Проголосуйте
за это произведение

Super Ratio

И.М. Гуревич

О возможности сохранения Разума при космических и планетных катаклизмах

Существование Земной цивилизации (ЗЦ) с определенной вероятностью может быть прервано в близком будущем при столкновении Земли с массивным космическим телом или космическим излучением высокой интенсивности. Неблагоприятные климатические изменения и неразумное поведение людей также могут стать причиной прекращения существования ЗЦ. Поэтому естественно обсудить проблему сохранения "Разума" и, исходя из особенностей процесса познания Вселенной [1, 2], наметить методы ее решения. Проблема сохранения "Разума" является одной из проблем SETI и не может быть решена без привлечения ученых разных специальностей: астрофизиков, радиофизиков, специалистов по космической технике, информатике, обучению, биологов, психологов, врачей, ...

Можно выделить два этапа познания Вселенной.

1. Формирование "Разума". Продолжительность этапа формирования "Разума" может оцениваться временем с возникновения жизни (появление прокариотов) 3,8 млрд. лет [3], или временем начала формирования солнечной системы ~ 5 млрд. лет, или временем существования Вселенной ~ 15 млрд. лет.
  2. Собственно познание Вселенной "Разумом" и развитие "Разума" в ходе познания Вселенной. Начало научного познания Вселенной, по-видимому, можно отсчитывать от начала познания ЗЦ математических истин. Продолжительность этапа познания Вселенной может оцениваться по известным археологическим и историческим данным - всего несколько тысяч лет. За это время "Разум" существенным образом (на много порядков) сжал и продолжает сжимать информацию, содержащуюся во Вселенной ( ~ 1090 бит) [1-2].

Вторичное формирование "Разума" крайне маловероятно, поэтому необходимо сделать все возможное для сохранения "Разума". Предлагаемое решение - создание и использование познающих комплексов - минимальных субъектов познания (МСП). Для сохранения результатов познания и самого процесса познания ("Разума") предлагается сформировать несколько "минимальных" субъектов познания, разместить их на Земле, Луне, планетах солнечной системы и отправить в космос, предусмотрев периодическую корректировку Земной цивилизацией их баз знаний и начало самостоятельной работы МСП в случае гибели ЗЦ.

Следует отметить, что задача сохранения "Разума" при катаклизмах человечеством уже решалась. Ноев ковчег несколько тысяч лет назад спас зарождавшийся земной "Разум" от всемирного потопа. Минимальный субъект познания это Ноев ковчег наших дней, призванный сохранить "Разум" при возможных катаклизмах. МСП состоит из уже сформированного "Разума" и минимальных ресурсов его обслуживания.

1. Сформированный "Разум" МСП это:

1. Минимальные ресурсы обслуживания процесса познания (минимально необходимая среда обитания "Разума") это:

Отметим некоторые особенности проблемы сохранения "Разума".

1. Сохранение "Разума" наряду с собственно познанием должно стать приоритетной задачей Земной цивилизации.
    2. Минимальный субъект познания не может быть автоматическим, он обязательно должен включать людей.
    3. Размещение МСП во Вселенной - это "полет без возвращения " [4].

Проблема сохранения "Разума" путем формирования минимальных субъектов познания в значительной мере решаема в настоящее время. Кроме того, формирование минимальных субъектов познания - задача, решение которой нельзя откладывать. В связи с этим, предлагается включить в российскую и международные программы SETI на ближайшие 10-20 лет, задачи сохранения "Разума". Это задачи, решение которых возможно на Земле и в пределах солнечной системы:

При посылке космических кораблей на планеты солнечной системы, создании

поселений необходимо отрабатывать решения по сохранению "Разума", реализовывать фрагменты МСП.

Проблема сохранения "Разума" и проблема осуществления межзвездных путешествий

имеют много общего. Поэтому важна готовность человечества к межзвездным путешествиям. Рассматриваются разные аспекты организации межзвездных путешествий (численность команды, возможная структура управления, выбор космического корабля, скорость полета, удобство для экипажа, продовольственное снабжение, готовность к полету, ...). Предложены и готовы к реализации конкретные решения. Вместе с тем, прежде чем начнется реальное осуществление межзвездных полетов, потребуется решить много научных, технических, социальных проблем. На их решение потребуются многие годы. Но это уже обозримое будущее.

По мере реализации предлагаемых задач, готовности ЗЦ к межзвездным путешествиям, необходимо будет подготовить и направить во Вселенную несколько МСП.

Моделирование процесса познания Вселенной и работа МСП позволит получить экспериментальный ответ на вопрос В. М. Липунова, заданный автору в частной беседе, "Почему на познание Вселенной требуется всего несколько тысяч лет и всего несколько гениев?", а также получить фундаментальные ограничения на минимально необходимые ресурсы для познания Вселенной.

Используемые источники

1. Гуревич И. О познаваемости сложных систем: Познаваема ли Вселенная? Наука и культура 06.VII.2004. http://www.pereplet.ru/text/gurevich/gurevich.html.
  2. Гуревич И.М. Сжатие информации "Разумом" в процессе познания Вселенной. Настоящий сборник.
  3. Панов А.Д. Кризис планетарного цикла Универсальной истории и возможная роль программы SETI в посткризисном развитии. НИИЯФ МГУ, г. Москва. http://lnfm1.sai.msu.ru/SETI/koi/articles/krizis.html.
  4. Гиндилис Л. М. SETI: Поиск Внеземного Разума. Физматлит. Москва 2004.

Научный Форум

267786  2006-04-24 13:54:40
-

267807  2006-04-26 03:13:13
FEV
- Детская наивность (для определенности, предлагаемая задача гораздо сложней задачи - сделать жизнь человека бессмертной). Если продление существование Земной цивилизации (ЗЦ) возможно при ╚малых╩ катастрофах, то бороться с глобальными катастрофами невозможно. Даже при известных периодах похолодания (оледенение, которое по историческим данным должно наступить в ╚ближайшем╩ времени) существование земной цивилизации бод большим вопросом. (Не являются ли известные ╚чудеса света╩ посланием нам от ранее существовавших ЗЦ?) Природа устроена так, что ╚конец света╩ неизбежен, к примеру, вследствие вспышки сверхновой звезды вблизи от Солнца (так природа стерилизует (избавляется) от разумной цивилизации!)

267823  2006-04-28 08:33:23
Александр Кузнецов
- >Ноев ковчег несколько тысяч лет назад спас зарождавшийся земной "Разум" от всемирного потопа.

В самом деле?

Биологи смеються над этой сказкой: пары особей совершенно недостаточно для выживания вида. Тем более невероятно, что ни один вид не погиб при таком спасении.

Здесь без чуда явно не обошлось. Поэтому заслуги Ноя мне представляются несколько преувеличенными.

273534  2007-04-24 15:58:14
РТФ
- Если я правильно понимаю, то И.М. Гуревич, это редактор русского Pattern Recognition and IA?

293533  2010-08-24 13:25:29
марина
- Чудо в том, что мы можем осознавать свое существование.А то, что природа стерилизует избавляясь от разума ,мало вероятно .Разум всего лишь следующий виток развития.

293585  2010-09-02 00:31:17