TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум Рунетки рунетки
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


26.07.2022
14:54

Всё плохо, и это есть обычность

    Непризнанность в мире учёных позволяет мне не бояться за свой авторитет и делать рискованные суждения (а кто не рискует, тот не пьёт шампанское). Одно из таких . . .

26.07.2022
09:34

Что можно сказать против похвальных слов Бродского о Высоцком

    Вот эти слова: "Принято в общем относиться к поэтам-песенникам с некоторым, мягко говоря, отстранением, предубеждением, если угодно. И это в общем до Высоцкого, . . .

23.07.2022
13:18

Рабочий муравей

    Это я о себе. Стал читать о новом для меня художнике, Арсении Семёнове, и как-то ударили по сознанию слова: “Ленинградская школа живописи”. Даже расшифровка дана . . .

21.07.2022
10:16

Из пальца сосал?

    Мне фамилия художника Андрияка казалось знакомой. Я полез искать, не писал ли я о нём. Оказалось, что писал, но ещё не опубликовано. Перечитал. Раскритиковал я там . . .

20.07.2022
14:02

Неужели открытие?!.

    Одно колоссальное наблюдение я за собой числю: что на картине А. Иванова “Явление Христа народу” никто Христа не видит. Теперь у меня появилось подозрение, что . . .

19.07.2022
18:08

И опять… Как пластинку заело

    И опять мне служба рекомендации подсунули дзеновскую горе-искусствоведшу. Она выдала россыпь картин Моне, только одна из которых была привязана к тексту. И . . .

17.07.2022
10:08

Ну-ка! Ещё раз на засыпку…

    Только что у меня был удачный опыт похвалы произведениям прикладного искусства. За экстраординарность. И как-то так случилось, что из-за этого мне захотелось . . .

15.07.2022
23:31

Про издевательство над плакатом «Родина-мать зовёт!»

    Сам объект издевательства, если кто не знает – вот. Тоидзе. Родина-мать зовёт! 1941. Прочитав, что солдаты, отступая из города, срывали этот плакат и уносили с собой, . . .

14.07.2022
23:11

Если быть принципиальным в канун 9 мая

    Речь пойдёт о прикладном искусстве, то есть об искусстве второго сорта, если первым сортом считать неприкладное, рождаемое подсознательным идеалом и у . . .

13.07.2022
11:40

Но как я получил по сусалам…

    Искусствоведы, особенно плохие, часто некритически берут некое положение другого искусствоведа. Я пал жертвой этого правила и получил: "Только скользящие по . . .

12.07.2022
09:22

Чем хороши вечера с Владимиром Соловьёвым?

    Тем, что мировоззрением тем занимаются. Сам Соловьёв 5 мая 2022 вывел коллективизм российской цивилизации из того, что полгода тут мороз 30 градусов. Из плохих . . .

11.07.2022
20:43

Обнаглел

    Последние несколько недель я занимаюсь тем, что беру из списка принимаемых в Третьяковскую галерею художников современного искусства очередное имя, разыскиваю, . . .

10.07.2022
17:42

На автомате

    Наткнулся на симпатичное стихотворение. Эпиграф к нему – пушкинское “Что в имени тебе моём?”. "Написано 5 января 1830 г. в ответ на просьбу красавицы польки . . .

07.07.2022
14:16

О-за-дачен

    Я был так благополучен, когда лично обнаружил искажения пространства у Сезанна (искусствоведы как-то это словом “искажения” не называют). Я думал, что . . .

06.07.2022
19:52

Был такой художник – Домашников

    И есть у него одна картина, совсем не домашняя по пафосу. Другие тоже о том событии картины писали, но ни один не написал такую… мистическую. В связи с нею мне . . .

05.07.2022
19:02

Украина чему учит? – Не торопись!

    Недавно я открыл для себя новый вид экспрессионизма. Если у старого корёжение натуроподобия было горькое, так сказать, то у нового оно приторно сладкое. Вот . . .

04.07.2022
21:25

Интеллигент – это непониматель

    Чрезвычайное мало коснулось меня в жизни. В войну я был слишком мал. Мама говорила, что я не понимал, зачем при бомбёжке надо выбегать из дома и падать на землю под . . .

03.07.2022
23:04

Вот что это такое?

    Я должен повиниться: всё чаще начинаю писать, не зная, что писать. Расчёт не на авось, а на то, что повторится чудо прошлых подобных случаев: раз имя художника . . .

02.07.2022
09:37

Какой кошмар на российском ТВ

    У меня в семи статьях громится Марк Захаров (см. тут, тут, тут, тут, тут, тут и тут). А на российском ТВ дело плохо (см . . .

30.06.2022
14:07

Все названия для статей исчерпал

     

    Я не смог в интернете найти слова Луначарского 1906 года о пролетарском реализме, о пролетарском искусстве, от которых-де произошёл термина социалистический реализм. Но я нашёл целое исследование, как этот термин рождался. Там есть слова Сталина, нравящиеся мне как хорошее приближение к тому, как я понимаю, что такое просто реализм – как чуяние в социуме того нового, которое уже появилось, но больше никто, кроме данного автора, его не почуял.

    Слово “чуяние” вводит в оборот подсознательный идеал.

    А понравившиеся мне слова Сталина такие:

    "…Художник должен правдиво показать жизнь. А если он будет правдиво показывать нашу жизнь, то в ней он не может не заметить, не показать того, что ведет к социализму. Это и будет социалистический реализм” (https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-vozniknovenii-termina-sotsialisticheskiy-realizm-1).

    Слова: "не может не заметить… того, что ведет”, - близко подходят к подсознательному чуянию нового в социуме.

    А так как новое может быть как прогрессивным, так и регрессивным, то просто реализм оказывается более широким, чем чуяние исключительно прогрессивного. К тому же кто может знать, в чём прогресс состоит.

    Если догматизм утверждает, что УЖЕ известно, что есть прогресс, так это ж просто глупо. И должно отвращать нормальных людей. И привлекать лишь притворщиков. Тем паче, что в СССР взрослые люди знали, что было несколько версий социализма. Один был троцкистский – что социализм может быть только после Всемирной революции, сильно централизованный, но с широкой свободой партийного обсуждения. Махновский, анархистский (без центральной власти) был советской пропагандой опозорен до такой степени, что все перестали различать слова “хаос” и “анархия”. Бухаринский, так сказать и наверно, был не сильно централизованным, сталинский – сильно централизованным и с сильным ограничением партийного обсуждения. И именно сталинский имелся в виду в термине “социалистический реализм”.

    Такой не мог не ощущаться как вериги.

    И как тогда художнику чувствовать себя естественным?

    Во-первых, брать прошлое. Например в 1947 году, факт Октябрьской революции спустя 30 лет разрешал художнику себя перенести в то время, из которого чуяться могло, что дальше дело пойдёт к социализму (скажем, к сталинскому, который построили через 20 лет; в 1947 можно было себя обмануть, что другие варианты не осуществились из-за нежизнеспособности, и что сталинский вариант чуялся ещё в 1917-м: все лица обращены к вождям: Ленину, Сталину, Свердлову и Дзержинскому {их репутации были к 1947 году не опорочены}, что выражало сильный централизм с сильным ограничением партийного обсуждения – одобрям-с).

    Во-вторых, от этого одобрям-с у художника рождалась компенсация – "жестикуляционная истерия” (https://natural-colours.livejournal.com/43730.html).

    Вы видите, что я не выделил из размашисто себя ведущих человека чуть правее центра, поднявшего шапку. Не выделил потому, что в последнем повторении Серов принялся умерять пыл делегатов. И этому разрешил остаться на полотне. Как и человека вдали, поднявшего винтовку. Я не выделил ещё людей, каждого на фоне своей колоны, поднявших один винтовку, другой руку, хоть они тоже исчезли из повторения. Мне просто было трудно осуществить эти выделения.

    Вариант этой картины был подарен Мао Цзедуну и пропал.

    Серов В. А. Ленин провозглашает советскую власть. 1947.

    После смерти Сталина художник почуял какую-то волю и решил воспользоваться.

    Серов В. А. Выступление В.И. Ленина на II Всероссийском съезде Советов. 1955.

    Феноменальное чутьё заставило его убрать Сталина с картины и “жестикуляционная истерия” у масс над ним тоже перестала довлеть. – Почуял воздух свободы, когда другие его ещё не чуяли.

    Вот это произведение потому уже можно подумать за то счесть произведением реализма. Но – только подумать, потому что в 1954-м вышла книга Эренбурга “Оттепель”. И всё же Эренбург на Сталина не замахивался. Там всё на низком уровне. Так что можно, можно назвать, наконец, Серова реалистом. Он написал своё время, а не 1917 год.

    А потом было разоблачение культа личности Сталина и начался культ личности Хрущёва, мало, что комический. Но культ. И "жестикуляционная истерия” вернулась, хоть и в урезанном виде. Зато на всякий случай Серов убрал уже и Свердлова с Дзержинским.

    Повторение. 1962.

    1 мая 2022 г.

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100