Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
11.12.2024 |
Вечное повторение на службе у предателей России
|
09.12.2024 |
В чём было вдохновение Бабеля, когда он живописал ужасных
|
07.12.2024 |
|
03.12.2024 |
Недостойный ответ Лозы на «Никогда мы не будем братьями»
|
28.11.2024 |
|
26.11.2024 |
Как теперь работает душа у той, кто написала: «Никогда мы не будем братьями»
|
24.11.2024 |
3-е продолжение уныния с Чеховым
|
23.11.2024 |
|
21.11.2024 |
Почему у Решетникова в картине «Опять двойка» стены синие
|
19.11.2024 |
|
16.11.2024 |
Проследим за логикой искусствоведа
|
14.11.2024 |
|
08.11.2024 |
Наверно, не попала под репрессии картина
Я устал от политических коннотаций своих последних статей. И… Старый способ: иду на ненавистный – за обслуживание балдёжа перед репродукциями картин – канал “Живопись”, набредаю там на останавливающую внимание репродукцию, и о ней пишу. В этот раз ею оказалась такая: Тутунов. Утро. 1958. Ненавистная авторесса подала эту репродукцию в виде озвученного видео. Объектив ползает по репродукции, а звукоряд даёт деревенские звуки: птичий гомон, звук приблизившейся, а потом удалившейся пчелы, кукарекание далёкого петуха, ещё какое-то мычание невнятное. – Идиллия, мол, Затем я отправляюсь в алфавитный указатель моего сайта – смотреть, писал ли я об этом художнике. Оказалось, писал и много. Прочитал. Он поначалу, - писал я, - имел в подсознании идеал типа трагического героизма, конкретнее – ратовал за традиционализм перед лицом наступающего повсеместного техницизма. Это резалось с прямо транспарантом в одном месте, пока я искал, с какой репродукции делать копию: “Реализм. Утро”. – Трагический героизм – конечно же, не реализм. Надо было поискать, что трагического было с традиционализмом до даты написания картины. – Нашёл. Целый антиэкологический период в СССР под мичуринским слоганом: “Мы не можем ждать милостей от природы, взять у неё их наша задача!” "Уже после войны, в 1948 году появляется “Сталинский план преобразования природы”, который дает старт “великим стройкам коммунизма”: некоторые проекты поражают глобальностью масштабов. Несмотря на то, что идеи поворота течения рек с целью локального изменения климата, улучшения снабжения водой и развития сельского хозяйства активно обсуждались учеными еще в девятнадцатом веке, наибольшего пика инженерное воображение достигает ближе к середине века двадцатого. Среди выдвинутых идей: и оттаивание вечной мерзлоты путем перекрытия Берингова пролива специальной дамбой и перекачивания холодной воды в Тихий океан, и опреснение Балтийского моря, и создание гигантского водохранилища под названием “Сибирское море” площадью 260 тыс. квадратных километров, которое наполнялось бы за счет стока Иртыша, Тобола и Оби с последующей перекачкой воды в Центральную Азию, и соединение Дуная и Днепра для организации активного водообмена между реками. Отдельной строкой шли проекты по созданию каскада гидроэлектростанций европейской части России, Волжско-Камского гидроузла и Камо-Печорского водохранилища” (https://kyrgsoc.org/utopiya-sovetskogo-ekologicheskogo-proekta-i-zelenyj-kommunizm/). И пришлось бы усомниться в типе идеала Тутунова и задуматься, не реалист ли он, провидящий будущее, если б не такая цитата: "В 1957 году, в первом номере журнала “Природа”, публикуется коллективная статья академиков Д.И.Щербакова, Н.В.Цицина, члена-корреспондента АН СССР Л.А.Зенкевича и других ученых под названием “В защиту природы”: “Мы стремились показать что непродуманная, недостаточно научно-обоснованная хозяйственная деятельность в одной области наносит большой ущерб другой, а порой и всему народному хозяйству; на устранение этого ущерба потребуются многие десятилетия, не говоря о колоссальных затратах труда… Нужно, чтобы каждый работник, какой бы он пост не занимал, каждый трудящийся в своей повседневной деятельности правильно учитывал интересы защиты природы”, — призывают академики. Эту статью можно считать тем краеугольным камнем, который положил начало новому советскому экологическому проекту: идеологическая основа природоохраны в СССР снова меняется. На место концепции “великого преобразования природы” приходит парадигма гармоничного сосуществования с природой…” (Там же). То есть новое, ещё никем не замечаемое в социуме (что требуется, чтоб мне, по крайней мере, отнести произведение к настоящему реализму), не вытанцовывается. Идея озвучена на год раньше. Остаётся только на местном уровне борьба со старым мышлением о господстве над природой. Остаётся только возражение: а где ж корёжение натуроподобия, раз тип идеала трагический героизм? А оно тут как тут. Только маленькое, соответственное малому масштабу трагизма. В 1950-м в СССР появилась стиральная машина. В деревню она в 1958-м не попала. Но и не это было самым-самым ужасом деревенской жизни. Соответственный в картине и не ахти какой резкий контрапост, выражающий трагический героизм: голова, плечи руки – в одной плоскости, спина – в другой, таз – в третьей, ноги – в четвёртой. Соответственно – и постановка ступней: пятками врозь. Всё это замаскировано под реализм – психологически: потягивается девушка после долгой стрики белья в пруду. Тут-де не до естественности позы. – Вот и не попала, наверно, под репрессии эта картина за формализм. А почему нет лица у главного персонажа? – Позволю себе смелое предположение. Техницизм связан с эрой Потребления, которая второй волной (первая волна была после Первой мировой войны) захлестнула планету после Второй мировой войны. А это – безнравственность с традиционалистской точки зрения, за которую дерётся Тутунов. Слишком много белья – это эхо эры Потребления. А контрапост – борьба с этой безнравственностью. А как боролся с безнравственностью католической церкви Микеланджело, наибольший применитель контрапоста как борьбы? – Образом страдания: лишением персонажа лица недовырубленностью! . Получается, опять у меня политическая коннотация… А без неё и невозможно, если вещь – неприкладного искусства. Она ж идеалом каким-то вдохновлена. А идеал – от слова “идея”, а та ассоциативно близка к политике, как причастности к духу времени. Вот и… 16 августа 2023 г.
|
07.11.2024 |
|
06.11.2024 |
|
04.11.2024 |
|
02.11.2024 |
Терпит ли крах моя угадка, что антисоветизм – та точка,из которой произросли теперешние предатели
|
01.11.2024 |
Совсем уж недостойное поведение Городницого в 2016 году
|
29.10.2024 |
Не о чём писать, вот и пишу о Чехове, хоть полсотни раз о нём уже писал
|
28.10.2024 |
|
1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"