TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


14.03.2021
20:11

Ещё одно моё совпадение с громкими в узких кругах именами Глеза и Метценже

     

    А вот ещё одно совпадение, но до чрезвычайности трудноуловимое:

    "Может быть для их [людей, не имеющих отношения к живописи] удовлетворения нужно, чтобы художник проделал свою работу в обратном порядке и вновь придал бы вещам тот банальный вид, освобождение от которого он считал своей миссией?” (http://newart-paintab.blogspot.com/p/blog-page_31.html).

    То есть кубист бежит от банальности. А что есть банальность? В мире, по мнению обычных людей, ужасное – банально. Ну, например, потому что ужасное уравновешено прекрасным, и нечего потому заморачиваться на ужасном. Обычные люди – толстошкурые. Такой заболеет венерической болезнью – и ничего, зато как красива была заразившая его проститутка! (Я потому так повернул, что первой кубистической картиной была “Авиньонские девицы” Пикассо,

    Пикассо. Авиньонские девицы. 1907.

    заразившегося в борделе.) Кубист же – существо утончённое он такой банальный (с наличием ужаса) мир не приемлет. Он в своём подсознательном идеале бежит вообще в принципиально недостижимое (он трезвый и обмануться себе не позволит) метафизическое иномирие. Что может быть его образом для зрителя? – Когда "наиболее чуткий глаз [зрителя] с трудом разбирается в предметах вполне перевоплощенных”. То есть для живописца-кубиста что есть образ принципиально недостижимого метафизического иномирия? – Перевоплощение изображаемого предмета до степени трудной узнаваемости.

    Пишут, что на мысль, как перевоплотить, Пикассо навела выставка иберрийской скульптуры.

    А я так думаю, что Пикассо подумал (или его подсознание распорядилось так), что ещё лучше для перевоплощения взять конголезские маски, более страшные и какие-то потустронние.

    "Племенные африканские маски высоко ценятся коллекционерами артефактов и музеями всего западного мира. Они обычно интересны только своими эстетическими качествами. Они представляют собой многоцелевые матрицы древних знаний предков, хранящие секреты творения и потустороннее происхождение человечества” (https://yandex.ru/turbo/fb.ru/s/post/history/2019/5/22/100959).

    “Африканская маска, появившаяся в древности, сыграла чрезвычайно важную роль в мистических ритуалах, олицетворяя дух предков и создавая особую атмосферу действию. Резное произведение искусства всегда было оккультным объектом, открывая доступ в невидимый мир мертвых. В африканских племенах маски использовались, чтобы объединить жизнь и смерть, они были и есть своего рода ключом, который открывал дверь и объединял два разных мира” (https://zen.yandex.ru/media/rukizolotie/afrikanskaia-maska-i-ee-magicheskoe-znachenie-5eb42a68150ad2716dc97760).

    Я оказался прав. У Пикассо даже есть период (начиная с того же 1907 года), называемый африканским. Вот его слова:

    "…они служили посредниками между людьми и неведомыми враждебными силами. Люди пытались преодолеть свои страхи, придавая им цвет и форму. И тогда я понял, что такое живопись. Это не эстетический процесс, а своего рода магия, служащая посредницей между враждебными миром и нами, способ взять в руки власть, навязав форму нашим страхам и нашим желаниям. В тот день я понял, что нашёл свой путь” (Википедия).

    Парадокс в том, что он, убегая от современной ему банальности, мирящейся с присутствием ужаса, использовал для бега так далеко, в иномирие, древний приход к такого же рода банальности.

    Но подсознательный характер всех этих умопостроений* сознанию не дан. Зато сознанию дано близорукое художническое мнение, что главное у художника – стиль.

    "Картина несет в себе самой свое оправдание… художник не будет признавать других законов, кроме законов вкуса… если он все же решится заглянуть в область метафизики, космогонии или математики, пусть он довольствуется одним похищением их тонких ароматов, и воздержится требовать от них положительных данных…” (Глез и Метценже).

    Близоруко такое мнение потому, что отрезает себя не только от ответа на вопрос, почему появился именно такой стиль, но и от самой постановки такого вопроса.

    27 января 2021 г.

    *- А может, и не было никакого подсознательного умопостроения. А просто была хитрость прохиндея, пользующегося той самой распространённой и среди искусствоведов художнической близорукостью. Глянул на имеющие стиль старинные вещи, и решил себе присвоить. Ещё вопрос, не халтурно ли он с присвоением поступил. Вот если б сохранились фотографии этих проституток. Ведь у четырёх почему-то одинаковые удлинённые прямые носы. Как у идолов острова Пасхи.

    Что: все сёстры пошли работать в один и тот же бордель? Или просто халтура: легче рисовать одно и то же?

    - Можно проверить на его автопортрете.

    1907.

    Похожая по возрасту фотография такая.

    Носатый и глазастый. - Вполне удовлетворяет критерию Глеза и Метценже, когда: "…глаз с трудом [, но] разбирается в предметах вполне перевоплощенных, [что] есть особое великое очарование”.

    - Но такое умение очаровывать не доказывает подсознательного характера умопостроений, приводящих к подсознательному идеалу иномирия.

    • А в момент озарения уродовать в стиле страшных масок… В момент замысла…
    • Тогда для “Авиноьонских девиц” этот замысел случился, и они - художественны. А при повторении такого трюка, для автопортрета, подсознательного идеала уже нет. И - он – эпигонское произведение, а не художественное.
    • Пожалуй, да.

    27.01.2021.

12.03.2021
10:40

Моё совпадение с громкими в узких кругах именами Глеза и Метценже

    Желающий меня поймёт. Я есть никто в мире науки об искусстве. А я набрал с мира по нитке принципов, взаимосвязанных только, наверно, в моём уме. И, исходя из них, . . .

11.03.2021
13:19

Перипетии с Кандинским

    Я начинаю писать о книге из серии “жизнь замечательных людей” Александра Якимовича “Кандинский” (2019). Две вещи этого автора – один из краеугольных камней моего . . .

10.03.2021
14:37

Подойти к Путину как к художественному произведению

    Кто меня уже читывал, знает, что я художественным произведением считаю то, которое содержит странности, что есть след подсознательного идеала автора. Странности в . . .

09.03.2021
11:33

Ещё из серии огрызаний на искусствоведов

    Вот, чего удостоился Васнецов, в лекции https://www.youtube.com/watch?v=S7r5BFubUd4 Четвериковой: "Ещё одна работа, которая там [в музее деревни Поленово] хранится – это первый . . .

07.03.2021
10:50

Паустовский мне в назидание

    Сволочь я. Эгоист. Замкнулся в башню из слоновой кости. И… Доволен собой: не удаётся учить живых людей – успокоил себя мыслью, что мои писания пригодятся людям . . .

06.03.2021
13:36

Почему я вернулся к художнику Шиле, хоть противно смотреть

    Я вернулся из-за внушительности слов Канделя, книгу которого я продолжил теперь читать спустя несколько лет после первого подхода к нему. "Начиная с поздних . . .

05.03.2021
19:39

Зачем Рязанову понадобилась «осатанённость» в «Иронии судьбы»

    Я ухаживал за своей будущей женой. И была беда. Мы идеально подходили друг другу, и это естественно – в ней, во всяком случае – рождало подозрение, что это у нас . . .

04.03.2021
16:25

Об «Осени в карманах».

    … ай да Пушкин, ай да сукин сын! Пушкин. Молодечество моё в простом факте: осознав, - где-то не в начале книги, - что автор, оказывается, очень уважает абсурд, я . . .

03.03.2021
13:03

С робостью о «Перекатах» Городницкого

    Наткнулся на ностальгическую статейку о “Перекатах” Городницкого, и захотелось вставить свои пять копеек. С анализом текста, если он удастся, и, главное, с . . .

02.03.2021
20:37

Восторг нового импрессиониста Берберяна и моя тоска оттого

    США только сейчас, на наших глазах, превращаются в тоталитарное государство с господствующей идеологией – глобализмом-либерализмом, как когда-то был СССР – с . . .

01.03.2021
13:05

Лишнее доказательство от Тургенева: написано не то, что хотел сказать автор

    Я не стесняюсь делать длинные цитаты. Но заметка о “Нищем” (1878) Тургенева настолько коротка, что как её цитировать? Ну да ладно… "Мне со школы это стихотворение . . .

28.02.2021
13:47

Подозрительный фильм «Каникулы Кроша»

    Он мне подозрителен тем, что создал впечатление, что мне нравится, что он такой советский: добрый и учительный. – Странно. За это не должен бы нравиться именно мне, . . .

27.02.2021
13:13

Сложнятина или К 130-летию со дня рождения Мандельштама

    Уже по заглавию, вы, читатель, чувствуете, что я буду стремиться сложнятину делать постижимой. То есть, я обращаюсь не к высокоумному читателю, а к, грубо говоря, . . .

26.02.2021
11:51

А как повёл себя художник Зардарян?

    А как повёл себя художник Зардарян? У меня стойкая привычка подходить к произведениям искусства с психолого-социологической стороны. В Венской школе . . .

24.02.2021
13:43

Вижу повторение Высокого Возрождения у иных футуристов

    …привести к согласию среду и человека. Сент’Элиа Признаться? Пока я не пришёл к возможности написать это название и эпиграф, я не стал статью писать. Приходил я . . .

23.02.2021
10:06

Вэр из шыйн унд их бэн клуг - Кто красив, а я умна

    Так говаривала моя красавица мама (Татьяна Доронина была её копией), вообще-то не пользуясь языком идиш. Я почему-то запомнил эти слова. Как будто кто-то свыше мне . . .

22.02.2021
14:45

Я не знаю, получится ли мне вывести то о Татлине, что я наметил, но я начинаю…

    Потому что я уже в восторге от только что прочтённых слов Пунина о нём. Нет. Надо сперва ввести в курс дела читателя, не знающего ничего из того, что знаю, приступая . . .

22.02.2021
08:15

Коммунизм-то – не сласть. (Фильм «О любви» 1970.)

    Когда-то я вздумал единолично бороться за коммунизм, видя, как эта перспектива испаряется к чёртовой матери. Что я сделал? Я воспользовался тем, что парторгом . . .

19.02.2021
11:01

Точно! Рязанов издевался «Карнавальной ночью»

    Сам бы я до такого не додумался. Я это вычитал: "Удивительно, например, было видеть, как скоро происходит отказ от образа жизни и ценностей сталинской эпохи уже в . . .

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100