TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


02.09.2023
16:02

Вот, что ограничивает в доступе или вообще не публикует в России почти 5-я колона

    Вух, как меня подкузьмил один с предательством Городницкого! "Ну нельзя же так серьёзно. Вы ещё "В Сенегале, братцы, в Сенегале" проанализируйте на предмет . . .

01.09.2023
20:31

За что я благодарен советской власти, с которой цапался как мог

    Чёткий ответ я нашёл в книге одного эмигранта первой волны, на и сам так же думал: "Каждый образованный человек, по наблюдению Б. Христиансена, “протестует . . .

30.08.2023
14:06

Мандельштам как Шевчук?

    Один написал “Мы живем, под собою не чуя страны” в 1933-м, другой “Маленькую смерть” в конце февраля 2022-го, со словами: “Судный день от Пер-во-го лица, / Он желает . . .

29.08.2023
22:56

Укор Сергею Миронову

    Только что услышал из телевизора, что Сергей . . .

25.08.2023
10:28

Эх-ма!

    Отрешённое настроение… Привык писать-разбирать произведения искусства… Род наркомании… И. Это ж скучно… А как-то хорошо… Мне стало часто не о чём писать. Имею . . .

21.08.2023
12:52

На Трофимовой марток – продерет холодок

    Это холодок скуки. Ибо она, философия, как заведённая, к каждому упомянутому ею живописному произведению присобачивает русский космизм. Скука тем большая, что я . . .

18.08.2023
08:39

Поиздеваться над собою, что ли?

    Взять и начать писать о том, что никак не требует никакого писания, о песне Феличита. В переводе – счастье. Произведение прикладного искусства, которое я предлагаю . . .

16.08.2023
10:37

Гребенщиков оказался духовным трусом

      Меня угораздило (и это со мной далеко не единственный раз) впасть в мнение, что есть терпимое ницшеанство – философское по сути и подсознательное по . . .

12.08.2023
10:29

Предатели России решили, что русскую культуру на Западе надо не отменить, а лишить величияПредатели России решили, что русскую культуру на Западе надо не отменить, а лишить величия

    Взялся за это предатель Серебренников, в частности, фильмом “Жена Чайковского” (2022). Предатель Долин об этом говорит так: "Вообще, когда говорят о Кирилле . . .

10.08.2023
11:48

Продолжаю оспаривать искусствоведа Трофимову

    Кому там ещё (кроме Нестерова) она почём зря приписала космизм? "Судьба Странника — соединение родного и вселенского. Он — универсален, он стоит как бы вне . . .

09.08.2023
16:42

Вот и это не публикуют

    Тоже, наверно, из-за войны на Украине. Вот так и побеждаема бывает Россия – от предательства бывших своих. Рассуждаю посредством “запросто”. Следите за мыслями . . .

08.08.2023
10:45

А эту статью за что не пропустили 2 главреда?

    За нацеленность меня против православия? Из-за защиты своего автора от моего упрёка в плохом подлизывании к православию? Просто от нежелания критиковать . . .

06.08.2023
09:29

Зачем на весу правая нога Евангелиста Марка

    Проверяем, не врёт ли искусствовед. Аникиево Евангелие. Евангелист Марк. Гиматий – у древних греков верхняя одежда в виде прямоугольного куска ткани; надевался . . .

05.08.2023
08:20

Не «Под», а «Над» - роковая ошибка Гребенщикова

    Только что узнал (по ТВ) от бывшего участника “Аквариума” Решетина, добровольца на Донбассе, что знаменитую песню “Город золотой” (1972) Волохонского Гребенщиков . . .

04.08.2023
09:58

Благое для всех сверхбудущее

    Это я на таком варианте типа идеала остановился для фильма К. Шахназарова “Зимний вечер в Гаграх” (1985). Тут как Шекспир в “Гамлете”, чувствует, что наступает . . .

02.08.2023
15:25

Неистребимое раздражение на искусствоведов,не знающих, что художник не то хотел нам «сказать», что мы видим глазами

    Впечатление, что ко мне с Запада (из США, социальная сеть для учёных academia.edu) подбираются тихой сапой в надежде сделать своим. Нашли моё имя в публикации . . .

01.08.2023
17:45

Как Шевчука использовали втёмную

    Есть такой Шарп. Им, если верить информации, создана теория цветных революций. Они призваны устраивать в странах государственные перевороты в пользу . . .

31.07.2023
10:44

И кто я такой после этого?

    ""Натягивать сову на глобус” — это крылатая фраза. У неё есть несколько значений: 1 — Подтасовывать факты, делать неоправданные утверждения. 2 — Делать . . .

30.07.2023
19:14

Темнота эстетическая и патриотическая сродны

    Под поисковым окном электронной почты mail.ru остановила внимание такая новость: "Экспозицию Третьяковки проверят из-за жалобы посетителя”. Прочёл и, как . . .

29.07.2023
11:46

Я не мог спать…

     

    Старость – не радость. Не могу переносить сильное впечатление. Наткнулся на непонятность в картине, и не смог заснуть ночью. Пришлось встать, одеться и разобраться. (Вечная какая-то удача мне сопутствует почему-то: удаётся и удаётся разобраться…) У меня даже смешанные чувства: радоваться случившемуся или печалиться. Печаль – от слабости душевной или нервной, это ж не хорошо – совсем не спать… Тем не менее соблазн велик – я опять обращаюсь к источнику неоднократного раздражения, к дзен-каналу “Живопись”, к Лёле Городной (это из-за ею привлечённой репродукции я прошлой ночью не спал). Она неизменно производит в своих статьях какой-то ляп, и довольно трудная задача – с ним побороться, его найдя.

    В этот раз попробую придраться к таким словам:

    "Вот мы замираем, любуясь “Зелёным шумом”.

    Рылов. Зелёный шум. 1904. Холст, масло.

    И “внутренняя отличница” тут же заводит монолог о том, что именно эта картина впервые заставила экспертов заговорить о Рылове как о выдающемся мастере. О том, как долго и тщательно герой нашей статьи готовился к созданию сего шедевра, скрупулёзно подыскивая одному ему ведомые точные пропорции и соотнесения границ, форм, оттенков и их взаимодополнений. Как вывел формулу гармоничного диссонанса белых вертикалей берез, горизонтальной ряби темно-синей воды и хаотичного диагонального “танца” листвы. И целого множества иных, чрезвычайно умно расставленных визуальных акцентов композиции.

    Но лиричная часть моей натуры совершенно не желает слушать этих рассуждений, при этом признавая их первичность и важность. Ей чудится, что порыв холодного свежего ветра овевает лицо и уносит в даль сорванные с кланяющихся его неистовой силе листья. В ее воображении оживают весёлый шелест крон и свистящий смех ветра, заплутавшего в их густой зелени. Лишь это имеет для неё значение и смысл” (https://dzen.ru/a/XogOczg7uS5Pwjid).

    В первом абзаце, мол, анализ и синтез из анализа, во втором – безмысленное впечатление.

    Второе перекликается с моим воспоминанием. Это было в молодости. Я ещё только приступил к эстетическому самообразованию. У меня ещё не возникало побуждения самовыразиться в связи с какой-нибудь впечатлившей меня картиной. А эта впечатлила. ЧЕМ-ТО. Я помню, как это было. В Русском музее. Я уже замучился от долгого хождения по залам. Уже чувства притупились, ноги подгибались. И вдруг – увидел эту картину. И я оцепенел. И забыл про усталость. 60 лет прошло, а я помню ту секунду. Как я как бы слышал шум ветра в листве. Наверно, рассуждаю я теперь, я лишь потом подошёл ближе – читать, кто это написал и как называется. Странно, что я не помню радости от совпадения ощущения шума с названием.

    Ну-с. Придираться я буду к первому абзацу.

    Хоть плач – элементы перечислены общими словами: "точные пропорции”, “соотнесения границ”, “соотнесения форм”, “соотнесение оттенков”, - а конкретно для этой картины не расшифрованы. – Одно из двух. Или она боится утомить своих поверхностных читателей, или она не знает, чем конкретным что выражается.

    Главное же, что синтеза из того, что есть анализ, нет.

    Анализ представляет выявление противоречий, мол: "белых вертикалей берез” и "горизонтальной ряби темно-синей воды”. Чему противоречит изображение "горизонтальной ряби темно-синей воды”, не сказано. Какие противочувствия вызывают протвопоставленные элементы, тоже не сказано. Самое главное – не приведено к словесному синтезу: в чём содержание катарсиса, возникающего из столкновения противочувствий. (Это если думать про слова "гармоничного диссонанса”, что Лёля знакома с теорией художественности по Выготскому, формула которой: сочувствие + противочувствие = катарсис.)

    А дело в том, что в этой, как и во многих картинах Рылова (см. тут, тут) нет катарсического выражения подсознательного идеала (космизма, как показано в ссылках, мирного – в пику революционному [1904 год предреволюционный] – изменению общественного устройства, выражаемого космизмом). Есть же образное выражение – особой (из-за чистоты воздуха) далью и ширью – вот этого космизма.

    30 января 2023 г.

    <

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100