный ряд.

    С чего начать?

    Начну с впечатления от рассуждений Фомичёва (это крупный пушкинист нашего времени), от одного абзаца этих рассуждений о пушкинском “Я вас любил…”.

    Учёный совсем не говорил о тексте, говорил о биографии, вроде, а получился словесный образ того озарения, которое – по теории – должно возникнуть после: 1) чтения стихотворения и сопереживания противоречиям текста (они есть, хоть неощутимы обычным читателям), 2) рождения “третьего” переживания, что тебе сказали ЧТО-ТО, чему не подобрать слов, 3) озарения, что это значит.

    Большому мастеру разборов не понадобилось пошаговое анализирование-синтезирование. Оно как бы сделано в подсознании. И он выдал готовый результат. Если б это было в школе на уроке геометрии, скажем, он бы получил двойку, так как не раскрыл перед учителем, как он дошёл до правильного результата. А в литературоведении – ничего. Он написал свой абзац о “Я вас любил…”, и никто его не раскритиковал.

    Так в литературоведении у меня у самого есть опыт раздоров, и я смог сам пройти все опущенные Фомичёвым шаги (см. тут). А что делать с музыкой? Там у меня никакого образования нет. И мне хочется найти пошаговый разбор, а – шиш. Я получаю что-то такого типа:

    "1881

    . . . . . . . . .

    15 февраля. Ганс фон Бюлов становится дирижером придворного оркестра в Мейнингене… В насыщенные программы, исполняемые им в Мейнингене, симфонические произведения Листа включались очень редко… Лист воспринял это с огорчением…

    Когда Листа что-нибудь сильно затрагивало, он находил прибежище в иронии. В таком настроении им был создан Второй Мефисто-вальс. Он сочинил его в декабре на вилле д'Эсте и инструментовал затем позже, в Будапеште. Едва он был закончен, как

    9 марта его исполнили на одном из концертов Филармонического общества. Смелые, зовущие вперед гармонии этого сочинения остались на этот раз совершенно не понятыми будапештской прессой, обычно столь дружественной к Листу, и произведение вызвало отрицательные отзывы.” (http://www.e-reading.club/chapter.php/84120/119/Hankish_-_Esli_by_List_vel_dnevnik.html).

    То есть во Втором Мефисто-вальсе (Mephisto Waltz No. 2, S515 1881 – слушать по адресу https://patefon.net/mephisto-waltz-liszt) выражена ирония.

    Так если в быстрой части (минута звучания или больше – а всего там 9:45) я согласен иронию слышать, то при начале более медленной музыки меня берёт сомнение, что тут ирония. Да и вообще… По отношению к чему ирония?

    "Посредник смерти — дух отрицания и иронии — маска Мефистофеля — тоже издавна раздражала воображение Листа. Ирония черта воплощается им в целом ряде… в эпизодах из “Фауста” Ленау (1858—1859), второй “Мефисто-вальс” (1880), третий “Мефисто-вальс” (1881)…” (Асафьев. https://ale07.ru/music/notes/song/muzlit/asafiev_simf1_9.htm).

    Тут ещё хуже: 23 года подряд одно и то же умонастроение!

    А ведь "Этот великий музыкант и композитор 19 века в 42 года принял сан аббата” (http://baza-otvetov.ru/search/view/?q=%D0%AD%D1%82%D0%BE%D1%82+%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%B9+%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D1%82+%D0%B8+%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80+19+%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0+%D0%B2+42+%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0+%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%8F%D0%BB+%D1%81%D0%B0%D0%BD+%D0%B0%D0%B1%D0%B1%D0%B0%D1%82%D0%B0.+%D0%9A%D1%82%D0%BE+%D0%BE%D0%BD%3F или http://www.graycell.ru/simplemask.php?mask=%20&def=%20%E0%E1%E1%E0). Это в каком году? – 1811+42=1853.

    Теперь что-то брезжить начинает.

    В 1848 была всеевропейская революция. Она потерпела поражение. Лист на революцию обиделся. Счёл её бесовским происком. И стал дьявольское ненавидеть. Что шло в разрез с общей тенденцией. Из возбуждения выдыхающейся революционности родилась "Эстетика эффектов <…> эпохи упадочного романтизма” (Алленов. О некоторых особенностях композиционного построения картины Иванова “Явление Мессии”. Советское искусствознание ’79, 1.М., 1980). И Лист над нею издевался. Его идеалом стало что-то прохристианское с верой в сверхбудущее благо всем (это при кризисе-то христианства в то время позитивизма). Это экстремизм и тупик – можно пребывать в таком состоянии долго.

    По другим источниками он принял сан в 1865 году. Это замедляет его реакцию на поражение революции. Но я думаю, что с такой инерцией можно смириться.

    "…если внимательно вчитаться в его письма, можно увидеть его придворную жизнь совсем в неожиданном свете, как некий странный подвиг отречения” (Ветлугина. http://www.proza.ru/2010/09/28/861).

    А когда началась его придворная жизнь? – "Веймарский период его жизни (1848—1861)” (Асафьев). – Сразу после революции.

    "Лист принимает свое блестящее оперение светского льва со смирением, как рабочую одежду, теперь он умеет играть комедию. Чем дальше он живет, тем более точен: ему нужно внимание света — он получает его. Оно дает ему власть совершать поступки, соответствующие размаху его души. Когда-то в юности он, поняв, что является игрушкой для состоятельных господ, отплатил им той же монетой: он поставил ряд психологических экспериментов над ними. Например, им было установлено, что огрубление чрезмерно возвышенных образцов музыкальной классики путем сверхзвукового ускорения неизбежно приводит к аплодисментам. Этим, кстати, он более чем на сто лет опередил деятелей масскультуры, “модернизирующих” с помощью ударных Лунную сонату Бетховена (слушать оркестр Глена Миллера http://www.beethoven.ru/node/527). Но Листу подобные идеи кажутся столь же абсурдными, “как если бы какой-нибудь строитель вздумал увенчать коринфскими капителями колонны египетского храма”” (Ветлугина).

    То есть его виртуозность – это издевательство над непонимающими слушателями.

    Не знаю, знала ли это жена моего двоюродного брата, выпускница консерватории, когда тот её мне представил, и она меня захотела обаять и сыграла мне “Мефисто-вальс”.

    Некоторые современники Листа, наверно, догадывались, и вот он схлопотал немалый негативизм:

    "Все против меня. Католики – потому что они находят мою церковную музыку светской, протестанты – потому что для них моя музыка католическая, франкмасоны – потому что считают мою музыку клерикальной; для консерваторов я революционер, для “авениристов” – фальшивый якобинец. Что до итальянцев, кроме Сгамбати: если они гарибальдийцы, то ненавидят меня как ханжу, если на стороне Ватикана, то обвиняют меня в том, что я перенес грот Венеры в церковь. Для Байрёйта я не композитор, а рекламный агент. Немцы испытывают отвращение к моей музыке как к французской, французы – как к немецкой, для австрийцев создаваемая мною музыка цыганская, для венгров – иностранная. А евреи ненавидят меня и мою музыку без всякой причины…” (http://piotr-sakharov.livejournal.com/208561.html).

    Теперешние же комментаторы сплошь рассыпаются в похвалах Листу. Называют романтиком. Врут. И меня, когда я слушал теперь “Мефисто-вальс”, совершенно естественно брала оторопь. Начиная с того, что я слышал много злобности, что не вязалось с романтическим убеганием от злой действительности в свою прекрасную внутреннюю жизнь.

    Словно я имею дело с шекспировским “Гамлетом” (а ведь Шекспир того периода – маньерист):

    "В “Гамлете” преобладают образы, связанные со смертью, гниением, разложением, болезнью” (Аникст http://lib.rus.ec/b/75618/read).

    Но, наконец, я прозрел. Лист после революции 1848 года, оказывается, тоже имел идеал маньеристского типа.

    4 декабря 2017 г.

26.12.2017
14:59

Хорошо о Серебренникове.

    Задумываясь о своей жизни в целом, я прихожу к выводу, что наиболее на неё повлиял учитель физики Вадим Фёдорович Цыбуляк. Природа оказалась с тайной. С тайной . . .

25.12.2017
16:57

Правота и неправота Шкловского.

    Вы знаете, что такое перфекционизм? – Это убеждение, что наилучшего результата можно (или нужно) достичь. В патологической форме — это убеждение, что . . .

24.12.2017
22:01

Трубецкой и Ковальчук.

    Хорошо было мне с Берксом, шершаво изобразившим в 1979 году Эйнштейна, наплевательски относившегося к своему внешнему виду ради, получалось у меня, спасения людей . . .

22.12.2017
19:37

Нне зннаю.

    Смею ли я пытаться приближаться к толкованию рассказа Бунина “Чистый понедельник” (1944)… со своими сомнительными методами. Должен сказать, что надо мной довлеет . . .

20.12.2017
16:00

Совпало.

    Кто меня знает, знает, что я люблю, чтоб в произведении искусства было ЧТО-ТО, чему не находится слов, по крайней мере, поначалу. Я сидел, читал книгу маленьких эссе . . .

19.12.2017
20:07

Почему так мягко отвергнута советская власть.

    Продолжая название: в фильме Мельникова “Здравствуй и прощай” (1972). Написанию этой статьи я обязан злости. На низкий культурный уровень центрального . . .

16.12.2017
12:24

Свиридов.

    Есть такой термин – разорванное сознание. Оно часто случается в переходные эпохи. И я страннейшим образом являюсь его представителем. Потому страннейшим образом, . . .

<< 71|72|73|74|75|76|77|78|79|80 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100