TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Проголосуйте
за это произведение

 История
25 декабря 2025 г.

История русского народа
8 марта 2020 года

Николай Марков

Снова представляю читателям своего одноклассника, историка- краеведаНиколая Маркова, проживающего в настоящее время в Сочи, но не забывающего родные оренбургские края и продолжающего свои изыскания, касающиеся нашей общей малой родины села Сакмары, бывшего Сакмарского городка, где наши предки служили в Уральском, а потом в Яицком казачьем войске.

Виктор Погадаев,

ПОСЛЕДОВАТЕЛИ СТАРОЙ ВЕРЫ – ИХ РОЛЬ В СОЗДАНИИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ САКМАРСКОЙ СТАНИЦЫ

 

Николай Марков

 

Надгробный камень на старом кладбище с. Сакмары

 

Исследователь в звании хорунжего Пётр Юдин в своём историко-этнографическом очерке «Городок Сакмарский» в 1890-ом году оставил интересные свидетельства о перипетиях религиозной жизни наших предков после «пожарного» 1806 года, почерпнутые из рассказов жителей станицы.

Молиться было негде и церковные «таинства» совершать тоже было некому. Попы из Уральска для удовлетворения пожеланий (треб) верующих приезжали редко, в 5-6 лет раз. Погребение умершихосуществлялось не по обряду церкви, а браки заключались по взаимному согласию без божьего благословления. Труднее всего было с рождающими детьми, которые в случае смерти умирали некрещёными, либо крещения приходилось ждать долгое время. К приезду попов их, порою, накапливалось десятки. 

Чтобы выйти из такой ситуации церковное и казачье начальство из Уральска дало разрешение на крещение детей избранными для таких целей старикам, опытных в церковных делах. Постепенно, из-за отсутствия храма, верующие стали приходить к ним и на богослужения в праздничные дни. Со временем, в глазах людей они превратились в наставников, а по сути священников, к которым привыкли и уже не хотели расставаться. 

 

Надгробный камень на старом кладбище с. Сакмары

Так с соизволения властей в Сакмаре появились начетники - особая группа верующих из числа пожилых мужчин -   способных и любознательных от природы, путём самообразования овладевших книжной премудростью, навыками устного и письменного слова. Именно эти качества, наряду с жизненным опытом и психологией позволили им со временем завоевать непререкаемый авторитет и влияние у верующих, подавляющее большинство среди которых, как известно, составляют женщины.

Был ещё один способ воздействия на умы и чувства прихожан, а также укрепление своего авторитета. Это так называемое знаменное пение «по крюкам» - системой знаков, использовавшихся для его записи. Этот особый вид древнерусского богослужебного пения, корни которого имеют византийское происхождение, был сохранён старообрядцами и широко использовался. Подобный своеобразный монотонный старинный напев начетчиков и их помощников - уставщиков нравился сакмарцам, которые, к сожалению, ничего лучшего не слышали.

Поэтому, когда в 1828 году из Уральска приехали священники освящать построенную церковь, сакмарцы не шли на торжественное богослужение, и их пришлось сгонять туда силой. Но оказалось, что освящение церкви носило чисто формальный характер. После него высокое духовенство вернулось в столицу казачьего войска, не оставив никого для службы в храме. Жители станицы по-прежнему остались предоставлены сами себе, и такая ситуация продолжалась ещё 11 лет.

Только в 1839 году сюда был назначен священник. Но при нем очень немногие из верующих стали посещать церковь, остальные же, как и раньше, шли к своим наставникам. Объясняли они свою позицию тем, что служба и пение проходит в ней не «непо-старинному», не по тем правилам, к которым люди уже привыкли за многие годы.

Но, видимо, наличие церкви с действующим священником нарушило сложившееся равновесие в староверческой среде. Среди них начались разногласия и ссоры наставников из-за прихожан. После всех противостояний и выяснения отношений в станице сформировалось два старообрядческих сообщества: «поповское» и «перекрещенское». П.Юдин в своём исследовании приводит данные, так называемых «клировых ведомостей» за 1841 год, из которых видно, что к «поповцам» относилось 2227 душ обоего пола, а к «перекрещенцам» - 127. Было также 40 душ единоверцев, представлявших течение в старообрядчестве, возникшее в результате соглашения умеренных кругов старообрядцев с официальной церковью и оформленного в 1800 году. Оно подчинялось Синоду, но сохраняло свои обычаи и обряды. 

В каждом сообществе, кроме последнего, имелись свои молельни.  У первого - самого многочисленного их было три, у вторых - одна. Возглавляли каждую свои наставники и начетники, которые обслуживали своих приверженцев - прихожан. Они фактически выполняли все церковные функции, кроме венчания. 

По замечанию исследователя, сакмарцев нельзя было отнести к ревностным прихожанам. На богомолье они ходили очень редко, в молельни шли преимущественно женщины. Мужчины же являлись туда только на праздники: Рождество, Пасху и то очень немногие. Тем не менее, Последователи одной веры не соединялись с последователями другой ни в «явствах, ни в питиях», а между тем спиртные напитки пьют и с христианами. Это у них за очень великий грех не считалось. 

Чтобы как-то повлиять на сложившуюся ситуацию, в 1860 году на средства богатого казака Пегова была построена часовня Покрова Святой Богородицы. Во время её строительства священником действовавшего а Сакмарске храма был отец Дмитрий Корин, уважаемый старообрядцами человек. После открытия и освящения часовни по их просьбе к епархиальному начальству священника перевели сюда с условием служить по правилам старой веры. Дело начало налаживаться, и прихожане полюбили своего пастыря и очень сожалели, когда он неожиданно скончался.

После его смерти в 1864 году в часовню по распоряжению епархиального начальства прислали нового священника, но уже не по выбору сакмарцев. К тому же он не захотел служить по старым правилам, что привело к тому, что старообрядцы отказались посещать молитвенный дом, а затем, воспользовавшись отсутствием священника, вынесли оттуда все иконы, не только жертвованные ими, но и им не принадлежащие, а также и книги, купленные строителем часовни.

Было большое разбирательство с вызовом в Уральск двенадцати выборных стариков от сакмарских старообрядцев, с которыми выезжал и строитель часовни Пегов. Как бывает в таких случаях, «крайним» оказался служивший в ней дьячок. 

Через несколько лет по высочайшему царскому повелению Сакмарская станица, несмотря на сопротивление казаков, была передана из Уральского казачьего войска в Оренбургское, которое состояло в основном из людей православного вероисповедования.

У наших предков началась новая история, характеризующаяся ещё большей замкнутостью от соседей. Как и уральцы, сакмарцы продолжали жить особняком от прочих поселенцев Оренбургского края, отличаясь бытом и обычаями и от казаков, и от крестьян. Они крепко держались за прадедовские обычаи прежних казаков во многих сферах семейной и религиозной жизни.

Наверное, по этой причине советские авторы и мемуаристы, писавшие о гражданской войне в Оренбуржье и, конкретно о Салмышском бое, выделяли наших предков из среды оренбургских казаков, называя их не иначе как - «казаки-бородачи, раскольники станицы Сакмарской и прилегающих к ней хуторов». 

Эпоха, наступившая вслед за революцией и гражданской войной, сломала привычный уклад жизни сакмарских казаков, основу которого составляли служба государю-императору, сословная замкнутость и привилегии, а также старообрядческое мировоззрение.    

Но если первые факторы такого уклада ушли безвозвратно, то старая вера продолжала жить в умах и сердцах людей, поскольку была тесно связана с их бытом и основанными на нем обрядами.

Введение Советской властью системы Записей актов гражданского состояния покончило со сложностями, которые существовали у староверов по гражданскому оформлению браков с оформлением соответствующих документов. 

В царской России сведения о венчании заносились в специальные «приходские книги», которые являлись официальными фиксирующими документами. У наших же староверов храмов не было, а функциями венчания наставники и начетники не обладали. В Сакмаре они являлись частью старинного свадебного обряда, обычно называемого «родительским благословением», включавшим в себя целование иконы, родителей, совершением трёх земных поклонов и т.д. Но в глазах наших предков такой ритуал по силе морального воздействия ни в чём не уступал венчанию в церкви.

Видимо, поэтому для коренных сакмарцев домашние иконы выступали символом веры и её укрепления, частицей домашнего храма, связанного с памятью предков. Не случайно, в случае пожара или другой опасности их спасали в первую очередь. 

«Родительское благословение» как своеобразный обряд венчания при заключении браков соблюдался ещё долго, вплоть до военной поры и даже позже. Причём новая жизнь вносила свои сложности и даже препятствия. Могу судить по нашей семье, где моему отцу - комсомольцу в 30-х годах прошлого века мамой - верующей было поставлено условие, согласиться на него, иначе она замуж не выйдет. Пришлось отцу принять такие условия. 

Закрытие Казанского храма в Сакмаре и превращение его сначала в склад, а затем в кинотеатр стало тяжёлым ударом для православных верующих. У старообрядцев тоже национализировали построенный в 1860 году казаком Пеговым М.А молитвенный дом.Но это, как мне кажется, не оказало заметного влияния на сложившуюся систему религиозных отправлений основной массы верующих, поскольку она осуществлялась в жилых домах их наставников. Кроме того, организационно такие сообщества не оформлялись и не регистрировались а, значит, они, как бы не существовали. 

Помню в детстве моя мама и бабушка в дни больших религиозных праздников ходили в дом к нашему начетнику (его звалиИваном Кузьмичом), жившему в районе пересечений улиц Телеграфной и Нацменовской (ныне Пролетарской). У него собирались верующие северной окраины села. В других местах имелись свои начетники, причём мужчины. 

Но активность верующих в советское время уже была совсем не та, что раньше. Коллективные моления проходили редко, их зачастую заменяли встречи женщин, как правило, соседок или родственников у тех, кто знал и умел читать церковные старославянские книги. 

В нашей округе таким человеком была моя бабушка Агафья. У неё имелось много старинных религиозных книг – тяжёлые фолианты с деревянными обложками, с потёртыми листами старославянской вязи и красными заглавными буквами. Поэтому в наш дом постоянно приходили родственники и соседи, а также её ровесницы, такие же, как и она, истовые последовательницы старообрядческой веры.  Они вели беседы на религиозные темы, занимались чтениемлитературы и обсуждением жития святых. Такие небольшие староверские собрания активных верующих, заменяли какие-то большие религиозные мероприятия.

Но время шло, старики-начетникипостепенно уходили в иной мир, и к 70-80-м годам прошлого века в старообрядческой среде остро встала проблема таких организаторов религиозного процесса. Именно тогда впервые такие функции стали выполнять женщины. Найти их было непросто, поскольку для подобных целей требовались не просто верующие, а люди, сведующие в церковных делах и умеющие читать литературу на старославянском языке.

Я это знаю из рассказов мамы, потому что позже, после смерти мужа, её буквально упросили принять на себя миссию начетницы с учётом её личных качеств и навыков, приобретённых от своей матери – моей бабушки. У неё это получалось, и она пользовалась большим авторитетом среди староверов даже в Оренбурге. Да и такие функции стали проще, ориентируясь в основном на просьбы и пожелания людей. 

До 2023 года начетницей многие годы была Анна Дмитриевна Быкова

Новая эпоха, наступившая после распада Советского Союза, создала ещё большие сложности в религиозной жизни последователей старой веры в Сакмаре. Новые власти вернули православным верующим старый храм, и после реставрации он стал активно расширять свою паству. Как оказалось, в том числе и за счёт интеллектуальной части потомков жителей старообрядческого вероисповедования. В результате её приверженцами оставалисьлюди преклонного возраста, которых с каждым годом становилось меньше. 

В этих условиях наиболее активная и организованная часть жителей, оставшихся верными религии своих предков, начала понимать, что без какой-то материальной основы будет трудно рассчитывать на возрождение и сохранение древлеправославной веры там, где она существовала столетия. И их взоры обратились к бывшему молитвенному дому, построенному в 1860 г. богатым казакомПеговым М.А. на свои средства и конфискованному новой властью после гражданской войны. В 2019 году старообрядцы Сакмары обратились в Администрацию района и в Совет депутатов с просьбой о возвращении им этого здания. Местные власти с уважением отнеслись к их просьбе. Решением Совета депутатов Сакмарского района от 15.10. 2019 г. здание по адресу село Сакмара, ул. Советская, д.52 было возвращено общине старообрядцев.

 

 

С первого же дня в храме начались богослужения. Постепенно на средства прихожанпроводится ремонт в самом здании храма, заменена кровля, установлен купол с крестом, заново построено крыльцо, благоустраивается территория вокруг храма, что радует не только прихожан общины, но и многих жителей Сакмары и всего района, особенно из числа потомков казачьего сословия. Всё это даёт надежду на то, что старая вера наших предков не будет забыта в бывшей станице, ставшей ныне крупным административным центром Сакмарского района, встречающим своё 90-летие. 

 

 



Проголосуйте
за это произведение

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
342647  2025-12-23 18:27:10
VM
-

Русский переплет

Copyright (c) "Русский переплет"

Rambler's Top100