TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Портал | Содержание | О нас | Пишите | Новости | Книжная лавка | Первая десятка | Топ-лист | Регистрация | Дискуссионный клуб | Научный форум | Исторический форум | Русская идея

Тип запроса: "И" "Или"


Сердитые стрелы Сердюченко  Книга Писем Владимира Хлумова  Слово Владимира Березина  Золотые прииски  "Классики и современники" Олега Павлова  "Тайная история творений" Владислава Отрошенко  
Дискуссия

КОШАЧИЙ ЯЩИК Василия Пригодича


КОШАЧИЙ ЯЩИК
Василия Пригодича


О проекте


23.05.2004
02:34

"Алмазная колесница", или Путь к Будде Амида - заметка Василия Пригодича

26.04.2004
23:58

"Маленькая барабанщица", или Большая книга - заметка Василия Пригодича о романе Д. Ле Карре

12.04.2004
00:34

Байки кремлевской диггерши, или Потерянный рай - первая после долгой болезни заметка

    Байки кремлевской диггерши,

    или Потерянный рай

    Давно не писал я ничего путного: болел. За мной, читатель! Поговорим о самой скандальозной книге минувшего года: Елена Трегубова. Байки кремлевского диггера. М., Издательство ╚Ад Маргинем╩, 2003. 382 С. Тираж 50 000 экземпляров. Это издательство, вопреки административному нажиму, отличается тем, что издает НЕОРДИНАРНЫЕ книги. Из-за чего скандал? В книге идет речь о кремлевской хунте (так скажем), √ вот и скандал. У начальства высокого ума нет (вечно в истории российской), посему был хамски снят с эфира репортаж о книге в передаче ╚Намедни╩ Леонида Парфенова (НТВ), у дверей квартиры Трегубовой был подожжен взрывпакет. К чему это привело? К тому, что ╚Байки╩ давно занимают первое место в рейтингах книжных продаж.

    О слове ╚диггер╩ (по-английски ╚diggers╩ - копатели). Так именовали себя сторонники Джерарда Уинстенли, лидера крайне левого крыла Английской революции. Движение диггеров (╚истинных уравнителей╩) было подавлено военным диктатором Оливером Кромвелем. В наши времена диггерами именуют себя люди, изучающие городские подземелья, тоннели, канализационные стоки и т.д. Трегубова, изгнанная из журналистского кремлевского пула, в предисловии пишет: ╚┘на протяжении всех этих лет я чувствовала себя диггером из фантастического фильма, который спускается и в кромешной темноте и адском зловонье пробирается по запутанным лабиринтам. И, наконец, √ что самое мучительное √ вступает в контакт с местными обитателями. Внешне они иногда слегка напоминают людей, но в действительности √ совсем не люди, а абсолютно другой, даже не скрещивающийся с нами биологический вид╩ (С. 15-16).

    Это пафосное заявление не совсем верно, скорее, совсем не верно, ибо прочитав эту исключительно занятную и забавную книгу, читатель приходит к простому, как мычанию, выводу: они √ люди, такие же, как мы с вами, только хуже нас, намного хуже, ибо им несравненно больше приходится лгать, подличать и изворачиваться (как говаривали опытные питерские проститутки: ╚суетиться под клиентом╩). Мы склонны демонизировать ВЛАСТЬ, наделять ее сакральными и мистериальными функциями, харизматическими обертонами, а на самом деле не только КОРОЛЬ голый (см. главы: ╚Как меня вербовал Путин╩, ╚Как Путин кормил меня суши╩, ╚Мой ⌠друг■ Володя Путин╩, ╚Как Путин испортил мне Пасху╩,╚Борис Ельцин, живой и мертвый╩, ╚Дедушка старый, ему все равно╩), голые и свита, и обслуга-прислуга, да и сама хроникерша без одежды. Вот так! Кремлевские реформаторы, как правило, у Трегубовой √ ╚отвязанные╩, ╚реальные и правильные пацаны╩, пестующие не благополучие России-Матушки, а собственные вульгарные шкурнические интересы.

    Думается, поэтому книга и вызвала высочайший гнев. Автору следовало подпустить мистического тумана, набросить на кремлевских фигурантов покрывало Изиды, романтический флер, ничего этого нет, посему ╚байки╩, вопреки желанию автора, воспринимаются как документальная сатира. Небожители оказываются злобными лилипутами-интриганами, зачастую коварными и подлыми. Рекомендую эту книгу всем: бодрит и отрезвляет, как огуречный рассол после ночи непомерных возлияний.

    Вся книга пронизана стенаниями о травле, о несправедливом исключении журналистки, публиковавшейся в ╚Русском телеграфе╩, ╚Известиях╩, ╚Коммерсанте╩, из прикормленной кремлевской ╚машиной╩ пишущей кодлы. ╚Байки╩ еще полны дамской обиды на несостоявшийся роман с┘ √ молчок. Читайте сами. Трегубову выгнали взашей из элитарной ╚тусовки╩. Вот почему я вынес в заголовок название знаменитой поэмы ╚Потерянный рай╩ (1667) Джона Мильтона, яростного участника политических пертурбаций в Англии середины XVII века. Автор одновременно ╚мстит, кроваво мстит╩ (слова Карандышева из драмы А.Н.Островского ╚Бесприданница╩) обидчикам и робко пытается сказать: ╚Папа, я больше не буду╩.

    Мадемуазель Трегубова нарушила некоторые тайные ╚законы╩, за что и была изгнана из корпорации. Какие? Читайте и обрящете. Читатель, любое человеческое сообщество: страна, правительство, бизнес-круг, ученый совет Кембриджского университета, коллегия адвокатов, Международный ПЕН-клуб, тюрьма, казарма, больница и прочая, и прочая, и прочая √ живут по определенным законам, которые не следует нарушать, ибо это жестко карается. Мы не говорим об уголовном законодательстве √ другая песня. Нарушение корпоративных законов, в конечном итоге, наказывается изгнанием из корпорации. А нарушение императивных поведенческих узаконений в российской тюрьме, казарме и больнице карается смертью (я совершенно серьезно).

    Книга написана пленительным ╚макароническим╩ языком: горючая смесь комсомольского жаргона, новорусского ╚новояза╩ с ╚канцеляритом╩. Все время встречаются обращения: ╚Володь╩, ╚Володя╩ (понятно к кому, да?), ╚Борь╩, ╚Борька╩, ╚Саш╩, ╚Стальевич╩, ╚Сережа╩, ╚Лужок╩, ╚Берёза╩, ╚Рома╩, ╚Лёша╩ (вот здесь раскроем обращение √ Кудрин) и т.д. Не чурается автор и табуированной лексики, к примеру, главки ╚Ну, все ребята, вам п┘ц!╩, ╚Уё┘ть отсюда! И поскорее╩ (так у автора). Процитируем яркий образчик стиля: ╚Чубайс √ вдохновенный Вольный Каменщик!.. В смысле Чубайс как раз Невольный Каменщик! Он √ фиганутый на голову масон, работающий круглые сутки, человек миссии, абсолютно бескорыстный. Именно из-за этого его каждый раз так все и имеют╩ (С. 301). Умри, Денис, лучше не скажешь. Подобные цитаты можно было бы многократно умножить, но зачем. Кстати, все кремлевские насельники у Трегубовой √ фельетонные негодники и записные мерзавцы. Симпатию у автора вызвали лишь Чубайс, Ельцин и олигарх Владимир Евтушенков. Очень жаль, что книга не снабжена именным указателем: это был бы ╚бекедер╩-путеводитель по закоулкам кремлевской власти.

    Кстати, книга не только уморительно смешна, но и поучительна. Читатель постепенно приходит к несложной мысли, мол, политика вершится не президентом, правительством, парламентом, а зачастую случайными людьми за кулисами, в приемных, ╚под ковром╩, в кулуарных разговорах, на лестницах, в коридорах и на кухнях. К примеру, Трегубова утверждает, что многие важные политические решения принимались-октроировались на даче знаменитой российско-британской журналистки Маши Слоним. Автор четко фиксирует правительственные ╚наезды╩ на свободную прессу, телевидение, радио, попытки обуздать их и стреножить. Поражает поведенческая и вербальная пошлость, пошлость и пошлость кремлевских ╚небожителей╩. Удивляет и то, как бессовестно легко продаются-перекупаются журналисты. Эх, ╚четвертая власть╩┘

    Путина Трегубова не любит. Почему? Читайте книгу, она того стоит. Скажу лишь, что психологический портрет Владимира Владимировича, созданный мадемуазель-журналисткой, точен, странен, пристрастен и┘ пугающ (так скажем). Путин у Трегубовой √ некий механизм, спроектированный для┘ √ опять молчок. С несравненно большим пиететом Трегубова описывает удивительные похождения Бориса Николаевича. Сцена, где на королевском банкете в Стокгольме Ельцин, разогретый звоном и содержимым ╚чаш╩, решил женить Немцова на кронпринцессе, не уступает лучшим страницам ╚Русского Ювенала╩ √ Н.Щедрина (главка ╚Стокгольский кошмар╩). А вот и вывод автора книги: ╚Дедушке можно было простить все. Потому что он всегда, не важно √ вменяемый или невменяемый, живой или мертвый, √ оставался крутым╩ (С. 57). Чудил старый барин, что и нравилось обслуге, а вот новый барин не чудит┘ Процитирую поразительный фрагмент из книги: ╚Как-то раз на мои упреки в изобретении Путина Березовский признался: √ Слушайте, Лена, да я в тот момент его и не знал почти! Ну два раза вместе водки выпили √ и вперед, в президенты! Зная легендарную динамичность Березовского, в это охотно верится╩ (С. 377).

    Собеседники ╚кремлевской диггерши╩ чрезвычайно, предельно откровенны. Вот признание ╚Славы╩ Суркова √ ведущего кремлевского политтехнолога из администрации президента Путина: ╚Знаешь, вот попомни мое слово: сейчас, конечно, застой, но еще через несколько лет вы все еще вспомните с благодарностью, что мы этот застой удерживали! Потому что сейчас еще лет восемь в стране застой будет, но зато потом √ ка-ак еба┘ет √ никому мало не покажется!╩ (С. 375). Радужные перспективы, а? Сказано простенько и со вкусом.

    Читаешь эту забавную книгу и вдруг впадаешь в грусть-тоску. А что с Родиной-то будет, если арапа заправляют какие-то бесцветные и пустые человечки. Да, да, бесцветные и пустые √ именно так. Поживем √ увидим.

    Я уже сказал, что книга проникнута некоей дамской обидой, в ней много, увы, истероидных интонаций, автор страдает в существенной мере и манией преследования. Трегубова еще очень молода, в ее тексте очень много детского, капризного, максималистского. В ее обличениях зачастую важны не сами фиксированные факты, а девчоночье желание сказать: я, я, я, смотрите, с какими крутыми дяденьками я ходила на дискотеку. Но есть в книге и совершенно иной ╚сокрытый двигатель╩: слезы и боль за Россию, проповедь свободы во всех ее проявлениях, манифестированное отвержение любых притеснений и утеснений. Работа в кремлевском журналистском ╚пуле╩ нанесла Елене Трегубовой тяжелейшую психологическую травму. Все пройдет, и это пройдет. Писательница еще порадует нас новыми ╚байками╩.

    Василий Пригодич.

    7 апреля 2000 г.

31.03.2004
20:43

"Над забытым и прожитым" - цикл никогда не публиковавшихся рифмованных текстов

31.03.2004
20:43

"Над забытым и прожитым" - цикл никогда не публиковавшихся рифмованных текстов

19.03.2004
19:40

Василий Пригодич. "Над прожитым и забытым..." Цикл никогда не публиковавшихся стихотворений

21.02.2004
21:03

Василий Пригодич. "Мы знаем Пушкина - человека..."

28.01.2004
02:40

"Сон о Собаке" - цикл стихотворений шестнадцатилетнего поэта Даниила Гражданкина

22.01.2004
18:46

Пресс-релиз Союза Российских писателей

22.01.2004
18:45

Пресс-релиз Союза Российских писателей

22.01.2004
02:36

Судьба Дома писателей - дома Ростовых (письма Светланы Василенко и Андрея Коровина).

16.01.2004
18:51

Стихотворение Василия Пригодича "Волошину" - первая публикация

13.01.2004
02:17

Цикл стихотворений восемнадцатилетней Анны Минаковой (поэт, художник, музыкант)

08.12.2003
01:40

"Судьба - навозная хаврония..." - новое стихотворение Василия Пригодича

26.11.2003
16:53

Большой цикл стихотворений поэта Имануила Глейзера (Сан-Франциско)

25.11.2003
18:59

Постнеклассическая трагедия, или Критика критики - заметка вторая Василия Пригодича о сборнике литературных фельетонов Виктора Топорова

20.11.2003
18:29

Критика критики, или Постнеклассическая трагедия - заметка первая Василия Пригодича о сборнике литературных фельетонов Виктора Топорова

20.11.2003
18:28

Критика критики, или Постнеклассическая трагедия - заметка первая Василия Пригодича о сборнике литературных фельетонов Виктора Топорова

17.11.2003
03:55

Генрих Нейгауз (младший). Старые фотографии. Глава вторая. Шимановские. Блуменфельды.

01.11.2003
22:40

Письмо Г.Нейгауза, мл. о фестивале (конкурсе?) имени Г.Г.Нейгауза

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Помощь корреспонденту Добавить новость

Если Вы хотите стать нашим корреспондентом напишите lipunov@sai.msu.ru

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Ссылки | Статистика | Дискуссия

Литературные страницы
Современная русская мысль
Навигатор по современной русской литературе "О'ХАЙ!"
Клуб любителей творчества Ф.М. Достоевского
Энциклопедия творчества Андрея Платонова 
Для тех кому за 10: журнал "Электронные пампасы"
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

© 1999, 2000 "Русский переплет"
Дизайн - Алексей Комаров


Rambler's
Top100
  Rambler's Top100

Rambler's Top100