Николай Марков

Надгробный камень на старом
кладбище с. Сакмары
Исследователь
в звании хорунжего Пётр Юдин в своём историко-этнографическом очерке «Городок
Сакмарский» в 1890-ом году оставил интересные свидетельства о перипетиях
религиозной жизни наших предков после «пожарного» 1806 года, почерпнутые из
рассказов жителей станицы.
Молиться
было негде и церковные «таинства» совершать тоже было некому. Попы из Уральска
для удовлетворения пожеланий (треб) верующих приезжали редко, в 5-6 лет
раз. Погребение умершихосуществлялось не по обряду церкви, а браки
заключались по взаимному согласию без божьего благословления. Труднее всего было с рождающими детьми,
которые в случае смерти умирали некрещёными, либо крещения приходилось ждать
долгое время. К приезду попов их, порою, накапливалось десятки.
Чтобы
выйти из такой ситуации церковное и казачье начальство из Уральска дало разрешение
на крещение детей избранными для таких целей старикам, опытных в церковных
делах. Постепенно, из-за отсутствия храма, верующие стали приходить к ним и на
богослужения в праздничные дни. Со временем, в глазах людей они превратились в
наставников, а по сути священников, к которым привыкли и уже не хотели
расставаться.

Надгробный камень на старом
кладбище с. Сакмары
Так
с соизволения властей в Сакмаре появились начетники - особая группа верующих из
числа пожилых мужчин - способных и любознательных от природы, путём
самообразования овладевших книжной премудростью, навыками устного и письменного
слова. Именно эти качества, наряду с жизненным опытом и психологией позволили
им со временем завоевать непререкаемый авторитет и влияние у верующих,
подавляющее большинство среди которых, как известно, составляют женщины.
Был
ещё один способ воздействия на умы и чувства прихожан, а также укрепление
своего авторитета. Это так называемое знаменное пение «по крюкам» - системой
знаков, использовавшихся для его записи. Этот особый вид древнерусского
богослужебного пения, корни которого имеют византийское происхождение, был сохранён
старообрядцами и широко использовался. Подобный своеобразный монотонный
старинный напев начетчиков и их помощников - уставщиков нравился сакмарцам,
которые, к сожалению, ничего лучшего не слышали.
Поэтому, когда в 1828 году из Уральска приехали священники
освящать построенную церковь, сакмарцы не шли на торжественное богослужение, и
их пришлось сгонять туда силой. Но оказалось, что освящение церкви носило чисто
формальный характер. После него высокое духовенство вернулось в столицу
казачьего войска, не оставив никого для службы в храме. Жители станицы
по-прежнему остались предоставлены сами себе, и такая ситуация продолжалась ещё
11 лет.
Только
в 1839 году сюда был назначен священник. Но при нем очень немногие из верующих
стали посещать церковь, остальные же, как и раньше, шли к своим наставникам.
Объясняли они свою позицию тем, что служба и пение проходит в ней не «непо-старинному»,
не по тем правилам, к которым люди уже привыкли за многие годы.
Но,
видимо, наличие церкви с действующим священником нарушило сложившееся
равновесие в староверческой среде. Среди них начались разногласия и ссоры
наставников из-за прихожан. После всех противостояний и выяснения отношений в
станице сформировалось два старообрядческих сообщества: «поповское» и
«перекрещенское». П.Юдин в своём исследовании приводит данные, так называемых
«клировых ведомостей» за 1841 год, из которых видно, что к «поповцам»
относилось 2227 душ обоего пола, а к «перекрещенцам» - 127. Было также 40 душ
единоверцев, представлявших течение в старообрядчестве, возникшее в результате
соглашения умеренных кругов старообрядцев с официальной церковью и оформленного
в 1800 году. Оно подчинялось Синоду, но сохраняло свои обычаи и обряды.
В
каждом сообществе, кроме последнего, имелись свои молельни. У первого - самого
многочисленного их было три, у вторых - одна. Возглавляли каждую свои
наставники и начетники, которые обслуживали своих приверженцев - прихожан. Они
фактически выполняли все церковные функции, кроме венчания.
По
замечанию исследователя, сакмарцев нельзя было отнести к ревностным прихожанам.
На богомолье они ходили очень редко, в молельни шли преимущественно женщины.
Мужчины же являлись туда только на праздники: Рождество, Пасху и то очень
немногие. Тем не менее, Последователи одной веры не соединялись с
последователями другой ни в «явствах, ни в питиях», а между тем спиртные
напитки пьют и с христианами. Это у них за очень великий грех не
считалось.
Чтобы
как-то повлиять на сложившуюся ситуацию, в 1860 году на средства богатого
казака Пегова была построена часовня Покрова Святой Богородицы. Во время её
строительства священником действовавшего а Сакмарске храма был отец
Дмитрий Корин, уважаемый старообрядцами человек. После открытия и
освящения часовни по их просьбе к епархиальному начальству священника перевели
сюда с условием служить по правилам старой веры. Дело начало налаживаться, и
прихожане полюбили своего пастыря и очень сожалели, когда он неожиданно
скончался.
После его
смерти в 1864 году в часовню по распоряжению епархиального начальства прислали
нового священника, но уже не по выбору сакмарцев. К тому же он не захотел
служить по старым правилам, что привело к тому, что старообрядцы отказались
посещать молитвенный дом, а затем, воспользовавшись отсутствием священника,
вынесли оттуда все иконы, не только жертвованные ими, но и им не принадлежащие,
а также и книги, купленные строителем часовни.
Было
большое разбирательство с вызовом в Уральск двенадцати выборных стариков от
сакмарских старообрядцев, с которыми выезжал и строитель часовни Пегов. Как
бывает в таких случаях, «крайним» оказался служивший в ней дьячок.
Через
несколько лет по высочайшему царскому повелению Сакмарская станица,
несмотря на сопротивление казаков, была передана из Уральского
казачьего войска в Оренбургское, которое состояло в основном из людей
православного вероисповедования.
У наших
предков началась новая история, характеризующаяся ещё большей замкнутостью от
соседей. Как и уральцы, сакмарцы продолжали жить особняком от прочих поселенцев
Оренбургского края, отличаясь бытом и обычаями и от казаков, и от крестьян. Они
крепко держались за прадедовские обычаи прежних казаков во многих сферах
семейной и религиозной жизни.
Наверное,
по этой причине советские авторы и мемуаристы, писавшие о гражданской войне в
Оренбуржье и, конкретно о Салмышском бое, выделяли наших предков из среды
оренбургских казаков, называя их не иначе как - «казаки-бородачи, раскольники станицы
Сакмарской и прилегающих к ней хуторов».
Эпоха,
наступившая вслед за революцией и гражданской войной, сломала привычный уклад
жизни сакмарских казаков, основу которого составляли служба
государю-императору, сословная замкнутость и привилегии, а также
старообрядческое мировоззрение.
Но если
первые факторы такого уклада ушли безвозвратно, то старая вера продолжала жить
в умах и сердцах людей, поскольку была тесно связана с их бытом и основанными
на нем обрядами.
Введение
Советской властью системы Записей актов гражданского состояния покончило со
сложностями, которые существовали у староверов по гражданскому оформлению
браков с оформлением соответствующих документов.
В царской
России сведения о венчании заносились в специальные «приходские книги», которые
являлись официальными фиксирующими документами. У наших же староверов храмов не
было, а функциями венчания наставники и начетники не обладали. В Сакмаре они
являлись частью старинного свадебного обряда, обычно называемого «родительским
благословением», включавшим в себя целование иконы, родителей, совершением трёх
земных поклонов и т.д. Но в глазах наших предков такой ритуал по силе
морального воздействия ни в чём не уступал венчанию в церкви.
Видимо,
поэтому для коренных сакмарцев домашние иконы выступали символом веры и её
укрепления, частицей домашнего храма, связанного с памятью предков. Не
случайно, в случае пожара или другой опасности их спасали в первую
очередь.
«Родительское
благословение» как своеобразный обряд венчания при заключении браков соблюдался
ещё долго, вплоть до военной поры и даже позже. Причём новая жизнь вносила свои
сложности и даже препятствия. Могу судить по нашей семье, где моему отцу -
комсомольцу в 30-х годах прошлого века мамой - верующей было поставлено
условие, согласиться на него, иначе она замуж не выйдет. Пришлось отцу
принять такие условия.
Закрытие
Казанского храма в Сакмаре и превращение его сначала в склад, а затем в
кинотеатр стало тяжёлым ударом для православных верующих. У старообрядцев
тоже национализировали построенный в 1860 году казаком
Пеговым М.А молитвенный дом.Но это, как мне кажется, не
оказало заметного влияния на сложившуюся систему религиозных
отправлений основной массы верующих, поскольку она осуществлялась в жилых домах
их наставников. Кроме того, организационно такие сообщества не оформлялись и не
регистрировались а, значит, они, как бы не существовали.
Помню в
детстве моя мама и бабушка в дни больших религиозных праздников ходили в дом к
нашему начетнику (его звалиИваном Кузьмичом), жившему в районе пересечений
улиц Телеграфной и Нацменовской (ныне Пролетарской). У него собирались
верующие северной окраины села. В других местах имелись свои
начетники, причём мужчины.
Но
активность верующих в советское время уже была совсем не та, что раньше.
Коллективные моления проходили редко, их зачастую заменяли встречи женщин, как
правило, соседок или родственников у тех, кто знал и умел читать церковные
старославянские книги.
В нашей
округе таким человеком была моя бабушка Агафья. У неё имелось много
старинных религиозных книг – тяжёлые фолианты с деревянными обложками, с
потёртыми листами старославянской вязи и красными заглавными
буквами. Поэтому в наш дом постоянно приходили родственники и соседи,
а также её ровесницы, такие же, как и она, истовые последовательницы
старообрядческой веры. Они вели беседы на религиозные темы, занимались
чтениемлитературы и обсуждением жития святых. Такие небольшие
староверские собрания активных верующих, заменяли какие-то большие религиозные
мероприятия.
Но время
шло, старики-начетникипостепенно уходили в иной мир, и к 70-80-м годам прошлого
века в старообрядческой среде остро встала проблема таких организаторов
религиозного процесса. Именно тогда впервые такие функции стали выполнять
женщины. Найти их было непросто, поскольку для подобных целей требовались
не просто верующие, а люди, сведующие в церковных делах и умеющие читать литературу
на старославянском языке.
Я
это знаю из рассказов мамы, потому что позже, после смерти мужа, её буквально
упросили принять на себя миссию начетницы с учётом её личных качеств и навыков,
приобретённых от своей матери – моей бабушки. У неё это получалось, и она
пользовалась большим авторитетом среди староверов даже в Оренбурге. Да и
такие функции стали проще, ориентируясь в основном на просьбы и пожелания
людей.

До 2023 года начетницей многие
годы была Анна Дмитриевна Быкова
Новая
эпоха, наступившая после распада Советского Союза, создала ещё большие
сложности в религиозной жизни последователей старой веры в Сакмаре. Новые
власти вернули православным верующим старый храм, и после реставрации
он стал активно расширять свою паству. Как оказалось, в том числе и за счёт
интеллектуальной части потомков жителей старообрядческого
вероисповедования. В результате её приверженцами оставалисьлюди
преклонного возраста, которых с каждым годом становилось меньше.
В этих
условиях наиболее активная и организованная часть жителей, оставшихся верными
религии своих предков, начала понимать, что без какой-то материальной основы
будет трудно рассчитывать на возрождение и сохранение древлеправославной
веры там, где она существовала столетия. И их взоры обратились
к бывшему молитвенному дому, построенному в 1860
г. богатым казакомПеговым М.А. на свои средства и конфискованному
новой властью после гражданской войны. В 2019 году старообрядцы Сакмары
обратились в Администрацию района и в Совет депутатов с просьбой о возвращении
им этого здания. Местные власти с уважением отнеслись к их просьбе.
Решением Совета депутатов Сакмарского района от 15.10. 2019 г. здание по адресу
село Сакмара, ул. Советская, д.52 было возвращено общине старообрядцев.


С первого
же дня в храме начались богослужения. Постепенно на средства прихожанпроводится
ремонт в самом здании храма, заменена кровля, установлен купол с крестом,
заново построено крыльцо, благоустраивается территория вокруг храма, что радует
не только прихожан общины, но и многих жителей Сакмары
и всего района, особенно из числа потомков казачьего сословия. Всё
это даёт надежду на то, что старая вера
наших предков не будет забыта в бывшей станице, ставшей ныне крупным
административным центром Сакмарского района, встречающим своё 90-летие.
