TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


26.09.2020
09:34

Почему Ванецов не православный художник

    Если сказать сразу и в двух словах – потому что он рисовал в стиле модерн, а тот выражал собою, если “в лоб”, то бегство от индустриализации. Он "По окончании . . .

25.09.2020
13:54

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Второе продолжение.

    Теперь я дочитал (стр. 126) до рассказа о статье Дягилева “Сложные вопросы” в первом номере журнала “Мир искусства”. И, как и прежде, я теперь отвлекусь на саму эту . . .

24.09.2020
08:53

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Первое продолжение.

    Вот ещё одно подтверждение того, что разделение в культуре России было не на славянофилов и западников, а – скажу по-своему – на радетелей прикладного искусства, . . .

22.09.2020
15:49

Как Врубель посмел применить гипс для скульптуры Демона?

    Гипс – это материал полуфабрикат. "Гипс - это первый переходный материал, в котором скульптор видит свое произведение после глины или пластилина. С каким бы . . .

21.09.2020
10:24

Пощёчина

    На днях я получил заочную пощёчину от Киры Долининой, именитой критикессы: "…как хорошую живопись”, - надо, мол, рассматривать знаменитые произведения, а не . . .

20.09.2020
08:54

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Начало.

    Не от хорошей жизни я принимаюсь за книгу Схейена “Дягтлев “Русские сезоны” навсегда”, М., 2012. Не могу найти произведение искусства, в котором было б ЧТО-ТО, . . .

19.09.2020
09:43

Антисоветскость знаменитого Пименова

    Вынесенное в заголовок неожиданно. Ибо Ленинская, две Сталинские премии, орденов… Но я имею в виду его раннюю живопись. Когда он был экспрессионист и простой, не . . .

17.09.2020
21:22

Асеев: заразить ненавистью

    Я был очень благополучен, когда в храме Христа-Спасителя “выступили” “Пусси райот”. – Ну что? Перформанс. Выход искусства (явления, испытывающего сокровенное . . .

16.09.2020
08:47

Простите меня, люди!

    Простите меня, люди! Я принялся публично разбираться с тем, что мне не понятно, при чтении книги Смирнова “Смысл как таковой”, 2001. Можно было, конечно, писать в . . .

15.09.2020
08:42

Прав ли Репин

    Если я не ошибаюсь, у Шишкина только одна картина с мостиком. Шишкин. Мостик в лесу. 1895. Не думать же про это, Шишкин. На краю березовой рощи (Мостик к лесозаготовке). . . .

14.09.2020
10:31

Остапа понесло

    Я понимаю, что это мало кого интересует, но мне безумно интересно понять то, что сперва не поддаётся пониманию. Так всё сложно в искусстве и около… Особенно, если я . . .

13.09.2020
09:24

Убит наповал?

    Я был благополучный человек. Я даже сумел (см. тут) ответить на саркастический вопрос, что такого скрыто в “Утре в сосновом лесу” Шишкина. – Гимн, мол, могучему . . .

12.09.2020
08:17

Шнуров схалтурил

    Один внимательный читатель укорил меня, что у меня в статьях слишком много меня (личных местоимений). Я в ответ сослался на цитату из Матюшкина: "Художественное . . .

11.09.2020
09:15

Вы не смейтесь, я серьёзно

    Когда я не пишу статью и если это вторая половина дня, - солнце тогда уходит от моего окна, - я ложусь животом на подоконник и смотрю во двор. Там играют эфиопские, . . .

10.09.2020
18:45

Побеждать непонятность непонятного - сласть

    Я только в предыдущей статье понял, как футуристы дошли до жизни такой, что условность искусства своим врагом сочли – от ненависти к символистам витавшим чёрт-те . . .

09.09.2020
22:28

Как в России родился футуризм

    Футуризм в России родился от двух причин: от торможения революции после поражения в 1905 году (ну и ненависти к предателям её) и от слишком далёкого во времени . . .

09.09.2020
12:29

Любителям сложности

    Я читал книгу Смирнова “Смысл как таковой” (2001). В нём описывалась суть романтизма и символизма в поэзии, и я их не узнавал. Особенно, имея в виду не поэзию, а . . .

08.09.2020
15:12

Надо, надо, надо нам, ребята…

    Продолжение слов этой идиотической песни Харитонова (не зря в СССР песенников поэтами не считали): жизнь красивую прожить, тра-та-та... Не уподобляюсь ли я . . .

07.09.2020
08:42

Пан или пропал! или Зря ли неизвестен Рундальцов

    Ставлю себя в исключительно трудное положение. Сравню подлинник и копию и попробую объяснить, - априорно это пишу, - почему копия не впечатляет. Как я это сделаю, ещё не знаю. А пробую потому, что имею фору: копииста-то никто не знает – Рундальцов. Автор же подлинника – чуть не всемирно известный Серов. В смысле – есть же какая-то причина безвестности первого и известности второго. Вдруг мне удастся уловить эту причину.

    Почему его при советской власти не афишировали? – Хотя бы потому, что он очень много изображал Николая Второго и членов его семьи. Но я, конечно, буду это игнорировать за неэстетический критерий.

    (Мне вспомнился один эстетический, вроде, критерий. Была выставка, на которой присутствовали картины руководителя нашего изокружка при Доме офицеров. Художник был в официальном почёте в городе, так как он был, кажется, в числе его освободителей от немецко-фашистских захватчиков и остался тут жить. Никакого впечатления на меня его картины не оказывали. Я случайно услышал, его слова своему товарищу, посетившему эту выставку: “Я пишу грубыми мазками, потому что заглаживать не модно”. – Такие слова, понимаю теперь, объясняли, почему не трогают меня его картины. – Он – конъюнктурщик. А у меня. Наверно, к тому времени уже каким-то чудом был вкус какой-никакой, воспитанный на репродукциях знаменитых картин {я покупал репродукции Шишкина, Куинджи, Жуковского “Синяя вода”, и в нашем городе была галерея Чюрлёниса, который меня насколько смутно, настолько сильно волновал; и у меня был бзиг – соединить натурализм Шишкина и музыкальность Чюрлёниса, и я бесконечно переписывал одну картину маслом, которая мне пришла буквально как видение – от звучания первых аккордов “Первого концерта для фортепиано с оркестром” Чайковского}. – Вот. И этого вкуса моего хватало, чтоб на халтуру не обращать внимания.)

    И мне мерещится, что при царском дворе в моде была заглаженность, а не грубый мазок.

    "Даже в начале XX столетия, когда модерн как большой всеобъемлющий стиль становится господствующим не только в Европе, но и в России, в домах знати и богатого купечества продолжают создавать интерьеры в духе Средневековья и Возрождения” (http://erm.vbgcity.ru/sites/default/files/maket.pdf).

    А Возрождение внешне – это иллюзионизм, “как живое”.

    Например, известно, что Николай II оказал "пристальное внимание… портрету Нувеля работы Л.С. Бакста”.

    Бакст. Портрет Нувеля. 1895.

    Это ещё до того, как сформировался “Мир искусства”.

    Соответственно, гладко, срисовал у Серова императора и Рундальцов.

    Рундальцов. Портрет императора Николая II. 1913.

    Серов. Портрет императора Николая II. 1900.

    Так Серов сумел даже и в императоре выразить дух импрессионизма: хвала абы какой жизни. Вы посмотрите, какой он несчастненький. Как соответственно этому духу абы как брошены мазки на тужурку, на фон, на руки. Какие незаглаженные тени на лбу и щеке. Клочковатые борода и усы. Какие резкие бланши под глазами. Чего он настрадался к 1900 году? От жертв Ходынки? Оттого, что жениться пришлось не на той? От всеобщего недоброжелательства к нему?

    А у Рундальцова есть попытка волосинки на броде и усах выписать. Как заглажены тени на лице. Какая ювелирная выделка (вельвет прямо) материала куртки! И фон сделан соответственно скрупулёзно. Чтоб не было серовской разухабистой пестроты в лице, этот пошёл на, так и быть, серость лица. Придав коже мельчайший растр. – Выразил банкнотную драгоценность своему произведению.

    Вообще-то в 1913 году, по Лыскову шла Великая русская революция 1905-1922 годов. Кого-то она вдохновляла. Им противостояли абсолютно во всём разочаровавшиеся художники, даже левые по мировоззрению в революции разочаровались и бежали впереди её по содержанию и форме. Косить в это время в академизм, ставший синонимом консерватизма, Рундальцову было равносильно обеспечению себе безвестности. Чего он и достиг.

    21 августа 2020 г.

06.09.2020
21:11

Дух захватило

    Читатель! Я не являюсь писателем (я думаю, что я исследователь), но я попробую вас заразить одним исключительным своим переживанием от произведения искусства. Для . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100