TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Проголосуйте
за это произведение

Русский переплет

Злободневное08 апреля 2009

Виктор Погадаев

 

 

 

Аборигены в Малайзии: в прошлом и сейчас

 

 

Малайзия - государство, расположенное на Малаккском полуострове и в северной части острова Борнео, - своебразный мост между материковой и островной частями Юго-Восточной Азии . Только за за последние десятилетия оно несколько раз меняло свой статус, границы и даже название, а в далеком прошлом вместе с территорией современной Индонезии оказывалось в составе крупнейших в ЮВА империй Шривиджая (VII-XIV вв.) и Маджапахит (XIV в.) - о былом величии тех времен напоминают руины древних храмов-чанди в долине Буджанг, являющейся сейчас археологическим парком-заповедником. Удачное географическое положение у Малаккского пролива, соединяющего Индийский океан с Тихим, привело к возвышению здесь в XV в. Малаккского султаната. Захват Малакки в 1511 г. португальцами ознаменовал начало колониального периода. В 1641 на смену португальцам пришли голландцы, а с конца XVIII в. постепенно распространяется власть англичан, которые в 1914 окончательно подчинили себе страну. С тех пор страна стала известна как Малайя (от названия коренного населения малайцев). 31 августа 1957 на Малаккском п-ве провозглашена независимая Малайская федерация (отмечается как Национальный день), в 1963 - Федерация Малайзия с подключением территорий бывших английский колоний на Борнео (Сабах, Саравак) и Сингапура. В 1965 Сингапур вышел из состава федерации.

Малайзию называют "плавильной чашей", и это, конечно, справедливо. Ведь Малайзия - страна многонациональная. Наряду с коренными жителями здесь проживает значительная прослойка выходцев из Китая и Индии, которые появились главным образом на исходе позапрошлого века, когда англичанам для разработки богатейших месторождений олова и создания каучуковых плантаций понадобилась дешевая рабочая сила. В результате сейчас в Малайзии из 25 млн. человек малайцы и другие коренные национальности (даяки, известные раньше как охотники за головами, ибаны, кадазаны, сенои и др.) составляют 60 процентов, китайцы - 32, выходцы из Южной Азии (Индии, Шри-Ланки, Пакистана) - 8.

Но этот пестрый национальный ковер не будет полным без упоминания еще одной группы народов - местных аборигенов, которых с 1950-х гг. по-малайски называют оранг асли (orang asli), т.е. "первоначальные, исконные люди". Некоторые из них действительно считаются таковыми, другие (джакун) являются предками т.н. протомалайцев, представителей первой волны переселенцев из китайской провинции Юннань в район современной Юго-Восточной Азии в 2500 до н.э. В последующем они были оттеснены в глубинные районы полуострова т. н. дейтеромалайцами из второй волны переселенцев в 1500 до н.э., предками современных малайцев, носителями боее высокой культурой (обладали знаниями астрономии, мореплавания, навыками обработки земли).

Оранг асли - не гомогенная группа. Это собирательный термин для 18 народностей, которые в начале 20 в. были разделены английским этнографом Уильямом У. Скитом на три большие группы: негрито, сенои (веддоиды) и джакун (с тех пор эта классификация не пересматривалась). Согласно переписи 1993, их общее число составило 92 529 человек (0,5 процентов населения страны).

В группе негрито 6 народностей:

батек (Bateq) - 960 человек, районы обитания: Куала-Крах (штат Келантан), Джерантут, Куала-Липис (штат Паханг), Бесут (штат Тренггану);

джахай (Jahai) - 1049 человек, районы обитания: Келаут-Джели, Перак-Хулу (штат Перак);

кенсиу (Kensiu) - 244 человека, районы обитания: Балинг (штат Кедах)4

кинтак (Kintak) - 235 человек, районы обитания: Перак-Хулу (штат Перак);

ланох (Lanoh) - 359 человек, районы обитания: Хулу-Перак (штат Перак);

мендрик (Mendriq) - 145 человек, районы обитания: Гуа-Мусанг (штат Келантан).

В группе сенои 6 народностей:

джахут (Jahut) - 3193 человека, районы обитания: Джерантут, Темерлох (штат Паханг);

махмери (Mahmeri) - 2185 человек, районы обитания: Кланг, Куала-Лангсат, Сепанг (штат Селангор);

семаи (Semai) - 26049 человек: районы обитания: Куала-Липис, Рауб (штат Паханг), Батанг-Паданг, Хилир-Перак, Кинта, Перак-Тенгах, Слим-Ривер (штат Перак), Куала-Селангор (штат Селангор);

семок бери (Semoq Beri) - 2488, районы обитания: Джерантут, Куантан, Маран (штат Паханг), Кемаман (штат Тренггану);

темиар (Temiar) - 15122 человека, районы обитания: Гуа-Мусанг (штат Келантан), Хулу-Перак, Кинта, Куала-Кангсар (штат Перак);

че вонг (Che Wong) - 403 человека, районы обитания: Рауб (штат Паханг).

В группе джакун 6 народностей:

джакун (Jakun) - 16637 человек, районы обитания: Клуанг, Кота-Тингги, Мерсинг, Сегамат ((штат Джохор),Куантан, Пекан, Ромпин (штат Паханг);

оранг канак (Orang Kanaq) - 64 человека, районы обитания: Кота-Тингги (штат Джохор);

оранг куала (Orang Kuala) - 2492 человека, районы обитания: Бату-Пахат, Кота-Тингги, Понтиан (штат Джохор).

оранг селетар (Orang Seletar) - 801 человек, районы обитания: Джохор-Бару (штат Джохор);

семелай (Semelai) - 4103 человека, районы обитания: Джемпол, Куала-Пилах (штат Негери-Сембилан), Темерлох (штат Паханг);

темуан (Temuan) - 16020 человек, районы обитания: Алор-Гаджах, Джасин (штат Малакка); Джелебу, Джемпол, Куала-Пилах, Порт-Диксон, Рембау, Серембан, Тампин (штат Негери-Сембилан), Бентонг, Рауб, Темерлох (штат Паханг), Гомбак, Хулу-Лангат, Хулу-Селангор, Кланг, сепанг (штат Селангор);

По данным на 1960 год, в этой группе еще была народность темок (Temoq) численностью 51 человек, но в переписи 1993 она уже не значится.

Каждая группа имеет свой собственный язык и культуру, и ощущает себя отличной от других. Лингвистически часть северной группы оранг асли (особенно сенои и негрито) говорят на языках, которые называются "аслийными" (Aslian) и которые генетически связаны с языками народов в Бирме, Таиланде и Индокитае. Языки группы джакун, за исключением семелай и темок, принадлежат к австронезийской семье языков, как и малайский.

Отличаются они и родом хозяйственной деятельности. Оранг куала, оранг седетар и махмери живут близко к побережью и главным образом рыбаки. Часть из темуан, джакун и семаи занимаются товарным сельским хозяйством, выращивая куачуконосы, масличную пальму и какао. Однако, около 40 процентов оранг асли, включая семаи, темиар, че вонг, джахут, семелай и семок бери живут в джунглях. Их основное занятие охота и собирательство, в незначительной степени выращивание суходольного риса на склонах холмов. Они также торгуют фруктами, древесными смолами, ротаном. Очень незначительное число оранг асли из группы негрито (джахай, ланох) ведут полуоседлый образ жизни.

Первые свидетельства внимания властей к жизни оранг асли относятся к началу 20 в. Пионером в этом стал штат Перак, где в 1901 г. была введена должность управляющего делами аборигенов (сакаи). Им стал капитан Черрути, прослуживший на этом посту 16 лет. В 1939 в штате был принят специальный Акт об аборигенах, предусматривавший защиту их прав. До прихода англичан оранг асли нередко были объектом работорговли, а название народности сакаи даже стало в малайском языке нарицательным термином для рабов и зависимых лиц.

Англичане же одними из первых обратили внимание на необходимость научного изучения оранг асли. Одной из главных задач созданного в 1883 году в Тайпинге (штат Перак) Перакского музея были сбор и обработка информации об аборигенах. Полевой этнограф Х. Д. Тун (позднее директор музея) в своем докладе в 1936 г. рассматривал их как благородных дикарей, которые ведут идеализированное и романтичное существование. По его мнению, задача правительства должна состоять в том, чтобы защитить и сохранить их от разрушительных действий современной жизни. Он рекомендовал создать для них резервации, где они жили бы согласно своим традициям и законам, а также "образцовые поселения" в менее доступных областях, где аборигенов можно было бы учить навыкам ведения сельскохозяйственных работ. Важным аспектом политики он считал и поддержку исконной культуры аборигенов. Хотя его предложения не были полностью учтены в Акте об аборигенах 1939 года, они положили основу для правительственнной политики в этой области в будущем.

Во время японской оккупации (1941-1945) большая часть оранг асли ушла глубоко в джунгли, чтобы избежать столкновения с японцами. Но им не удалось полностью оставаться невовлеченными в процессы, происходившие в это время в стране. Малайская народная антияпонская армия, в которой доминировали члены Компартии Малайи, действовала против японцев с баз, созданных в джунглях. Участники движения сопротивления нуждались в поддержке оранг асли, которые хорошо знали джунгли, могли служить проводниками и снабжать их продовольствием, и смогли установить тесное сотрудничество с ними, обещая в замен защиту в случае нападения японцев.

Вскоре после капитуляции Японии и возвращения английской администрации в страну оранг асли неожиданно стали важным фактором борьбы англичан за восстановлене своего контроля. Их главным оппонентом была Компартия Малайи, приобретшая в 1941-1945 гг. влияние и оружие (ирония судьбы, но во время войны с японцами оружием их снабжали сами англичане). В связи с введением в 1948 стране чрезвычайного положения, продлившегося до 1961 г., коммунисты вынуждены были снова вернуться в джунгли. Их опорой стали т.н. скваттерские поседения, где проживало около полумиллиона китайцев (во время войны китайцы бежали из городов и селились в сельской местности подальше от японцев; да и с питанием там было получше) и оранг асли. Чтобы лишить коммунистов опоры, власти переформировали скваттерские поселения в т.н. "новые деревни" под неусыпным контролем английских войск (т.н. план Бригга), а оранг асли, проживавших в доступных местах, свезли в концентрационные лагеря, нарушив тем самым естественный образ их существования. Несколько сотен аборигенов умерли в этих переполненных и раскаленных от солнца лагерях главным образом из-за депрессии, а не болезни.

В начале 1950-х гг. англичане поняли, что перегнули палку, ибо своими действиями только настроили оранг асли против себя, и резко изменили политику. Лагеря были закрыты, а аборигены вернулись на свои прежние места обитания. Их поселения на регулярной основе патрулировались отрядами лесной полиции, чтобы "защитить оранг асли" от угроз со стороны коммунистов, в них были направлены медсестры, чтобы предоставлять элементарную медицинскую помощь, открыты ларьки с продовольствием и товарами первой необходимости.

Оказывалась и другая помошь, например, по обучению детей аборигенов грамотности. В 1951 г. был создан Департамент по делам аборигенов, а в 1954 г. принят Акт об аборигенах, который наделял департамент полномочиями решать все вопросы, связанные с жизнью и деятельностью оранг асли (Акт обновлен в 1967 и 1974 гг.). Конечно, в первую очередь Акт ставил своей целью воспрепятствовать использование аборигенов коммунистами: нельзя было посещать поселения аборигенов без срециального разрешения или передавать туда какие-либо несанкционированные печатные материалы. Но в то же время он узаконивал права аборигенов на их землю, создавая "резервации" (на период 1999 резервации составили 19 507 га), подчеркивал недопустимость какой-либо дискриминации.

Такая политика скоро стала приносить свои результаты - в 1957 властям удалось даже сформировать из оранг асли антиповстанческое подразделение "Сеной Праак" (Воюющие аборигены), состоявшее из 1300 человек.

Провозглашение независимости в 1957 г. и отмена чрезвычайного положения в 1961 г. не внесли каких-либо существенных изменений в политику правительства в отношении оранг асли. Свидетельством о возможности ее изменения стало выступление Верховного правителя (короля) на открытии сессии парламента в 1961 г.. Он заявил, что нация "не забудет оранг асли" и что правительство в настоящее время разрабатывает долгосрочную политику в отношении аборигенов, с тем чтобы "втянуть их в русло жизни нации, не нарушая их образа жизни и культуры".

В ноябре 1961 г. правительство сделало Департамент по делам аборигенов постоянно действующим органом. Он и сейчас ведущее подразделение правительства, координирующее деятельность, охватывающую все аспекты жизни аборигенов, образование, медицинское обслуживание, профориентацию.

Во главе департамента стоит генеральный директор, осуществляющий общий контроль за решением административных вопросов, вопросов благосостояния и исследовательской деятельности в отношении аборигенов. Ему подчиняются несколько заместителей, чиновников-протекторов и медицинский персонал. При консультациях с генеральным директором каждый штат, где проживают оранг асли, создает местное управление по делам аборигенов и назначает чиновника-протектора или помощника протектора. Протекторы имеются в штатах Паханг (по совместительсиву в Тренггану) и Перак (по совместительству в Кедахе). Помощники протектора назначены в штатах Негери-Сембилан (по совместительству в Малакке), Селангоре, Джохоре и Келантане. Оранг асли выходят на протектора или заместителей на местах пембанту оранг асли (помощник аборигенов), которыми обычно являются малайцы или образованные аборигены. Пембанту оранг асли курирует несколько поселений и регулярно посещает их.

Фраза "втянуть их в русло жизни нации", произнесенная королем в 1961, получила более четкое определение в заявлении министерства внутренних дел в том же 1961 г.: "конечная цель политики в отношении аборигенов - их интеграция с малайским сегментом общества". Было оговорено, правда, что интеграция должна быть естественной, и что будут приняты специальные меры по защите институтов, обычаев, образа жизни аборигенов.

Что такое интеграция аборигенов и "приобщение их к цивилизованной жизни" на деле, показывет т.н. перегруппировка их поселений и создание "образцовых деревень" (совсем как по плану Нуна) с приличными домами, водопроводом, современными удобствами (школы и больницы). Предполагалось, что такие деревни станут заразительным примером для всех аборигенов. Но, как оказалось, в результате перегруппировки аборигены лишились значительной части земли, на которой проходит их деятельность. В частности, в Бетау в результате перегруппировки 20 поселений, где проживали 1284 человек народности семаи, район их деятельности сузился до 15 процентов от изначального. Проблема земли особенно остро встала в последнее время в связи с реализацией различных сельскохозяйственных проектов, строительством дамб или аэропортов и даже площадок для игры в гольф. Дня не проходит, чтобы газеты не сообщали о протестах аборигенов в связи с отторжением у них земель или вырубкой лесов.

"Интеграция" аборигенов в современную жизнь постепенно меняет их образ жизни. Аборигены, проживающие недалеко от объектов туризма (например, в национальном парке Таман Негара) зарабатывают себе на жизнь тем, что демонстрируют туристам приемы разведения огня трением, изготовление стрел для духовых ружей сумпитанов и стрельбу из этих ружей. За это они получают вознаграждения от туристических компаний, которые включают его в стоимость пакета путешествий. У таких аборигенов больше нет необходимости заниматься охотой и собирательством или вести кочевой образ жизни. Смена поселений у них происходит в небольшом радиусе от туристских объектов и диктуется часто спиритическими соображениями (на старом месте кто-то часто болел, нужно место это сменить и т.п.). Туризмом живут и аборигены озера Бера - они даже организуют для туристов ночлег в своих примитивных домах, демонстрируют те же приемы добывания огня, катают туристов на лодках. При этом проводят рекламную кампанию, используя средства интернета.

Если в 1960-е и 1970-е гг. власти говорили в основном об интеграции, то начиная с 1980-х гг. речь уже идет об ассимиляции с титульной малайской нацией, что является новым поворотом в политике малайзийских властей в отношении оранг асли. Причем, процесс этот мыслится путем исламизации. Принадлежность к исламу - одна из важных характеристик в определении понятия "малаец", которое дается в Федеральной Конституции. Генеральный директор Департамента по делам аборигенов Джимин в 1990 г. открыто заявил, что, "как он надеется, очень скоро оранг асли интегрируются в малайзийское общество на правах исламиизированной подгруппы малайской общины". Надо сказать, что это отражает общий процесс исламизации общественно-политической жизни в Малайзии, запущенный бывшим премьер-министром Махатхиром. Это не только увеличит численность избирателей-малайцев (что в условиях наличия большой прослойки выходцев из Китая важно), но и устранит проблему первородности. Если не станет аборигенов, малайцы с полным правом могут считать себя истинной коренной нацией ("если все абоигены станут малайцами, то малайцы станут тогда аборигенами").

В рамках этой политики началось строительство общинных домов с молебными холлами для мусульман (сурау). К 1993 было сооружено 265 таких домов. Принимаются и другие меры. Например, в штате Келантан, который контролируется оппозиционной Исламской партией, мусульманин, женившийся на аборигенке и таким образом вовлекший ее в ислам, получает вознаграждение в 10 тыс. ринггитов (около 3 тыс. ам. долл.). То же самое распространяется и на мусульманку, вышедшую замуж за аборигена. Из 3 000 аборигенов, проживающих в Гуа-Мусанг, уже 2 904 человек на сегодняшний день приняли ислам.

Интеграция и ассимиляция приводят к утрате аборигенами своей культуры. Они перенимают малайский образ жизни, малайскую одежду. Меняется и их социальное поведение. Часть из них получают высшее образование, переселяются в города. Некоторым даже удается достичь высокого положения - пять выходцев из среды аборигенов занимали должность сенатора в малайзийском парламенте. При этом отмечаются две тенденции. С одной стороны, самые малые народности просто исчезают (как темок, которые не значатся в переписи 1993 г.), с другой - общая численность аборигенов растет. В 1960 их было 43 890 человек, в 1965 - 45 895, в 1993 - 92 529, а в 1999 - 105 000. Это, видимо, объясняется общим повышением уровня жизни в стране, снижением смертности. Под Куала-Лумпуром, например, даже есть специальная клиника для оранг асли на 450 мест, где они могут получить медицинскую помощь и лекарства бесплатно. При этом аборигены остаются самой бедной прослойкой населения Малайзии. Перепись 1993 г. показала, что 80,8% из них находятся за чертой бедности.

В условиях потенциального исчезновения малых народностей важное значение приобретает работа по изучению культурного наследия оранг асли. Этим занимаются созданный в 1987 г. в районе Гомбак Куала-Лумпура Музей оранг асли (Muzium Orang Asli), а также местные университеты. Например, группа во главе с проф. Чой Ким Йок факультета языков и лингвистики Университета "Малайя" в 2003-2005 осуществила проект по изучению языка и фольклора махмери. Результатом проекта стало составление Махмери-малайско-английского словаря, содержащего 3 000 слов, и антологии "Сказки махмери". Все полевые материалы (аудио и видео записи, а также их расшифровки) хранятся в архиве Музея языка факультета и доступны любым исследователям.

В Малайзии существует общественная организация Центр озабоченности делами оранг асли (Center for Orangasli Concerns), который пытается привлечь внимание общественности к положению аборигенов.

 

 

 

 

 


Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
292563  2010-04-11 10:42:34
В. Эйснер
- Виктору Погадаеву: Я всегда с интересом читаю Ваши переводы. И этот текст очень глянулся. Только печалью отозвался. А вдруг и мы, большой и сильный пока ещё народ, исчезнем как "темок"? Исчезнем ещё в этом веке?

318234  2014-10-26 16:43:37
Александр http://kak-zhit-bez.blogspot.ru/2014/10/kak-zhit-bez-aborigenov.html
- Власть и деньги, конечно, имеют главенствующее значение в обществе. Но находится много людей, поддерживающих традиции, являющихся, по сути, преемниками культуры аборигенов. Это даёт неплохие шансы на сохранение культурного наследия аборигенов всего мира, в целом.

Русский переплет


Rambler's Top100