TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


03.04.2020
18:03

Почему Бродский писал по-русски и вне родины

    Бродский разочаровался во всём Этом свете. Естественно. Стал ницшеанцем. То есть его подсознательным идеалом было принципиально недостижимое метафизическое . . .

02.04.2020
11:11

Всё глубже и глубже и глубже. (Читаем Лосева.)

    Всякий стиль углублен до мировоззрения, а всякое мировоззрение конкретизировано и доведено до стиля. Лосев. Прочли, читатель, эпиграф? А я хочу ещё большей . . .

31.03.2020
12:22

Поражение, почти равное победе

    Я вздумал опубликоваться в рецензируемом журнале. Смешно началось. За эл. почтой следят и вставляют соответствующую рекламу. Ну вдруг вставили рекламу помощи . . .

29.03.2020
16:31

Провал или спасусь?

    Я был очень благополучен, обнаружив соответствие спусков и подъёмов на большой Синусоиде идеалов в искусстве истории смены общественных формаций (см. тут). Тем . . .

28.03.2020
12:32

На что я уповаю

    Так жаль, что каждый раз, начиная писать, я стою перед проблемой ввести в курс того почти маниакального состояния, которым я одержим: поиском следов . . .

26.03.2020
09:38

Что-то про ничто

    К непосредственному впечатлению в случае с песней Веберна “Как я рад!” (1934) обращаться бессмысленно, но я предлагаю обратиться, чтоб удостовериться (слушать тут) . . .

25.03.2020
17:52

Красота и водка

    Почему вымерли ненандертальцы? Оттого, что оледенение Европы кончилось? Мамонты исчезли, главная еда неандертальцев? Или сжили их со света более умные . . .

24.03.2020
09:56

Энергия новичка

    Энергия новичка смешна у старика, но что делать – интересно… Может, заражу кого – и тому будет тоже интересно… Я наткнулся на цитирование Кибирова, понятое, . . .

23.03.2020
13:33

Неисповедимы...

    Есть особый восторг, когда совпадают ну тончайшие соображения. Ну тончайшие. Такое произошло со мной от чтения у Эфроса, как Цвейг оказался равнодушным к “Боярыне . . .

22.03.2020
18:11

Ёкает?

    Когда-то давно я слышал (по радио) легенду, как султан решил определить, кто из славящих его поэтов настоящий поэт. Он объявил, что отныне не будет платить за . . .

14.03.2020
17:04

Кошмар

    Имея довольно мало объективных доказательств естественно нарываться на провалы. Это я о приходе Шнурова в политику в “Партию Роста”, партию капиталистов . . .

13.03.2020
18:40

Целесообразность одного теоретического допущения в науке об искусстве

    Новые теоретические допущения целесообразны, если они отражают действительность. Рассмотрим подсознательный идеал автора. Был ли он зафиксирован наукой об . . .

11.03.2020
12:33

Геометрические страсти, в частности, бесстрастие

    В школе я проявлял две в чём-то противоположные способности: к рисованию и к предметам по точным наукам. Поэтому наиболее успевал по геометрии. И как было дивно, . . .

10.03.2020
19:50

Кошки скребут

    Кошки скребут на сердце. Отчего? Оттого, что я переменился, что ли? Но я по большому счёту не переменился. Большой счёт – это отношение к будущему человечества, к . . .

09.03.2020
20:22

Сверхизысканность?

    Я удручён. Своим бессилием. В способности доказать. Например, что вот это – ерунда. Егоршина. Автопортрет. Полосатая шуба. 1974. Или наоборот, что это не ерунда. Меня . . .

02.03.2020
13:55

Идея!

    Мне пришла мысль, и я её думаю. Мысль состоит в объяснении того, почему Западная Европа вечно гонима вихрем новаторства. И её то и дело заносит. То они жгут ведьм на . . .

01.03.2020
23:08

Русский и белорусский идеалы

    Наткнувшись на Соломина, я не могу его забыть. И меня тянет им упиваться ещё и ещё. Ликующий традиционализм-скромность. Есть тут где-нибудь неожиданность . . .

26.02.2020
11:42

Оболганный Ницше

    Надо же!.. Суметь назвать антихристианского Ницше рядящимся "в тогу Антихриста, чтобы через отталкивание (“от противного”, сказали бы математики) прийти к . . .

25.02.2020
13:06

Смысл - сохраниться при изменении и сохранить изменившееся

    В первый миг до Большого Взрыва, после которого всё произошло, началось то, что длилось всё последующее время – сохранение бывшего в ставшем, и потом уже это . . .

24.02.2020
13:51

Как родилось Северное Возрождение

    Макс Дворжак является для меня человеком с чуть не абсолютным художественным вкусом. И несколько предложений его очень плодотворны, надеюсь. Потому беру их, подобрав для этого соответствующую репродукцию…

    Мульчер. Воскресение Христово. 1437. Фрагмент.

    Изображён римский воин, приставленный караулить погребённого Христа и заснувший.

    "62 На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату

    63 и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну;

    64 итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого.

    65 Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете.

    66 Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать.

    1 По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб.

    2 И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем;

    3 вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег;

    4 устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые” (Матф., 27 – 28).

    Так вот заснула римская стража, и на неё изливается у Мульчера индивидуальное переживание его и зрителя, глубоко верующих. Мерзкий тип изображён.

    "…человек — как смертная ограниченная изменчивая материя, как второстепенная и подчиненная высшему оболочка — противопоставлен выражению душевных порывов.

    На почве этого противопоставления развивается своеобразный меланхоличный реализм немецкой живописи первой половины XV в… Как на сцене, где разыгрываются мистерии, выступают… наравне с идеальными фигурами такие, которые находятся в резком противоречии с какой бы то ни было идеализацией [римские воины, для пущей действенности одетые в современные доспехи]: представители темных гибельных сил земного бытия и носителя человеческих преступлений, грехов и страстей — тусклая и слепая масса, с которой надлежит бороться высшим силам; все это [личная ненависть] первый шаг к новому обоснованию трагедии человеческой индивидуальности и судьбы, для которой не было места в рамках средневекового антиреализма” (История искусства как история духа. С. 182-183).

    Открытие заключается в том, что привносится какая-то индивидуальная ненависть к низменному. Ненавидимое – конкретно. Портретно. – Это Северное Возрождение в немецком изводе. XV век.

    Тогда как до того, в готике…

    "…возникло новое понятие художественной красоты и возвышенности, в котором материально красивая форма представляется выражением духовных преимуществ… ударение делается не на телесной характеристике, а на связанных с нею духовных свойствах…

    В этом союзе спиритуалистического идеализма средних веков с новым утверждением мира заключено происхождение нового художественного восприятия человека, которое мы обозначили как стремление раскрыть духовную личность…

    Духовные индивидуальности требуют естественным образом также и телесной индивидуализации… в этой индивидуализации сначала замечается сильная, заданная основными линиями христианских жизненных заповедей типичность [опущенные уголки губ, нахмуренный лоб – для осмысливающего сворю греховность]" (С. 120-121).

    Неразумная дева. Статуя собора в Страсбурге. Фрагмент. Южный портал западного фасада. Конец 13 в.

    А Мульчер злится на современное ему Раннее Возрождение в Италии, где просто телесную красоту, ну и индивидуальность, стали считать главной.

    Пусть и через 23 года после Мульчера это нарисовано, но очень уж характерная вещь.

    Пьеро делла Франческа. Воскресение Христа. Ок. 1460.

    В одном из стражников художник нарисовал себя. Портретно. С симпатией.

    А какой атлет-красавец этот Христос…

    С точки зрения немца итальянцы безнравственны, так относясь к святым темам. – Залог будущей Реформации.

    Так вот это всё я смею у Мульчера отнести к подсознательному идеалу, который Дворжак через 500 лет сумел осознать:

    "…вся индивидуальная тоска немцев предшествующего Реформации столетия…” (С.179 ).

    28 марта 2019 г.

     

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100