Проголосуйте
за это произведение

Super Ratio

Александр Тутуков

"Человечество не останется           Все имеет Начало. Все имеет Конец.
вечно на Земле..."                   Так учил Аристотель. Так задумал Творец.
                                     Из Ничего в Ничто переходя,
К.Э. Циолковский                     Задумайся о сути Бытия.

ЗВЕЗДЫ - ПЛАНЕТЫ - ЖИЗНЬ - ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Картина ночного звездного неба - самое величественное из зрелищ, доступных человеку. Масштаб этой сцены станет ясен, если напомнить, что свет звезд, видимых даже неворуженным глазом, потратил от четырех до нескольких тысяч лет, чтобы преодолеть разделяющее нас расстояние. В то же время Луна - наш ближайший небесный сосед, находится от нас на расстоянии всего полутора секунд, а Солнце - восьми минут его пути. Современным астрономическим приемникам доступен свет звезд, существовавших во Вселенной в то время, когда ее возраст не превышал один миллиард лет. За время пути этого света к нам Вселенная значительно "постарела", и сейчас ее возраст составляет около четырнадцати миллиардов лет. Наблюдаемое "разбегание" галактик - гигантских звездных семей, связанных общим происхождением, является надежным свидетельством существования определенного "начала" этого разлета, когда Вселенная была намного более компактна, чем сейчас. Это допускает рассмотрение моделей, в которых примерно четырнадцать миллиардов лет назад вся Вселенная была сосредоточена в бесконечно малом объеме. Начало расширения, инициированное остающимися пока неизвестными причинами, и послужило причиной возникновения наблюдаемой нами Вселенной, а сам момент этого начала является удобной точкой отсчета ее абсолютного возраста.

Начало расширения заполненного исходной водородно-гелиевой смесью объема получило название Большой Взрыв, в ходе которого возникла та Вселенная, в которой мы живем и исследуем. Основными наблюдаемыми элементами нашей Вселенной являются галактики, звезды и планеты. Познакомимся с ними поближе. Галактики являются погруженными в очень разреженную газовую среду гигантскими скоплениями звезд с характерными массами в десятки-сотни миллиардов раз, превышающими солнечную массу. А наше Солнце- довольно обычная звезда, рядовой член нашей Галактики, хорошо видимой на небе в ясную ночь в виде Млечного Пути и невооруженным оптическим инструментом глазом. Размеры галактик таковы, что свет пересекает их за время в несколько десятков тысяч лет, а расстояния, разделяющие галактики, за несколько миллионов лет. Галактики движутся в пространстве со скоростями в несколько сот километров в секунду, время от времени сталкиваясь между собой. Это порождает целый комплекс интересных явлений: усиленное звездообразование, ведущее к многократному увеличению светимости сталкивающихся галактик, аккрецию межзвездного газа на их ядра с последующим образованием в них сверхмассивных черных дыр с массами в миллионы-миллиарды солнечных масс. Исследование свойств сталкивающихся галактик и сверхмассивных черных дыр в их ядрах - квазаров - одно из наиболее популярных направлений современной астрономии.

Рассмотрим в некоторых деталях окружающую нас Галактику - наш большой звездный дом. Основная часть видимого вещества Галактики сосредоточена в звездах, а на долю газа приходится только несколько процентов ее массы. Однако роль межзвездного газа в эволюции Галактики велика, ибо из него путем конденсации непрерывно образуются новые поколения звезд, а из всегда в нем присутствующей пыли - планеты. Свет звезд поддерживается выделением ядерной энергии в ходе синтеза тяжелых элементов: углерода, кислорода, азота, кремния, железа и других в их горячих и плотных ядрах из исходных водорода и гелия. Заканчивая свою эволюцию звезды возвращают в межзвездную среду большую часть своего вещества, обогащая ее при этом тяжелыми элементами, произведенными массивными звездами в ходе своей эволюции. Последнее происходит, в основном, в ходе гигантских взрывов так называемых сверхновых звезд, знаменующих окончание эволюции немногочисленных массивных звезд с массами в десять-сто раз, превосходящими солнечную. В нашей Галактике такие взрывы происходят примерно раз в сто лет, производя в результате практически все элементы таблицы Менделеева за исключением водорода и гелия, рожденных Большим Взрывом. Газ, выброшенный, в основном, умирающими звездами с массами в несколько раз, превосходящими солнечную массу, становится строительным материалом для новых поколений звезд и планет нашей Галактики. В результате становится ясным, что мы сами, все окружающие нас предметы и живые организмы, да и сами планеты земного типа солнечной системы целиком обязаны своим существованием сверхновым звездам, которые произвели необходимый для их образования строительный материал - тяжелые элементы. Взяв для примера любой живой организм, мы обнаружим, что он состоит в основном из воды. Водород, входящий в состав воды, является продуктом Большого Взрыва, а кислород был произведен массивными звездами нашей Галактики, существовавшими до образования Солнечной системы. Последнее случилось только около пяти миллиардов лет назад, следовательно вещество, из которого образовалось Солнце, планеты и мы сами многократно побывало в составе ранее существовавших звезд за предшествующие образованию Солнца девять миллиардов лет. Таким образом, каждое живое существо является, в конечном итоге, отдаленным продуктом Большого Взрыва и взрывов сверхновых звезд нашей Галактики, что превращает строку некогда популярной песни " Мы - дети Галактики..." в научный факт.

Модель нашей планетной системы с Солнцем в центре была предложена около двух с половиной тысяч лет назад греческими философами и возрождена в Новое Время Н. Коперником. Основные идеи, описывающие образование планетных систем, были выдвинуты И. Кантом и П. Лапласом в 18-м веке. Причина появления около звезд планетных систем проста, при сжатии вращающиеся тела ускоряют свое вращение. Ускоряло свое вращение и возникшее из межзвездного разреженного газа сжимающееся молодое Солнце, оставляя около себя экваториальный газовый диск с начальными размерами, лишь в несколько раз превышающими размеры современного Солнца. Однако силы вязкости увеличивали со временем размеры этого диска. В результате Солнце оказалось окруженным протяженным газовым диском с размерами, в тысячи раз превосходящими размеры самого Солнца. Внешние части диска оказались при этом на далекой от Солнца и поэтому холодной периферии солнечной системы, что вызвало конденсацию основной части тяжелых элементов, присутствующих в водородно-гелиевой среде, в пылевые частицы. Столкновительный рост массы пылинок привел к увеличению со временем размеров твердотельных образований и последующему возникновению планет вначале вблизи от Солнца, а со временем и на периферии протяженного газово-пылевого протопланетного диска. Интересно, что процесс образования планет на периферии Солнечной системы продолжается и в настоящее время, и Плутон аккумулирует окружающие его астероиды, увеличивая свою массу со временем, и, наглядно демонстрируя, таким образом, процесс образования планет.

Надежные современные представления об эволюции звезд солнечного типа позволяют нам описать в общих чертах и предстоящую эволюцию Солнца и Солнечной системы. Через несколько миллиардов лет запасы водорода - основного источника энергии в недрах Солнца - закончатся, его к тому времени плотное углеродно-кислородное ядро начнет сжиматься к планетным размерам, а водородно-гелиевая оболочка - расширяться. При этом Солнце начнет последовательно поглощать, испаряя в своей горячей оболочке, окружающие его планеты: Меркурий, Венеру, Землю, Марс. Расширение оболочки и эволюция Солнца будут, вероятно, оборваны поглощением Юпитера, масса которого столь велика, что он разрушит протяженную и слабосвязанную к тому времени оболочку Солнца. Вещество этой оболочки вместе с испаренными в ней планетами будет сброшено в межзвездную среду Юпитером. Плотное (тонна в кубическом сантиметре) ядро Солнца превратится после этого в обычный вырожденный белый карлик с массой около половины солнечной и размерами, близкими к размерам Земли. Ядро Юпитера может при этом выжить и оказаться на орбите с размерами порядка радиуса современного Солнца около бывшего плотного ядра Солнца - вырожденного углеродно-кислородного карлика. Вещество же оболочки, перемешавшись с межзвездным газом и веществом поглощенных Солнцем ближайших к нему планет, включая Землю, будет готово для последующего превращения его в новые поколения звезд и планет. В итоге становится ясно, что, поскольку Солнце сравнительно "молодая" звезда, его вещество и вещество его планет было ранее многократно не только в составе других звезд, но и других планет и, не исключено, в составе других биосистем.

Солнечная система до самого последнего времени была единственным известным нам примером планетной системы. Широкая распространенность планетных систем около других звезд из теоретических соображений допускалась, даже считалась весьма вероятной, но была недоказуема. И только в течении последних нескольких лет в результате существенного прогресса наблюдательного исскуства были открыты планеты вокруг более сотни звезд из близких окрестностей Солнца. Анализ свойств тесных двойных звезд позволил установить, что около трети звезд должны обладать планетными системами. Таким образом, на каждого жителя нашей планеты, согласно этим оценкам, приходится около сотни планет нашей Галактики. Конечно, пример планет Солнечной системы обнаруживает, что далеко не все планеты пригодны для возникновения и существования на них жизни, по крайне мере, известного нам типа. Напомним, что земная жизнь есть форма существования способных к обмену веществ и размножению высокомолекулярных конгломератов в водной среде. Первые идеи о самозарождении жизни в воде были высказаны около трех тысяч лет назад греческим философом Фалесом. Общность химического состава и эволюции звезд нашей и других галактик, практически доказанная сегодня широкая распространенность планет допускают предположение о возможности появления жизни на других планетах.

Возникновение жизни - важный рубеж в развитии материи. Это произошло на Земле около трех миллиардов лет назад. Следовательно, возраст жизни сопоставим с возрастом Солнца и Вселенной. Возникновение первых самовоспроизводящихся организмов привело в действие механизмы отбора - мощного селективного фактора, способствующего размножению и распространению наиболее приспособленных и высокоорганизованных видов живых существ. Существенное умножение числа видов со временем подчеркивает необходимость всего многообразия живого мира для устойчивого его развития, заполняющего и формирующего земной экологический океан. В истории развития земной жизни можно выделить ряд ключевых явлений, но сейчас для нас важным является появление человека - носителя разума- способного не только приспосабливаться к окружающей среде, но и, изменяя мир, приспосабливать его, в определенных пределах, для своих целей. Это произошло всего несколько десятков тысяч лет назад. Техническая фаза существования человека, связанная с введением в обиход пусть простейших технических средств, занимает всего несколько последних тысяч лет. А "космическая" стадия, связанная с обретением человеком возможности связи на межзвездных расстояниях, началась всего несколько десятков лет назад.

Практически доказанная сегодня множественность планет в нашей и других галактиках с неизбежностью приводит к постановке фундаментального вопроса- возможно ли возникновение жизни и цивилизаций около других звезд? Впервые этот вопрос возник и на уровне догадки получил положительный ответ еще в античные времена после осознания простого факта, что наше Солнце есть обычная звезда. Общность путей возникновения звезд и планетных систем, практическое совпадение наблюдаемого химического состава звезд нашей и других галактик с солнечным позволяют предположить существование большого числа планет земного типа во Вселенной и возможность возникновения жизни и цивилизаций на них. Поскольку Солнце в три раза моложе Вселенной, в нашей Галактике могут быть планеты, биосферы и цивилизации в несколько раз старше наших. В итоге может показаться, что Земля должна быть погружена в поле сигналов, отмечающих их существование и, возможно, связывающих их в рамках некой информационной сети. Но этого очевидно нет! Возникает фундаментальный вопрос- почему? Этот вопрос стал особенно актуален последние десятилетия ускоренного технического прогресса после осознания человеком своей космической сущности и обусловленности.

Исторический опыт, логика и фантазия предлагают несколько возможных вариантов ответа на этот вопрос. Первый вариант ответа прост - несмотря на технический прогресс мы остаемся пока "глухи" к уже существующим в "эфире" сигналам. Очевидная причина "глухоты" может заключаться в низкой чуствительности наших приемников или в нашей неспособности распознать сигнал. Более общая формулировка этого ответа - наличие некоего "культурного" горизонта, осложняющего общение цивилизаций, находящихся на различных стадиях своего развития. И тогда указанный предел может оказаться лишь продолжительностью эры взаимопонимания. Но остается неясным, может ли это полностью исключить саму возможность связи, возможность идентификации цивилизации по ее наблюдаемым проявлениям?

Не исключено, также, что существует некий внутренний запрет на подобные контакты, налагаемый цивилизациями для сохранения своего и чужого "суверенитета" с целью полного исключения возможности чуждого, возможно, деструктивного влияния. Однако и в этом случае остается неясным, можно ли полностью предотвратить возможность случайных контактов. Многих, вероятно, вполне удовлетворит снимающее обсуждаемый вопрос предположение о единственности нашей цивилизации, чем бы она не обуславливалась. Например, богоизбранность исчерпывает вопрос, делая этот ответ полным и окончательным. Однако предположение о единственности нашей цивилизации носит очевидные признаки хорошо знакомого историкам науки "геоцентризма", от которого мы были избавлены современной астрономией. Она доказало, что Земля - одна из планет солнечной сиситемы, Солнце - одна триллионов звезд нашей Галактики, Галактика - одна из бесчисленного множества галактик нашей Вселенной. Природа, вероятно, избегает образования уникальных объектов за одним пока известным нам возможным исключением - Вселенной. Но остается пока неизвестной справедливость последнего утверждения и, более того, современной космологией начинает подвергаться все более серьезному сомнению вывод о том, что Вселенная является действительно исключением? Очевидно, что в этих условиях предположение об уникальности нашей цивилизации удовлетворит далеко не всех.

Наиболее вероятное на сегодня объяснение отсутствия сигналов других цивилизаций состоит в короткой шкале времени цивилизаций на технологически развитых стадиях, когда они технически способны на связь на межзвездных расстояниях. Расстояние для установления связи ограничено произведением скорости света на время жизни цивилизации на развитой фазе. Известно, что в нашей Галактике ежегодно возникает несколько новых звезд с массами порядка массы Солнца. Если принять, что ежегодно в Галактике возникает одна цивилизация, включая возможность многократного возникновения цивилизаций на подходящих планетах, то простая арифметика позволяет установить, что для исключения полного заполнения объема Галактики сигналами ближайших цивилизаций время их жизни должно быть меньше тысячи лет. Важно, что предположение об уменьшении частоты возникновения цивилизаций в десять тысяч раз в рамках этой модели увеличивает предельную "допустимую" продолжительность их жизни только в десять раз. Напомним, что отсчет времени начинается с момента достижения цивилизацией технической возможности связи на межзвездных расстояниях и кончается с момента потери этой возможности, чем бы она не была вызвана. Наша цивилизация вступила на эту фазу всего несколько десятков лет назад с появлением радиоастрономии - энергетически самого экономичного и дальнодействующего из известных нам средства связи. Отметим, что это даже это наиболее "пессиместическое" объяснение причины отсутствия сигналов других цивилизаций допускает тем не менее существование около тысячи более развитых по сравнению с земной цивилизаций только в нашей Галактике!

Что же может ограничить время жизни цивилизаций до столь короткого по сравнению со временем существования жизни на Земле, самой Земли, Солнца и Вселенной срока? Сейчас можно предложить несколько возможных вариантов ответа на этот вопрос, основанных на "опыте" единственной известной нам земной цивилизации. Вероятно можно исключить в качестве неизбежного фактора какой либо вариант космической катастрофы: астероиды, планеты, Солнце, звезды, саму Землю , ибо жизнь на Земле существует уже несколько миллиардов лет, что много больше указанного предела. Вероятно и биологические причины могут быть оставлены "вне подозрений", поскольку высокоразвитые биологические виды существуют на Земле в течении последних десятков миллионов лет. Наиболее вероятный на сегодня ответ в наиболее общей форме прост - это изменение среды своего обитания самим человеком в процессе прогресса. Наиболее очевидная форма такого изменения - самоуничтожение во всеобщей ядерной (химической, биологической) войне - опасность которой сегодня кажется небольшой, но можно ли считать ее полностью исключенной. Кроме того, человек остается подверженным эпидемиям различного рода, особенно опасных при современных оперативных транспортных средствах, связывающих мир в единый организм. И, наконец, само единство ("глобализм") современной цивилизации таит в себе, возможно, главную угрозу, ибо оно, по сути, исключает механизм естественного отбора. А исторический опыт учит, что предшествующая эволюция живого использовала и использует этот универсальный механизм для сохранения и прогресса жизни путем отбора наиболее приспособленных ее форм. Исключение эффективного отбора ведет к застою в развитии всех сложных живых систем и их деградации со временем под влиянием внешних деструктивных факторов.

Впервые вопрос о будущем человечества с "количественной", демографической точки зрения был поставлен видным английским экономистом Т. Мальтусом около двухсот лет назад. Он обратил внимание на то, что способность человека к размножению значительно превосходит его способность к обеспечению необходимого уровня жизни для растущего со временем в геометрической прогрессии числа людей. Действительно, простая оценка показывает, что за тысячу лет человек способен заселить поверхность материков нашей Земли до плотности вагона метро в часы пик, не оставляя места для "полей, лесов и гор". Решением этого парадокса Т. Мальтус считал естественное правило "Количество народонаселения ограничивается средствами существования", добавляя при этом тезис о том, что войны, болезни и нищета являются неизбежными средствами этого ограничения. Позднее идея естественного отбора наиболее приспособленных для жизни организмов в качестве движущей силы биологической эволюции была блестяще обобщена Ч. Дарвином на все живое. Интересно, что сама мысль о естественном отборе в качестве движущей силы эволюции и прогресса имеет глубокие исторические корни и впервые встречается, как отмечал сам Ч. Дарвин, еще у Аристотеля.

Опыт современных развитых, богатых стран демонстрирует возможность другого, на первый взгяд, более простого и "безболезненного" решения демографического кризиса - уменьшение числа детей в моногамной семье до минимального количества, необходимого для простого воспроизводства. Такой режим воспроизводства формально полностью решает демографическую проблему Т. Мальтуса и даже, порой, обращает ее. Многие развитые страны столкнулись в последние десятилетия с проблемой депопуляции, и пополняют свое население за счет наиболее активной, образованной части населения экономически менее развитых стран. Однако обеспечивающая стационарную демографию двухдетная семья, решая количественно проблему Т. Мальтуса, порождает другую, по мнению автора, не менее серьезную "качественную" проблему. Это- проблема воспроизводства "жизнеспособности" популяции. Согласно Ч. Дарвину природа при воспроизводстве живого всегда использует существенное "перепроизводство" с целью последующего строгого отбора наиболее приспособленных для жизни и для воспроизводства особей. Это обеспечивает не только высокую жизнеспособность потомства, но и саму возможность сохранения вида и его прогрессивной эволюции со временем. Человек, перейдя на двухдетную семью с высокой выживавемостью потомства, обеспечиваемой современной медициной и высоким стандартом жизни, практически исключает действие "естественного отбора". В итоге, исключение или даже уменьшение роли "естественного отбора" ниже какого то, и, что принципиально важно, неизвестного нам сегодня критического уровня, может привести со временем к качественной и количественной деградации популяции со временем. Конечно, может показаться странным использование известных нам законов развития растительного и животного мира к самому человеку - Творцу современной Цивилизации. Но разве, сотворив эту Цивилизацию, человек изменил свою суть, исключил себя из мира Живого? Обозначенная проблема заслуживает самого внимательного исследования.

Следует обратить особое внимание и на быстрое по сравнению с биологической возможностью подстройки изменение условий обитания человека на Земле. Экспоненциальный рост производства, энергопотребления, населения и других параметров нашей цивилизации с физической точки зрения есть ничто иное, как взрыв, неизбежно ведущий к истощению любых ресурсов и разрушению экологического равновесия земной биосистемы. Например, сохранение очень скромных темпов роста энергопотребления - всего два процента в год - приведет к закипанию океанов Земли всего через пятьсот лет. Кроме того, современная цивилизация включает в оборот большое количество новых химических веществ, либо вообще отсутствовавших ранее в биосфере, либо сильно рассеяных в окружающей среде. Отдаленные последствия влияние этих веществ на биосферу и человека в принципе не может быть исследовано в достаточной мере. Естественно, что вещества с очевидным отрицательным влиянием, по мере осознания последнего, исключаются из оборота. Но остаются, например, совершенно не ясными отдаленные последствия "обогащения" химического состава биосферы человеком в процессе промышленного и сельскохозяйственного производства, широкого распространения генетически измененных продуктов питания. Следовательно долгосрочный эффект быстрого изменения условий жизни человека может быть выявлен только самой жизнью, над которой современная Цивилизация фактически ставит всеохватывающий эксперимент на выживание в условиях непрерывного и, что важно, все ускоряющегося изменения среды обитания. В таких условиях "платой" за эксперимент может оказаться гибель Цивилизации за исторически короткое время. Последнее, в конечном итоге, возможно помогает понять возможную причину отсутствия сигналов других цивилизаций. Таким образом, отсутствие этих сигналов становится, вероятно, важным предостережением земной Цивилизации на пути ее "естественного" развития.

Конечно, вопрос о судьбе Цивилизации важен сам по себе и вне связи с сигналами других цивилизаций. Он многократно возникал в прошлом, обычно, в переломные моменты истории. Этой теме посвящено множество статей и книг. Чаще всего основной темой этих работ является исследование ближайших политических и экономических перспектив отдельных стран и культур в плане новых возможностей, открываемых текущими исторически значимыми событиями. К числу таких книг может быть отнесена популярная работа Ф. Фукуямы "Конец истории?", в которой рассматриваются уроки коллапса Советского Союза для развития США и стран Западной Европы. Не доверяя широко распространенному мнению о решающей роли Запада в "победе" в Холодной Войне, Ф. Фукуяма тщательно анализирует внутренние причины коллапса СССР и их возможное значение для сохранения и развития современной западной цивилизации.

Итоги Первой Мировой Войны послужили источником вдохновения для и сейчас популярной книги О. Шпенглера "Закат Европы". Проанализировав историю человечества, О. Шпенглер пришел к выводу о том, что она не является описанием последовательного развития, прогресса человека и цивилизации, но делится на истории отдельных культур: рождающихся, живущих и умирающих под натиском новых менее цивилизованных, но более жизнеспособных культур - "варваров" по популярной терминологии цивилизаций всех времен. Близкие взгляды на историю человечесттва как историю отдельных культур были развиты в книге Н. Я. Данилевского "Россия и Европа", опубликованной в 1871 году на русском языке, но оставшейся практически не замеченной. Однако в целом складывается впечатление, что несмотря на большое внимание, уделяемое изучению ближайших экономических, политических а, в последнее время, и экологических перспектив человечества современными исследователями, далекое будущее человека, судьба самой земной Цивилизации привлекали и привлекают пока недостаточное внимание серьезных исследователей.

Общей чертой перечисленных выше возможных угроз развитию и даже, возможно, существованию нашей Цивилизации является то, что почти все эти угрозы есть не что иное, как диалектическое "продолжение" достижений человека в его технологическом, культурном и социальном развитии. Тщательное исследование теневых сторон "прогресса" становится совершенно необходимым условием развития и, даже, вероятно, выживания зрелой Цивилизации. Теперь у вполне практичного современного читателя может возникнуть естественный вопрос: "Стоит ли беспокоится обо всем этом уже сейчас?" Ответ на этот простой вопрос, вероятно, и решит судьбу нашей Цивилизации в наступившем третьем тысячелетии, будем надеяться, еще нашей эры.

263826  2004-02-13 15:20:07
-

263845  2004-02-15 13:09:06
Игорь Крылов www.new-philosophy.narod.ru
- Похожая статья А. Хазена на ту же тему. http://www.inauka.ru/evolution/article39091.html

(Было написано после прочтения обеих статей, однако тема одна и та же: каковы общие причины отсутствия сигналов. Правда речь пойдет не о технических и не о космологических причинах. Они представляются не столь существенными и скорее являются частными, чем решающими, так как мы имеем по крайней мере один очевидный факт возможности передачи сигнала с целью получения ответа или просто прослушивания внешних сигналов).

По существу согласен с обоими авторами в том, что в принципе верно выбрано направление осознания жизни как естественного процесса, вызванного энтропийными свойствами мира (хотя это конечно очень узкая точка зрения, и второй закон тут ни при чем). Но надо учесть что эти свойства возникают именно по причине существования мира как целого или как уровня (вечного и бесконечного). Данное целое-уровень есть среда с заданными параметрами. Эти параметры не могут вытекать из чего-либо еще (типа полей, или материальных объектов), так как они не материальны и не идеальны. Просто мир так устроен, это его свойство. Если бы этих изначальных параметров для каждого уровня (подобного вечной и бесконечной Вселенной) не существовало, то не существовало бы и мира как структурно организованного. То есть в силу этого, а именно что даже изначальные объекты имеют определенную размерность и границы заложенных в них свойств, мир и выглядит как особая среда (вакуумоподобная, Лоренц-инвариантная). То есть если самая маленькая частица (теоретически) имеет определенные параметры (ее скорость например не может быть для "внутреннего" наблюдателя, больше константы, что естественно), то все объекты в мире будут глобально, хаотически расположены а локально, будут являться результатом самоорганизации, которая непременно приведет к концентрации отдельных образований и их последующим исчезновением.

Но надо учесть и такой момент, что все возможные комбинации самоорганизации объектов то же имеют ПРЕДЕЛЬНУЮ СЛОЖНОСТЬ. Поэтому если взять ограниченную среду с максимальным числом таких сложных объектов, то в силу ограниченности состояний по их самоорганизации - возникнет предельная форма организации, предельная сложность такой системы. Далее такая система в таких относительно стабильных условиях будет эволюционировать только внутренне, относительно изменения и накопления собственных реакций на окружение. Что обязательно (!) и естественно породит разум. Разум начнет реагировать с опережением на изменение среды. Что вызовет изменение самой среды процессами его жизнедеятельности (в том числе и его носителя, человека). Но это не самое страшное, так как видимо не это становится причиной молчания Космоса. Дело в том, что все развитие человечества происходит в результате преодоления кризисных состояний (что не противоречит принципу самоорганизации). Это состояние, кризиса, естественное состояние - поэтому считать его главной причиной гибели цивилизации нет оснований. Так вполне можно предположить, что как всегда в последний момент удастся избежать экологической катастрофы, или что упавший таки астероид не всех и не все уничтожит, и человек более глубоко интегрируется в ту среду, благодаря которой он и существует и от которой он целиком зависит, и видимо будет зависеть всегда. Но исходя из ограниченности свойств мира, из конечной сложности мира, можно представить другую причину молчания Космоса. Просто рано или поздно человечество понимает, что рваться в Космос и тратить ресурсы на это - бессмысленно. Свойства мира никогда не будут подчинены ему как хилому существу и опять же по причине его конечной сложности и заданности фундаментальных свойств (обратите хотя бы внимание на конечное число химических элементо, одно это уже обязано привести к формирования жизни, где есть возможность неограниченного перебора их комбинаций, и перебора конкретных "коробочек"-сложных объектов). Человек конечное существо в бесконечном но конечном по свойствам мире, и далее определенной границы, которая существует объективно, он не в силах ничего познать. Поэтому человечество по причинам самоорганизации придет к такой системе ценностей, в которой неограниченный и неконтролируемый прогресс будет рассматриваться наравне с эпидемией или в качестве религии самоуничтожения. Тогда люди просто оставят необходимый минимум средств для поддержания баланса между собой и средой и будут существовать для удовлетворения иных потребностей ,связанных с его физиологическими и духовными свойствами.

И тогда естественным образом цивилизация ╚СХЛОПНЕТСЯ╩.

Просто люди поймут всю никчемность своих усилий, вызванных не конструктивной жаждой познания, и попросту будут с иронией взирать на ту суету, которая присуща молодым цивилизациям. С этой точки зрения не вступление в контакт, может считаться актом гуманизма, сравнимым с той информацией, которую срывают от своих детей, до той поры как они будут способны воспринять ее. Например о конечности жизни. Поэтому такая информация все равно станет в свое время доступной цивилизации, но раньше времени до формирования в процессе катаклизмов единого планетарного государства, это может обернуться самыми агрессивными последствиями. Хотя скорее всего такой потребности не возникнет вообще, и ни одна цивилизация не посчитает необходимой вступать в контакт ,кроме тех, которые не прошли эту стадию, а это снижает на порядки возможность контакта, тем более что такие условия как на Земле, видимо тоже достаточно уникальны (с такими начальными условиями). Последнее и служит объяснением тому, что искать сигналы в Космосе подобно поиску иголки в стоге сена. Дальнейшая судьба человечества определяется как культурная и химико-биологическая интеграция в биосферу, с последующим поддержанием баланса. При этом не исключены варианты развития нтп по пути совершенствования человеческого организма и механизмов развлечения, при балансе потребления и воспроизводства.

Именно постижения конечности возможностей человека и служит главной причиной "молчания" Космоса. Это естественная форма эволюции его вещества, и закон энтропии тому подтверждение.

Правда с одной оговоркой: конечная сложность мира не требует и гипотезы Большого Взрыва, так как объекты возникают уже потому, что ограниченность фундаментальных свойств ограничивает и любые формы проявления структурной организованности объектов

Проголосуйте
за это произведение

286734  2009-03-06 22:49:31
Маркс ТАРТАКОВСКИЙ.
- ЦИКЛЫ МИРОЗДАНИЯ.

Гипотеза базируется на достаточно известных фундаментальных данных современной науки.
Её первоначальный вариант обсуждался на научном семинаре в Московском энергетическом институте (1963 г.) и опубликован в виде краткой аннотации в Трудах МЭИ.
Возражения тогда заключались в том, что гипотеза ╚слишком логична╩, ╚недостаточно безумна╩.
Упоминался Аристотель его определение человека: ╚Двуногое без перьев╩.
Я счёл это комплиментом. Определение безукоризненное; разумеется, чрезвычайно неполное.
Но знаем ли мы сегодня Вселенную достовернее, чем Аристотель некогда человека?..
При поддержке (письмом из США) Джорджа (Георгия Антоновича) Гамова, автора теории ╚горячей Вселенной╩ (╚Большого взрыва╩), первоначальный вариант моей гипотезы (незавершённой) был опубликован в журнале ╚Смена╩ (Москва, ╧ 19, 1968 г., стр. 24-26; вступление д.т.н., ныне - академика РАЕН Д.А. Поспелова).
Изложение гипотезы в предлагаемом виде - в моём докладе 20 марта 2006 г. на заседании Мюнхенского научного общества (Германия).
Гипотеза не претендует на завершённость и непогрешимость. Добросовестная критика приветствуется.
Предлагается краткое общедоступное изложение гипотезы.

I.
Если НАША Вселенная возникла в результате ╚большого взрыва╩ ок. 13 млрд. лет назад (разные данные с некоторыми расхождениями) и если скорость света (ок. 300 тыс. км/сек) предельная, максимальная из возможных, то радиус Вселенной не может превышать всё тех же 13 млрд. световых лет.
Иначе говоря, даже фотоны света, не говоря уже о вещественных частицах, не могли разлететься на расстояние большее, чем 10 тысяч млрд км (примерное расстояние, которое свет проходит за год) помноженные на, примерно же, 13 млрд лет, прошедшие с момента ╚первовзрыва.
(Есть и другие соображения о размерах Вселенной, требующие лишь численных уточнений, но не относящиеся к сути дела). Значит, как бы ни была грандиозна Вселенная (расширяющаяся о чём дальше), она обладает ограниченным (увеличивающимся о чём дальше) объёмом и ограниченной (сколь бы ни грандиозной) массой.

II.
Лучи света искривляются вблизи больших масс (вблизи всяких! неощутимо для наших измерений).
Этот эффект, само давление света - ╚солнечный ветер╩, способный наполнять гигантские, с поверхностью в квадратные километры, паруса будущих космических кораблей, - свидетельство того, что энергия сама по себе обладает массой и, значит, подчинена законам гравитации.
Бесспорно (хоть и неощутимо для наших приборов) гравитационное (!) взаимодействие электромагнитных полей. Вследствие гравитации никакая траектория во Вселенной не может быть прямолинейной.
В завершённом виде это вращательное движение вокруг центров гравитации: спутников вокруг планет, планет - вокруг звезды; вращаются и галактики, и группы галактик (ассоциации)...
Примерно, 8 км/сек скорость, при которой объект, запускаемый с поверхности Земли, становится её искуственным спутником; достигнув второй космической скорости несколько более 11 км/сек, объект выходит на околосолнечную орбиту; скорость свыше 16,6 км/сек позволяет ему, преодолев притяжение массы Солнца, уйти в межзвёздное пространство...
Максимальная масса это суммарная масса Вселенной, максимальная скорость скорость света.
Световые лучи, огибающие Вселенную, создают её специфичную оболочку. Световая сфера, ╚кокон╩, такой мог бы видеть нашу Вселенную ╚внешний наблюдатель╩ абсолютно гипотетический, потому что для того, чтобы выйти за её пределы, ему надо было бы двигаться со скоростью, превышающей световую.
(Эта световая сфера непрерывно расширяется со световой же скоростью. Но, принимая во внимание масштабы Вселенной, этим расширением можно в наших рассуждениях пока пренебречь).
Небосвод Южного полушария Земли богаче светилами, чем Северного, так как обращен к центру нашей галактики. Гипотетические обитатели ╚края Вселенной╩, могли бы догадаться об этом: в одном направлении их космос будет изобиловать светилами, в другом пуст или почти пуст.

III.
Если наша Вселенная образовалась в результате некоего взрыва, то, вроде бы, незачем удивляться её непрерывному расширению: всё дальше разлетаются осколки взрыва.
Однако есть, чему удивляться: ╚осколки взрыва╩ (галактики и ассоциации галактик) разлетаются со всё большей скоростью от земного наблюдателя. Тогда как, скорость осколков взрыва уменьшается по мере потери ими кинетической энергии.
Известно, чем дальше от нас расположен наблюдаемый объект, тем с большей скоростью он он нас удаляется. Скорость наиболее далёких объектов, вблизи предполагаемых нами пределов Вселенной, приближается к световой.
Для краткости и простоты я не останавливаюсь здесь ни на эффекте Доплера - красном смещении в спектре удаляющегося светящегося объекта, ни на Постоянной Хаббла, фиксирующей соотношение скорости объекта с расстоянием от наблюдателя...
Опираясь на уже известные науке выводы, попытаюсь сделать следующий шаг.
Понятно, что ни местоположение нашей галактики, как и нашей солнечной системе в самой галактике, не позволяет предполагать, что мы, наблюдая разбегание объектов во всех точках Вселенной, находимся в её центре. Мы понимаем, что абсолютно тот же эффект могли бы наблюдать гипотетические обитатели всех прочих миров.
Космологи предлагают следующие варианты: Вселенная раширяется, как надувной шарик (и точки, нанесённые на его поверхность расходятся); другое уподобление - всходящему в печи тесту, где от каждой из вкрапленных в него изюминок другие отодвигаются во все стороны...
Каков же механизм расширения? Некоторые космологи предполагают, что атомы водорода беспрерывно образуются из ╚ничего╩ из вакуума.
Предлагается другое объяснение, связанное с распространённейшим движением во Вселенной вращательным и связанной с ним центробежной силой.
Обычная машина, разбрасывающая в гололёд песок, оснащена вращающимся диском. Песчинки, попадающие на диск, под действием центробежной силы движутся от центра вращения к краю диска по расходящимся радиусам...
Для простоты рассмотрим ситуацию всего с тремя песчинками. Та, что попала на диск первой, уже, набрав скорость, находится на краю. У последней, третьей, в центре диска, разбег минимальный. И песчинка между этими двумя ╚видит╩ ту же картину, что и земной наблюдатель галактик: Первая песчинка удаляется со всё возрастающей скоростью, третья же всё более отстает.
При наличии на диске многих песчинок, каждая окажется в уже знакомой нам ситуации: чем далее удалён от неё объект наблюдения, тем большая у него скорость удаления. Потому что расстояние от песчинки, ещё не успевшей набрать скорость также увеличивается...
Следует при этом иметь в виду не вращение Вселенной как целостного тела (с одной плоскостью вращения), но - каждого из объектов (суммы объектов) по собственной орбите.

IV.
Если Вселенная возникла, а скорость конечна, то пространство и масса Вселенной конечны. Всё, имеющее начало, принципиально ограничено не только пространственно, но и во времени.
Очень давно я задался вопросом, который многим казался бессмысленным:
Равна ли масса незаряженного аккумулятора ему же заряженному?
Вот один из характерных ответов: ╚Бессмысленно искать изменение величины, измеряемой, скажем, 10 в минус 20 степени - бесконечно малой.В любом вопросе есть разумный предел детализации рассмотрения. И при гораздо меньшей точности измерения пришлось бы учитывать влияние лунного притяжения, положение Солнца на небе, расположение точки измерения по географической широте, по высоте над уровнем моря т.п. Вопрос не имеет смысла╩.
Выяснилась интересная история этого ╚не имеющего смысла╩ вопроса. 27 сентября 1905, года редакция журнала ╚Annalen der Physik╩ получила рукопись статьи некоего служащего Патентного бюро (Швейцария, Берн) Альберта Эйнштейна "Ist die Trägheit eines Körpers von seinem Energieinhalt abhänig?" Русский перевод: "Зависит ли инерция тела (масса мера инерции-гравитации. М.Т.) от его энергетического содержания?"╩.
Иначе говоря, обладает ли массой энергия как таковая? Луч света, летящий в межзвёздном пространстве после того как светило, его породившее, давно погасло, демонстрирует: энергия, порождённая веществом, обладает и автономным существованием.
Энергию и массу связывает известнейшая формула: Е = МхСхС. Закон сохранения массы (Ломоносова-Лавуазье): масса веществ, вступающих в химическую реакцию, равна массе веществ, образующихся в результате реакции.
Зaкoн приближенный: не учитывает исчезновения (!) мaссы, сoпряженнoм с прoтекaнием какой бы то ни было химическoй реaкции.
И уж, конечно, ядерной.
При атомном взрыве исчезает, примерно, 1/1000 массы U-235. В обычных химических реакциях - менее одной десятимиллиардной.
Закон переформулируется как - Закон сохранения ВЕЩЕСТВА/ЭНЕРГИИ.
Но если Е = МхСхС, то М = Е / СхС: энергия обладает массой эквивалентной (примерно) одной стомиллиардной в сравнении с массой материи, затраченной на её возникновение.
На эту долю (действительно, ничтожную по нашим меркам) заряженный аккумулятор по массе больше незаряженного!
В ядерной реакции (и любой другой) масса уменьшается не потому, что продукты реакции частично растворяются в окружающей среде (можно бы организовать замкнутую систему), но потому, что выделяется энергия, обладающая собственной массой.
В этом суть взрыва ядерной бомбы.

V.
Потери вещества при взрыве ядерной бомбы ничтожны. Но грандиозны сходные по типу внутризвёздные процессы. По мере выгорания ядерного горючего изменяется светимость звезды, её объём и масса.
Исчерпав своё ядерное горючее звезда (при определённых физических значениях) теряет свою механическую устойчивость и начинает со всё увеличивающейся скоростью сжиматься. Это может сопровождаться выбросом оболочки и наблюдаться в виде грандиозной вспышки (пример - Крабовидная туманность).
Если радиус звезды уменьшился до т.н. гравитационного (ничтожного даже по нашим земным меркам), при котором сила тяготения, создаваемая её массой, стремится к бесконечности, ничто уже не может воспрепятствовать её предельному сжатию превращению в чёрную дыру.
Вещество в ╚чёрной дыре╩, сосредоточенное ╚в точке, не имеющей размеров╩ (согласно некоторым утверждениям), но с бесконечной плотностью не суть ли это ╚комок энергии╩?
Можно предположить, что в ╚дырах╩ происходит уже окончательное (а не частичное) преобразование вещества в энергию и масса ╚дыры╩ и есть максимально сконцентрированная энергетическая масса.
Вещество, притягиваемое ╚дырой╩, разгоняется и всасывается в неё уже со световой скоростью.
╚Дыра╩ как бы овладевает окружающим её пространством. Непрерывно расширяется сфера, лишённая вещества.
В бесчисленных точках нашей Вселенной образуются ╚дыры╩; исчезновение вещества происходит повсюду.
Итак, от химических реакций (с минимальным переходом вещества в энергию) - к ядерному распаду и окончательному - в чёрных дырах, такова непрерывная и необратимая эволюция нашей Вселенной.
Неизбежное слияние дыр лишь вопрос времени...
С большой долей вероятности можно рассчитать сроки исчезновения ╚нашей╩ вещественной Вселенной, превращения её в новую ипостась в Мироздание, заполненное гигантским объёмом энергии, сжимающимся под действием гравитации в чудовищно плотный комок первоатом, в некую абсолютную ╚массу энергии╩ с её инертными и гравитационными свойствами. Вещество - концентрат энергии, энергия - результат распада вещества.
ВЕЩЕСТВО и ЭНЕРГИЯ лишь разные ипостаси МАТЕРИИ (как мировоззренческого понятия).

VI.
Бесконечность времени - обречённость вещественной Вселенной?
Нет, этот фундаментальный процесс не может быть однонаправленным иначе необъяснимо само её существование.
Если неизбежно исчезновение вещества во временных пределах, отпущенных нашей Вселенной, должен существовать и обратный процесс возникновение вещества из энергии, превращение ╚концентрата энергии╩ в вещество. М = Е / СхС.
Наблюдаемое нами рассеивание энергии в пространстве лишь как бы оболочка несравненно более грандиозного и значимого процесса концентрации энергии, в конечном счёте, в некий сингулярный объект (лат. singularis отдельный, особый) в некий ╚первоатом╩, подобный тому, взрыв которого примерно 13 млрд лет назад породил нашу Вселенную.
Космологи полагают, что размеры ╚первоатома╩ ╚исчезающе малы╩. Логичнее предположить, что объём его был вполне реальным. И будет через десятки млрд лет - примерно таким же. Если попытаться высчитать при огромнейшихдопущениях объём комка энергии, в который превратится наша Вселенная, величина окажется вполне обозримой: диаметр порядка 100-200 км (!).
Разумеется, для ╚обитателя╩ такой Вселенной, находящегося внутри, её пространство окажется таким же бесконечным, как для нас наше. Чтобы ╚выглянуть╩ за её скромные пределы ему пришлось бы опять-таки превысить максимально возможную скорость.
Вероятно, таковым ╚извне╩ был размер ╚первоатома╩, комка энергии, взрыв которого привёл к внезапному овеществлению всей массы энергии исчезнувшей ╚предыдущей Вселенной╩. Итак, ╚первоатом╩╩ - крупица пространства, до максимума насыщенная энергией... Заложена ли здесь информация, ╚память╩, подобная ╚памяти╩ генома? Является ли эта частица ╚геномом╩ очередной Вселенной, повторяющей в деталях (или хотя бы в общих чертах) предшествующую.
Повторимся ли МЫ?

VII.
Закон Всемирного тяготения неизбежно предполагает концентрацию вещества, его сгустки, в итоге энергетические черные дыры, поглощающие окрестное вещество, слияние этих ╚дыр╩ с нарастанием в их недрах неведомого нам напряжения, могущего обернуться ╚первовзрывом╩.
Взрывающийся комок энергии... Но КУДА он взрывается? Для взрыва, как и для любой эволюции вовне, необходим перепад состояний внутри объекта и снаружи.
Но если вовне нет собственно самого пространства, то расширяться (взрываться) просто некуда. ╚Вещь в себе╩ = в самом буквальном и совершенном виде. Взрыв в этом случае мог бы быть направлен только вовнутрь.
Или необходимо взаимодействие масс.
Возможность для нашей Вселенной пребывать в разных состояниях подводит нас к мысли о том, что есть нечто, обнимающее её во времени и пространстве некое абсолютное МИРОЗДАНИЕ. И если в НЁМ существуют и другие эволюционирующие вселенные, да ещё и ╚разнофазовые╩ в каждый момент времени, тогда всё то же гравитационное взаимодействие между ними образует некую среду мегапространство, образуемое силовыми полями гравитации в котором эволюция вселенных просто неизбежна.
Но для этого нам здесь пришлось слегка погрешить против строгой логики - прибегнуть к умозрительному допущению... Впрочем, уже есть намёки на множественность миров.
Появляются научные сообщения, что наша Вселенная подобна поверхности ╚футбольного мяча╩ (состоит из секторов), что галактические ассоциации (даже сгустки ассоциаций) располагаются в углах этих необъятных треугольников-секторов, т.п. Похоже, что здесь-то и наблюдается (ещё не осознаётся) вдвигание иных пространств, пустующие секторы между ними...

VIII.
Факты, казалось бы, свидетельствуют о пока что не о концентрации, но о расширении Вселенной.
И всё же, так ли это?
Рассмотрим более заурядные события, чем рождение и гибель нашей Вселенной.
Вот пылевое облако, вращаясь, сплющивается в диск; во вращающемся диске постепенно вычленяются концентрические кольца...
Модель кольца Сатурна.
Из-за скопления вещества внутри облака образуется центральное ядро. При достаточности её массы силы сжатия приводят к разогреву до температур, когда центральное ядро начинает светится. (Масса Сатурна недостаточна).
В кольцах же из-за хаотичности движения разнокалиберных частиц они сталкиваются, ╚слипаются╩ всё активнее за счёт сил тяготения, образуя планеты.
Модель наша Солнечная и другие звёздные системы...
Но статистически вероятнее как бы незавершённая система: ядро, недостаточно массивное для разогрева, или попросту отсутствие такого ядра. Миллиарды и миллиарды раскалённых и светящихся звёзд с их вероятными спутниками-планетами, надо думать, вовсе не правило, но исключение во Вселенной.
Незримых для нас ╚незавершённых конструкций╩ должно быть несравненно больше. Они-то в сумме (плюс отдельные блуждающие сгустки, плюс пылевые облака, где лишь возникают описанные процессы) и должны составлять бОльшую часть общей массы Вселенной...
Но при общей массе вещества, на порядки большей ╚регистрируемой╩, следует говорить уже не о РАСШИРЯЮЩЕЙСЯ, но о СЖИМАЮЩЕЙСЯ Вселенной. При сжатии и всё большем взаимодействии ВЕЩЕСТВА Вселенной её очередная её фаза - ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ куда ближе, чем предполагалось в первой части этой гипотезы.
Вещество во Вселенной В МАССЕ концентрируется силами гравитации, а не распыляется. Итог концентрации, как уже говорилось,черные дыры, также стремящиеся к слиянию. Сроки здесь (разумеется, гипотетические) уже, скажем, не сотни, а ╚всего лишь╩ десяток-другой миллиардов лет. Ясно лишь, что при нашем допущении сроки сокращаются не в разы, а на порядки.
Если взрыв, образовавший нашу вещественную Вселенную, случился (как утверждает современная космология) примерно 13 млрд лет, то схлопывание в прежнюю фазу произойдёт в срок, сравнимый с этой величиной.
Если суммарная масса Вселенной на порядки больше наблюдаемой (предполагаемой), то траектории лучей от наблюдаемых отдалённых светил для нас сегодня совершенно непостижимы. И эти искривления траекторий (их удлинение при этом), быть может, и являются причиной увеличения длин волн - красного смещения.
Эффект этот наблюдается не только при удалении источника излучения, но и когда источник находится в сильном гравитационном поле (т.н. гравитационное красное смещение).
Вспомним также, что лучи света в силу гравитации ╚всасывают╩ по пути мельчайшие пылинки; иначе говоря, являются нам достаточно ╚запылёнными╩. Это можно назвать ╚старением лучей╩...
Как бы то ни было, смещение в красную сторону спектра светящегося объекта, быть может, вовсе НЕ свидетельствует о его удалении о расширении Вселенной.
И мы ВОЗМОЖНО обитаем во Вселенной, уже сжимающейся.
**************

307587  2013-07-30 12:07:51
Л.Лисинкер
- Оптимистические заметки. Эпиграф: "Человек рождён для счастья, / Как птица для полёта".

В рассказе Короленко это изречение ПИШЕТ НОГОЙ безрукий от рождения калека. А проходящие горожане бросают ему в шапку мелочь, а иногда и крупные деньги.

Эта картинка возникла в памяти после такого фрагмента из ... :

--

"долгосрочный эффект быстрого изменения условий жизни человека может быть выявлен только самой жизнью, над которой современная Цивилизация фактически ставит всеохватывающий эксперимент на выживание в условиях непрерывного и, что важно, все ускоряющегося изменения среды обитания.

В таких условиях "платой" за эксперимент может оказаться ГИБЕЛЬ Цивилизации за исторически короткое время".

--

Но юмор в том, что именно та система образования - наиболее совершенная и продвинутая, которая лучше всех прочих готовит свою молодёжь к УСКОРЯЮЩЕМУСЯ ИЗМЕНЕНИЮ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ.

А значит: история человечества превращается в ГОНКУ между ОБРАЗОВАНИЕМ и КАТАСТРОФОЙ.

Вот такой, понимаете ли, - диалектический матери ..., тьфу! тьфу! - диалектический оптимизм.

307607  2013-07-31 13:02:42
Гы
- ╚накывыряйим в космас чорных дырр!╩

мы хочем всё-для каждого калайдор,
накывыряйим в космас чорных дырр!
боимси токм,што звёзднай Гауляйтор
нас смоить всех в большой дыры сартир.

(Хфулигханга)