TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


27.10.2020
20:47

Одна из формул стиля модерн

    Я в смущении. Чувствую у себя явную тенденцию стандартизовать (словесными формулами) художественные идеостили. Высокое Возрождение – гармония высокого и низкого, Позднее Возрождение – трагический героизм, маньеризм – благое для всех сверхбудущее, Барокко – соединение несоединимого, импрессионизм – хвала абы какой жизни, ницшеанство – метафизическое иномирие.

    Идеостиль – не стиль. Стиль безотносителен к тому, что он выражает. Стиль импрессионизма – открытый (несмешиваемый) цвет, смешивание обеспечивается в глазу зрителя путём рядом положенных художником малых мазков открытого цвета.

    Стиль модерн – в частности, живым изображает неодушевлённо, а неживым – одушевлённое.

    От столкновение таких двух странностей стиля модерн в душе утончённого зрителя рождается катарсис – подсознательное переживание стиля модерн: метафизическое иномирие. Ницшеанство, в которое впадают от крайней скуки стандартизованного мира в индустрии, позитивизма в науке, упорядоченности жизни после эпохи перемен и т.п.

    Бенуа. Эскиз гобелена 1-й картины балета “Павильон Армиды”. 1909.

    Ницшеанство самого балета доказано тут.

    Мистической жутью, почти необходимой ницшеанству, в балете был тот факт, что измена героя своей невесте с когдатошней, мёртвой уже, хозяйкой дома, где он остановился на ночлег по дроге к невесте, была символизирована шарфом, которым хозяйка во сне героя повязала. А проснувшись утром, герой этот шарф обнаружил не на гобелене, рассматриваемом им вечером перед сном, а на себе.

    Мы же на эскизе этого гобелена видим каким-то живым всё, кроме лиц: и зелень, и цветы, и постель, и балдахин, и одежды. И даже виньетка вокруг подписи. А лица – какие-то безликие. – Ну чем такое столкновение не образ метафизического иномирия.

    Меня можно поймать, что на другом эскизе гобелена на лицах уже видны черты лица.

    На это я отвечу, что Бенуа, пока был художником (а он ещё был и искусствоведом), не был учёным. Ему и в качестве искусствоведа черты стиля модерн были ещё невнятны. Он в этом стиле творил по вдохновению, то есть под влиянием подсознательного идеала метафизического иномирия. Формульное мышление для него было не приемлемо. Оно было той же стандартизацией и упорядочивающей и позитивистски всё объясняющей наукой, от которых он “бежал” в неосознаваемое иномирие. Рисовать лица какими-то мёртвыми – было ещё неустановившейся манерой.

    Бенуа. Эскиз костюма короля Идраота к балету “Павильон Армиды”. 1909.

    Из подсознательного иномирия метафизического трудно ж попасть в сознание адекватно.

    28 сентября 2020 г.

24.10.2020
12:49

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Десятое продолжение.

    Следующим для внимания по книге Схейена должен бы быть переименованный Дягилевым в “Сильфиды” балет “Шопениана” Фокина. Но. Я же жду произведения ницшеанского, . . .

23.10.2020
12:28

"А ещё хочу приписать для вас, Катерина Матвевна..."

    Признаюсь честно: я не знаю, удаётся ли мне быть объективным к Марку Захарову. То я ему отказываю в художественности (тут), то нет (тут). Когда отказываю, считаю, что . . .

22.10.2020
12:53

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Восьмое продолжение.

    Ну что? Надо быть честным. Дягилев берётся показывать оперу “Псковитянка” (1868 - 1872) Римского-Корсакова. Нет никакой надежды, что в ней может быть выражено столь . . .

21.10.2020
15:33

Бедный автор

    Неудобно перед Павлом Басинским. Я несколько статей написал, отталкиваясь от его неверных мыслей. А теперь, чую, он прав: "Каждый рассказ в сборнике [Елизарова . . .

18.10.2020
20:35

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Седьмое продолжение.

    Как ни рискованна была моя затея попробовать проверить, не совпадает ли мой вкус со вкусом Дягилева, всё же совпадения наблюдаются по ходу чтения и наблюдаются . . .

17.10.2020
20:23

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Шестое продолжение.

    Теперь Дягилев перекинулся на организацию для французов концертов симфонической музыки. "Из Чайковского [а он же для меня ницшеанец] в программу включили не . . .

16.10.2020
12:55

О! Мысль!

    Мысль такая. Если русские футуристы, поэты, применяли киноязык (см. тут), точнее, его балаганность, для того, чтоб хлестать по щекам отставшую или пасующую революцию . . .

15.10.2020
10:56

Фильм "Ржев" Копылова - провокация

    Я стал смотреть этот фильм из-за огромного уважения к Ржевской битве, о которой узнал совсем недавно. Мой постоянный теперь оппонент, человек, хронически . . .

14.10.2020
10:41

Порассуждаем

    Рассуждать будем о поэме Маяковского “Про это” (1923). "В конце 1922 года Брик одновременно с Маяковским имела длительный и серьёзный роман с руководителем . . .

13.10.2020
10:11

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Пятое продолжение.

    В общем, моя затея провалилась: мне не удаётся все действия и замыслы Дягилева объяснять его стихийным художественным вкусом, который совпадает с моей . . .

12.10.2020
13:12

Ответ в общем-то единомышленнику Арсению Замостьянову, заместителю главного редактора журнала “Историк”

    Он: "Потеряю истинную веру, Стыдно мне за наш СССР. Значит, она всё-таки была — истинная вера, и поэт её связывал с некими советскими постулатами, проверенными . . .

11.10.2020
08:25

Убогий - у Бога

    Моё настроение в начале лета можно было бы назвать “велей злобой” на тот мир и тот век, в который я заброшен по милости благого провидения. Хлебников. На днях . . .

09.10.2020
17:38

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Четвёртое продолжение.

    Что меня тревожит – это что Дягилев обиделся, что его не взяли в мистическое религиозное общество Мережковского и Гиппиус. – А какого чёрта ему, ницшеанцу и около, . . .

08.10.2020
09:17

Символизм ли это?

    Я волком бы выгрыз и эклектизм!.. Ну как, скажите, можно сочетать символизм с модерном? "...интернациональный по характеру вариант модерна, который представляет . . .

07.10.2020
12:35

Зря забытый художник

    Я до сего дня не знал о существовании художника Ф. Боткина. Наткнулся на него, прочитав “фэ” знаменитого Стасова на выставку, организованную Дягилевым в 1898 году: . . .

05.10.2020
09:14

Передаваемая в дар коллекция включает... Андрея Кузькина...

    Мне, читатель, для разгона нужно начать с себя. Может, когда разгонюсь, я это сотру. Вчера я впервые прочёл, кто такие бэби-бумеры. Оказалось, это про меня, хоть я . . .

04.10.2020
20:56

Почему художник мечется и туда и сюда

    Может ли смерть быть привлекательной естественно? Надо, наверно, рассказать, как я дошёл до такого вопроса. Мне (см. тут) привелось рассматривать картину . . .

03.10.2020
08:21

Высоцкий, понятый наоборот

    Вообще-то статью надо бы назвать “Благими намерениями вымощена дорога в ад”. Высоцкий в гробу переворачивается, какую роль ему отводят в реставрации . . .

02.10.2020
15:00

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Третье продолжение.

    На странице 128 Схейен величает теорией слова Дягилева: "Во всём нашем отношении к искусству мы прежде всего требовали самостоятельности и свободы”. Это, . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100