TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


02.10.2022
14:35

А не замахнуться ли нам на Александра Сергеича, понимаете ли, нашего Ципко?

    А что: болгер я или не блогер, если у меня есть канал в Яндекс-Дзене? К тому же я отношу себя к глубинному русскому народу, который, пишет Ципко: "с поразительным . . .

01.10.2022
17:52

Невольная подлость Евгения Добренко (Великобритания)

    Начну с обычных воспоминаний. Отроческих. В какие-то надцать лет мне бабушка по папе подарила скрипку. И я мучил инструмент, а возможно, и уши соседей по коммунальной квартире, вытягивая из него сладкие звуки неаполитанских песен о любви. Мне они казались сладкими. Это слышалось, наверно, ужасно, но я так любил эти песни…

    Кто-то сказал бы мне тогда, что кончать жизнь я буду в кажущейся дикой ненависти к прикладному искусству…

    А совсем недавно, когда я уже экстремистски “воевал” с прикладным искусством, дипломатии ради называя его второсортным по сравнению с неприкладным, я вдруг поймал себя при каком-то случае, что я знаю много мелодий песен с фестиваля в Сан-Ремо. Тот начал проводиться с тех же лет, что я на скрипке пиликал. Так если неаполитанские песни я усваивал из кино и радио, то из Сан-Ремо совсем не помню, как.

    Много у меня грехов в моей “войне”… Буквально таю (а иногда плачу) от протяжных русских народных песен…

    А взрослел и матерел я при расцвете авторской песни. Так, о счастье, оказалось, что они все по моему суждению оказались произведениями неприкладного искусства. Все! Даже у самых незнаменитых авторов. Причём у меня есть сильное доказательство (его статистическую силу я прошу принять на веру), что это именно произведения неприкладного искусства.

    По-моему, в неприкладном художественный смысл это подсознательный идеал автора. Когда мне открылся мир авторской песни (через мою будущую жену, а она было некой величиной в том мире), большинство авторов по подсознательному идеалу были левыми диссидентами. Они были за настоящий социализм, настоящесть которого состояла в ежедневном увеличении доли самодеятельности за счёт потакающего государства, вплоть до исчезновения этого государства, что означило б наступление коммунизма.

    Так вот, - вполне в соответствии с неданностью подсознательного идеала сознанию автора, - в песнях левых диссидентов не было никакого социализма, государства, самоуправления и т.п.

    По-моему, это сильный довод.

    Ну и вы, читатель, понимаете, что новый вал творчества “от ума” произошёл от ужасов Великой Отечественной Войны.

    Лебедев-Кумач

    Святое слово месть

     

    Как их ни назови — бандиты, звери, гады —

    В словах не передать всей мерзости врагов,

    Запомним лишь одно: не может быть пощады

    Мучителям детей, убийцам стариков!

    .

    Фашистский мародер — громила, а не воин,

    Не человек, а тварь в обличии людском.

    Ни тени жалости мерзавец не достоин,

    С ним разговор один — гранатой и штыком.

    .

    Он пленных не щадит: подлец вооруженный,

    Он выколет глаза и череп разобьет.

    Нет, он не человек! Не кровь, а гной зловонный,

    В поганых жилах изверга течет!

    .

    С трусливой подлостью, с ухмылкой людоедской,

    Со сладострастьем бешеных зверей

    Глумятся изверги над каждым трупом детским,

    Насилуют сестер, калечат матерей.

    .

    Шакалья гнусная фашистская порода

    Коричневой чумой поганит жизнь и честь.

    Пусть грозной молнией ударит гнев народа

    И прогремит, как гром, святое слово — месть!

    5 сентября 1941 года

    Да, этот великобританец Добренко, совершенно не обязан отслеживать теоретические потуги такого приблудного пса в науке об искусстве, как я. То же относится к редакции журнала “Русская литература № 3 2019 года".

    Но представьте, с какой сластью я читаю и держу насмешническую фигу в кармане при таких, казалось бы, объективных словах этого Добренко:

    "…если довоенная идеология апеллировала к пусть и утопической, но все же рациональности, то культура времени войны была направлена на вызов едва ли не первобытных атавистических инстинктов, таких как ненависть и месть. Чтобы их вызвать, культура должна была опроститься, обратившись к своеобразной живописи. Живописание страшных картин жертв и разрушений становится своеобразной “художественной стратегией” искусства периода войны… Разумеется, видеть происходящее могли далеко не многие — только передовые части на фронте. Задача же состояла в том, чтобы путем живописания, т. е. непосредственного изображения, передать страшные картины войны… Здесь уже полностью действуют законы “живописи”… Портрет монстра, изображенный популярным советским поэтом, сопрягает в себе сладострастие и насилие или, точнее, сладострастие от насилия ("Он выколет глаза и череп разобьет”, “Со сладострастьем бешеных зверей / Глумятся изверги над каждым трупом детским, / Насилуют сестер, калечат матерей”)... Автор оказывается на краю “последней откровенности”, когда эротическая пружина пробивает ткань литературности. В приведенных описаниях результат доминирует над процессом — сцена закончена; но особый эффект подобных картин связан с позицией рассказывающего (чаще всего очевидца) — перед нами особая форма отчуждения, когда в отношении к описываемым событиям занимается неадекватная позиция — возмущения, гнева, желания отомстить, но очевидный садомазохистский эротизм сцен как бы не замечается автором и потому должен восприниматься читателем как исключительно его достояние. Этот оптический выбор — определенно просчитанная тактика нарратора. Текст такого рода говорит все меньше о противнике, его функция не в том, чтобы показать “лицо гитлеровской армии”, а в том, чтобы направить агрессию на читателя: это особый фокус отражения — уже через читателя агрессия должна перенаправиться на противника; “убей его” означает: вначале “убей себя””.

    19 июня 2022 г.

30.09.2022
17:50

Надо же…

    Надо же… Читал-читал стихотворение Шпаликова и в конце вдруг слёзы накатили. По несчастью или к счастью... По несчастью или к счастью, Истина проста: Никогда не . . .

29.09.2022
19:12

Ещё одно объективное проявление подсознательного идеала художника

    Большинство таких проявлений как бы субъективны – “тестовые” странности для времени создания вещи. Ведь от меня зависит, правильно ли я определю нестранное . . .

27.09.2022
22:43

И фамилия-то какая – Поперштейн

    Его фамилия Пивоваров, но он себе взял такой псевдоним. . Я недавно признался, что иногда ненавижу себя за вмешательство словами в созерцание картины. Так вот об . . .

26.09.2022
19:52

Что такое ломография, или Как австрийцы Путина развели на патриотизм

    Это было, когда Путин при Собчаке работал в Питере по каким-то связям с заграницей. Но сначала немного теории. Прочтя “Психологию искусства” Выготского, когда она . . .

25.09.2022
09:41

Вечная тоска

    У меня был один почитатель… Говорил, что все знакомства его – так, пустяк, и только со мной это что-то особенное. По несчастью, я уехал из того города. А когда через . . .

24.09.2022
21:19

Иногда я себя ненавижу

    За вмешательство в смотрение произведений изобразительного искусства своими словами. Когда хочется на пейзаж, скажем, смотреть и молчать от удовольствия . . .

23.09.2022
15:14

Нищета духа

    К Репину я обращался не систематически, натыкаясь. И, помнится, каждый раз удивлялся. Потому что каждый раз Репин являл себя реалистом в истинном значении этого . . .

23.09.2022
15:14

Нищета духа

    К Репину я обращался не систематически, натыкаясь. И, помнится, каждый раз удивлялся. Потому что каждый раз Репин являл себя реалистом в истинном значении этого . . .

22.09.2022
21:11

Ненавистный биографизм

    С тех пор, как я стал персоной нон грата в одном журнале, где меня привечали, я стал оголтелым. Выгнала меня редактриса, имевшая образование психолога. Формально . . .

21.09.2022
17:36

Причина заморочки со спиралью в живописи

    Сперва художников просто считали общающихся с . . .

19.09.2022
12:31

Эмпиреи

    Предположим, что Луначарский прав (самому мне судить не пристало, я музыкально не образован), и целью Мусоргского было: "…величие содержания, глубина . . .

18.09.2022
15:35

Хочется жаловаться, жаловаться и жаловаться

    И в процессе этих жалоб посеять некоторые намёки, если случится на них набрести. Жаловаться хочется на столь многое, что а растерянности я: с чего начать. И стыдно . . .

17.09.2022
21:47

Мимо этого нельзя пройти

    Скульптор Гликман "постоянно имел официальные заказы, рассматривая профессию как средство честного заработка” (Мамонова). А душу отводил в живописи. И . . .

16.09.2022
15:14

Так называемый социализм, зачем, если его, оказывается, ТАК трудно построить?!.

    30 мая художнику Павлу Никонову исполнилось 92 года! Потому мелькнуло в ТВ его имя. А я, оказывается, ещё 6 лет назад с ним “встречался". Его идеал, - думаю, он . . .

14.09.2022
20:06

Смелого пуля боится

    Продолжаю чтение журнала "Новое искусствознание” № 19. Будеева. “Городской пейзаж в ксилографиях ленинградских мастеров 1960-х –1970-х годов. Традиции и . . .

13.09.2022
17:55

Художник Мыльников и современность

    Вот цитируются слова Мыльникова: ""Историческая картина меняет свои формы, но обязательно должна соответствовать мыслям и чувствам, задачам нашего времени. . . .

11.09.2022
16:02

Подозрение

    Все знают, что заоблачный символизм явился реакцией на трезвый, мол, натурализм в 19 веке. А всё периодично. Мечтательная заоблачность надоела. Улетать из . . .

04.09.2022
14:05

В Советском Союзе секса не было

    Каюсь, я статью искусствоведа Кудреватого о художнике Мыльникове использую, в частности, как источник названий его произведений. Искусствовед их распределяет . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100