TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


06.12.2025
22:17

Как два рецензента на один рассказ писали отзыв. Тема рассказа: все умрут.

     

    Закон, что дышло, куда повернёшь – туда и вышло.

    С.Воложин

    Мне попались тексты обоих агтагонистов, и я придумал приделать их рецензииям мотивации, обычно скрываемые.

    Меня поразила, можно сказать, сама по себе комичность фамилии автора Синичкин. Ну да это не выбирают… Но она оказалась символический через наоборот: мрак тут, а не веселость

    В первую очередь я осведомился не писал ли я о нём. Увы, я почти всегда теперь забываю, о ком пишу. Не западает в душу. Усталую, наверно.

    Не писал: “Собачий некролог” (2023), Синичкин.

    Во мне сразу зародилось нехорошее предчувствие, что не зря резанула эта нуместтная противоречивость. Так и есть: - Ацентированная скука (Надо подвести под нё теоретическую базу и хоть ею подзарядиться, чтобы не скиснуть.)

    Я свёл свою функцию в толковании до страшного, можно сказать, состояния. Я уже плохо понимаю, кому это может быть интересно.

    Для меня есть, грубо, 6 типов естественных идеалов (способных пребывать в ранге подсознательного) и неисчислимое число искусственных идеалов (рождающихся от замысла сознания). Первые – с недопонятностью, вторые – понятные. И естественные в веках превращаются друг в друга, отзываясь на дух времени. По странностям для времени своего создания я определяю содержание подсознательного идеала. А, если странностей нет, тоже определяю содержание – с негативизмом, что зря потратил время. Каждый подсознательный имеет, так сказать формулу идеостиля. Очень короткое определение. И вот к этой мизерности я свожу свою деятельность.

    Теперь читаем и ищем странности.

    Какое-то уно моменто, только без комичноси.)

    Странности принято цитировать, но странность тут – переогромное количество слов (я их пронумерую) с негативной аурой, и каждое оно само со себе не странное, обычное, затёртное слово – вот начало: “сыро10”, “снег17 с дождём18”, “мало27”, “щупленьким37

    Самое счастливое место: “крысопсянчик”, “с опаской”, “Хозяину пришлось тащить меня”, “я не мог заставить себя”

    Первая смерть: “Луна умерла первой”, “а мама с бабушкой плакали, и мама рассказывала, что Луна бегала, как обычно, по участку, гавкала – и упала без чувств, а дед выкопал глубокую яму за домом и похоронил её там”… Я всё понял позже. Мы проводили на даче новогодние праздники. Луны нигде не было. В доме стоял её запах, кое-где в углах я находил клочки её шерсти, но сама она исчезла. В первый вечер нас выпустили побегать по заснеженному участку. Веня позвал меня, и мы побежали за дом. Веня сел и уставился на крохотную ёлочку. Я спросил его, на что он смотрит. Не поворачиваясь ко мне, он ответил: на Луну. Я проследил за его взглядом, тоже сел и поискал глазами и носом Луну. Там же никого нет, сказал я. Она там, под землёй, возразил он, когда мы умираем, наше тело кладут в землю, а душа покидает его и поднимается высоко-высоко, до самого чёрного неба”.

    Никакого искусства слова не найдя, я решил голопопом по европам проскакать по рассказу и не цитировать. И тем тоже выразиь своё “фэ” обрыдлой теме и серому языку.

    Вот Крысопсянчик (вторая собачка) постарел и выжил из ума. – Словесная тягомотина длится не прекращаясь.

    Вообще-то это признак, так сказать, доведения читателя до предвзрыва того врыва, который мыслится такой силы, чтоб вышвырнуть восприемника вообще вон из Этого дрянного мира в принципиально недостижимое метафизическое иномирие (формула идеостиля ницшеанства). Оно – лучше Этого мира. И дать катарсическое выражение этого иномирия – это как суметь достичь иномирия.

    Но почему какая-то не такая тоска с как с ницшеанцем Чеховым? У Чехова ужас не сразу прорисовывался. А у Синичкина, как любовь в нынешних сериалах. Раз – готово.

    Это у него, наверно, от осведомлённости сознания в замысле, что сочинить: произведение в духе наикрайнейшего разочарования во всём. То есть нет недопонятности.

    Ну, и что там в итоге?

    Ну в том же духе. Слегла бабушка, потом все. Умерла бабушка быстро, а дедушка – долго. Сам главный герой тоже умер. И витает в собачьем раю.

    Что сказать?

    Пожму плечами и больше ничего.

    9 декабря 2023 г.

    Вторая рецензия.

    Гореликова

    Да не убоишься ты ужаса, или De rebus naturat

    У! как теперь окружена латинским холодом она!

    Что ж это за: “De rebus na”? – “De rebus naturae” о вещах природы (гуглоперевод). Когда на самом деле: всему капут.

    А, по-моему, очччень смелое прочтения вещи с ницшеанским посылом: все в землю лягут, всё прахом будет.

    Мне в жизни встретился случай, что отец, кандидат химических наук, с целью сохранить психику сына скрывал от него теорию Большого Взрыва, ибо она логически чревата Большим Схлопываием.

    Почему возникает сама потребность толковать пессисмистическое произведение оптимистическим?

    У религии спасения большой опыт имеют превращения минуса в плюс. То есть никакого морального дискомфорта не переживает Гореликова, когда говорит о будущем вещей в неопределённости

    В социальном плане – это охранительность, очень востребованная сейчас, когда герои нужны. А Синичкин – утраррреволюционер, если б обратил очи долу из иномирия.

    “Грустная ли это история о смерти любимой собаки? О да. Но не только”.

    Но просочилось…

    Как сделано, что остальные смерти у Гореликовой преуменьшены? – Изменением на слова с безэмоциональной аурой.

    “В рассказе “Собачий некролог” из восьми персонажей пятеро умирают”

    Даже само “умирают” стирается в душевности на фоне чиновничьего тона.

    Ну и, конечно, при такой эквилибристике словами и аурами появлятеся возможность Синичкина хвалить.

    “Ах, как хороша эта деталь, тёплая кофточка. Повеяло чем-то диккенсовским, его фирменной фишкой – добротой незнакомцев”.

    (Чтоб злые типы, вроде меня не шпыняли нудотой)

03.12.2025
11:59

Синичкин

    В первую очередь я осведомился не писал ли я о нём. Увы, я почти всегда теперь забываю, о ком пишу. Не западает в душу. Усталую, наверно. Не писал: “Собачий . . .

03.12.2025
07:37

В чём права Пугачёва

    Она приезжала в Россию по каким-то делам, уехала и огрызается на недобрый приём где-то. Открытым письмом. То есть и мне, получается. Мне – как идейному антагонисту . . .

18.11.2025
19:11

Четырнадцатое продолжение. Путь в духовную элиту

    Начало тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут и тут. . Наконец, Гройс заканчивает, а я б мог торжествовать: выведенное мною самостоятельно . . .

17.11.2025
19:55

Тринадцатое продолжение. Путь в духовную элиту

    Начало тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут и тут. . Следующее имя – Франциско Инфанте. Должен заметить, что я получаю немалое удовольствие от того, . . .

13.11.2025
10:42

Двенадцатое продолжение. Путь в духовную элиту

    Начало тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут и тут. . Следующее имя – Иван Чуйков. Начну введение в курс дела издалека. (Читающему эту часть комментариев . . .

07.11.2025
09:15

Одиннадцатое продолжение. Путь в духовную элиту

    Начало тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут и тут. . Статья Гройса продолжается. “Он [художник] выявляет и предлагает взгляду такую форму, присутствие . . .

01.11.2025
18:43

Десятое продолжение. Путь в духовную элиту

    Начало тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут и тут. . Опять статья Бориса Гройса, теперь в самом деле не художественное произведение. * “Сколько ни говорилось и . . .

31.10.2025
18:10

Девятое продолжение. Путь в духовную элиту

    Начало тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут и тут. . Следующая статья в книге “Московский концептуализм”, Бориса Гройса, заставляет меня перестать опираться на . . .

27.10.2025
17:34

Восьмое продолжение. Путь в духовную элиту

    Начало тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут и тут. . Монастырский продолжает примеры неожиданностей в произведениях концептуализма следующими отечественными . . .

23.10.2025
13:16

Кризис науки об искусстве (Из частной переписки)

    …Ведь это вредит Вашему имиджу исследователя. Навлекаете на себя обвинения в дилетантства. Зачем? * …Можно ответить и про имидж. Во-первых, я не люблю . . .

27.09.2025
14:59

Эмигрировав в США, Кабаков скис

    Каким он был свежим, надо читать хотя бы предыдущую статью (см. тут). Это был уровень неприкладного искусства, т.е. с подсознательным идеалом (ницшеанства). Весь . . .

23.09.2025
14:04

    . . .

20.09.2025
13:08

Осторожно! Абарин

    Чувство истины, наверно, у меня развилось от почти ежедневных попыток открывать скрытый смысл произведений искусства. Но с Абариным – другое. У него, если и . . .

20.09.2025
13:07

Осторожно! Абарин

    Чувство истины, наверно, у меня развилось от почти ежедневных попыток открывать скрытый смысл произведений искусства. Но с Абариным – другое. У него, если и . . .

20.09.2025
13:05

Осторожно! Абарин

    Чувство истины, наверно, у меня развилось от почти ежедневных попыток открывать скрытый смысл произведений искусства. Но с Абариным – другое. У него, если и . . .

16.09.2025
20:02

Фоме Неверующему о Высоцком

    Ну так он назвался – для прикола и интернетской личной безответственности – Фома Неверующий. Не убедил я его и раздражил – самоуверенностью. И прислал он список . . .

12.09.2025
20:10

«Не виноватая я!» Мне ИИ лажу подсунул

    Может, кто не знает… Искусственный интеллект Дзена под комментариями под статьёй в канале Дзена даёт похожие статьи других каналов Дзена. И под моей статьёй о . . .

09.09.2025
20:24

Седьмое продолжение. Путь в духовную элиту

    Начало тут, тут, тут, тут, тут, тут и тут. . Очень тяжёлый путь. Следующие упомянутые два произведения я не смог найти в интернете. Одно описания не имеет “Посадка . . .

19.08.2025
11:05

Шестое продолжение. Путь в духовную элиту

    Начало тут, тут, тут, тут, тут и тут. . Следующим упоминается произведение Гройса “Визит” (1980). Вот уж где во всю используется человеконенавистническое отношение . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100