Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
08.04.2022 |
Неужели я маньяк? (Про Бродского и про недогосударство Украину)
Кем был Катон Старший, все выступления в сенате заканчивавший словами: “Кроме того, я думаю, что Карфаген должен быть разрушен”? А я всюду хочу протащить влияние подсознательного идеала. Один из них, ницшеанский, меня особенно будоражит. За мистичность и космичность. Возможно, это связано с глубоким, получается, впечатлением от атомной бомбардировки. Мне тогда было 7 лет. Я начал склоняться к религиозности. Я увидел при свете зарницы Бога со свитой. Мой дед очень странно молился (в городе после войны не было синагоги, и он молился дома, и я обещал ему вырасти и дать деньги на постройку синагоги). Бабки моих товарищей, украинцев, усиленно заговорили об Апокалипсисе, пацаны их речи передавали друг другу. Я впечатлялся. Разрушенную снарядами церковь возле нашего двора пацаны называли знаменитым местом. Тут, мол, встретились Всемирный Потоп и Всемирный Огонь и поглотили один другого. Страсть что… А ницшеанство часто выражается путём доведения восприемника до предвзрыва, обещающего такой силы взрыв, что он вышвырнет тебя в иномирие из Этого мира, плохого-преплохого всячески, вплоть до того, что непереносима сама причинность. – Вон, Ницше сочинил: Против законов
Ницшеанец, сверхчеловек, ненавидит обычных людей. И единственно, с чем может примириться, это с чем-то, приближающимся к Абсолюту, к Вечности. Например, со своим народом примириться, как Бродский, с русским (см. тут). Это великий народ. Потому ему не грозит исчезновение в порядке осуществления того закона природы, что языков на планете становится всё меньше, и в каком-то будущем останется несколько. Как-то прослышав про этот закон, я в детстве рационально решил, что русский язык точно сохранится и потому буду-ка я русским, а не евреем. (И стал-таки в результате по самоощущению русским после 10 лет отроду, когда меня из Украины увезли в Литву, где мой суржик был совершенно неуместен.) Через 40 лет я вернулся жить на Украину, и со слабым сочувствием увидел, что украинский язык неконкурентоспособен. А Украина, обретя независимость, предательски проголосовав за неё на референдуме, в том же году, раньше, проголосовав на референдуме же за сохранение СССР, осталась недогосударством, каким была всю свою историю и в составе СССР, и до воссоединения с Россией в 1654 (металась, к кому бы прислониться; все окружающие народы имели государственность, и только Украина – нет). И в составе царской России она то и дело косила в предательство (Выговский с Польшей, Мазепа с Швецией, Скоропадский с Германией, Петлюра с Польшей). И мне, считающего Бродского ницшеанцем, подумать, что доведение читателя до предвзрыва естественно увидеть в ненависти к Украине, второй референдум в которой в 1991 году привёл к распаду СССР. К этому недогосударству (гений Бродского как в воду глядел в 1991 году {первое чтение стихотворения зафиксировано в 1992 году, а есть много черновиков – Бродский, видимо, долго его писал}). То есть ненависть Бродского к Украине есть частный случай ненависти к человечеству (которое ж обыкновенно в своей мещанской низменности и своекорыстии). На независимость Украины
Больше всех досталось украинцам. Но и русские схлопотали под сурдинку: "семьдесят лет в Рязани”. Он и над пушкинским “Нет, весь я не умру…” посмеялся. Это, мол, самообман, что можно надолго продлить некую жизнь творчеством. Все будут забыты. А украинцы-де всё равно превратятся в русских и будут хотеть по-пушкински сохраниться. А шевченковское –
есть враньё. Нет Бога. 17 февраля 2022 г.
|
||||||
06.04.2022 |
Признаю: я доведён до какой-то крайности…
|
||||||
05.04.2022 |
Боже! Ну что мне так не везёт?
|
||||||
04.04.2022 |
О покойнице – хорошо. Об Ирине Антоновой
|
||||||
02.04.2022 |
О побочной пользе понятия «подсознательный идеал»
|
||||||
01.04.2022 |
|
||||||
31.03.2022 |
Снявши голову, по волосам не плачут (про Алексея Чичерина, вытесненного из литературы)
|
||||||
30.03.2022 |
Когда же кончится этот кошмар в науке об искусстве?
|
||||||
29.03.2022 |
|
||||||
28.03.2022 |
Лучше я ошибусь, и пусть меня поправят, чем промолчу, и никто думать об этом не станет
|
||||||
27.03.2022 |
|
||||||
26.03.2022 |
Я и проект Указа о традиционных российских духовно-нравственных ценностях
|
||||||
25.03.2022 |
|
||||||
24.03.2022 |
Почему я – учитель, не умеющий учить
|
||||||
23.03.2022 |
Якобы натурализм Олега Васильева как наркотик
|
||||||
22.03.2022 |
|
||||||
21.03.2022 |
Олег Васильев обрёк меня на непрекращающуюся тревогу
|
||||||
20.03.2022 |
Люблю себя озадачить. Например, абы где увидеть, что Юон – насмешник
|
||||||
16.03.2022 |
|
||||||
14.03.2022 |
Неужели же я так и не облажаюсь с этим Олегом Васильевым?
|
<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"